Инструкции. Лабораторные работы по биологии 5 класс.
опыты и эксперименты (5 класс)
Даны подробные рекомендации к лабораторным работам по биологии 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
instruktsii._laboratornye_raboty_po_biologii_5_klass.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Классы: __5абв__ Дата: «____»___________________ 201 г.
Лабораторная работа №1. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеточного строения растений
Цель работы: познакомиться с устройством лупы и светового микроскопа, научиться им пользоваться.
1.Рассмотрите ручную лупу. Какие части она имеет? Каково их назначение?
2.Рассмотрите невооружённым глазом мякоть полуспелого плода томата, яблока, огурца. Что характерно для их строения?
Устройство микроскопа и приёмы работы с ним
1. Изучите микроскоп. Найдите тубус, окуляр, объектив, штатив с предметным столиком, зеркало, винты. Выясните, какое значение имеет каждая часть. Определите, во сколько раз микроскоп увеличивает изображение объекта.
2. Познакомьтесь с правилами пользования микроскопом.
3. Отработайте последовательность действий при работе с микроскопом.
Порядок работы микроскопом
- Поставьте микроскоп штативом к себе на расстоянии 5 – 10 см от края стола. В отверстие предметного столика направьте зеркалом свет.
- Поместите приготовленный препарат на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
- Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
- В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение предмета.
- После работы микроскоп уберите в футляр.
Микроскоп – хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Классы: __5абв__ Дата: «____»___________________ 201 г.
Лабораторная работа №2. Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
Цель: закрепить умения пользоваться световым микроскопом, рассмотреть строение растительной клетки, учиться изображать рассмотренный микропрепарат, самостоятельно изготовить микропрепарат.
Инструкция:
1. Рассмотрите на рисунке 18 последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 1-2 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7.Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8.Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли.
9.Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нём тёмную полоску, окружающую клетку, - оболочку; под ней золотистое вещество – цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком ( она отличается от цитоплазмы по цвету).
10.Зарисуйте 2-3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
Класс______. Ф.И.__________________________________ Дата: «_____» _______ 201 г.
Лабораторная работа №4. Плесневый гриб - мукор. Строение дрожжей.
1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку,
положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через
несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в
лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
4.Заисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Строение дрожжей
- Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетке и нанесите 1-2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышкам и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
- Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите название её основных частей.
- На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.
Класс______. Ф.И.__________________________________ Дата: «_____» _______ 201 г.
Лабораторная работа №4. Плесневый гриб - мукор. Строение дрожжей.
1.Вырастите на хлебе белую плесень. Для этого на слой влажного песка, насыпанного в тарелку,
положите кусок хлеба, накройте его другой тарелкой и поставьте в тёплое место. Через
несколько дней на хлебе появится пушок, состоящий из тонких нитей мукора. Рассмотрите в
лупу плесень в начале её развития и позднее, при образовании чёрных головок со спорами.
2.Приготовьте микропрепарат плесневого гриба мукора.
3.Рассмотрите микропрепарат при малом и большом увеличении.
4.Заисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей.
Строение дрожжей
1. Разведите в тёплой воде небольшой кусочек дрожжей. Наберите в пипетке и нанесите 1-2 капли воды с клетками дрожжей на предметное стекло. Накройте покровным стёклышкам и рассмотрите препарат с помощью микроскопа при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рисунком 50. Найдите отдельные клетки дрожжей, на их поверхности рассмотрите выросты – почки.
2. Зарисуйте клетку дрожжей и подпишите название её основных частей.
- На основе проведённых исследований сформулируйте выводы.
Лабораторная работа №4. Плесневый гриб - мукор:
Строение дрожжей.
Лабораторная работа №4. Плесневый гриб - мукор.
Гриб мукор:
Строение дрожжей:
Класс______. Ф.И.__________________________________ Дата: «_____» _______ 201 г.
Лабораторная работа №5. Строение мха
1.Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
2.Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
3.Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.
4.Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
5. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные работы по биологии 9 класс
В материале содержатся инструкции для проведения лабораторных работ по курсу "Биология. Общие закономмерности" по программе В.Б.Захарова и Н.И.Сонина. Данный материал может быть расп...
Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :"Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "
Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема "Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом "выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре...
Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые
Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 7 класс.
Инструкции к лабораторным работам по биологии 7 класс, даны подробные рекомендации....
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс
Инструкции. Лабораторные работы по биологии 8 класс. Даны подробные инструкции к выполнению....
Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов
Инструкции. Лабораторные_работы по биологии для 9, 10 классов. Даны подробный инструктаж, облегчают работу учащихся....