Использование проектно- исследовательской деятельности в обучении
статья

Филатова Галина Юрьевна

В настоящее время общество ждет конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями. Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время общество ждет конкурентоспособных учеников, способных быть исследователями проблем, а не простыми исполнителями.

 Ученые и учителя-практики констатируют, что приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности, разработке проектов, выполнению творческих работ позволяет создать благоприятные условия для их самообразования и профессиональной ориентации. Речь идет об исследовательской деятельности как самостоятельном компоненте образовательно-воспитательного процесса в учебном заведении. В контексте нашего исследования основными понятиями являются «проектно-исследовательская деятельность» и «информационно-коммуникативные компетентности». В связи с этим необходимо раскрыть научные предпосылки их изучения. 

Учебные занятия, моделируемые по проектной технологии, позволяют учителю использовать широкий спектр дидактических подходов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии, творческие мастерские и т. д. Учащиеся, включенные в выполнение проектных заданий, приобретают жизненно важный опыт по решению различных проблем. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом и способствует повышению толерантности подрастающего поколения в стремительно меняющихся условиях современности. Особую роль в развитии учащихся играют учебные исследовательские проекты, реализуемые на основе системного подхода к познанию мира природы.

Этого возможно достичь, если мы научимся добывать знания, вести самостоятельный поиск информации, но сейчас, большая часть знаний по-прежнему, преподносится в готовом виде и не требует дополнительных поисковых усилий. Поэтому одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса и способом решения указанной проблемы, является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом, развивают информационно-коммуникативные компетентности.

Формирование ключевых компетенций:

ценностно-смысловых – ведение наблюдений за объектами окружающего

мира, понимание  и ориентирование в нем;

учебно-познавательных -  самостоятельная исследовательская деятельность

включающая элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами;

информативных - самостоятельная работа по поиску информации в

            ресурсах Интернет, ее анализ, обработка, обобщение;

структурирование собранного материала, наглядное представление собственных наработок;

коммуникативных – взаимодействие в группе и обмен информацией;

проведение опроса; сотворчество в работе с учителем

личностного самосовершенствования- ответственное отношение к своему здоровью

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

  • под проектно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации образовательно-воспитательного процесса, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов характерных для исследования.
  • особенности организации проектно-исследовательской деятельности заключается в создании благоприятных условий для стимулирования и профессиональной ориентации.

Были определены требования к научно-исследовательской деятельности В.Н. Борздун, Л.А. Борздун в 2003 году, которых мы и придерживаемся:

1.      Актуальность выбранного исследования.

2.      Сформулированность и аргументированность собственного мнения.

3.      Чёткость выводов, обобщающих исследование.

4.      Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх школьной программы.

5.      Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

6.      Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

7.      Соответствие содержания работы поставленной цели и сформулированной теме.

8.      Умение вести дискуссию по теме.

9. Технологичность и техничность исполнения.

10.   Художественный вкус.

Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения.

Как же осуществляется работа над проектами?

  • Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
  • Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
  • Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы.
  • Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, научить решать познавательные и творческие задачи, работать в сотрудничестве.
  • Подготовка защиты работы. Ребята самостоятельно готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
  • Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации.
  • Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся
  • 1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, села.
  • 2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
  • 3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  • 4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  • 5. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания.

Одним из достижений современной цивилизации является создание Всемирной информационной сети, без которой сейчас невозможно представить деятельность учителя и организацию научно-исследовательской работы с учащимися.

Для удобства работы с Интернетом я создала каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться. Я предлагаю несколько адресов электронных сайтов.

Организация исследовательской деятельности учащихся в сочетании с информационными технологиями  дает возможность в большей степени помогает заложить основу человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни.

Почему необходимо проводить исследовательскую и проектную работу:

1.      Она позволяет полученные теоретические основы связать с практикой, применить их в нестандартной ситуации, а значит, позволит приобрести ученику самое ценное на сегодняшний момент в образовании, способствующее повышению его качества – навык работы с компьютером и проведение исследовательских проектов.

2.      Исследовательская работа проводится по тому же принципу, что и в ВУЗах, поэтому её проведение в школе позволит создать преемственность, облегчить переход из школы в ВУЗы.

3.      Углубленнее изучить программный материал, связать его с жизнью.

4.      Принести пользу для местного сообщества, пытаясь в силу возможностей своего возраста, поднять волнующие всех вопрос, найти выход из сложных ситуаций.

5.      Повышают мотивацию обучения школьников.

6.      Повысить жизненную активность молодежи, патриотические чувства

Этапы проектно-исследовательской деятельности

Действия учителя

Примерные действия учащегося

Формируемые

умения и навыки

Подготовительный этап

-проблемное введение в тему;

- использование «мозгового штурма»

выбор темы проекта

- выдвижение гипотезы;

- создание творческих групп;

- планирование

исследовательских действий,

мыследеятельностные

Этап планирования

-лекции учителя;

-установление критериев оценки процесса и результата проектной деятельности;

Определение методов исследования по отдельным направлениям;

Определение способов представления результатов (формы отчета)

Коммуни

кативные;

поисковые

Этап исследования

Консультирование

- поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям;

- сбор информации;

- решение промежуточных задач;

Комм- ные;

Поисковые;

Информ-ные

проведение инструмент-ого эксперимента

Результативно – аналитический этап

Консультирование

-обмен информацией между группами;

-анализ собранной информации;

-формулирование промежуточных выводов;

-постановка новых проблем, возникающих по ходу выполнения проекта;

-продолжение работы в укрупненных базовых группах

Коммуни

кативные; мыследеятельностные

Отчетно-презентационный этап

Консультирование

Обсуждение коллективом проектантов возможных форм представления результатов;

Распределение функций для оформления результатов и ролей для защиты и презентации проекта;

Выполнение отчета;

Презентация результатов проекта; (Самовыражение личности ребенка связано с собранной информацией. Это может быть свободные тексты-сочинения, создают слайды, изготавливают книжки и т.д.)

презентационные

Этап оценки результатов проекта и проектной деятельности

Оценка проектной деятельности учащихся;

Коллективное обсуждение участия в проекте, заполнение оценочных карточек и рейтинговых листов;

Обсуждение практической значимости проведенного проектного исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни?

Самоанализ, самооценка, рефлексия.

Таким образом, активизация познавательной деятельности через использование информационно - коммуникационных технологий на уроках  способствует повышению качества знаний и успеваемости, происходит подготовка учащихся к жизни в условиях информационного общества, создаются условия для самореализации и самоактуализации личности, повышается мотивация учебной деятельности, растет интерес учеников к предмету.


 Требования к оформлению научно-исследовательской работы.

3.1.        Общие требования к оформлению.

Исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ. Текст представляется на белой бумаге форматом А4 (297x210) на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

- размер полей: левое - 30 мм, правое - 15 мм, верхнее - 20 мм,  

нижнее -25 мм;

- нумерация страниц:  по центру внизу страницы;

- текст печатается через 1,5 интервала (5 знаков), 14 шрифтом;

нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится.

Далее весь последующий объем работ, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней страницы.

Рукопись перепечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние задерживается между заголовками главы и параграфа. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 1 см 10 мм.

Начало каждой главы печатается с новой страницы. Это относится также к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям.

3.2.        Требования к оформлению цитат и ссылок.

Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты.

При цитировании следует выполнять следующие требования:

При дословном цитировании текст автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дан в первоисточнике. По окончании делается  ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение (1. с.356) указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 356 в первоисточнике под номером 1 в списке литературы.

Например:

 «Новочеркасск! Целый город, целый городской мятеж так начисто слизнули и скрыли! Мгла всеобщего неведения так густа осталась, - и большинство наших сограждан даже по имени не знает такого события: Новочеркасск, 2 июня 1962 года1

1Солженицын А. Н. Архипелаг ГУЛАК. М., 199. Т. 3. с. 356.

При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: (23).

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цитирую по книге...» и указать номер страниц и номер источника в списке литературы, например: [цитирую по книге (2. с.6)].

Например:

«С января 1962 года на Новочеркасском электровозостроительном заводе в очередной раз снижались расценки до 30-35 %. Последним снизили расценки рабочим сталелитейного цеха». 2

2Цит. по: Мардаль И. Б. Хроника необъявленного убийства. Новочеркасск, 1992. С. 6.

Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы. При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск в тексте обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена мысль.

Если автор в приведенной цитате выделяет в ней некоторые слова, то он должен это  специально оговорить  в  скобках, например: (подчеркнуто мною - О.К. или (курсив наш - О.К.))

Когда на одну страницу попадает две - три ссылки на один и тот же первоисточник, то фамилия автора или порядковый номер указывается один раз. Далее в скобках принято писать (там же) или при цитировании (там же с.309).

Ссылки внутри текста даются в квадратных скобках, где указывается номер источника по списку литературы и в необходимых случаях страницы, например: «А. Б. Евстигнеев [13] и В. Е. Гусев [5] считают …»; «В настоящее время, как отмечает М. Черемисина [29, с.125],…». При ссылке на несколько работ (одного или нескольких авторов) в скобках указываются номера этих работ: «Ряд авторов [11, 15, 19] считают, что …».

При цитировании отдельных высказываний, различных точек зрения, воспоминаний, записей бесед и т. д. необходимо правильно и точно оформлять сноски на первоисточник (запись воспоминаний, книгу, статью и т. д.) с указанием страницы издания. При этом необходимо надо указывать, где хранится данный первоисточник (музей, государственный или личный архив с указанием фонда и других выходных данных).

3.3. Требования к оформлению приложений.

Приложения по своему содержанию могут быть разнообразными. Это могут быть архивные чертежи или документы. Можно дать полный текст, обнаруженный вами неопубликованных источников. В приложение помещают ксерокопии документов или фотографии видов отдельных церквей, общественных зданий, исторических или культурных памятников. Единственным условием является бережное отношение к представленным вам документам из семейного архива.

Прикладывать подлинные документы к конкурсной работе не следует. Важно, чтобы все документы приложения были тщательно прокомментированы и подвергнуты критическому анализу. Приложениями к конкурсным работам могут служить аудио и видеокассеты.

При оформлении приложения следует учитывать правила:

Приложения оформляются как продолжение основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме приложения оформляются в виде самостоятельного блока в отдельной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения» и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указания номера в правом верхнем углу.

Например: Приложение 1.

Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки под нумерацией приложения.

При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами по порядку без знака «номер» и точки в конце.

Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см». Указание обычно заключается в круглые скобки.

Например: (см. приложение 1).

Приложения к работе необходимо аннотировать, подписи под фотографиями, схемами, картами, воспоминаниями, интервью, репродукциями, иллюстрациями и т. д. надо делать с учетом принятых в исторической науке правил описания всех типов источников (письменных, вещественных, изобразительных, устных и комплексных).

Например:

На снимке изображено духовенство верхоленского собора Воскресения Господня. В центре сидит батюшка – отец Дмитрий Селезнев. Справа от него – матушка. В руке у неё ридикюль. В то время не каждый мог позволить себе столь дорогою вещь. Под ногами у них постелена домотканая дорожка. Снимок сделан на фоне бревенчатой стены дома.

На обратной стороне имеются росписи людей, изображенных на снимке, а также печать фотографа Степанова, в центре которой стоит дата изготовления снимка: 29 июня 1911 года.

3.4. Требования к оформлению библиографического списка.

Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки.

В первой части списка перечислите источники - сначала неопубликованные архивные, воспоминания, интервью с участниками событий.

Затем - опубликованные сборники документов, мемуары, отдельные публикации документов.

Во второй части перечислите в алфавитном порядке авторов или названия книг, статей, справочно-информационные издания. После описаний на русском языке помещают описания источников на иностранных языках. Работы русских учёных, опубликованные на иностранном языке, помещаются в «иностранной» части списка.

Устные источники описываются так: «Воспоминания. Яковлев В.Ф. 1938 г. р., село Темра Шарыповского района».

О картографическом источнике, из которого получены сведения, сообщаются следующие данные: название карты или атласа, для многолистных карт - номер листа, для атласа - страница, место и год издания, для рукописных карт - год составления, автор карты. Для карт, хранящихся в архиве, указываются также название архива, название и номер фонда, номера описи, дела, единицы хранения.

Помните, что если не указан источник, приведенные сведения лишаются практической ценности, поскольку нет возможности убедиться в достоверности информации.

Правила оформления библиографических списков.

•        Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).


Например: Список литературы и источников.

Воспоминания.

1. Аникеев С.Р., 1930 г.р. с. Береш Шарыповского р-на Красн. Кр.

2. Борисов Н.Е., 1923 г.р. с. Скворцово Шарыповского р-на Кр. Кр.

3. Гультов С.Б., Раскопки поселения Ашпыл – археологический отчёт 1985 года, Москва, 1987, стр. 237.

4. ГАКК, фонд «Решения сельских сходов в 1985-1990 г.г.», оп.45, д.58, л.12.

5. Плотность населения. Народы.- Атлас Красноярского края и Республики Хакасия – стр. 48; Новосибирск, 1994.

6. Рукописная карта Шарыповского района, составил Романов М.Ю., с. Берёзовское, 1962

Литература

1. Балашов Д.М. Как собрать фольклор. Москва,1971.

2. Вадецкая Э.Б. К методике определения первоначального положения погребённого в могиле – в кн.: Археология Южной Сибири. Кемерово, 1980.

3. Комиссаренко А.Н. Город Шарыпово. Шарыпово, 1993.

4. Комиссаренко А.Н. Поэзия шарыповской земли. Топонимический словарь. Шарыпово, 1999.

5. Проблемы устной истории в СССР // Материалы I-й научной конференции в г. Кирове 28-29 ноября 1989 года. Киров, 1990.

6. Спатов Н. Что может вузовская наука? // Учительская газета – 1985, 2 июля.

7. Чубаров Л. Игры детворы республики Саха // Воспитание школьников - №5, 1994.

8. Messerschmidt D.G. Forchungs-reise durch Sibirien 1720-1727. Berlin,1962.


Примерный образец записи беседы с информатором (опросный лист оформляется на каждого информатора)

1. Область, город, район, село, деревня, посёлок______________________________

_____________________________________________________________________

2. Фамилия, имя, отчество информатора_____________________________________

3. Дата рождения информатора____________________________________________

4. Место рождения информатора__________________________________________

5. Место работы (учёбы), специальность, занимаемая должность_______________

_____________________________________________________________________

6. Ф.И.О. проводящего опрос__________________________

7. Образовательное учреждение (краеведческое объединение)__________________

8.Класс______________________________________________________________9. Дата проведения беседы_______________________________________________

10. Место проведения беседы_____________________________________________

11. Текст беседы_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Подпись информатора___________(расшифровка подписи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование проектно-исследовательской деятельности на уроках черкесского языка и литературы"

Данный мастер-класс я провела совместно с учителями школы и учащимися 6 класса. Я показала на практике как проводить проектную и исследовательскую работу с учащимися, ознакомила с этапами работы над п...

Доклад для МО "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ"

Современный мир меняется всё более быстрыми темпами. Каждый год объём информации увеличивается, её потоки обрушиваются на учеников. Знания, полученные в школе, через некоторое время устаревают и нужда...

Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

В статье  подводятся итоги создания исследовательских проектов  по изучению истории Дивеевского района...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕНЫМИ ДЕТЬМИ

Статья на тему: использование  проектно-исследовательской деятельности при работе с одаренными детьми....

Использование проектно-исследовательской деятельности в обучении иностранному языку.

В современной методике преподавания иностранного языка широко используется проектно-исследовательская деятельность, которая является одним из средств реализации требований ФГОС по иностранному языку....