Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности
статья на тему
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Подготовила: учитель географии 1 категории
АОУ школы №9 г. Долгопрудный Будникова Е.Т.
Г. Долгопрудный, 2016 г.
Само изучение географии – творческий процесс.
Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Дети любят сам процесс творчества ,он приносит им радость.
Развитию творческих способностей учащихся на моих уроках способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно , проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.
И мне в своем выступлении хотелось бы рассказать об этих видах деятельности поподробнее.
При использовании творческих заданий, следует уделять особое внимание личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Я стараюсь, чтобы каждый урок мог стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал ,и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность.
Основой учебного процесса в частности предмета географии, является содействие педагога в творческом становлении личности ученика.
Мне очень нравится японская пословица, которая как ни кто говорит о творческом подходе обучения:
Расскажи - и я забуду,
Покажи - и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
Я считаю, что использование на уроках различных конкурсов, инсценировок и рисунков пробуждают познавательный интерес учащихся. Одним словом чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.
С огромным интересом проходят уроки в 6 – ых класс, посвященные тема «Вулканизм» и «Земля – планета Солнечной системы». В качестве домашнего задания ученикам предлагалось подготовить макет вулкана и модель Солнечной системы. Творческие проекты интересны школьникам, ориентированным на творческую деятельность, многие учащиеся любят сам процесс творчества, он приносит им радость и тому подтверждение творческие проекты моих учеников.
Предлагаю познакомиться с макетами вулканов моих воспитанников.
Проектная деятельность на моих занятиях не ограничивается этим.
В 7 классе при изучении страноведческого материала обучающиеся готовят творческие проекты «Маршрут путешествий по странам Африки, Южной Америки» и прочие, что позволяет реализовать индивидуальный интерес к изучаемому материалу, рассмотреть содержание материала на разных уровнях сложности. с использованием компьютерной презентации.
К 9 классу обучающиеся способны самостоятельно подготовить проект, провести исследование. В рамках изучения блока «Население Российской Федерации», учитывая многонациональный состав в классах, обучающиеся изъявили желание и подготовили исследования «Особенности народов России», в котором отразили исторические особенности, обычаи, традиции уклад жизни, культуру народов, населяющих нашу страну.
Также на моих занятиях я достаточно часто применяю такой вид деятельности, как конкурсы плакатов и газет. Такой вид проектной деятельности я применяю с 6-ого по 9-ый классы. В этом учебном году темы были следующий « Охрана вод Мирового океана», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «7 чудес света России».
В данном виде деятельности каждый учащийся реализует свой творческий потенциал, включает фантазию и воображение, а также активизирует познавательную деятельность.
Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.
При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными.
Игры не только позволяют повысить мотивацию учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. Поэтому без уроков – КВНов у моих учеников не обходится каждая крупная тема. КВНы тематические, направлены на обобщение знаний по определенным темам. Во время таких мероприятий, у учащихся активизируются познавательная деятельность, повышается учебная мотивация. На КВНах учащиеся проверяют умение читать географическую карту, через всем известную игру «Крокодил» демонстрируют знание и понимание основных географических понятий и терминов, сочиняют стихотворения на заданные темы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи и вместе с этим развивает творческий потенциал учащихся, к чему мы все и должны стремиться.
Не стоит забывать и о внеурочной деятельности. Внеучебная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие общешкольные мероприятия как: конкурсы, выставки творческих работ, игры в рамках ежегодной декады географии в нашей школе. Большую роль в этом случае играют коллективные творческие дела, необходимые и для развития личности ребенка и для развития коллектива.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Я веду кружок «Мое родное подмосковье» в 6 классе. На занятиях мои ми учениками велась проектная деятельность на такие темы,как «Официальный символы Помдосковья», «Народные промыслы Подмосковья» и многие др. Занятия способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, поставить и разрешать интересующие проблемы. На кружковых занятиях больше возможностей для проявления инициативы ученика. Да и учитель не связан рамками программы и учебника.
Творить должен каждый. И я не сомневаюсь в том, что наши ученики способны это делать. Но от педагога зависит, насколько будут развиты творчески, активны, изобретательны ребята, научатся ли они самостоятельно пополнять свои знания, сформируется ли у них навык творческой ориентировки в потоке получаемой информации.
Основой урока должна быть не речь учителя, а активная деятельность учащихся. Войдите в класс. Если вы видите учеников неподвижно сидящих и терпеливо слушающих разглагольствования учителя или пишущих под его диктовку, то вы можете с уверенностью сказать – это плохая педагогика.
А. Бине
Список литературы
Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. — М.: «Знание», 1991. — 80с.
Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64с.
Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения. — М.: «Просвещение», 1968. -203с.
Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии через организацию проектной деятельности
Методическая разработка по развитию творческих способностей...
«Использование элементов краеведения, экологии, этнографии для развития творческих способностей учащихся на уроках географии и во внеурочной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»
Презентация о специфики работы учителя географии в малокомплектной, малочисленной школе....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности(презентация)
Презентация к выступлению на педагогическом совете...
Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...
ПРОГРАММА по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочное время
Программа планирует работу педагога по выявлению способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности, а также планирует работу учителя по созданию благоприятных условий для повышения и...
Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"
План мероприятий по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности....