Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;
2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;
3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;
4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Настоящая программа реализуется в рамках общешкольной программы "Одаренные дети" | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Гнездовская СШ
2017-2018 учебный год.
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Составила Петрова Валентина Михайловна, учитель географии, руководитель кружка «Юннатов»
Введение
Важной задачей школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе.
Общество нуждается в неординарной творческой личности, глубоко знающей себя и владеющей собой, активно проявляющей свою индивидуальность. Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Именно в школе начинается процесс становления качеств творческой личности. И очень важно правильно организовать этот процесс
Рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.
Задача учителя состоит не только в том, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету, но и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций, поддержать ребенка, подготовить почву для того, чтобы его способности и потребности были реализованы.
Развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной личности – первостепенная задача современной школы.
При воспитании одаренного ребенка необходимо, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, в познавательную потребность.
Урок для таких детей особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Цель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.
Задачи:
1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими способностями и методические приемы работы с ними;
2) совершенствовать формы педагогической работы с детьми с творческими способностями;
3) составить план мероприятий по выявлению творческих способностей учащихся;
4) реализовать систему работы по развитию творческих способностей учащихся.
Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:
- диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;
- организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
- промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);
- осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию.
Для диагностики уровня развития творческих способностей использовалась методика общей одарённости А.И. Савенкова
Большое место в процессе исследований занимает педагогическое наблюдение - метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных фактических данных.
Для выявления творчески способных учащихся целесообразно проводить мероприятия состязательного и презентационного характера.
Для различных учащихся характерна различная степень творческой активности. Есть несколько уровней (по Е.В.Коротаевой):
- Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Они медленно включаются в работу: творческая активность возрастает постепенно. Им не рекомендуются задания, требующие быстрого перехода от одного вида деятельности к другому. Деятельность учителя в классе с преобладанием учащихся нулевого уровня направлена на создание особой эмоциональной атмосферы уроков, настраивающей на включение школьников в учебный процесс. Тогда рождается цепочка: состояние комфортности, открытости → отсутствие страха → чувство уверенности →ожидание встречи с данным педагогом → ожидание уроков, которые ведет учитель. Так создаются предпосылки для перехода на более высокий уровень развития творческой активности.
- Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Таким образом, включение в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью, но не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Такие ученики с желанием приступают к выполнению творческого задания, но при затруднении теряют к нему интерес. Эпизодически они могут удивлять быстрым правильным ответом, но это не становится системой. В этой ситуации «удержать» внимание учащихся помогут вопросы, которые задают сами дети. Можно ввести правило: в конце урока ученики должны задавать не менее 5 вопросов по теме урока. Это несложное задание помогает школьникам вычленять главное и «включаться» в тему на протяжении всего урока.
- Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно хорошо осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями. Эти учащиеся начинают скучать, если задание простое, постепенно привыкают ограничивать себя рамками и отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема активизации творческой деятельности таких учащихся достаточно актуальна. Можно применять все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации. На ребят этого уровня, например, можно возложить роль «наблюдателей», которые следят за темпом урока, или роль «мудрецов», которые подводят итог занятию.
- Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.
Задача учителя - помочь всем ученикам открыть в себе способности, о которых они раньше и не подозревали. Все приемы должны быть направлены на развитие у ребят самой потребности в творческой деятельности, стремления к самоактуализации через различные виды творчества.
Работа с родителями по выявлению творческих способностей учащихся оченьважна. Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах являются основой работы классного руководителя и учителя-предметника. Родителям необходимо создавать условия для различных способов поведения в той или иной ситуации; моделирование проблемных ситуаций; активизация самостоятельной и творческой деятельности детей. ):
Принципы работы с одаренными детьми
- дифференциация и индивидуализация обучения
- системность обучения;
- максимальное разнообразие предоставляемых возможностей.
- обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг. (ИТ, репетиторство)
- возрастание роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, спецкурсы, факультативы.
- усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
- творческое взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.
- актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков);
Условия формирования творческих способностей:
а) положительные мотивы учения;
б) интерес учащихся;
в) творческая активность;
г) положительный микроклимат в коллективе;
д) сильные эмоции;
е) предоставление свободы выбора действий, вариативность работы.
Основное содержание работы учителя с одаренными детьми.
- -Использование системы заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках географии
- использование элементов современных технологий (проектов, индивидуализации и дифференциации, критического мышления, портфолио, игровые технологии, на основе личностно - ориентированного и компетентностного подходов в обучении)
- - организация проектно-исследовательской деятельности
- Подготовка учащихся к школьным, районным олимпиадам по географии
- Участие в Дне науки
- Написание творческих работ
- Подготовка и участие в дистанционных олимпиадах.
- Проведение предметных недель, игр, КВН, конкурсов, экскурсий
- Развитие творческих способностей через занятия кружков
- Подготовка к итоговой аттестации
План работы на 2017-2018 учебный год
1 | Разработка плана работы с одаренными детьми на 2017/2018 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению географии | сентябрь | |
2 | Вовлечение учащихся в работу кружка «Юннатов» | сентябрь | |
3 | Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова | октябрь | |
4 | Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми по предмету | в течение года | |
5 | Создание банка нестандартных заданий по географии | в течение года | |
6 | Индивидуальные беседы с родителями о важности всестороннего развития детей, их участия в конкурсах и олимпиадах | в течение года | |
7 | Проведение школьного тура предметных олимпиад по географии | Октябрь-ноябрь | |
8 | Выставка творческих работ учащихся по географии | декабрь | |
9 | Участие во всероссийской олимпиаде ДООГ-2018. Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми. | по графику | |
10 | Подготовка и проведение недели географии | январь | |
11 | Проведение оценки общей одарённости по методу А.И. Савенкова. Сравнительный анализ результатов вводной диагностики и итоговой | февраль | |
12 | Интеллектуальный экологический марафон | март | |
13 | Защита итоговых проектов учащихся по географии | май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
- Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // «Народное творчество» под редакцией С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, - М., 1969.
- Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
- Рычкова В.В. Креативность как предмет творческого осмысления профессиональных качеств учителя. // Народное Образование Забайкалья: история и опыт. – Чита, 2000.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности
Методическая разработка по развитию творческих способностей...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности(презентация)
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
План мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности....