ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕНЫМИ ДЕТЬМИ
материал на тему

Григорьева Наталья Сергеевна

Статья на тему: использование  проектно-исследовательской деятельности при работе с одаренными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_odarennye_deti.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ОДАРЕНЫМИ ДЕТЬМИ

Григорьева Н.С.

ГБОУ лицей №533

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

А.Н.Колмогоров

           Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления

           Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей.

            На мой взгляд, каждый ребенок-одаренный, и задача педагога состоит в создании условий для развития  неповторимых качеств каждой личности. Развитие творческой одаренности, можно осуществлять через проектно- исследовательскую деятельность в виде системы работы по организации исследовательской деятельности для раскрытия творческого потенциала учащегося.

             Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, ребята развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов учащиеся развивают абстрактное мышление, способности формировать свое мнение и умение его отстаивать, умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках, формируют чувство ответственности за порученное дело, повышают уверенность в себе, осознают значимость выполненной работы.

   Как известно, исследования и проекты имеют большое количество видов и разновидностей. Они классифицируются:

 - по доминирующей деятельности учащихся (исследовательский проект, информационный, творческий, ролевой, практико - ориентированный);

 - по комплексности и характеру контактов (монопроекты, межпредметные проекты; внутриклассные, внутришкольные и др. );

 - по продолжительности (мини - проекты, недельные проекты, краткосрочные проекты, годичные и др.)

С точки зрения организации и реализации (из опыта работы) наиболее эффективными являются исследовательские, информационные, творческие,  внутриклассные, краткосрочные и минипроекты.

              Мною проектно-исследовательская деятельность организуется как на уроках (минипроекты), так и во внеурочное время.

              Возможные темы проектов для учащихся всего класса:

-Химия в быту(8 класс)

-Мой рацион дня(9 класс)

-Металлы и сплавы в моем доме(9 класс)

-Полимеры в моей жизни(10 класс)

               В результате такой творческой деятельности выявляются дети, готовые проводить индивидуальные исследования и проекты. Итогом такой деятельности является защита тем проектных и исследовательских работ, участие в научно-практических конференциях, на которых мои ребята занимают призовые места. Это такие проекты, как:

  • Измерение кислотности различных напитков, продуктов питания, бытовых моющих
  •  Исследование загрязненности снежного покрова микрорайона школы; рек Санкт-Петербурга и Ленинградской области
  • Изучение кислотности почвы разных районов города
  • Содержание в цитрусовых витамина С
  • Вред пластика и другие

               Результатом моей работы с одаренными детьми является то, что мои ученики:

  обладают умениями находить и самостоятельно применять информацию из различных источников;

  выносить аргументированные суждения с привлечением методов системного анализа;

  в ходе работы над учебным проектом у них вырабатывается собственное аргументированное мнение и умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

               Проектно-исследовательская деятельность мною используется как действенный способ выявления одарённых детей и включения их в процесс приобщения к углубленному изучению химии, развития интереса к предмету, повышения эрудиции, выработке специальных умений и навыков, формирования культуры исследования. Особенностью исследовательской работы является то, что она имеет надпредметный характер, позволяет одаренным детям приобрести не только интеллектуально-теоретическую, но и практическую направленность, возможность непосредственного личного контакта с изучаемым материалом, что имеет важную социальную значимость.

               ЛИТЕРАТУРА:

 1.Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. – М., 2001.

 2.Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся./ А.В.Леонтович-М.:Просвещение,2002,с.17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми.

Статьи учителя, в которых он делется опытом о работе с одаренными детьми, какие использует педагогические технологии в этой работе. Насколько способствует проектная деятельность раскрытию творческих и...

Метод проектно-исследовательской деятельности для раскрытия способностей одаренных учащихся и формирования иноязычной социальной компетенции.

"...В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условиесуществования, и все, что выходит за пределы рутины, и в чем заключена хоть йотанового, обязано своим происхождением тв...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА, КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

В условиях кардинальных изменений  в образовательной системе нашей страны фактор учителя  в школе становиться  особенно актуальным. Характерной приметой нашего времени является повышени...

Статья Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности

Статья Проектно-исследовательская деятельность как метод развития одаренности...

Проектная деятельность в работе с одаренными детьми

Методические рекомендации для работы с одаренными детьми...