Педсовет на тему "Инновационные формы проведения классных часов"
методическая разработка
Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на МО классных руководителей:
«Инновационные формы проведения классных часов»
2018 год
Переступая порог школы, ученик попадает на огромную, новую для него планету - Планету людей. Ему предстоит освоить азбуку общения с ними, узнать, почему все они такие разные, по каким правилам они живут, что ценят друг в друге. Здесь главную роль сыграет учитель, который обязан продумать воспитательную работу в классе. Одна из форм воспитательной работы - это классный час.
«Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой социально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов».
Классный руководитель занимается основной воспитательной и организационной работой в классе. В его обязанности входит не только создание благоприятных условий для личностного развития школьника, но также эффективная помощь в решении психологических проблем, возникающих у ребенка в общении с другими учениками, родителями и учителями. Классный руководитель является как бы посредником между школьником и обществом, помогая выстраивать отношения в коллективе с помощью разнообразной деятельности, способствующей самовыражению каждого ученика и его развитию как индивидуума.
Участвуя в формировании первичного детского коллектива в классе, классный руководитель должен принимать на себя роль лидера, наставника, опекуна и друга своих подопечных. Он должен уметь вдохновлять ребят, понимать их нужды, быть помощником, а также не только организовывать, но и активно участвовать в коллективной творческой деятельности своего класса.
Внеурочное общение классного руководителя и учеников занимает очень важное место в воспитательной работе. При этом классный час является одним из самых распространенных способов организации такого общения. Классный час проводится, как правило, каждую неделю. Он может длиться, как обычный урок, но это не обязательное условие. Порой для освещения темы достаточно 15-20 мин. Другие же темы требуют более длительного общения.
Различают классный час организационный и тематический.
Тематический классный час отличается тем, что посвящен определенной теме. Такое общение является более целостным и завершенным, помогает сконцентрировать внимание учащихся на конкретных вещах, не распыляясь по мелочам. Классный час, проводимый на определенную тему, является более эффективным, чем просто неформальное собрание. Саму тему очень удобно использовать для достижения тех или иных педагогических целей во время общения.
Существует большое разнообразие форм, которые классный руководитель может использовать для организации общения на тематических классных часах. Выбор формы зависит от:
1) цели, которую учитель поставил для данной встречи с учениками;
2) возраста школьников;
3) существующих условий и доступных средств;
4) опытности преподавателя.
Воспитательные цели классного часа
Тематические классные часы имеют различные воспитательные цели.
Во-первых, их можно использовать для создания соответствующих условий, позволяющих школьникам проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Вторая цель классного часа — дать школьникам знания об окружающем мире, его проблемах, обществе, человеке, природе и т. п.; научить принимать участие в обсуждении общественно важных вопросов, решении конфликтных ситуаций, общественных и мировых проблем, понимать политические ситуации и т. д.
Еще одна воспитательная цель состоит в том, чтобы дать учащимся нравственно-этическое воспитание, сформировать правильное отношение к общечеловеческим ценностям, воспитать зрелую личность, эмоционально и нравственно стойкую к негативным жизненным проявлениям.
Немаловажной целью классного часа является также создание здорового классного коллектива, который мог бы стать благоприятной средой для социального, эмоционального и интеллектуального развития учеников.
Классный час выполняет функции:
- просветительскую
- ориентирующую
- направляющую
- формирующую.
Суть просветительской функции состоит в том, что классный час дает возможность расширить круг тех знаний учеников, которые не нашли отражения в учебных программах. Эти знания могут содержать в себе информацию о событиях, происходящих в городе, в стране и за рубежом. Объектом обсуждения классного часа может быть любое явление или событие.
Ориентирующая функция способствует формированию определенного отношения к окружающему миру и выработке иерархии материальных и духовных ценностей. Помогает оценивать явления, происходящие в окружающем мире.
Просветительская и ориентирующая функции тесно связаны между собой, т.к. нельзя научить учащихся оценивать явления, с которыми они не знакомы. Хотя иногда классный час выполняет исключительно ориентирующую функцию: при обсуждении широко известного события.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в рамки реального опыта учащихся.
Формирующая функция вырабатывает у учеников навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
Для выбора темы и содержания классного часа классному руководителю необходимо выявить возрастные особенности учеников, их нравственные представления, интересы и т.д. Это можно сделать, например, при помощи анкетирования или беседы.
Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и при его снижении использовать интересный по содержанию материал или поставить «острый» вопрос, использовать музыкальную паузу, сменить вид деятельности.
Наиболее распространены следующие формы проведения тематических классных часов:
1) беседа на определенную тему (ученики рассуждают на заданную тему, что учит их формировать и высказывать свое мнение);
2) дискуссия, диспут, дебаты, (класс делится на группы, представители которых высказываются в защиту противоположных позиций по данному вопросу; такая форма помогает вовлечь учащихся в обсуждение различных проблем, учит выслушивать и понимать мнение других, отстаивать свою точку зрения);
3) совещательные группы (класс делится на небольшие группы, каждая из которых в течение короткого отрезка времени обсуждает данную тему или проблему, затем представитель группы сообщает выводы, сделанные его командой; подобная форма проведения классного часа способствует общению внутри группы, развитию мышления у детей, умению работать в команде, делать самостоятельные открытия при изучении материала);
4) ролевая игра (коротко проигрывается проблемная ситуация, после чего ученики имеют возможность ее обсудить, проанализировать и сделать выводы; такая форма помогает лучше понять проблему, прочувствовав ее через обыгрывание той или иной роли);
5) тематическая лекция (раскрываются важные для школьников темы, такие как курение, наркомания, безопасность, здоровье и т. п.; кроме того, лекции могут быть познавательными — о культуре, традициях, биографиях и т. д.);
6) лекционный форум (обсуждение темы после прочитанной лекции — оживляет саму лекцию, стимулирует учащихся проявлять интерес к подаваемой информации);
7) классное собрание (распределяются обязанности между учениками, даются различные поручения, выслушиваются отчеты о выполнении данных поручений);
8) час общения (такая форма предполагает рассмотрение тем, интересующих учеников, решение возникших в классе проблем посредством их обсуждения; учит школьников быть откровенными друг с другом и преподавателем, не бояться и уметь разрешать конфликтные ситуации);
9) вопросы и ответы (преподаватель и ученики имеют возможность задать друг другу любые интересующие их вопросы, что способствует развитию отношений между ними, открытости и помогает решать возникающие проблемы);
10) экскурсия (позволяет полезно организовать досуг учащихся);
11) игры-путешествия (развивают воображение учеников, помогают в игровой форме расширить их кругозор);
12) тренинги (обучают школьников правильному поведению в тех или иных ситуациях, закрепляя это на практике через проигрывание определенных сценариев);
13) конференции (учат школьников серьезно относиться к определенным вопросам, самостоятельно работать с информационным материалом, подготавливать тему, выступать перед аудиторией);
14) симпозиум, форум симпозиума (нескольким ребятам предлагается материал для выступления по различным аспектам разбираемой темы, после симпозиума можно провести неформальное обсуждение темы всей группой);
15) семинар (класс работает над исследованием темы под руководством эксперта);
16) комиссия, форум комиссии (несколько ребят, хорошо подготовленных по заданной теме, участвуют в свободном обсуждении этой темы перед всем классом, возможны дискуссии, после чего следует обсуждение услышанной информации всеми учениками);
17) мастер-классы (ученики делятся на группы по интересам под руководством нескольких экспертов, в группах обсуждаются конкретные темы; такие группы можно организовать для прослушивания различных выступлений, просмотра демонстраций, обсуждения разных аспектов одной темы, работы, практики и оценки);
18) рабочие группы (все ученики класса делятся на группы, перед которыми ставятся определенные задачи, которые они должны выполнить; такие группы способствуют сотрудничеству школьников и общению друг с другом);
19) театральные постановки (развивают творческий потенциал учащихся, способствуют их культурному воспитанию);
20) игры, подобные телевизионным шоу, таким как «КВН», «Брейн-ринг», «Кто хочет стать миллионером?», «Звездный час» и т. п. (в интересной для учащихся форме преподносится познавательный материал, участие в командах вырабатывает умение сплачиваться).
Это далеко не полный список возможных форм проведения классных часов. Можно использовать любые новые формы, доступные в школьных условиях. Главное, чтобы ученикам было интересно, и классный час достигал целей, поставленных руководителем.
Структура тематического классного часа.
Классный час состоит из трех основных частей:
Вступление
Эта часть должна привлечь внимание школьников и сконцентрировать его на рассматриваемой теме. Здесь освещаются важность обсуждаемого вопроса, его значение в жизни каждого человека и общества в целом. Необходимо постараться на этом этапе сформировать у школьников серьезное отношение к тематическому общению.
Во вступлении часто используется прием перехода от известного к неизвестному. Если все, о чем говорит преподаватель, хорошо известно детям, им не интересно будет слушать. Удерживать долго внимание в этом случае будет затруднительно.
Основная часть
Здесь раскрывается сама тема с использованием таких методов и форм, которые помогают достичь поставленных классным руководителем воспитательных целей. Излагая материал, необходимо постоянно помнить основную тему. Детали обогащают изложение, но не следует слишком много времени уделять описанию деталей, иначе внимание слушателей будет ослаблено, рассеяно. Здесь полезно использовать определенные заранее ключевые моменты, чтобы не уходить в сторону от изложения темы. В основной части классного часа желательно использовать иллюстрации, наглядный материал, но не слишком часто, иначе интерес школьников может снизиться.
Заключительная часть
Это кульминация классного часа. В заключительной части подводятся итоги общения, делаются выводы, желательно, чтобы в их определении участвовали сами учащиеся (это способствует самовоспитанию).
А что же такое инновация?
Иннова́ция — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
В век развитых технологий, противоречивости социально-экономического развития общества, лавинообразного увеличения информации к системе образования предъявляются принципиально новые духовно-нравственные и социально-экономические требования.
Выпускник современной школы должен:
- уметь самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть в реальном мире трудности и искать пути их преодоления;
- четко осознавать, где и каким образом приобретенные ими знания могут быть применены в окружающей действительности;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным;
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Именно эти реалии современного общества диктуют необходимость обновления содержания образования. Информационные и коммуникационные технологии становятся ведущими в образовании.
Одной из основных целей по реализации методической темы является непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства учителей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.
Как поддержать интерес учащихся к классным часам?
- Как повысить мотивацию и вовлечь учащихся в активную деятельность?
- Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать чему-то ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем классные руководители?
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы необходимо вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии.
В основу построения современного образования и обучения положен личностно-ориентированный подход, в противоположность авторитарному обучению создает условия, при которых ученик становится субъектом процесса обучения. В этом в случае меняются как функции учителя, так и функции ученика. Учитель является не только источником нужной информации, но и руководителем деятельности ученика, направленной на получение знаний. Учитель выбирает рациональный подход методического представления учебного материала, предоставляет ученику помощь, сохраняя максимально его самостоятельность. Субъективная деятельность ученика включает три взаимосвязанных процесса: усвоение информации, творческая деятельность, и формирования эмоционально-ценностного отношения к миру и соответствующей модели поведения.
Основными методами этой группы есть те, которые пробуждают активность и самостоятельность ученика, учат его выражать свои мысли. Это - активные и интерактивные методы
Методы работы в малых группах
Метод \"Микрофон\" предоставляет возможность каждому сказать что-то быстро, по очереди, отвечая на вопросы или высказывая свое мнение или позицию
\"Мозговой штурм\" - это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решений, побуждает участников проявлять свое воображение и творчество, который достигается путем свободного выражения мнений всех участников и участниц и дополнительно помогает находить несколько решений по конкретным темам.
Метод \"Займи позицию\" помогает вести дискуссию по спорной, противоречивой теме. Предоставляет возможность высказаться каждому и каждому продемонстрировать различные мнения по теме, обосновать свою позицию или перейти на другую позицию в любое время, если вас убедили, и назвать более убедительные аргументы.
Розыгрыш правовой ситуации по ролям.
Цель разыгрывания правовой ситуации по ролям - определить отношение к конкретной жизненной ситуации, приобрести опыт путем игры
\"Ток-шоу\"
Целью такой формы работы является получение навыков публичного выступления и дискутирования.
Метод \"Ажурная пила\" позволяет вам работать вместе, чтобы изучить значительное количество информации за короткий промежуток времени, а также, поощряет вас помогать друг другу учиться, обучая
Применение самых простых технологий: здоровьесберегающей и оздоровительной технологий, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения навыкам сохранения его. (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности: пешие и велосипедные походы, посещение катка, семейные спортивные праздники и тд.).
Игровые технологии при проведении классных часов и при проведении семейных праздников.(«Папа, мама, я- читающая (дружная, национальная, спортивная,)семья», Новогодние представления и праздники к 8 Марта совместно с родителями)
Следующая группа объединяет технологию сотрудничества и групповые формы проведения классных часов и родительских собраний, так как цель и той и другой технологии воспитание подлинно свободной личности, умеющей самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Использование таких приемов, как «аквариум», «вертушка», «пила», «мозговой штурм». Учитель и учащиеся, и родители совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Педагогическая мастерская — это такая форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Ученики сами видят проблему и пытаются найти на неё ответ. В мастерской происходит формирование у школьника нового, самостоятельно выстроенного на основе личного опыта, знания, которое он активно и творчески будет в дальнейшем использовать в жизни.
Идеальной технологией для проведения классных часов и родительских собраний является технология развития критического мышления через чтение и письмо. Благодаря этой технологии ученик учиться ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения. Человек пытается дать объективную оценку положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. На стадии вызова особенно популярны приёмы: верные- неверные утверждения, прогнозирование по названию, кластеры, вопросительные слова, тонкие и толстые вопросы. На 2- ой стадии осмысление происходит сама работа с текстом: чтение с маркировкой, составление таблиц, ведение дневника. На этапе рефлексии ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Незаменима данная технология при объяснении трудного материала, например "Токсикомания», «Компьютер: за и против».
В связи с компьютеризацией школ стало возможным использование ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) в воспитании и организации классного коллектива. Все ученики очень любят компьютер и современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Таким образом, в роли рабочего инструмента педагога все больше начинает выступать компьютер, его возможности. ИКТ постепенно становятся главной составляющей работы учителя, так как позволяют на уроках, мероприятиях пробудить интерес к изучаемому событию, актуальному вопросу, проблеме Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе не замыкается лишь на использовании компьютера как печатной машинки для подготовки каких-либо иллюстративных материалов. И не ограничивается только демонстрацией презентаций. Это использование всего потенциала цифровых образовательных ресурсов для достижения поставленных образовательным учреждением целей. К тому же, учащиеся не только смотрят научно-популярные фильмы, предлагаемые педагогом, но и сами включаются в поиск информации. В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у этих ребят самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации.
Красочность и увлекательность компьютерных программ вызывают огромный интерес учащихся и превращают воспитание в живой, творческий, естественный процесс. Одним из главных помощников для учителя является Интернет. Итак, самое простое применения Интернета – это использовать его как источник дополнительных материалов. Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара. То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности, великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из классной комнаты. Интернет можно использовать и как средство общения, и как средство обучения, и как средство развлечения, а также и как средство получения информации. Любой классный руководитель может найти полезную видеоинформацию для классных часов и родительских собраний, заглянув на сайт Intеrneturok.ru (социальная сеть работников образования; Современный учительский портал, Учительская копилка),
Таким образом, использование ИКТ позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его распоряжении методических приемов и технических средств может дать желаемый результат.
Тематическое планирование классных часов в 1 классе.
Месяц | 1 класс. Тема классного часа. | Дата | Результат. |
сентябрь | Знакомство с правилами поведения (ПП) учащихся в школе, классе, на переменах. Правила пожарной безопасности. Эвакуация из классной комнаты, коридора, санузла во время урока и перемены. Организация питания в школьной столовой. Знакомство с правилами дорожного движения (ДД), экскурсия по прилегающей к школе территории. |
| Памятка “Правила поведения в школе” (в классном уголке). План эвакуации (уголок). Памятка “Правила дежурства в столовой” (уголок) Памятка “Маршрут движения из дома в школу”( в дневниках) |
октябрь | Правила дежурства по классу. Режим дня школьника. Каждой вещи свое место. ОБЖ во время осенних каникул. |
| Памятка и график дежурства (уголок) Памятка (дневники). Росписи уч-ся в журнале инструктажей. |
ноябрь | ПП “Если ты дома один”. ПП обязательные для всех людей. Я и мои родители. Кто такие – одноклассники? |
| Запись в дневник 01, 02, 03,04. Памятка (уголок). |
декабрь | Ссора между детьми, к чему может это привести? О детском труде. ОБЖ во время зимних каникул. Чего в другом не любишь, того не делай сам. |
| Игра “Мирись, мирись…” Росписи уч-ся в журнале инструктажей. Памятка (уголок). |
январь | Животные – наши меньшие друзья. Мои любимые занятия. Телевизор, компьютер и дети. 4.Помни о других . |
| Памятка “Правила обращения с животными” (уголок). Памятка “Правила борьбы с телеманией”(уголок). |
февраль | Как подарить радость другому. О детской дружбе и выборе друзей. Необычные приключения с мальчишками. Как я умею преодолевать трудности. |
| Подарок своими руками. |
март | 1.Что такое самостоятельность? 2.Правила хорошего тона. 3.Девичьи посиделки. 4. Чтение – вот лучшее учение |
| Правила работы с книгой (уголок). |
апрель | Шутки Весельчака – шарады. Вежливые слова и поступки. “У ребенка есть права…” Чему научились в кружках. |
| Список вежливых слов (уголок). Выставка поделок и рисунков. |
май | Как мы прожили первый учебный год в школе – итоги. Ученье без веселья, что жизнь без приключенья. ОБЖ во время летних каникул. Лагерь – это полезный и веселый отдых. |
| Газета “Мы гордимся ими”. Росписи уч-ся в журнале инструктажей. |
Тематическое планирование классных часов во 2 классе.
Месяц | 2 класс. Тема классного часа. | Дата. | Результат. |
сентябрь | ПП в школе. Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации. ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории. Организация питания и дежурство по столовой. |
| Памятка (уголок). План эвакуации (уголок). Маршрут движения из дома в школу (дневники). График дежурства по столовой (уголок) |
октябрь | Как организовать учебный труд. Как развивать скорочтение. Режим дня второклассника. ОБЖ во время осенних каникул. |
| Заполнение дневников. 10 способов развития скорости чтения (уголок). Режим дня (уголок). Росписи уч-ся в журнале инструктажей. |
ноябрь | Что такое старательность и прилежность? Свободное время- как его использовать с пользой? Трудности в учебе, как их преодолеть? Общение с окружающими. |
| Расписание кружков(дневники). |
декабрь | Настроение – не пустяк. Оценка – это праздник?! О лени и лентяях. ОБЖ во время зимних каникул. |
| Памятка “Как получить хорошую оценку”. Росписи уч-ся. |
январь | Законы жизни семьи и класса. Обман и его последствия. В дружбе - сила. Собака бывает кусачей… |
| Памятка (уголок). Памятка “Правила крепкой дружбы”(уголок). Правила обращения с домашними питомцами (уголок). |
февраль | Детская агрессия. О жадности и жадинах. Рыцарский турнир. Академия вежливости. |
| Памятка вежливых учеников. |
март | К чему ведет поощрение и наказание? Эти забавные девчонки! Вежливый отказ. Помни об одноклассниках. |
|
|
апрель | 1.Конвенция. Права ребенка. 2.Правила приличия в житейских ситуациях. 3.Традиции – семейные и классные. 4. О детском труде. |
|
|
май | 1.Перелистывая страницы учебного года. 2.Здоровый летний отдых. 3.ОБЖ во время летних каникул. 4.Готов ли я к учебе в 3 классе? |
| Росписи уч-ся. |
Тематическое планирование классных часов в 3 классе.
Месяц | 3 класс. Тема классного часа | Дата | Результат |
сентябрь | 1.ПП в школе. 2.Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации. 3.ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории. 4.Организация питания и дежурство по столовой. |
| Памятка (уголок). План эвакуации (уголок). Маршрут движения из дома в школу (дневники). График дежурства по столовой (уголок). |
октябрь | Каждой вещи свое место. 2.Ежели вы вежливы… 3.Опрятность и аккуратность в одежде. 4. Знаток ПДД |
| Памятка (уголок). Росписи уч-ся. |
ноябрь | Трудовые обязанности ребенка в семье. Вы в гостях… ПП в общественных местах. ОБЖ во время осенних каникул. |
| Памятка (уголок). Росписи уч-ся. |
декабрь | 1.Словарь положительных моральных качеств человека. 2.Словарь отрицательных моральных качеств человека. 3.О чем может рассказать дневник школьника. 4.Правила обращения с взрывоопасными предметами. |
| Памятка (уголок). |
январь | 1.Как научиться жить в мире людей. 2.В мире очевидного и невероятного. 3.Как стать настоящим другом? 4.Эмоциональное общение. |
|
|
февраль | 1.Веселье у короля Зодиака. 2.О пользе пребывания на свежем воздухе. 3.ОБЖ во время зимних каникул. 4.О пользе двигательной активности. |
| Росписи уч-ся. |
март | 1.Здоровье – полезные советы на каждый день. 2.Звездный час для девочек. 3.Кто больше скажет комплиментов. 4.Мы в ответе за наш класс! |
| Плакат “Если хочешь быть здоровым…” |
апрель | 1.Посеешь привычку – пожнешь характер. 2.Почему мы все такие разные? 3.Путешествие в страну любимых увлечений. 4. Безопасный мир ребенка. |
|
Плакат “Особенности темперамента”. |
май | 1.Разговор на трудную тему (профилактика вредных привычек). Вот и стали мы на год взрослей. ОБЖ во время летних каникул. Ты у себя дома! |
| Выставка рисунков. Росписи уч-ся. |
Тематическое планирование классных часов в 4 классе.
Месяц | 4 класс. Тема классного часа | Дата | Результат |
сентябрь | 1.ПП в школе. 2.Правила пожарной безопасности. Пути эвакуации. 3.ПДД – экскурсия по прилегающей к школе территории. 4.Организация питания и дежурство по столовой. |
| Памятка (уголок). План эвакуации (уголок). Маршрут движения из дома в школу (дневники). График дежурства по столовой (уголок). |
октябрь | Ты один остался дома… Как можно обратиться к другому человеку с просьбой. Урок этики. Знаешь ли ты себя? |
|
|
ноябрь | Упрямство – хорошо это или плохо? Кто такой – непослушный ребенок. К чему может привести шалость. ОБЖ во время осенних каникул. |
| Росписи уч-ся. |
декабрь | Взаимоотношения в классном коллективе. Как найти правильный выход в спорной ситуации. Ученье – шаг за шагом. |
| Памятка “Пути выхода из сложной ситуации” (уголок). |
январь | Застенчивые и неуверенные дети. Бездомному всегда плохо. Разговор о животных. Твой живой уголок. У тебя зазвонил телефон… |
| Памятка “Правила ухода за животными”(уголок). |
февраль | Мы едем, едем, едем… “Театр уж полон…” |
| Памятка “Как вести себя в транспорте”. “Как вести себя в театре” (уголок). |
март | Конкурс “Ай, да умница!” Как самим ухаживать за вещами. Мода, мода, мода! Чем опасны джинсы? Вкус – это чувство меры. |
|
|
апрель | Игры – шутки. Не искажай язык! “Вежливая” грамматика. Чтобы словам было свободно, а мыслям тесно. |
|
Памятка (уголок). |
май | “Что было для вас открытием…” Настроение не пустяк. От чего прибавляется счастья? ОБЖ во время летних каникул. |
| Росписи уч-ся. |
Организация и проведение нравственного классного часа (не чаще одного раза в четверть)
Главным назначением нравственного классного часа является:
- нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных нравственных взглядов, суждений, оценок
- изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений
- критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков и поступков сверстников и одноклассников
- развитие таких личностных качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы, умение прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Вариант тематики нравственных классных часов
5-й класс
1. «Кто я? Какой я? — игра».
2. «Дверь в детство» — путешествие детей в детство их родителей.
3. «Я через 5 лет» — экскурсия в портретную галерею класса.
4. «Архив 5 «А» — праздничное представление, посвященное
итогам совместного общения за год
6-й класс
1. Мои интересы, мои увлечения — аукцион увлечений и интересов учащихся.
2. Я — дома, я — в школе, я - среди друзей — интерактивная игра.
3. «Окна моего дома. Что они для меня значат» — час общения.
4. Иметь свое мнение — это важно ?! — беседа.
7-й класс
1. «Мои «хочу» и мои «могу» — диспут.
2. «Скажи, кто твой друг и...» - интерактивная игра.
3. «Вверх по лестнице жизни». Мои нравственные ценности - беседа.
8-й класс
1. Умею ли я любить? - аукцион мнений.
2. Люди, без которых мне одиноко — этическая беседа.
3. Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами? — дискуссия.
4. Страна, в которой мне хотелось бы жить — защита фантастических проектов.
9-й класс
1 . «Я имею право на...» - разговор на заданную тему.
2. Всему начало - любовь... - праздник.
3. Счастливый билет моей судьбы - нравственный экзамен.
4. Прекрасное и безобразное в нашей жизни - дискуссия
10-й класс
1. А если не получилось?.. Что дальше? - диспут.
2. Я среди людей, люди вокруг меня - деловая игра.
3. «Чувство взрослости. Что это такое?» - этическая беседа.
4. Моя будущая профессия. Какой я ее вижу? — экскурсия в мир профессий.
11-й класс
1. Какие воспоминания оставлю я о себе в школе — классное собрание - разговор.
2. Есть только миг между прошлым и будущим... - дебаты.
3. Мой профессиональный выбор. Прав я или нет? — презентация.
4. Моя миссия в мире – конференция
Организация и проведение психологических игр и тренингов
Проведение их не требует ни особой подготовки, ни особых затрат времени, зато дает значительный положительный эффект: в игровой форме, которая наиболее близка детям, ребята осваивают простейшие приемы коммуникации, учатся разбираться в своих комплексах.
«Комплимент»
Ребята образуют два круга — внутренний и внешний — так, чтобы получились пары, стоящие лицом друг к другу. Задание: в течение минуты назвать своего партнера по имени и сказать комплимент. Партнер должен поблагодарить за приятные слова и сказать в ответ комплимент. По знаку ведущего, внутренний круг делает шаг вправо (влево), таким образом, меняются пары и задание повторяется. Игра длится до тех пор, пока не встретятся первые пары.
«Сравнение»
Лучше рассадить участников на стульях, расставленных кругом. Оптимальное число в одном круге — 8—10 человек. Задание: по очереди играющие описывают любого из группы, используя сравнения. Описывать надо подробно, с деталями, сравнений может быть несколько; например, «если бы это был дом, это был бы двухэтажный особняк «нового русского»; если бы это была книга, это был бы роман «Война и мир»; если бы это был цветок, это был бы кактус». Имя того, кому дают характеристику, не называют, его нужно угадать по описанию.
«Волшебный магазин»
Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в магазин. Магазин, в котором есть все человеческие свойства, чувства, поступки, проблемы, способности, умения. Все это можно «купить» в обмен на то, что вам не нужно, что вы считаете для себя лишним, ненужным, вредным. Обязательно нужно описать то, что «продаешь», и то, что «покупаешь».
«Знакомство»
Ребята образуют круг, и каждый, начиная с ведущего, называет свое имя и присоединяет к нему прилагательное, которое может отражать какие-либо положительные черты характера, внешности, поведения. Обязательно условие: прилагательное должно начинаться с первой буквы имени, например, Таня трудолюбивая, Олег оригинальный.
«Всеобщее внимание»
Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим действиям и местным катастрофам, постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств.
«За что нам нравятся люди»
Выбрать в группе человека, который симпатичен вам и письменно, указать пять качеств, которые вам нравятся в нем. И, не указывая самого человека, укажите пять качеств, которые вам не нравятся в нем. Листочки сдаются ведущему, который по очереди читает характеристики. Задача участников угадать, о ком идет речь.
«Рассмешить партнера»
Проводится этот тренинг в парах. Нужно любыми средствами рассмешить партнера. Если рассмешить не удается, то выбирается другой партнер. Если партнер смеется, тогда он выбирает себе пару из остальных участников. В конце определяется самый смешливый человек и самый веселый, обладающий большим чувством юмора.
Организация и проведение тематического классного часа
Тематические классные часы требуют подготовки и могут быть объединены определенной тематикой в течение длительного времени. Эти часы могут стать началом и завершением серьезной работы в классе, которая может быть дополнена другими формами внеклассной работы.
Примерная тематика классных часов
5-й класс
- Мир моих интересов
- Памятные даты моей семьи
- Обычаи и традиции народов мира
- Кем быть и каким быть?
6-и класс
- Мир моих способностей
- Памятные даты моей страны
- Обычаи и традиции моей страны
- Профессии милосердия и добра
7-й класс
- Как развить свой интеллект? Школа интеллектуального развития
- Люди, на которых хотелось бы быть похожим
- Компьютер в жизни человека
- Азбука вежливости.
8-й класс
- Портрет друга, которого я хотел бы иметь
- Герб моей семьи. Каким он может быть?
- О вкусах не спорят?
- Профессионал. Кто он?
9-й класс
- Простые истории человеческой дружбы
- Улицы, от названия которых становится теплей
- Мои профессиональные приоритеты
- Как научиться говорить «нет»
10-й класс
- Как бороться с плохими привычками
- Моя страна на карте мира
- Я имею право, я обязан...
- Дом, в котором я живу...
11-й класс
- Любовь в жизни человека
- Вступая во взрослую жизнь...
- Моя миссия в мире
- Все работы хороши, выбирай на вкус.
Организация и проведение информационного классного часа
Главное назначение информационного часа - формирование учащихся собственной принадлежности к событиям и явлениям общественно — политической жизни страны, своего города, района.
Информационные часы по своей форме могут быть тематическими и обзорными.
Обзорные часы знакомят учащихся с текущими событиями в своей стране, в мире и в городе.
Тематические часы знакомят учащихся с проблемами сегодняшнего дня, их анализом и отношением к этим проблемам различных слоев населения, профессионалов. Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.
Этого достаточно, чтобы обсудить важнейшие текущие события. Тематические часы могут быть по времени более длительными.
Правила подготовки информационного часа:
- Информационный час должен быть актуальным и информация, которую обсуждают ребята, должна быть своевременной
- Информационный час должен быть мобильным
- Информация должна быть оперативной и неизвестной в классе
- Информация в обзоре должна быть беспристрастной
- Информационный час может и должен развивать интеллектуальные умения учащихся (умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать свои самостоятельные выводы)
Основные формы работы во время информационного часа:
газетные сообщения;
пересказ событий в мире и стране с использованием цитат из текстов газет и журналов; работа со словарем и справочной литературой;
работа с политической картой мира и глобусом;
комментированное чтение газетных и журнальных материалов;
формулирование проблемных вопросов и поиск ответов на них;
просмотр и обсуждение телематериалов.
Формы проведения информационных часов:
викторина (обзорная и тематическая);
информационный ринг;
конкурсы рисунков, плакатов, конкурсы эрудитов;
пресс — конференция;
встречи с интересными людьми;
праздники газеты и журнала;
вечера вопросов и ответов;
дискуссии;
путешествие во времени (история создания газет и журналов);
рекламная акция.
Примерная тематика информационных часов в школе
5-й класс
По страницам и континентам.
Главные события страны и мира за неделю.
Газеты и журналы моей семьи.
Читательские и телевизионные пристрастия моей семьи.
Это интересно, это полезно; это необходимо.
Как читать газету.
6-й класс
История первой газеты и первого журнала.
Профессия - журналист.
Это интересно знать
Время, события, люди.
Горячие точки планеты Земля.
У карты мира.
Профессия - репортер.
7-й класс
Ведущие газеты страны и мира
Крупным шрифтом о главном
Главные темы первой полосы
Газетная лексика
Быть газетчиком опасно?!
8-й класс
Газетная сатира.
Журналисты в истории моей страны.
Планета за одну неделю.
Мир глазами журналистов ведущих газет.
Что мы знаем о создании газетного номера.
Как работать со статьей и журнальной публикацией.
9-й класс
Любимые журналисты о своей профессии.
Достоверная информация в достоверных фактах.
С трибуны главного редактора.
Достоверность и лживость газетных фактов.
Главные события прошедшей недели.
Политический олимп: имена и характеры.
10-й класс
Газетная полемика: методы и результат.
История событий в мире в газетных материалах.
Какой быть сегодняшней газете?
По следам газетных выступлений.
Самые значимые газетные рубрики.
Кто создает имидж газеты?
11-й класс
Роль газеты в моей жизни.
Политическая лексика. Чем она изобилует?
Журналист, с которым бы мне хотелось побеседовать.
Неизвестное об известном (рубрики в различных изданиях)
Интересное и важное газетной полосы.
Нравственные проблемы на страницах газет.
инновационные формы воспитательной деятельности
- Инновации в воспитательной работе с учащимися. • Интерактивные формы проведения классных часов, игр, ток-шоу с приглашением психологов, родителей, работников правоохранительных органов, медицинских работников. • - работа школы как воспитательного центра (школьный музей, библиотека, кабинеты информатики, спортзал, творческие коллективы, научно-исследовательские общества); • - школьное самоуправление (Союз неугомонных граждан, газета) • - информационные технологии (создание презентаций, сайта школы, банка данных и банка идей, видеоархива, фотоархива)
- Ролевая игра «Выборы президента»
- Акция «Рекорды спорта - поддержим гордо!» Весь февраль ( с 7 по 23 февраля ) акция «Рекорды спорта - поддержим гордо!», где каждый ученик ставит рекорды: учебные, спортивные, добивается высоких результатов в общественной жизни класса и школы .Кто с нами?! Улыбнись и скорей подтянись!, Мы желаем добра, Мира и радость победы В спорте, учёбе, труде. Кем ты и где бы ты ни был, Будь олимпийцем везде!
- Выставка семейного творчества
- День позитива
- И в заключение… Какой бы замечательной, интересной ни была форма воспитания, рано или поздно у детей снизится к ней интерес, если она применяется слишком часто. Снижение интереса ведёт к снижению активности учащихся и, как следствие, к ухудшению результатов воспитательной работы. Поэтому постоянное обновление и разнообразие форм работы с детьми считается одним из важных условий эффективности воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок как форма проведения классного часа.
Принимая в очередной раз пятиклассников, мне часто приходится слышать от них вопросы;«Почему в нашем расписании стоит классный час? Разве это урок?»А действительно классный час что это за занятие?Проа...
Методика и формы проведения классных часов
Методика и формы проведения классных часов...
Виды и формы проведения классного часа
Презентация для заседания ШМО классных руководителей....
Формы проведения классного часа
Сделайте классный час интересным и разнообразным...
Формы проведения классного часа.Тематика классных часов по направлениям.
материал для работы...
Формы проведения классного часа
Формы проведения классного часа...
Формы проведения классных часов
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками.Классный час может проводиться в формеклассного собраниявоспитательного часа (час классного руководителя)экскурсиитематич...