Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
статья
Учить школьников учиться - важнейшая задача каждого педагога, но высокие результаты не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом предмете, без желания познать неизвестное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 25.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №1»
671840, Республика Бурятия, Кяхтинский район, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
Корнетова Юлия Игоревна – учитель химии
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Учить школьников учиться - важнейшая задача каждого педагога, но высокие результаты не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом предмете, без желания познать неизвестное. Несколько лет работаю над педагогической проблемой «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии». Сложность материала, невостребованность данных знаний у большого количества выпускников, уменьшение часовой нагрузки являются основными причинами низкой успеваемости школьников по химии, нежелания выбирать данный предмет при сдаче ЕГЭ.
В связи с этим считаю, что первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создание условий, при которых обучающиеся вынуждены активно, творчески работать и на уроке и дома.
Концептуальность. Принцип активности подразумевает такое качество учебной деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Своеобразие и новизна опыта. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования. Поэтому в процессе преподавания особое внимание уделяю периодической зависимости свойств химических элементов и образованных ими веществ от строения, классификации простых и сложных веществ. Наиболее удачными уроками являются уроки-обобщения: «Первоначальные химические понятия», «Важнейшие классы неорганических соединений».
Основное содержание курса химии 9 класса сводится к изучению отдельных, наиболее практически ценных веществ. Курс заканчивается знакомством с органическими соединениями. Важнейшей особенностью является выделение времени на реализацию регионального компонента. Удачными уроками можно считать: «Производство серной кислоты» - ролевая игра с демонстрацией опытов, урок-практикум «Жесткость воды и способы её устранения», конференция «Минеральные удобрения».
Обучающиеся 10 класса испытывают трудности при переходе от неорганической химии к органической. Изложение теоретического материала проводится с использованием лекций, опорных схем и конспектов. Обучающиеся самостоятельно готовятся к урокам-семинарам, к защите проектов таким как «Экологические проблемы, связанные с использованием природных источников углеводородов», «Полимеры и их роль в жизни человека».
При обобщении и систематизации знаний по неорганической химии в 11 классе обучающиеся затрудняются составлять ионные и окислительно-восстановительные уравнения реакций, осуществлять превращения веществ, решать задачи на смеси и растворы. Поэтому стараюсь больше выполнять тренировочных учебных упражнений, применять тестовые задания, решать расчётные задачи.
Теоретическая база опыта. Воспитание у обучающихся интереса к химии достигается тем, какие методы и формы организации обучения подобраны. Я выбираю методы, побуждающие обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности, к которым относятся: проблемные, поисковые методы, деловые игры, групповые дискуссии и другие, связанные с активностью обучаемых. В своей работе я использую опыт передовых учителей химии, рекомендации методистов, психологов, дидактов, занимаюсь самообразованием. При составлении поурочных планов с целью воспитания интереса к предмету я применяю ряд приемов:
1. Мотивация знаний и видов деятельности обучающихся.
2. Прием так называемых перспективных линий. Он состоит в организации учебной работы неодинаковых по развитию или обученности школьников и убеждении их возможности достичь планируемые результаты обучения. С этой целью на разных уроках неоднократно повторяю, что все могут изучить учебный материал и получить положительные оценки, обучающиеся с хорошими знаниями смогут ассистировать учителю во время демонстрации химического эксперимента, быть консультантами на уроках - зачетах. стремлюсь к созданию на уроках ситуаций успех
3. Организация и чередование на уроках различных видов учебной деятельности учащихся: выполнение самостоятельных работ, применение теоретических знаний, решение химических задач, проведение эксперимента, работа с учебной литературой, а также обучение умения работать в коллективе.
4. Широко использую активные формы обучения — лекции, семинары, консультации, зачеты, игры.
Ведущая педагогическая идея.
Как учитель-практик, я пришла к выводу, что наиболее активизирующий эффект на уроках дают ситуации, в которых обучаемые должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам и учителям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым ученикам непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильные задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия;
- решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.
Использую такие педагогические технологии, цели и средства которых приводят к активизации, составляют главную идею и дают результат. К таким технологиям можно отнести:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения, поисковые, творческие, продуктивные;
- интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);
- технологии формирования субъектной активности человека (лидерства, субъектной социальной активности, самозащитных качеств личности).
При проведении уроков формирования новых знаний использую уроки-лекции, путешествия, конференции, при отработке умений и навыков: уроки-турниры, семинары, зачеты. Особое место в учебном процессе занимают уроки обобщающего повторения, где переплетаются различные формы и типы уроков. Убеждена, что занимательная форма повторения изученного с использованием дидактических игр, даёт неизменный положительный результат. Именно дидактические игры развивают мышление, внимание, сосредоточенность, память, наблюдательность.
В процессе обучения химии в средней школе предусмотрено изучение веществ и химических процессов на качественном и количественном уровне. Поэтому расчетные задачи и химический эксперимент занимают особое место в усвоении знаний, в формировании умений и навыков, в развитии мыслительной деятельности обучающихся. Наблюдения и эксперимент способствуют формированию у обучающихся способности выяснять сущность изучаемых явлений, проводить сравнения, делать выводы и обобщения, повышают интерес к предмету. Выполнение же расчетных задач служит одним из способов учёта знаний и проверки навыков, полученных в процессе изучения предмета. Это самое сложное звено в системе обучения химии, над которым нужно постоянно работать.
Одним из таких активных методов в химии является эксперимент. Он является не только необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии, но и облегчает понимание технологии химических производств, способствует развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления, используя для этого теоретические знания, устанавливать причинно-следственные связи, развивает самостоятельность, дает возможность проведения работ исследовательского характера.
Результативность опыта.
На современном этапе развития школьного образования проблема активизации познавательной деятельности обучающихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.
Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, которое осуществляется с помощью активных методов, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности. Методы активизации познавательной деятельности: вооружают знаниями умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.
Одним из показателей результативности моей работы является удовлетворенность ученика качеством учебного процесса, результаты конкурсов, олимпиад, научно-исследовательских работ и внешнего мониторинга.
Результаты учащихся в олимпиадах и конкурсах по химии в 2018-2020 уч. гг.
№ | Учебный год | Название олимпиады, конкурса | Кол-во учащихся, принявших участие | класс | Места, занятые учащимися | |||
I | II | III | сертификат | |||||
1 | 2018-2019 | Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) | 3 4 10 | 11 10 9 | 1 1 1 | 1 | 1 | 2 2 8 |
2 | 2018-2019 | Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | 1 1 1 | 11 10 9 | 1 1 1 | |||
3 | 2018-2019 | Международный конкурс по химии «Виват, химия!» | 2 | 11 | 1 | 1 | ||
4 | 2018-2019 | Всероссийский конкурс по химии «История открытия химических элементов» | 2 | 9 | 1 | 1 | ||
5 | 2018-2019 | Всероссийский конкурс по химии «Химический калейдоскоп» | 2 | 11 | 1 | 1 | ||
6 | 2018-2019 | Всероссийская олимпиада по химии | 1 1 | 9 8 | 1 | 1 | ||
7 | 2018-2019 | Международная олимпиада «Занимательная химия» | 8 1 | 9 8 | 3 1 | 5 | ||
8 | 2018-2019 | III Международный конкурс «Старт» (химия) | 2 2 | 11 9 | 1 | 2 1 | ||
9 | 2018-2019 | Общероссийская тематическая олимпиада для школьников «Точные науки» (Химия) | 5 11 | 8 9 | 5 1 | 8 | 2 | |
10 | 2018-2019 | XII Всероссийской олимпиады «Мыслитель» (Химия) | 2 1 | 8 9 | 2 1 | |||
11 | 2018-2019 | Международная дистанционная олимпиада «Путь к знаниям» (Химия) | 11 2 | 9 8 | 5 | 5 | 1 1 | 1 |
12 | 2019-2020 | Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап) | 4 4 10 12 | 11 10 9 8 | 1 1 1 1 | 1 1 | 1 1 | 2 2 8 10 |
13 | 2019-2020 | Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап) | 1 1 1 1 | 11 10 9 8 | 1 1 1 1 | |||
14 | 2019-2020 | Всероссийская олимпиада школьников «Умники России. Осенний этап 2019 г.» | 2 | 9 | 2 | |||
15 | 2019-2020 | Отраслевая олимпиада школьников «Газпром». Отборочный этап. | 1 | 9 | 1 |
Результаты научно-исследовательских работ учащихся
Года | Форма участия | Содержание работы | Результат |
23.11.2019 | Свидетельство в электронном СМИ. Проект для одаренных детей «Алые паруса». | Исследовательская работа «Индикаторы в наше жизни». | Свидетельство серия 4083134-142714 |
Результаты внешней экспертизы достижений учащихся
Года | Организация, проводившая экспертизу | Уровень | Результат | Класс |
2019-2020 | ВПР по химии | Российский | 29 баллов | 11 класс |
2019-2020 | ВПР по химии | Российский | 26 баллов | 11 класс |
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
Систематическая работа над развитием интеллектуальных умений обучающихся положительно сказывается на качестве их знаний, умений и навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...