Программа "Проектная деятельность в школе"
рабочая программа (5, 7, 9 класс)
Программа разработана и составлена с учетом требования ФГОС. Содержит поурочное планирование, примерные тема проектных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_shkole.docx | 43.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №50
ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Директор
ГБОУ СОШ №50 ГБОУ СОШ №50
Протокол № __________
от «____» _______________ 2019 г. ________________ М.И. Зомитева
Приказ № _______
от «____» _______________ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу: «Проектная деятельность» (5, 7, 9 классы).
Автор-составитель: Пыжова Е.И., учитель русского языка и литературы.
г. Санкт-Петербург
2019 год
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи курса «Проектная деятельность» | 5 |
Специфика курса | 6 |
Особенность программы | 8 |
Место курса проектная деятельность в школьной программе | 10 |
Методы и технологии | 11 |
Требования к ЗУНам по окончанию реализации программы | 12 |
Личностные и метапредметные результаты | 13 |
Содержание программы | 16 |
Тематическое планирование | 19 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | 21 |
Перечень тем проектно-исследовательской работы для учащихся 5-9 классов для прикрепления к педагогу | 23 |
Пояснительная записка
Настоящая программа «Проектной деятельности в школе» разработана на основе требований к структуре и результатам освоения ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования и преемственна по отношению к начальному общему образованию.
В соответствии с ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования среди которых:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности;
- формирование социальных компетенций, правосознания, способности ставить цели и строить жизненные планы;
- реализация способности использования в учебной, познавательной и социальной практике межпредметных понятий и универсальных учебных действий;
- реализация возможности самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
- построение индивидуальной образовательной траектории;
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений;
- овладение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами;
- формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий и т.д.
Таким образом, мы можем говорить о том, что ФГОС направлены на формирование у обучающихся общеучебных способностей, умений и навыков как основы учебной деятельности.
Превратить ученика в субъект учебной деятельности призвана проектная и исследовательская деятельность как таковая. Проектная и исследовательская деятельность ориентирована на использование знаний, умений и навыков, полученных в ходе обучения, для постановки и решения практических задач, которые могут носить как теоретический так и практический характер. Это делает возможным участие учеников в работе над получением конкретного результата, способствует выработке умения работать в условиях ограниченного времени, развить навыки создания и защиты презентаций, работы в команде.
Проектная и исследовательская работа проводится учениками 5-9 классов ГБОУ СОШ № 50 под руководством педагога. Руководитель проектно-исследовательской работы несет ответственность за его реализацию в ходе учебного процесса.
Как показывает практика, учащиеся, окончив начальную школу, теряют интерес к обучению, мотивация к получению новых знаний ослабевает. Зачастую, ученика не устраивает объяснение, что программа, которую он сейчас осваивает, может пригодится ему в будущем, то есть через несколько лет. Проектная и исследовательская деятельность позволит применить полученные знания, умения и навыки на практике во время освоения школьной программы и реализовать творческий потенциал конкретного ученика.
Участие в проектной и исследовательской деятельности способствует формированию гармоничной личности и отвечает потребностям современного общества.
Цели и задачи курса «Проектная деятельность в школе».
Проектная и исследовательская деятельность сегодня неотъемлемая часть учебной деятельности.
Цель курса «Проектная деятельность» – создание условий для формирования умений и навыков межпредметного проектирования, которые будут способствовать развитию индивидуальности учащихся, их творческой самореализации, преодолению фрагментарности изучаемых предметов, рассмотрению изучаемого школьного курса предметов как единого целого, а также позволит ученикам применить полученные знания на практике, накопить практический опыт, развить коммуникативные, управленческие и исследовательские навыки, в том числе и умение формулировать собственные теоретические представления на основе самостоятельно изученного теоретического материала.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта (познавательные УУД);
- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);
- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);
- сформировать опыт выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности (регулятивные УУД);
- сформировать навыки самоопределения, реализации собственного проекта (личностные УУД);
- сформировать представление об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;
- обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- сформировать и развить умения и навыки исследовательского поиска;
- развить познавательные потребности и способности, креативность;
- развить коммуникативные навыки (партнерское общение) (коммуникативные УУД);
- сформировать навыки работы с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
- сформировать умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;
- формирование умения решать творческие задачи;
- развивать ресурсную базу школы, отвечающей системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность.
Специфика курса.
Метод проектов отличается от классических методов обучения. При этом, метод проектов направлен на многоаспектное развитие личности школьник.
В основе проектной методики – цикличность образовательного процесса. Каждый цикл мы можем рассматривать как законченный самостоятельный этап обучения, который в первую очередь направлен на решение заранее определенных задач в их неразрывности с общей целью овладения учебным предметом.
Метод проектов не является совершенно новым в педагогической практике, но при этом он занимает ведущие позиции среди педагогических технологий XXI века. Специфика проектной деятельности проявляется прежде всего в направленности на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе разработки проектов. При этом руководителю проекта необходимо учитывать разновозрастность детей общей группы. В связи с этим занятия составлены с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности.
Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они все больше приобретают специфические черты проектной деятельности.
Группы умений, которые формирует курс:
- Исследовательские (генерация идей, выбор решения поставленных задач);
- Социального воздействия (формирование умений сотрудничества в рамках исследовательской групповой деятельности, формирования умения оказывать помощь одногруппникам и умения принимать помощь, умение следить и корректировать ход исследовательской деятельности);
- Оценочные (умение адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников);
- Информационные (умение самостоятельного поиска необходимой информации, ее анализ и систематизация);
- Презентационные (умение выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, подготавливать наглядный материал для иллюстрации своих достижений и результатов работы, умение построения выступления);
- Рефлексивные (умение выявлять новые знания и навыки, полученные в ходе выполнения конкретных задач, умение определять, чему следует учиться далее);
- Управленческие (умение проектировать процесс, планировать время и распределять ресурсы, умение принимать решения, распределять обязанности в групповой работе).
Этапы проектной деятельности:
- Постановка проблемы (ведущую роль в постановке проблемы может определять как ученик, так и учитель, при этом учитель служит не «генератором», а лишь направляет ученика).
- Тема проекта (отображает основную идею. Тема формируется исходя из анализа возникшей проблемы).
- Цель проекта (определяется исходя из выбора наиболее актуальной проблемы в соответствии с озвученной темой).
- Задачи проекта (теоретические – изучить, найти, собрать информацию; моделирующие и исследовательские – смоделировать ситуацию или провести исследование; практические – определить значимость проекта; презентационные – защита проекта).
- Гипотеза (выдвигается исходя из целей проекта).
- План работы (включает в себя прежде всего знакомство детей с методами проектно-исследовательской деятельности, которые помогут учащимся перейти непосредственно к практической реализации проекта).
- Продукт проекта (логическое завершение проекта: доклад, статья, книга и проч.).
- Выводы (подведение итогов: смогли ли добиться поставленных целей).
Особенности программы.
Особенностью программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа призвана обеспечить реализацию следующих принципов:
- непрерывность и преемственность курса школьной программы и дополнительного образования как единого целостного образовательного процесса;
- индивидуализации и социализации конкретного ребенка в системе внеурочной деятельности;
- системность учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие интеллектуального потенциала школьника и поддержка одаренных детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
В свою очередь проектная и исследовательская деятельность служит логическим продолжением урока и предусматривает вовлеченность каждого ученика в процесс выявления и систематизации данных. Личные качества, формируемые в результате проектной и исследовательской деятельности, ФГОС определяет как результат освоения основной образовательной программы общего образования.
Результат проектной и исследовательской деятельности – личный и общественно значимый продукт: доклад, статья, макет, презентация, конференция, комплексная работа, и т.д.
В данной связи в целях логического завершения деятельности предлагается внести в учебный план школы проведение итоговой научной конференции учащихся для презентации результатов проведенного исследования.
Требования к организации проектной деятельности, к содержанию и направленности проекта, а также критерии оценки проектной работы разрабатываются с учетом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования и в соответствии с особенностями ФГБОУ СОШ № 50. Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. Защита проекта осуществляется в процессе специально организованной деятельности комиссии ФГБОУ СОШ № 50 или на конференции, проводимой в ФГБОУ СОШ № 50.
Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией представленного продукта с краткой пояснительной запиской, презентации обучающегося и отзыва руководителя.
По форме проекты могут быть индивидуальными (т.е. выполнены конкретным учеником единолично) или групповыми (т.е. выполненные группой учащихся).
Выполнение проекта можно условно разделить на три значимые части: разработка проекта, практическая реализация и защита.
Место курса «Проектная деятельность в школе» в учебном плане ФГОБУ СОШ № 50
Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», направление - «Проектная деятельность». В соответствии с учебным планом ФГБОУ СОШ № 50 на проектную деятельность в 5, 7, 9 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа внеурочной деятельности.
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением взрослых.
Занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях, библиотеках, в актовом зале.
Проектная деятельность включает: проведение научных исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, встреч с интересными людьми, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
В процессе обучения используются следующие формы учебных занятий: типовые занятия (объяснения и практические работы), уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, конференция.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики: уровневая дифференциация, проблемное обучение, поисковая деятельность, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
- с уроками русского языка и литературы: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений, исследование произведений;
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов, сопоставление предметов изобразительного искусства с литературными произведениями;
- с уроками информатики: подготовка презентаций по темам проектов;
- с уроками обществознания: исследование общественных явлений.
Требования к ЗУНам по окончанию реализации программы.
Предметные результаты
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
- основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
- понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
- основные источники информации;
- правила оформления списка использованной литературы;
- правила классификации и сравнения,
- способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
- источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
- правила сохранения информации, приемы запоминания.
Учащиеся должны уметь:
- выделять объект исследования;
- разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
- работать в группе;
- работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
- пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
- работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.
Личностные и метапредметные результаты
Личностные
У школьников будут сформированы:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Регулятивные
Школьник научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
Ученик получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные
Школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные
Школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
№ п/п | Наименование тем. | Количество часов. |
Введение (1ч) | ||
1 | Проект. Проектная деятельность. | 1 |
Теоретический блок (с элементами практики) (13 ч) | ||
Способы мыслительной деятельности (7 ч) | ||
2 | Тема учебного проекта. | 1 |
3 | Этапы работы над учебным проектом. Составление индивидуального плана. | 1 |
4 | Проблема как основа проектной деятельность. | 1 |
5 | К вопросу определения проблематики исследования. | 1 |
6 | Учимся задавать вопросы. | 1 |
7 | Учимся выдвигать гипотезы | 1 |
8 | Источники информации | 1 |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (6 ч) | ||
8 | Выдвижение гипотезы проектной работы. | 1 |
9 | Цели и задачи исследования | 1 |
10 | Методы исследования. Мыслительные операции | 1 |
11 | Сбор материала для исследования | 1 |
12 | Анализ и синтез. Суждения. Умозаключения. Выводы | 1 |
13 | Обобщение полученных данных. | 1 |
Практический блок (18ч) | ||
Мы исследователи. Самостоятельные (предметные) проекты (6ч) | ||
14 | Планирование работы | 1 |
15 | Обучение Анкетированию, социальному опросу, интервьюированию | 1 |
16-17 | Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 2 |
18-19 | Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных. Оформление теоретического материала. | 2 |
Юный оратор (8ч) | ||
20 | Особенности ораторского искусства. Личность оратора. | 1 |
21-22 | Подготовка речи. Ее структура и композиция. | 2 |
23-24 | Техника речи. Постановка голоса. Дыхание. | 2 |
25 | Постановка на публике. Выразительные средства речи. | 1 |
26-27 | Отработка индивидуальной речи. | 2 |
28-31 | Экскурсии в соответствии с темами выбранных исследовательских проектов (4ч) | |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (3ч) | ||
32-34 | Подготовка к защите. Предзащита проектов. | 3 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература для учителя:
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.
Савенков А.И. Я - исследователь: Рабочая тетрадь для младших школьников. - 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3- 256с.
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Литература для обучающихся:
Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. 2-е изд., - Самара: Издательство «Учебная литература», 2005.
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет- ресурсы:
* Большая детская энциклопедия для детей. [Электронный ресурс] http://www.mirknig.com
* Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html
* А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem_
* Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
* Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс] http://www.booklinks.ru/
Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696
«Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/
Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka.com/proekty
Оборудование и кадровое обеспечение программы
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор.
Перечень тем проектно-исследовательской работы для учащихся 5-9 классов
- класс.
- Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» в современном кинематографе (мультипликационные фильмы 1978 г. и 2007 гг.).
- Образ дракона в детской литературе.
- Образ музыки в рассказе В.П. Астафьева «Далекая-близкая сказка».
- Сказочное и мифологическое в повестях Н.В. Гоголя.
- Образ волка и лисы в народных сказках и в баснях Крылова.
- 12 месяцев (этимология названий месяцев).
- Звукопись в лирике русских поэтов.
- Имена собственные учащихся 5 класса.
- Интересные способы словообразования.
- Осенние (зимние и др.) слова в лирике А. Пушкина.
- Утерянные буквы русского алфавита.
- Архетип матери в русских народных сказках.
- Женские образы русских народных сказок.
- Образ Иванушки в русских народных сказках.
- Сказ Бажова «Каменный цветок» и русская волшебная сказка.
- Мои ровесники в литературных произведениях.
- Родная природа в лирике Сергея Есенина.
- Родная природа в русской поэзии XX века.
- Роза в произведениях литературы.
7 класс.
- Географические знания в романе А. Беляева «Остров погибших кораблей».
- Быт запорожских казаков в изображении Гоголя (на материале повести «Тарас Бульба»).
- Вольный мир Запорожской Сечи в произведении Гоголя «Тарас Бульба».
- Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя.
- Изображение степи в произведениях Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» и А.П. Чехова «Степь».
- Кавказ в жизни и творческой судьбе М. Ю. Лермонтова.
- Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
- Лицей во времена А. Пушкина и в наши дни.
- Национальные особенности, отраженные в сказках «Снегурочка» братьев Гримм и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.
- Интертекстуальность авторских сказок (сказки по выбору учащихся).
- Образы цветов в творчестве А. Пушкина.
- Святочные гадания и баллада В.А. Жуковского «Светлана».
- Символика цвета в произведениях Гаршина.
- Символика яблока в русской литературе как прекрасное прошлое родной страны.
- Алгоритм создания лингвистической сказки.
- Буква Ё в русском языке.
- Вопросы экологии языка в современном мире.
- Имеют ли значения предлоги?
- Искусственные языки.
- Лаконизм прозы: функции глагольной лексики в художественном тексте (на примере рассказа А.П. Чехова «Смерть чиновника»).
9 класс
- Военная тема лирики Владимира Высоцкого.
- Любовная тема лирики Владимира Высоцкого.
- Зилов и Печорин по пьесе А. Вампилова «Утиная охота» и роману М.Ю. Лермонтова.
- История создания поэмы «Мертвые души».
- Тема пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.
- Интерпретация образа Чацкого, главного героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в постановках русских театров.
- Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» в контексте русской литературы XIX века (на примере пьесы Е.П. Ростопчиной «Возврат Чацкого», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и пьесы А.Н. Островского «Доходное место»).
- Призраки и фантомные образы в произведениях Н.В. Гоголя.
- От «Портрета» Н.В. Гоголя к «Портрету Дориана Грея» О. Уайльда.
- Библейская легенда о блудном сыне и ее трансформация в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».
- Русская дуэль. Дуэль в творчестве и жизни А.С. Пушкина.
- Любовь в повести И. С. Тургенева «Ася».
- Влияние нецензурной и обсценной лексики на человека.
- Испытание героев дуэлью (по произведениям русской литературы).
- Королевство кривых зеркал Виталия Губарева.
- Ростовщик и ростовщичество в русской и зарубежной литературе (Н.В. Гоголь, О. де Бальзак).
- Русские писатели-лауреаты нобелевской премии.
- Создание словаря топонимов и лексического комментария к «Слову…».
- Сопоставление поэтических переводов «Слова…».
- Активные латинские и греческие словообразовательные элементы.
- Англицизмы в русском языке
- Античный и библейский ономастикон в публичной речи.
- Невербальные средства общения.
- Откуда родом русский язык?
- Российские учёные-лингвисты. По страницам учебника.
- Символика жёлтого цвета в произведениях А.А. Ахматовой.
- Средства речевой выразительности в заголовках СМИ.
- Штампы и стереотипы в современной публичной речи.
- Этимология названий месяцев в календарях разных народов.
Темы по выбору:
- История меценатства в России.
- Права и обязанности граждан России.
- Права человека от рождения.
- Правовой статус ребенка.
- Мои права. Мои обязанности. (Изучая Конституцию РФ).
- Подросток и его права.
- Подросток как гражданин.
- Преступность несовершеннолетних.
- Проблема выбора жизненного пути.
- Формирование менталитета русского народа.
- Роль диаспор в политической, экономической и культурной жизни государства.
- Подростковая преступность в Санкт-Петербурге.
- Образ России в отечественном/зарубежном кинематографе.
- Образование: право и обязанность? Историко-юридический аспект.
- Отклоняющееся поведение.
- Терроризм в современном мире.
- Терроризм, как фактор укрепления авторитарного государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"
Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....
Исследовательская деятельность в школе
Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостояте...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе
Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...
Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»
Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...
Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»
Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность...