Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
статья по экологии (9,10,11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_klyuchevyh_kompetentnostey.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
Т.Н. Андреева, п.д.о. МОУ ДОД ДДТ г. Называевска
В “Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” в разделе 1.2. “Новые социальные требования к системе российского образования” говорится, что школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать это общество и это государство.
Данные задачи могут быть решены через радикальное изменение содержания образования на основе компетентностного подхода. Компетентность – это способность (умение) действовать на основе полученных знаний. Компетентность – мера включенности человека в деятельность.
В отличие от ЗУНов, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетентность предполагает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Таким образом, новая цель образования – создание условий для приобретения учащимися системы компетенций на выходе из школы.
Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся.
При изучении различной литературы о формировании компетентностей у обучающихся у автора создалось своё видение в создании экологической компетентности - уровень образованности, достаточный для формирования личности 21 века с экологически ориентированным мышлением и стремлением активно участвовать в действиях по защите окружающей среды.
В конечном итоге, каждый учащийся должен собрать свою копилку экологических знаний и умений и пользоваться ими на протяжении всей своей жизни, делясь с окружающими.
Рассмотрим, каковы возможные формы, методы и средства формирования ключевых компетентностей на занятиях НОУ.
Ценностно-смысловая компетентность
В рамках этой компетентности формируется способность понимать взаимосвязь человека и природы, её самоценность; видеть окружающий мир, ориентироваться в нём; уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков, прогнозировать свои действия и применять экологические знания в практической деятельности; понимать важность сохранения природы Земли для себя и последующих поколений. Понимать особую значимость экологических знаний в связи с современной обстановкой. Наша задача – помочь увидеть новое в привычном. Значимость природоохранных мероприятий очевиднее воспринимается в условиях той реальности, в которой живёт ребёнок.
Формирование ценности окружающего мира происходит через образы родной природы. Средства – стихи местных поэтов о родной природе и фотоальбомы уголков нашей малой родины: «С чего начинается Родина?», «Образы родной природы». Воздействовать на эмоции и чувства учащихся, пробудить в них удивление и любопытство, а вслед за этим проснётся желание, как можно больше узнать об уголках родной природы, появится чувство личной ответственности.
Ярким примером служат творческие ответы на вопросы заочной викторины «Люби и знай свой край».
«Если первые вопросы возбуждают любопытство, то последующие заставляют обращаться к дополнительным источникам информации», - так выразилась одна из учениц, её работа отличалась не только правильностью ответов, но и ярким творческим оформлением.
Образовательная компетентность
- На занятиях формируется умение рассматривать одну и ту же проблему с разных сторон. Выполнение различных социальных ролей во время проведения деловых игр даёт возможность увидеть проблему с разных позиций (например, с позиции хозяйственника и природоохранника), найти единственно правильное решение и привести к пониманию обе стороны. Вырабатывается критическое мышление, нестандартное решение проблемы.
- Вырабатывается готовность и способность обучающихся к осуществлению самодиагностики и самоанализа.
- Учащиеся много и активно работают с дополнительной литературой. Работа с этими источниками проводится для закрепления навыка видеть и выделять главное и умения донести информацию до остальных учащихся.
Как мы это делаем?
- Творческий проект «Каким бы я хотел видеть свой город в будущем»
- Творческие работы «Я хочу вам рассказать о…»
- Фотоальбом «Экологические проблемы Называевского района».
- Проекты «Наш пришкольный участок», «Экология моего дома»,
Исследовательские работы «Мангутский заказник, его значение в охране природы Называевского района», «Экосистема Давыдовского болота»
- Составление Памятки юному грибнику
На страницах сочинений «Каким бы я хотел видеть свой город в будущем?» вырастает образ красивого, ухоженного города, но в то же время учащиеся понимают, что если не приложить к этому собственные силы, он таким не станет.
Заслуживают особого внимания две исследовательские работы «Мангутский заказник, его значение в охране природы Называевского района», «Экосистема Давыдовского болота», выполненные одной ученицей Викторией Давыдовой. Когда Вика пришла заниматься в кружок «Защитники родной природы» ей исполнилось 15 лет. Человек в этом возрасте анализирует свои мысли и поступки на основе своего опыта, высказываний своих друзей, родителей, педагогов. На основе полученных выводов он пытается самовыразиться, проявить себя в той или иной области, при чём не всегда успешно, так как не умеет себя оценивать адекватно. В этот период на помощь должен обязательно прийти педагог. После индивидуального разговора с Викой, выяснилось, что девушка после окончания школы мечтает стать преподавателем биологии. И мы стали работать. Первая наша совместная исследовательская работа носила название «Мангутский заказник, его значение в охране природы Называевского района». Кропотливая работа по отбору материала в архиве, беседы с местными егерями, природоохранниками, выезда на природу, работа с картой. И готовый результат – выстраданный творческий продукт, прошедший через душу ребёнка. Большая практическая польза для учителей и учащихся всего нашего района.
Тему следующего исследования выбрала сама Вика – «Экосистема Давыдовского района». Ученица заинтересовалась схожестью своей фамилии с названием местного болота, мы попытались выяснить с чем это связано. Родственных связей не нашли, но, сколько интересного узнали, пока изучали экосистему и историю её зарождения.
Работа в НОУ помогли Вике утвердиться в мысли, что она правильно избрала путь – сейчас она является студенткой биологического факультета ОГПУ. Эта пытливая, заинтересованная девушка, став педагогом, очень многому научит своих ребятишек, а самое главное она - научит их любит свою малую родину.
Познавательная компетентность
- Продолжаем формировать способность раскрывать новые тайны природы при активной работе мысли.
- Понимание главной идеи экоразвития: «Поступай так, чтобы твоё действие не нарушало основных условий функционирования экосистем и жизни на Земле».
Как мы это делаем?
С помощью игр:
- Экологический суд «Экологические проблемы Мирового океана»,
- Экологический консилиум «Экологические проблемы г.Омска и Омской
области,
- «Экокрестики, эконолики»
- Экскурсии на природу
- Фотоальбомы «Растительный и животный мир Называевского района»
Игры помогают учителю пробудить познавательный интерес к предмету, к теме вопроса. Происходит это пробуждение через развитие любознательности, с помощью наглядного материала, музыки, элементов игры. Во время проведения экологического суда мы обращаемся к музыке Л. Бетховена. Его лучшее произведение «Лунная соната» определённым образом настраивает ребят. Экология и Бетховен – разве можно это связать воедино? Нам помогла история жизни и смерти великого композитора. Появился интерес.
Информационно-коммуникативная компетентность
- Продолжение формирования навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую, продолжение формирования умения правильно задавать вопрос, вести дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности.
- Умение логично и грамотно формулировать свои мысли с использованием специальных терминов.
- Помочь в осознании смысла жизни человека, собственных целей и стремлений, в понимании разницы между материальными и нематериальными ценностями. Очень важно объяснить подрастающему поколению, чем чреваты порой ошибки молодости.
Хорошим помощником является превентивное обучение. В условиях такой формы работы проводилась дискуссия «Наркотик – стоит ли ему доверять?». Удачным было коллективное исследование учащихся 9-Б класса на тему «Кто курит в нашей школе?», ребята провели анкетирование во всех классах (кроме 1), изучили ответы, сделали соответствующие выводы, подготовили отчёт, составили беседу «Что такое здоровье и от чего оно зависит?». Вторым этапом этой работы должна была стать пропаганда здорового образа жизни, через проведение бесед, игр и других мероприятий.
Как мы это делаем?
- Исследование «Кто курит в нашей школе?»
- Беседа «Что такое здоровье и отчего оно зависит?»
- Дискуссия «Наркотик – стоит ли ему доверять?»
- Круглый стол «Стресс и адаптация»
Главная цель подготовленной 9-классниками беседы «Здоровый образ жизни – каким он должен быть» - приобщить к здоровому образу жизни. Во время проведения дискуссии «Наркотик – стоит ли ему доверять?». Важно было выслушать мнение каждого участвующего, почувствовать, чем живёт твой ученик, что его беспокоит. Эта цель достигается, когда беседа проводится в малых группах (по 7-8 уч.). При чём выбор участников круглого стола проводится «в слепую», жеребьёвкой. Беседа не за партами, ребята садятся по кругу, такая обстановка не привычна и интересна для них. Дискуссии такие нужно проводить: они дают возможность учащимся самостоятельно делать выводы на основе полученной информации, руководителю беседы остаётся только слегка корректировать.
Общекультурная компетентность
- Осознание того, что экологическая грамотность и культура должны служить улучшению взаимоотношений природы и общества.
- Формирование экологической культуры – утверждение человеческого достоинства, доброты, сопереживание всему живому.
- Формирование активного и ответственного отношения к жизни, к окружающей среде. Любовь к природе, в общем, нужно воспитывать через любовь к природе родного края.
Как мы это делаем?
Творческие конкурсы:
- «А что там за снимком?»
- «Небо - оно цветом какое?
- Эскиз памятника
- «Мир без экологии
Заключение
Обязательными условиями обучения и воспитания учащихся являются воздействия на их эмоционально-волевую сферу, включение их в практическую деятельность, поэтому необходимы средства эстетического воспитания и проведения самостоятельных работ, в ходе которых приобретаются не только новые знания и умения, но и применяются уже имеющиеся. Важную роль играет работа над развитием у учащихся умения рассуждать, доказывать правильность суждений, давать самостоятельную оценку современным явлениям природы.
Работая в этом направлении, я стала наблюдать за происходящими изменениями в моих учениках, ведь формирование экологической культуры способствует не только раскрытию прекрасного в природе, но и в самом себе. Переживание, радость и тревога за окружающую природу рождают заботу о ней, тем самым человек в этом проявлении становится лучше, чище. Ребята прошли социальную адаптацию, они успешно участвуют в исследовательской деятельности НОУ «Поиск», в районных и областных конкурсах.
И даже если ученик не планирует связать свою дальнейшую жизнь с экологией, биологией или каким-либо другим предметом те навыки и методические приёмы, которые он здесь освоит, могут быть использованы им в любой другой области знаний, поскольку методики наблюдения, постановки эксперимента, оценка и анализ полученных результатов, их правильное оформление и изложение часто носят универсальный характер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....
Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...
Эвристические задания как инструмент формирования ключевых компетентностей
происходящие в технологиях производства и экономических отношениях, обусловили новые требования к кадровому ресурсу. В настоящее время успешная профессиональная и социальная карьера нево...