Некоторые аспекты реализации проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации.
статья

Создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая критическое и продуктивное мышление, строить фундамент для самоопределения своей личности.Статья содержит сравнительные характеристики учебного исследования и учебного проекта обучающихся, структуру исследовательской работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Некоторые аспекты реализации проектной и исследовательской деятельности в образовательной организации.

В современных условиях роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности, а не просто передать знания школьник.

 

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Поддерживает мотивационную составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск.

Формирует способности к планированию собственной деятельности

В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия

В ходе проектирования используют знания как средство решения практически значимых ситуаций.

Даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания,

Способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности

Приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

Предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.

Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая критическое и продуктивное мышление, строить фундамент для самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе реализации на Федерального государственного образовательного стандарта, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В этих условиях возрастает роль руководителя исследования или проекта. Руководителем может выступить учитель, педагог дополнительного образования, преподаватель высшего учебного заведения, сотрудник учреждения – социального партнера. Начальным этапом работы над исследовательской (проектной) работой является выбор темы. Тема должна быть актуальной, а поставленные цели – посильными для учащихся. На этом этапе руководитель помогает учащемуся в подборе источников и литературы по теме работы, в определении методов исследования.  Результатом совместной работы становится создание интеллектуального продукта – исследовательской или проектной работы, которая создается по определенным требованиям, и в которой находят свое отражение все этапы деятельности.

Так исследовательская работа начинается с раздела «Введение», в котором идет речь о начальном этапе исследования.:

  1. Постановка проблемы и формулировка темы.
  2. Актуальность – почему эту проблему следует изучить.
  3. Цель исследования – планируемый результат: описать явление, доказать или опровергнуть определенные предположения.
  4. Задачи – конкретные шаги на пути к достижению цели: что исследователь собирается сделать.

Во введении полезно упомянуть о методике исследования ( например, «для решения поставленных задач необходимо провести анализ текста произведения….» или «,,,осуществить следующие опыты,,,».

Следующим разделом является собственно содержание работы, включающее:

  1.  Обзор литературы, связанных с предшественниками; каким аспектам изучаемой проблемы их работы посвящены, какие основные выводы содержат. Важно показать осведомленность учащегося, доказать новизну созданной работы.
  2. Обзор источников (особенно для работ исторической и филологической тематики).
  3. Подробное изложение методики исследования:
  • последовательность и ход экспериментов в работах естественнонаучной и технической направленности;
  • поиск, изучение и анализ источников краеведческого исследования;
  • этапы изучения текста в литературоведческой работе и т.п.
  1. Результаты исследования должны соответствовать задачам, указанным во ведении.

Последний этап работы – «Заключение». Оно должно включать в себя общие выводы, ответ на вопрос, в какой степени достигнута цель исследования, предложения по практическому применению результатов, перспективы дальнейшей работы по данное проблеме.

При выполнении работы следует также учитывать требования по оформлению текста, цитат в соответствии с ГОСТ, или иным требованиям, утвержденным образовательной организацией.

Учащиеся обязательно должны представить свою работу в формате доклада на уроках, во внеурочной деятельности, в формате специально организованной для них конференции. Рекомендуется сопровождать доклад компьютерной презентацией. Материалы презентации должны дополнять текст доклад, не дублируя его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....

Проектирование научно-исследовательской деятельности в образовательной организации

Современные условия глобализации диктуют школе иной подход к иноязычному образованию – переход от догматического теоретико-ориентированного обучения иностранным языкам к практико-ориентированном...

«Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов»

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников. Планирование исследовательской и проектной работы по русскому языку...

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ...