Выявление и развитие способностей учащихся
методическая разработка

Каждый ученик заслуживает собственной траектории движе­ния по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интере­сам. Поэтому внутренняя дифференциация и индивидуализация является необходимым элементом образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Выявление и развитие способностей обучающихся

Цель моей воспитательной работы - создание благоприятной среды для самореализации личности каждого ребёнка в интеллектуальной, коммуникативной, художественно - эстетической и здоровьесберегающей культуре и оказание помощи в выборе ценностей.

Индивидуализация и дифференциация учебного процесса

В классах, в которых я преподаю, - учащиеся с различными личностными качествами, имеющие разные уровни развития. И каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. Поэтому внутренняя дифференциация и индивидуализация является необходимым элементом образовательного процесса. 

Разрабатывая общую схему индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, я решила оттолкнуться от обязательных предметных результатов обучения, как основы для дифференциации учебной деятельности: явно выделив уровень обязательной подготовки - опорных умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее продвижение вперед и формирование на этой основе повышенные уровни овладения материалом.

В начале изучения темы, учащиеся знакомятся с обязательными результатами, которые вывешиваются на стенд с одноимённым названием. При этом, ученик, учитывая свои способности, интересы и потребности получает право, и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала.  Применение этой технологии способствует обучению каждого ученика на уровне его возможностей и способностей,  формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, и в конечном итоге повышает качество знаний.

Для этого я  тщательно  продумываю этапы построения структуры урока от его  типа и вида,  от методов и приемов работы, особенностей класса, возраста учащихся, уделяю большое значение формам организации учебной деятельности.

С целью продвижения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие формы работы на уроке:

  • Сочетание теории и практики на каждом уроке.  Применяю метод, предложенный А.А. Бударным, который состоит в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся I и II групп (с низким и средним уровнем продвижения в обучении) (классы формально разделены на 4 группы).
  • Работа в малых группах, в ходе которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, группы для организации взаимопомощи, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей. Такая форма работы способствует организации дифференциации учащихся, а так же развитию коллективизма, коммуникативных качеств.
  • Индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному. Обычно такие задания предлагаю как обучающие работы.

При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать у них  положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи.

Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока. Например, при проверке домашнего задания целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп на самостоятельную работу. На устном опросе по материалам пройденной темы я начинаю опрос с учеников 4 группы (с высоким уровнем обученности), которым, после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса. Такая организация повторения позволяет детям, имеющим низкий уровень продвижения в обучении, многократно повторить пройденный материал. Результатом такой кропотливой работы является то, что на протяжении последних лет в моих классах нет неуспевающих учеников.

Создание благоприятного психологического климата в классе, доброжелательной атмосферы, деловой обстановки - вот главные мои задачи. Так в основной школе стараюсь чаще проводить математические диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, мини-сочинений, что способствует развитию творческой активности. Работая в 5-7 классах, стараюсь научить самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого - развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.

Проводя сравнительную диагностику на «входе» (при прохождении темы) и на «выходе» (при сдаче зачета), еще раз убеждаюсь, что данная система дает хорошие результаты.

Работа с одаренными детьми

Одно из главных направлений моей работы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.

Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.

Способы выявления у учащихся  способностей к научной (интеллектуальной),   творческой, физкультурно-оздоровительной  деятельности.

Работа по выявлению способностей  выстраивается с помощью:

- инструментальной диагностики с помощью психолога;

- педагогического наблюдения;

- изучения результатов деятельности (работ  учащихся: проектных и исследовательских);

- диагностики познавательных интересов  Богданова Т.Т («Диагностика    познавательной сферы ребенка»);

- учета желаний родителей.

Выявление интеллектуальных способностей:

- диагностика способностей к обучению  (тесты «Оценка уровня школьной мотивации  по методике Н.Г. Лускановой);

- интегрированные диагностические работы;

- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

Способы развития у учащихся  способностей к научной  (интеллектуальной), творческой,

физкультурно-оздоровительной  деятельности.

Работа по развитию способностей выстраивается с помощью:

- применения  индивидуального подхода в  работе с одаренными учащимися на  уроках и во внеурочное время с учетом  возрастных способностей детей и  созданием условий в активную  познавательную деятельность учащихся, решение в классе задач повышенной сложности, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи;

- формирования навыков  исследовательской, проектной  деятельности (участие в конкурсах,  олимпиадах, НПК различного уровня и  др.)

Проведение дополнительных и факультативных занятий по подготовке к олимпиадам. Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Занимательная математика с элементами  логики», «Юный исследователь», «Графики улыбаются».

Проведение интеллектуальных игр, предметных недель.  Участие в творческих конкурсах, смотрах,  интеллектуальных играх, математических  КВНах и других мероприятиях, где  используется деятельность в команде,  группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»

Изучение закономерностей формирования и развития   личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка  для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...