Приемы повышения мотивации школьников к обучени
методическая разработка
Часто учитель задается вопросом «Как повысить мотивацию школьников к обучению? Как поднять уровень своей креативности при подготовке к урокам?». Решить эту проблему можно не только творческим личностям, но и кропотливым тяжелым ежедневным трудом. В данном материале приведены современные приемы повышения мотивации обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_povysheniya_motivatsii.docx | 319.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Кустарёвская средняя школа»
Доклад на педагогическом совете
«Приемы повышения мотивации школьников к обучению»
Учитель математики: Гималова Т.М., 1 квалификационная категория
Содержание
- Организационно-мотивационный компонент урока
Прием 1. Подготовьте рабочие места до урока
Прием 2. Придумайте начало урока
Прием 3. Обеспечьте физиологическую комфортность
- Целеполагание на уроке
Прием 4. Продумайте цели урока
- Выбор формы урока
Прием 5. Выберите форму урока
- Подбор содержания учебного материала
Прием 6. Продумайте содержание учебного материала
V. Деятельность на уроке
Прием 7. Грамотно организуйте деятельность учеников на уроке.
VI.Рефлексия на уроке
Прием 8. Организуйте рефлексию на уроке
- Контроль и оценка деятельности учеников
Прием 9. Используйте разные формы оценивания и контроля
- Домашнее задание
Прием 10. Планируйте объем и оценку домашнего задания
- Эмоциональный фон урока
Прием 11. Налаживайте психологический контакт
Используемые источники
Часто учитель задается вопросом «Как повысить мотивацию школьников к обучению? Как поднять уровень своей креативности при подготовке к урокам?». Решить эту проблему можно не только творческим личностям, но и кропотливым тяжелым ежедневным трудом. Направляющие сведения о приемах повышения мотивации обучающихся приведены в данном докладе.
- Организационно-мотивационный компонент урока
Прием 1. Подготовьте рабочие места до урока
Прием 2. Придумайте начало урока
Как проявляется эмоционально-мотивационная установка урока. Способы создания психологической комфортности каждому ученику и учителю
Пример для эмоционального вхождения в урок. Учитель приветствует учеников:
- Ребята, сегодня отличный день (прекрасное утро, замечательная погода…). Я так рад(а) всех вас видеть. У меня для вас есть подарок – прекрасное настроение. Я улыбаюсь вам. Пожалуйста, улыбнитесь мне.
- Сегодня на уроке мы сделаем большое, важное
и сложное дело. И у нас все получится. - Нас ждет успех, если мы вспомним… (далее следует учебная тема, которую надо вспомнить) или сделаем (что именно надо сделать…).
- Ребята, сегодня я шла в школу с отличным настроением.
Знала, что здесь увижу всех вас. - Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения и отличной работы на уроке.
- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Прием 3. Обеспечьте физиологическую комфортность
Таблица-пример о том, как контролировать работу с ИКТ
Что контролировать | Какой класс | Сколько времени |
Продолжительность непрерывного использования компьютера жидкокристаллическим монитором на уроках | 1–2 | До 20 минут |
3–4 | До 25 минут | |
5–6 | До 30 минут | |
7–11 | До 35 минут | |
Непрерывная продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках | 1–4 | До 5 минут |
5–11 | До 10 минут | |
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках | 1–2 | До 25 минут |
3–4 | До 30 минут |
Таблицы-примеры для контроля видов учебной деятельности
Чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос | Расстояние от глаз до тетради (книги) | ||
1–4 класс – | 5–11 класс – | Минимум 25–35 см у школьников 1–4 классов | Минимум 30–45 см |
Пример упражнений для офтальмотренажа
- Целеполагание на уроке
Прием 4. Продумайте цели урока
Пример-схема, когда учитель помогает понять пользу
Пример целеполагания на основе первичной рефлексии: Предложите ученикам повторить пройденный материал. Во время повторения ученики заполняют таблицу. В первый столбик вписывают основные понятия по теме, а во втором – четвертом столбиках ставят галочки.
Фрагмент карты рефлексии по теме «Обыкновенная дробь»
Материал для повторения | Хочу | Могу | Впервые вижу |
Что такое обыкновенная дробь | |||
Роль дробных чисел в математике | |||
Сложные случаи написания дробных чисел |
Пример целеполагания на основе первичной рефлексии: Вы планируете зачет по разделу из нескольких тем. Предложите ученикам перед зачетом заполнить таблицу. Учащиеся разбиваются на команды. Каждая команда обозначена цветом. Заполненная таблица поможет вам увидеть, кто сможет принять зачет вместе с вами, а кому нужна помощь в подготовке к зачету
Таблица «Хочу узнать и могу рассказать»
Темы для повторения | Цвет команды | Хочу | Могу |
Что такое обыкновенная дробь | |||
Роль дробных чисел в математике | |||
Сложные случаи написания дробных чисел |
- Выбор формы урока
Прием 5. Выберите форму урока
Пример о том, что сделать на уроке-беседе
Зачем нужен | Что обязательно сделать | Что сложного |
Полезно проводить | Характерная особенность – учащиеся принимают в уроке активное участие. Поэтому организуйте деятельность учеников так, чтобы они отвечали на вопросы, делали самостоятельные выводы из демонстрации-онных опытов, объясняли явления. В начале урока проведите повторение с целью проверить знания учащихся и восстановить картину пройденного материала, чтобы перейти к последующим вопросам | Нужно тщательно подбирать вопросы и предвидеть возможные варианты ответов на них. Беседа должна проходить живо и непринужденно |
Помогает преодолеть пассивность учеников. Стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание | Игру можно использовать при изучении любой темы, если внести в урок элемент соревновательности или предложить участникам войти в какую-то роль. Школьники могут выступать в роли журналистов, актеров, писателей, исследователей и даже продавцов | Усилить работоспособность всех учеников. В составе команды каждый ученик должен отвечать за весь коллектив, каждый должен быть заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый должен стремится как можно быстрее и успешнее выполнить задание |
- Подбор содержания учебного материала
Прием 6. Продумайте содержание учебного материала
Пример о том, как подготовить метапредметный урок: Подготовить метапредметный урок поможет метапредметная карта урока
Этапы урока | УУД, которое осваивают обучающиеся | Ориентировочная основа действия освоения УУД | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
… |
V. Деятельность на уроке
Прием 7. Грамотно организуйте деятельность учеников на уроке.
Пример урока постановки учебной задачи
Этапы урока | Содержание этапов | Комментарий |
Учитель создает ситуацию успеха | Учащиеся демонстрируют, что владеют способом действий, который освоили ранее. Задания: ответить на вопросы, использовать способ решить задачу | Наиболее трудный тип уроков, потому что ученики переходят к новому способу действий. Этап фиксации места разрыва в знаково-символической форме учитель проходит осторожно. Он подбирает слова, чтобы случайно не подсказать ответ. Педагог подсказывает учащимся лишь нужное направление мысли |
Учитель создает ситуацию разрыва | Учитель ставит перед учениками конкретную практическую задачу, которую нельзя решить способом, освоенным ранее. Это ситуация разрыва. Задача похожа на старую, но старый способ ее решить не срабатывает | |
Педагог фиксирует место разрыва в знаково-символической форме | Учитель обеспечивает инструменты, которые помогут фиксировать место разрыва в знаково-символической форме – это схемы, модели, таблицы, то есть знаково-символические средства | Этап постановки учебной задачи может занимать 10–15 минут урока, или целый урок, либо несколько уроков. Учащиеся под руководством учителя должны пройти все этапы |
Ученики и учитель формулируют учебную задачу | Цель урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они задачу «увидели». Ученики сопоставляют цель и итог урока. Итог урока – формулирование задачи. Учитель не формулирует задачу. Это делают только учащиеся |
Пример урока решения учебной задачи
Этапы урока | Содержание этапов | Комментарии |
Учащиеся и учитель анализируют условия решения задачи | На предыдущем уроке педагог столкнул школьников с необходимостью овладеть новым способом действия. Теперь учитель организует общеклассную дискуссию, в ходе которой ученики формулируют условия решения задачи. Ученики решают задание в группе. Учитель организует совместные действия учащихся внутри группы и между группами | Решить учебную задачу – отыскать общий способ решения частных задач данного типа. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками |
Учащиеся конструируют новый способ действия | Ученики обсуждают способы действий, сравнивают несовпадающие точки зрения. Педагог обеспечивает участие каждого ученика в совместных действиях. Учитель фиксирует все гипотезы и относится ко всем версиям как к имеющим право на существование | Учитель создает условия, чтобы ученики свободно высказали свое мнение. Заранее придумывает, в какой форме фиксировать гипотезы учеников |
Учащиеся преобразуют условия задачи | Модель – это рисунок или схема, которые фиксируют общие характеристики предмета для его исследования | Моделирование – средство решения задачи. Ученик работает с моделью, реализует действие с реальными предметами, которое теперь уже способен выполнить в умственном плане |
Учитель организует моделирование | На модели отрабатывают этапы работы над текстовой задачей, например по математике. Или на литературе: отношения между частями текста – композицию, отношения между героями. Если ученик решил задачу на практике, то модель он строит после всех действий, чтобы осмыслить их | |
Учитель и ученики преобразуют модель | Ученик анализирует модель и добавляет недостающие элементы. Понять, чего не хватает в модели, помогает учитель. Педагог мотивирует построение модели вопросами: – как ты это делал? – как бы ты научил других? |
VI.Рефлексия на уроке
Прием 8. Организуйте рефлексию на уроке
Пример рефлексии дятельности : На уроке ученики работали в группах, а урок включал три важных этапа.
Вы предлагаете оценить вклад каждого члена группы на этапах. Группа школьников проставляет в карте рефлексии оценку от 1 до 5 в колонке I, II или III. Вы не пишите в карте фамилию и имя ученика – это снижает дискомфорт от того, что все видят низкие оценки ученика.
Ф.И. членов группы закрасить карандашом того цвета, который участник выбрал при распределении на группы | Этапы урока | ||
I | II | III | |
4 | 5 | 5 | |
4 | 3 | 4 | |
2 | 5 | 1 |
Пример рефлексии дятельности: после того, как группы заполнили карту рефлексии «Я и МЫ», вы предлагаете заполнить такую карту каждому ученику (самооценка), экспертам-наблюдателям на уроке и заполняете сами. Потом вы все оценки сводите в итоговую карту рефлексии и показываете ее классу. После урока можете обсудить результаты с каждым учеником.
Пример заполненной итоговой карты рефлексии «Я и МЫ»
Г | Цвет, который обозначает ученика в группе | Оценка команды | Оценка экспертов | Оценка учителя | Самооценка |
№ 1 | 5 | 4 | 4 | 4 | |
4 | 3 | 4 | 3 | ||
5 | 5 | 5 | 4 |
Пример рефлексии по ходу урока – инсерт. Инсерт означает интерактивную систему записи
для эффективного чтения и размышления.
Вы планируете лекцию на уроке.
На 1-м этапе предложите ученикам маркировать текст, чтобы разделить информацию следующим образом:
- «галочка» – известная информация;
- «минус» – противоречит представлениям учеников;
- «плюс» – интересное и неожиданное;
- «вопросительный знак» – что-то неясно, надо узнать больше
На 2-м этапе ученики в ходе лекции вписывают ее фрагменты
в определенные графы таблицы с соответствующим значком. На 3-м этапе происходит последовательное обсуждение содержания каждой графы таблицы. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания матери
Таблица для записи лекции
∨ | + | – | ? |
Я это | Это новые | Это противоречит тому, что я знал | Я хочу узнать об этом |
- Контроль и оценка деятельности учеников
Прием 9. Используйте разные формы оценивания и контроля
Примеры формирующего оценивания после урока
Индекс-карточки | Пятиминутное эссе | Недельный отчет |
Вы и ваши ученики (во время самооценки) оцениваете предметные результаты. Цель – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся в результате изучения темы; повторение материала, необходимого для дополнительного объяснения, закрепления | Вы и ваши ученики оцениваете предметные результаты. Цель – анализ трудностей, которые возникли у обучающихся | Вы и учащиеся (во время самооценки) оцениваете метапредметные и предметные результаты. Вы узнаете о затруднениях |
Примеры формирующего оценивания на уроке. Учитель предлагает обучающимся показывать сигналы рукой, которые обозначают понимание или непонимание изучаемого материала.
Учитель и учащиеся (во время самооценки) оценивают метапредметные и предметные результаты
Сигналы рукой | Понимаю и могу объяснить | |
Все еще не понимаю | ||
Не уверен, что понимаю правильно | ||
Светофор | Красная карточка – | |
Желтая карточка – | ||
Зеленая карточка – «ПОНИМАЮ» | ||
Поиск ошибок | Учитель |
|
Ученики |
|
- Домашнее задание
Прием 10. Планируйте объем и оценку домашнего задания
Пример-схема с требованиями СанПиН
ВАЖНО! Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах)
- Эмоциональный фон урока
Прием 11. Налаживайте психологический контакт
Используемые источники
- Воровщиков С.Г. Проверьте, правильно ли учителя проводят метапредметные уроки // Справочник заместителя директора школы, № 11, 2017, с. 70–83.
- Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. – СПб.: КаРО, 2015. – 128 с.
- Степанов С.В. Анализ мотивационных ресурсов современного урока // Справочник заместителя директора школы, № 10, 2012, с. 28–34.
- Панкова О.Б. Как анализировать урок по ФГОС общего образования с помощью экспертных карт: деятельностное обучение // Справочник заместителя директора школы, № 2, 2017, с. 12–23.
- Патрикова Т.С. Педагогический совет – мастер-класс «Технология подготовки урока в современной информационно-образовательной среде» // Справочник заместителя директора школы, № 9, 2014, с. 91–101.
- Патрикова Т.С. Интерактивное учебное занятия: технология модерации // Справочник заместителя директора школы, № 3, 2015, с. 82–89.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации школьников при обучении английскому языку
Применение разнообразных технологий на уроках английского языка. Документ...
Проблема повышения мотивации школьников в обучении английскому языку.
Желание учеников учится является неотъемлемой частью процесса обучения. Без него не будет успеха и результата. Несколько лет я работала над темой "Повышение мотивации младших школьников в обучении анг...
Методическое пособие "Приемы повышения мотивации школьников к учению"
Мотивация к обучения естественна для любого человека: овладение новыми знаниями и умениями приводит к всплеску гормонов счастья. Это хорошо видно на совсем маленьких детях, которые искренне радуются л...
Семинар- практикум для молодых педагогов «Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению».
Межпредметные связи как средство повышения мотивации школьников к обучению....
Приемы повышения мотивации школьников к обучени
Часто учитель задается вопросом «Как повысить мотивацию школьников к обучению? Как поднять уровень своей креативности при подготовке к урокам?». Решить эту проблему можно не только тв...
СРЕДСТВА И ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Учителям татарского языка и литературы, работающим в среднем звене необходимо пересмотреть методы и приёмы обучения татарскому языку и литературе. Перед педагогом стоит важная задача &mdash...
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯТехнология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС
Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО – это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...