Повышение мотивации школьников при обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку по теме

Применение разнообразных технологий на уроках английского языка. Документ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение мотивации школьников при обучении иностранному языку.

Подготовила Соснова Е.Н.

Знания- дети удивления и любопытства

Й. Хейзинга

«Внутренняя мотивация – это всегда неотчуждаемое от человека состояние радости, удовольствия и удовлетворения от своего дела»

А. К. Маркова («Формирование мотивации учения.  Книга для учителя».)

Ребёнок – это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить

Франсуа Рабле.

Данный вопрос является весьма насущным в наши дни. В результате общего снижения мотивации учения  учащиеся нарушают дисциплину, пропускают уроки, не выполняют домашние задания. Ученики посещают школу не потому что хочется, а потому что надо. У школьников появляется равнодушие к тому, что они изучают, не вырабатывается правильного взгляда на мир, задерживается развитие самосознания и самоконтроля. Знания получаются отрывочные и поверхностные. С одной стороны, учащиеся думают о перспективах получения образования. С другой стороны, дети устали от однообразия.

 Мотивация является двигателем учения. Мотивы деятельности тесно связаны со способностями. Человек проявляется в том, к чему он чувствует интерес, к чему стремится. Учащийся всячески пытается избежать изучения предмета, который вызывает у него неприятные ощущения, связанные с неспособностью к достижению успеха.

Научному изучению причин активности человека и животных положили начало еще великие мыслители древности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ, упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни, как об основной движущей силе, которая не только привела в действие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощренным, позволила приобрести язык, речь и привычку к труду.

Когда речь заходит о демотивированности школьников, обычно имеют в виду снижение внутренней мотивации к учебе (по А. К. Марковой). Данный процесс начинается у многих в подростковом возрасте. Школьные занятия крайне редко доставляют подросткам внутреннее удовлетворение. Параллельно с этим процессом падает успеваемость и эффективность обучения в целом.

Зачастую у школьников преобладают следующие виды отнюдь не внутренней, т. е. не доставляющей удовольствия, а соответственно, непрочной мотивации:

  1. обучение ради обучения, без удовольствия от деятельности или без интереса к преподаваемому предмету;
  2. обучение без личных интересов и выгод;
  3. обучение для социальной идентификации;
  4. обучение ради успеха или из-за боязни неудач;
  5. обучение по принуждению или под давлением;
  6. обучение, основанное на понятиях и моральных обязательствах или на общепринятых нормах;
  7. обучения для достижения цели в обыденной жизни;
  8. обучение, основанное на социальных целях, требованиях и ценностях.

Все мы знаем, что  главной целью в обучении иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции школьников. Основными задачами обучения являются развитие самостоятельности ученика в учебной деятельности,  повышение его информационной культуры и, как следствие, формирование устойчивой мотивации изучения иностранного языка.А  применение на уроках иностранного языка элементов разнообразных  педтехнологий может служить средством повышения мотивации изучения иностранного языка.

  1. Педагогика сотрудничества, в центре внимания которой уникальная целостная личность, которая стремится к реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Эту технологию надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию. Принципы ее: Формирование группы
  2. Одно задание на всю группу
  3. Одна награда на всех
  4. Выбор отвечающего

Варианты технологии:

Индивидуально-групповая работа

  1. Командно-игровая деятельность
  2. Jigsaw («пила»): класс делится на 4 группы по 4 человека в каждой. Например, изучаем тему «Seasons»: 1. Spring, 2. Autumn, 3. Summer, 4.Winter. Каждый ищет лексику по одному из времен года (эксперты). Собираются вместе. Затем собирается совет экспертов (все 1, все 2, все 3, все 4), они обмениваются собранной по отдельности информацией. Каждый возвращается в свою группу, рассказывает о том, что нового узнал. В итоге каждый знает все 4 темы. Т. о. можно работать и над грамматикой (артикль опред., неопред, с имен. собств. , искл.).
  3. Learning together. Учащиеся работают в группах из 4 человек над одной общей темой (спорт): 1. Winter sports, 2. Summer sports, 3. Olympic games,
  1. P.E. lessons at school. Работают, делятся: 1,2,3,4. Все знают все 4 темы.

Преимущества пед. сотрудничества:

  1. увеличивается время непосредственного общения на ин. яз.
  2. психологическое общение
  3. учитель исполняет роль организатора самостоятельной познавательной творческой деятельности детей
  4. учащиеся сами добывают информацию, критически относятся к ней.
  1. Проблемное обучение, основанное на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. (7 кл – Есть ли хобби у современного школьника? 6 кл – Как получить карманные деньги?)
  2. Дифференцированное обучение (сами классы уже задают дифференциацию + задание разной степени сложности…)
  3. Технология коллективного обучения –обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Формы проведения КУД:
  1. Same – Different (если предложение соответствует содержанию темы, дети кивают головой и тихо произносят его, если нет – молчат)
  2. Think –Pair – Square – Share (учитель дает ?, ответ обсуждают в паре, затем в группе, выбирают ученика, сообщающего ответ)
  3. Round robin – Round table (каждый высказывает свое мнение, суммируют, обсуждают)
  4. Numbered heads together (каждый ученик получает номер, учитель дает ситуацию, обсуждают в группах, учитель называет номер отвечающего ученика)
  5. Fact or Fiction
  6. Pairs – Check

Компьютерная технология (Компьютер как способ и средство обучения применяется в современной школе многопланово: как обучающее устройство, как тренажер, репетитор, в качестве моделирующего устройства разнообразных ситуаций, как средство наглядности; дает учителю возможность осуществлять контроль качества знаний учащихся).

  1. Первый шаг -  использование материалов различных сайтов Интернета.  Это страноведческие тексты на английском языке: «Штаты Америки», «Известные люди стран изучаемого языка» , «Джордж Вашингтон в роли мужа», «Гарри Поттер», «Макдоналдс» в России», «История Микки Мауса», «Гамбургеры» и др.
  2.  Уроки с использованием музыки и песен снимают напряжение и усталость, восстанавливают работоспособность учащихся, дают мощный эмоциональный заряд. Песенный материал содержит аутентичный разговорный язык. Обращение к песням и музыке приобщает к культуре страны изучаемого языка.
  3. Исполнение песен под фонограмму или «караоке» способствует совершенствованию произносительных навыков, одновременно развивая навыки аудирования и эмоционально окрашивая занятие.

На смену наглядным пособиям приходит анимация. Это использование программ составления слайдов (презентаций) POWER POINT и NERO. Учащиеся могут проверить результаты теста сразу же: ключ находится или на последующей за тестом страничке.

    Наиболее часто применяю следующие упражнения и методические приемы в процессе тренировочной работы с языковым и речевым материалом:

  1. вопросно-ответный диалог. Суть работы состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе;
  2. Диалог с выборочным ответом. Обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
  3. Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.
  4. Упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможны варианты таких упражнений:

а) Компьютер предлагает список слов для перевода.

б) Компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.

в) Компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.

г) Компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей дефиницией.

Эти программы дают учащимся возможность самим разрабатывать компьютерные слайд-фильмы – это технически простая задача, доступная ученикам уже в 7-8-м классе; тем самым обеспечивается хорошая техническая база для применения проектного метода обучения. Компьютер на занятиях является не самоцелью, а средством для общего развития школьников, инструментом, позволяющим решать задачи развития языковых, познавательных и коммуникативных способностей ребенка.

Даже если дальнейшая жизнь выпускника не связана с иностранным языком, пользование Интернетом и компьютером  становится необходимым условием для дальнейшего его обучения. Все это создает  условия для самореализации школьников и готовит выпускников к творческой, продуктивной жизни.      

  1. Однако нельзя забывать о том, что иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения. И поэтому нельзя не сказать о  технологии сознательно – коммуникативного обучения иноязычной культуре. Ее принципы:
  2. Дифференцированный подход к обучению (учет умственных, духовных способностей учащихся, их развития и индивидуальных особенностей)
  3. Обучение использованию теоретического знания в речевом опыте
  4. Функциональная мотивация (опора на конкретную коммуникативную цель в большей степени, чем на воспроизводство теоретического материала)
  5. Обучение через коммуникативные ситуации
  6. Новизна речевых ситуаций, технологии и материала
  7. Индивидуальный подход

Т. о., дети овладевают иностранным языком как средством общения, необходимым для разрешения проблемной ситуации. Ученики лучше изучают, когда делают это сознательно (Sweet Home. Показываем картинку: что нравится, а что нет? Что бы вы изменили, какую мебель оставили бы,  чтобы сделать хозяйке приятное + обучение этикету). Коммуникативность предполагает не только обучение иностранному языку как средству общения, но и дает знания о культуре стран изучаемого языка, предполагая выход на пороговый уровень обучения, соответствующий европейским стандартам: на уровне говорения (способность поделиться информацией на любую тему, вступить в коммуникативный контакт (диалог); на уровне) аудирования ( способность хорошо воспринимать речь на слух;) на уровне чтения (способность понимания текста, выбора необходимой информации); на уровне письма – (владение навыками письменного общения, способность заполнить бланк, таможенную декларацию, вести не- и официальную переписку.) Необходимо использовать коммуникативные ситуации (от  условно-коммуникативных к реально-коммуникативным). Например, тема «Книги» может быть подана следующими этапами: 1. слова (horror books, cookery books…),

2. фразы (I like (enjoy, hate) reading…), 3. высказывания (They are about monsters, animals…; They are for children, grown-ups…; These books are so interesting, boring…; My favorite book is …). Очень важно, что коммуникативная ситуация может быть создана даже на уровне слова. Например, мы имеем ряд слов, обозначающих черты характера. Задание для учащихся: распределите слова по 4 колонкам: 1 – черты характера, импонирующие вам, 2 – которые вам не нравятся, 3 – которые есть у вас, 4 – от которых вы хотели бы избавиться. Есть темы посложнее, используемые в старших классах: можно обсудить статью о Дне Святого Валентина, поставив перед учащимися проблему: что такое настоящая любовь? Поставьте истории в порядке убывания: 1)respect each other, 2)clear saying, 3)sex, 4)no pressure, 5)common interests. Задание: взять интервью у одноклассников, учителей, сравнить все точки зрения, обсудить.

Таким образом, комбинируя элементы разных педтехнологий на уроках английского языка, приучая учащихся к самостоятельной работе, обращаясь к мыслям и чувствам каждого ребенка, можно сформировать мотивацию к изучению иностранного языка.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение мотивации школьников при обучении иностранному языку Знания – дети удивления и любопытства Й . Хейзинга Внутренняя мотивация – это всегда неотчуждаемое от человека состояние радости , удовольствия и удовлетворения от своего дела А.К.Маркова

Слайд 2

Цель обучения иностранным языкам – формирование коммуникативной компетенции школьников Задачи: Развитие самостоятельности ученика в учебной деятельности Повышение его информационной культуры Формирование устойчивой мотивации изучения иностранного языка

Слайд 3

Педагогика сотрудничества Jigsaw Learning together spring autumn summer winter Winter sports Summer sports Olympic games PE lessons at school

Слайд 4

Проблемное обучение основывается на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон.

Слайд 5

Технология коллективного обучения Same – Different Think – Pair – Square – Share Round robin – Round table Numbered heads together Fact or Fiction Pairs - Check

Слайд 6

Компьютерная технология Использование материалов сайтов интернета Уроки с использованием музыки и песен Программы Power Point и Nero

Слайд 7

Упражнения Вопросно-ответный диалог Диалог с выборочным ответом Упражнение на заполнение пропусков Упражнения для самоконтроля владения словарем

Слайд 8

Технология сознательно-коммуникативного обучения Дифференцированный подход к обучению Обучение использованию теоретического знания в речевом опыте Функциональная мотивация Обучение через коммуникативные ситуации Новизна речевых ситуаций, материала

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка: от традиционной методики к инновациям...

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы...

Проблема повышения мотивации школьников в обучении английскому языку.

Желание учеников учится является неотъемлемой частью процесса обучения. Без него не будет успеха и результата. Несколько лет я работала над темой "Повышение мотивации младших школьников в обучении анг...

Способы повышения мотивации школьников к изучению английского языка

Данное выступление  предназначено для учителей инностранного языка....

СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Более 97% учащихся приступают к изучению иностранного языка с интересом и желанием, но через некоторое время интерес значительно ослабевает, а к восьмому классу он пропадает у 86% учащихся.Как сохрани...

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ  ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ РАЗВИТИЯ ИХ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛАБольшинство учащихся приступают к изучению английского языка с интересом и желанием, но через ...