Выявление и развитие способностей учащихся
методическая разработка
Каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. Поэтому внутренняя дифференциация и индивидуализация является необходимым элементом образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Выявление и развитие способностей обучающихся
Цель моей воспитательной работы - создание благоприятной среды для самореализации личности каждого ребёнка в интеллектуальной, коммуникативной, художественно - эстетической и здоровьесберегающей культуре и оказание помощи в выборе ценностей.
Индивидуализация и дифференциация учебного процесса
В классах, в которых я преподаю, - учащиеся с различными личностными качествами, имеющие разные уровни развития. И каждый ученик заслуживает собственной траектории движения по учебному материалу, отвечающей его целям, потребностям и интересам. Поэтому внутренняя дифференциация и индивидуализация является необходимым элементом образовательного процесса.
Разрабатывая общую схему индивидуального и дифференцированного подходов к обучению, я решила оттолкнуться от обязательных предметных результатов обучения, как основы для дифференциации учебной деятельности: явно выделив уровень обязательной подготовки - опорных умений и навыков, обеспечивающих дальнейшее продвижение вперед и формирование на этой основе повышенные уровни овладения материалом.
В начале изучения темы, учащиеся знакомятся с обязательными результатами, которые вывешиваются на стенд с одноимённым названием. При этом, ученик, учитывая свои способности, интересы и потребности получает право, и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала. Применение этой технологии способствует обучению каждого ученика на уровне его возможностей и способностей, формирует устойчивый познавательный интерес к предмету, и в конечном итоге повышает качество знаний.
Для этого я тщательно продумываю этапы построения структуры урока от его типа и вида, от методов и приемов работы, особенностей класса, возраста учащихся, уделяю большое значение формам организации учебной деятельности.
С целью продвижения вперед учащихся с различным уровнем подготовленности применяю следующие формы работы на уроке:
- Сочетание теории и практики на каждом уроке. Применяю метод, предложенный А.А. Бударным, который состоит в большом количестве повторений объяснения нового материала для учащихся I и II групп (с низким и средним уровнем продвижения в обучении) (классы формально разделены на 4 группы).
- Работа в малых группах, в ходе которой работу можно выполнять по нескольким траекториям: дифференцированные группы по уровню знаний, группы для организации взаимопомощи, в которых наиболее подготовленные учащиеся контролируют, помогают и оценивают своих товарищей. Такая форма работы способствует организации дифференциации учащихся, а так же развитию коллективизма, коммуникативных качеств.
- Индивидуальная работа, где каждому учащемуся предлагается набор заданий, выполнение которых позволяет переходить от наиболее простого материала, к более сложному. Обычно такие задания предлагаю как обучающие работы.
При работе с учащимися, испытывающими трудность в обучении, стремлюсь формировать у них положительное отношение к учению. Для этого использую занимательный материал, касающийся сущности изучаемого, поощряю успехи ребенка, демонстрирую личное расположение, внимание, готовность к оказанию помощи.
Для профилактики неуспеваемости целенаправленно расставляю акценты в обучении на различных этапах урока. Например, при проверке домашнего задания целесообразно организовать дифференцированную проверку с последовательным «отключением» групп на самостоятельную работу. На устном опросе по материалам пройденной темы я начинаю опрос с учеников 4 группы (с высоким уровнем обученности), которым, после этого дается индивидуальное задание творческого характера. Затем отвечают ученики 3 группы и тоже получают задания для самостоятельной работы. Опрос учащихся 1 и 2 групп происходит индивидуально на фоне самостоятельно работающего класса. Такая организация повторения позволяет детям, имеющим низкий уровень продвижения в обучении, многократно повторить пройденный материал. Результатом такой кропотливой работы является то, что на протяжении последних лет в моих классах нет неуспевающих учеников.
Создание благоприятного психологического климата в классе, доброжелательной атмосферы, деловой обстановки - вот главные мои задачи. Так в основной школе стараюсь чаще проводить математические диктанты с взаимопроверкой по вариантам. Домашнее задание по теоретической части темы задаю в виде кроссвордов, мини-сочинений, что способствует развитию творческой активности. Работая в 5-7 классах, стараюсь научить самостоятельно работать с учебником, выработать умение выделять главное из прочитанного и составлять смысловой конспект по заданной теме. Многие учащиеся, не активные ранее на уроках, начинают выступать со своими работами перед одноклассниками, появляется интерес к предмету. На моих уроках присутствует взаимопонимание, уважение к мнению педагога и товарищей. Как итог этого - развитие самостоятельности, любознательности и стремления достичь большего.
Проводя сравнительную диагностику на «входе» (при прохождении темы) и на «выходе» (при сдаче зачета), еще раз убеждаюсь, что данная система дает хорошие результаты.
Работа с одаренными детьми
Одно из главных направлений моей работы - создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась.
Методика моей работы с одаренными детьми составляется и реализуется совместно с психологом, учителями, администрацией, родителями.
Способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью:
- инструментальной диагностики с помощью психолога;
- педагогического наблюдения;
- изучения результатов деятельности (работ учащихся: проектных и исследовательских);
- диагностики познавательных интересов Богданова Т.Т («Диагностика познавательной сферы ребенка»);
- учета желаний родителей.
Выявление интеллектуальных способностей:
- диагностика способностей к обучению (тесты «Оценка уровня школьной мотивации по методике Н.Г. Лускановой);
- интегрированные диагностические работы;
- анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.
Способы развития у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой,
физкультурно-оздоровительной деятельности.
Работа по развитию способностей выстраивается с помощью:
- применения индивидуального подхода в работе с одаренными учащимися на уроках и во внеурочное время с учетом возрастных способностей детей и созданием условий в активную познавательную деятельность учащихся, решение в классе задач повышенной сложности, стимулирование поиска различных вариантов решения задачи;
- формирования навыков исследовательской, проектной деятельности (участие в конкурсах, олимпиадах, НПК различного уровня и др.)
Проведение дополнительных и факультативных занятий по подготовке к олимпиадам. Мною разработаны и проводятся факультативные курсы «Занимательная математика с элементами логики», «Юный исследователь», «Графики улыбаются».
Проведение интеллектуальных игр, предметных недель. Участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты по выявлению и развитию способностей учащихся
Результаты за 2016-2021 уч.г....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»
Изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...