Ключевые компетентности
статья
Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.
Принципиальным отличием компетентностей от знаний, умений и навыков является то, что они как результат образования формируются и проявляются в деятельности.
1. Рекомендации учителю по составлению компетентностно-ориентированных заданий.
2. Компетентностно – ориентированное задание структура и содержание
3. Структура ключевых компетенций предложенная лабораторией модернизации образовательных ресурсов (проект ИСО – Информатизация системы образования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendacii_uchitelyu.docx | 12.82 КБ |
koz_struktura_i_soderzhanie.docx | 18.15 КБ |
klyuchevye_kompetentnosti.docx | 24.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации учителю
по составлению компетентностно-ориентированных заданий
1. Один из главных моментов при разработке проверяющих заданий – понимать, что именно мы хотим проверить данным заданием. Это могут быть знания – и тогда задание обоснованно знаниевое. Это могут быть компетентности – и тогда задание должно быть ориентировано на проверку конкретной компетентности. Если одним заданием учитель хочет проверить и знания и компетентности, то очень велика вероятность недостоверности результата. Правило первое: раздели и властвуй! (Раздели проверку знаний и компетентностей)
2. Компетентностно-ориентированное задание начинается со стимула. Стимул моделирует практическую реальную ситуацию.
3. В задачной формулировке должна быть точно указана деятельность, которую следует осуществить. Задачная формулировка должна использовать личностное обращение. Задачная формулировка должна соотноситься с инструментом оценивания.
4. Источник информации должен быть включён в состав задания. На одном источнике можно формулировать несколько заданий.
5. Инструмент оценивания должен быть подобран в соответствии с типом задания. Инструмент оценивания должен проверять всё, что предписано выполнить в задачной формулировке.
6. Если тестовое задание предполагает компьютерную проверку, то наиболее подходящие типы заданий:
- задание с выбором одного или нескольких вариантов ответа;
- задание, предполагающее ответ «да\нет»;
- задание с кратким открытым ответом (однозначным);
- установление последовательности шагов (объектов);
- установление соответствия между элементами множеств.
Предварительный просмотр:
Компетентностно – ориентированное задание
структура и содержание
Элемент структуры задания | Характеристика элемента, его функции и содержание | Требования к элементу |
Стимул | Мотивирует ученика на выполнение задания. Включает описание ситуации или другие условия задачи, которые играют роль источника информации. Выполняет функции:
| Должен быть кратким (не более трех предложений); и не отвлекать учащегося от содержания задания. |
Задачная формулировка | Понимается однозначно, четко соотносится с модельным ответом \ шкалой, соответствует возрасту учащегося, интересна учащемуся. Точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Проверяется то, что задано в задачной формулировке |
Типичные ошибки в задачных формулировках • Наличие отрицаний в формулировках. • Отсутствие указания на деятельность, которую следует выполнить. • Наличие глаголов, ориентирующих на устный ответ. •Использование формы представления результата, незнакомой учащимся. |
Источник информации | Содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания. |
Задание не должно основываться только на источнике, оно должно опираться на знания учащихся. Необходимо предварительно убедится, что учащиеся обладают необходимыми знаниями (провести тестирование). |
Инструмент проверки (информация для учителя) | Определяет количество баллов за каждый этап деятельности и общий итог в зависимости от сложности учебного материала, дополнительных видов деятельности. Может быть: Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа. Предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является один или более одного (множественный выбор). Модельный ответ – обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. Состоит из следующих элементов : • пример формулировки правильного ответа, • другие формулировки правильного ответа, • примеры ответов, которые частично верны, • подсчет баллов (содержит указание количества баллов за верный или частично верный ответ). | Должен позволять оценить выполнение всех действий, обозначенных в задачной формулировке. Сложность в том, что ответов широкое разнообразие и описать все практически невозможно. |
Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развернутым ответом. Позволяет обеспечить единообразный подход к оцениванию письменных/устных открытых ответов. Описывает критерии выставления баллов за ответ по некоторому набору параметров. В параметры аналитической шкалы включены:
Специфическая шкала содержит критерии оценки конкретного тестового задания и регулируется его содержанием. Бланк наблюдений за групповой работой – используется для оценки вклада каждого участника в групповой продукт и эффективности деятельности всей группы в целом. | Единая шкала используется для оценки всех тестовых заданий, требующих развернутого ответа, и предъявляет следующие общие требования:
|
Предварительный просмотр:
Структура ключевых компетенций предложенная лабораторией модернизации образовательных ресурсов (проект ИСО – Информатизация системы образования)
Информационная компетенция
- Планирование информационного поиска – ученик должен уметь ориентироваться в огромном мире информации: уметь определить, какой информации не хватает для решения задачи; уметь найти недостающую информацию, привлекая дополнительные источники (Интернет, библиотека, энциклопедии, справочники, прочее). Традиционное задание по написанию рефератов направлено на формирование у учащихся данного аспекта.
- Извлечение информации (первичное извлечение) – работа с источником информации (текст, справочная литература, устная речь, прочее) в соответствии с поставленной задачей. Большинство заданий из учебника направлены на проверку именно данного аспекта. Примером может служить типовое учебное задание: прочитать параграф и ответить на вопросы или найти заданную информацию в тексте.
- Вторичное извлечение информации – работа с информацией, если она: представлена несколькими источниками, задана в косвенном виде, избыточна или противоречива.
- Первичная обработка (сопоставление) информации – работа с информацией, представленной в разных форматах: текст, графики, схемы, таблицы, прочее.
- Обработка информации – создание новой информации на основе анализа имеющейся, формулирование собственных выводов
Коммуникативная компетенция
- Письменная коммуникация – умение составить письменный документ в соответствии с целью коммуникации и адресатом: заявление, объявление, поздравление, памятка, отчёт, прочее.
- Публичное выступление – умение адаптировать информацию для конкретной аудитории, умение выдержать жанр выступления и его регламент. Презентация учащимися результатов проектной работы, выступление с докладами и рефератами, создание электронных материалов для сопровождения собственного выступления – это та деятельность, которая направлена на формирование данного аспекта.
- Диалог – соблюдение правил общения, умение воздержаться от использования провокационных высказываний. Необходимо создавать ситуацию, в которой учащиеся могли бы высказать своё мнение, задать вопрос, ответить на поставленный вопрос. Это может быть технология «Дебаты».
- Групповая коммуникация – умение добиться поставленных целей, работая в группе. Данный аспект невозможно формировать через учебное задание. Это может быть любая групповая работа, в которой учащимся необходимо выработать общее решение. Это может быть дискуссия, в результате которой должен появиться совместный продукт.
Компетенция разрешения проблем
- Идентификация проблемы – это фактически постановка задачи; определение, что дано, что следует получить, какие существуют риски и как их можно учесть (избежать, сгладить). Часто сталкиваемся с ситуацией, когда ученик (даже старшеклассник), прочитав условие задачи, не может ответить на вопрос, что от него требуется. Читает условие учитель, расставляя акценты, и ученик облегченно вздыхает: «Так бы сразу и сказали».
- Целеполагание и планирование деятельности - одно дело, если ученик готовит материал, чтобы получить хорошую оценку; другое – если предмет ему интересен; третье – если это суть его будущей профессии. Грамотно выстроенная проектная деятельность – замечательная возможность для формирования данного аспекта.
- Применение технологий – умение корректно применить некоторую технологию, выбрать для выполнения задания подходящий алгоритм деятельности (деятельность не на уровне репродуктивных, а на уровне частично-поисковых методов). Фомируется аспект через практику лабораторных работ, сюжетные и ролевые игры (в которых предлагаются алгоритмы действий), любая продуктивная деятельность по образцу.
- Планирование ресурсов – умение определить ресурс, наиболее подходящий для решения задачи.
- Оценка деятельности, оценка продукта (результата) деятельности, оценка собственного продвижения – очень важное рефлексивное умение: спланировать и выполнить (при необходимости, скорректировать) текущий контроль своей деятельности, умение сравнить по заданным критериям эталонный и полученный продукт, осознанное понимание мотивов своей деятельности, возникших трудностей и путей их преодоления. Самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия – та деятельность, которая позволяет формировать данный аспект.
В таблицах рассмотренные аспекты конкретизированы по уровням:
первый уровень соответствует 1 – 4 классам; второй уровень – 5 – 8 классам; третий уровень – 9 – 11 классам.
Коммуникативная компетенность
|
Компетентность разрешения проблем (самооргаизацонная)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....
Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...