Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.
методическая разработка
Программа, направленная на выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellektualnyh_tvorcheskih_sposobnostey_obuchayushchihsya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уварова Наталья Борисовна
Учитель истории и обществознания
МАОУ «СОШ №65 г.Улан-Удэ имени Г.С.Асеева»
Развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся в процессе их учебной и внеурочной деятельности.
Развитие способностей обучающихся осуществляется на основе основных положений Конвенции ООН о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г, закона Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, в соответствии сзаконом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» и Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом № 1897 Министерства образования Российской Федерации от 17.12.2010 г.
Выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей обучающихся продиктованы особенностями развития науки, технологий, информации, современными требованиями к человеческим ресурсам. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Особенностью развития потенциальных способностей личности в условиях исторического и обществоведческого образования является не только выявление и развитие интеллектуальных способностей, но и формирование духовности, как высшего уровня развития личности.
Работа над развитием интеллектуальных творческих способностей детей должна строиться на понимании того, что:
- каждый ребенок может проявить особую успешность в широком спектре деятельностей. Очень важно выявить склонности школьника и предложить ему индивидуальный подход к развитию его личностного потенциала;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей должно стать частью формирования целостной личности;
- при выявлении и развитии способностей детей необходимо учитывать психические и физические нагрузки для сохранения физического и психического здоровья учащихся в условиях школьного обучения.
Цель: обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для реализации потенциала каждого школьника, выявление и развитие интеллектуальных творческих способностей детей, создание условий для их реализации.
В основу программы развития и реализации потенциальных способностей детей положены:
Принцип преемственности. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию.
Принцип индивидуальности и неповторимости каждого ребенка (М. Карне, А. Шведел, С. Линнемайер). Этот принцип определяет необходимость индивидуального подхода к развитию потенциала каждого школьника.
Принцип природосообразности (Я.А. Коменский). Образовательный процесс должен быть построен на основе учета природных особенностей ребенка.
Принцип соблюдения интересов ребенка. Принцип решения проблем в интересах ребенка
Принцип системности. Реализация этого принципа обеспечивает единство диагностики и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития одаренного ребенка.
Принципы развивающего обучения, определяющие построение образовательного процесса на основе учета закономерностей развития человека (проблемность, диалогичность, индивидуализация) (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.Я. Лернер и др.
Принцип взаимодействия школы и семьи. Этот принцип определяет необходимость интеграции усилий семьи и школы в развитии каждого ребенка.
Принципы гуманистической психологии, определяющие отношение к человеку как к уникальной и целостной личности (гуманизм, толерантность к индивидуальным особенностям другого человека, поддержка, безопасность и др.), (В. Франкл, К. Роджерс). Эти принципы предполагают уверенность в возможности раскрыть созидательные способности человека.
II. Содержание программы
Направления работы | Реализация программы |
1. Выявление интеллектуальных и творческих способностей детей, детей с признаками одаренности, просто способных детей, в отношении которых есть надежда на качественный дальнейший скачок в развитии их способностей. 2. Работа с детьми на уроках и во внеурочное время, включая следующие формы: 1) подготовка к олимпиадам и конкурсам; 2) внеурочная предметная и внеклассная работа с обучающимися, их участие в научно-практических конференциях, научных обществах, выполнение творческих проектов и др. 3) организация деятельности школьного музея. | 1. Разработка методов и форм обучения на основе системно-деятельностного подхода обучения с ориентацией на приобретение школьником опыта творческой деятельности, включающей следующие элементы и операции: -понимание, как способность постигать скрытый механизм явлений и их причинно-следственную связь, как предвидение хода развития этих явлений; -способность выявления и постановки проблемы при осмыслении и анализе фактов; -продуктивный перенос полученных знаний для решения исследовательских (требующих объяснений явлений) и конструкторских (требующих ответа на вопрос: как это сделать) задач; -решение исследовательских и конструкторских задач на основе образной, знаковой, смысловой аналогий; -трансформация образов, символических выражений и идей, их интерпретация. 2. Использование моделирования как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников. 3. Ориентация в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности выполняемых заданий, но и объемом содержания предмета, продолжительностью опыта творческой деятельности. 4. Переориентация образовательного процесса на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений |
Программа работы над развитием интеллектуальных творческих способностей включает два этапа – диагностический и развивающий.
Содержание этапов | Способы, методы и формы работы | |
Диагностический этап | ||
1. Определение круга интересов учащихся, их способности. 2. Определение цели, задач и направлений работы над развитием способностей детей. 3. Привлечение учащихся к интеллектуальной и творческой деятельности. | 1. Индивидуальная работа с учащимися. 2. Организация внеурочной предметной и внеклассной деятельности. | |
Развивающий этап | ||
| 1. Изучение индивидуальных особенностей обучащихся - интеллектуальных, физических (здоровья), психологических и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. | |
- формированию и углублению знаний обучающихся по истории, обществознанию; - активизации саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в познавательную, учебно-исследовательскую деятельность; - становлению духовно-нравственных, толерантных черт личности учащихся; - формированию профессионального самоопределения, профильная ориентация выпускника | 1. Организация и проведение предметных декад (Декада истории и обществознания, Неделя правовых знаний) 2. Организация и проведение Дня науки и творчества 3. Подготовка и участие обучающихся в предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах 4. Подготовка и участие учащихся в научно-практических конференциях, их вовлечение в исследовательская деятельность, направленная на формирование у учащихся навыков исследовательской работы, 5. Вовлечение обучающихся в работу школьного историко-краеведческого музея. |
Ожидаемые результаты
Классы | уровень результатов | Критерии результативности |
5-6 класс | Приобретение школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (взаимодействие с учителем); | Успешное участие школьников в
|
7-8 класс | Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом (взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной дружественной среде); | |
9 класс: | Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия (взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами дружественной среды школы). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности(презентация)
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
"Воспитание сплоченного коллектива и развитие творческих способностей через познавательный процесс в разных формах внеурочной деятельности"
У разных классов слишком разные перспективы – эти «звездочки», к которым стремится приблизиться каждый коллектив. Двигаться вперед можно значительно быстрее, если к себе манит общее ...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности» учителя технологии Воронцова Сергея Александровича
Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желание трудиться с охотой, интересом. Очень важно пробудить у детей желание «хочу узнать». Но этого мало, необходимо по...
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»
laquo;Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности»...