Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»
методическая разработка
Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенный для поддержки авторского образовательного модуля корпоративного обучения «Методика организации настольно-издательской деятельности в школе», реализуемого на базе инвариантного модуля «Информационно-коммуникационные технологии в современной школе» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации учителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2-ой мастер-класс | 164.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 525
с углубленным изучением английского языка Московского района Санкт-Петербурга
______________________________________________________________________________
Методическая разработка мастер-класса
«Организация издательской деятельности в школе
как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»
мастер-класс № 2
цикла мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ»
Автор: Сивоволова Татьяна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
2015
Пояснительная записка
Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная деятельность с использованием ИКТ», предназначенный для поддержки авторского образовательного модуля корпоративного обучения «Методика организации настольно-издательской деятельности в школе», реализуемого на базе инвариантного модуля «Информационно-коммуникационные технологии в современной школе» дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации учителей.
Актуальность мастер-класса обусловлена прежде всего необходимостью овладения учителями новыми педагогическими техниками и технологиями, совершенствования профессиональной ИКТ-компетентности учителей в области настольно-издательских систем, внедрения в педагогическую практику метода проектов. Проектная деятельность на основе ИКТ является передовой технологией XXI века, ориентирующейся на компетентностную модель выпускника и новый профессионализм педагога. Учитель в современных условиях должен быть готов к использованию и внедрению ИКТ в проектную деятельность учащихся.
Проект «Издательская деятельность в школе» наилучшим образом подходит для организации интересного, полезного, значимого для всех учащихся дела – создания и издания собственных школьных газет, журналов и другой печатной продукции. Издательская деятельность в школе может быть организована учителем в рамках проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе по предмету.
Цель мастер-класса: совершенствование профессиональных компетенций учителя, связанных со способностями к организации и реализации проектной настольно-издательской деятельности в образовательных учреждениях, совершенствование профессиональной ИКТ-компетентности в области настольно-издательских систем.
Задачи:
- распространить и пропагандировать опыт инновационных методов и новых результативных форм использования информационных технологий в образовательной деятельности;
- познакомить с методикой организации настольно-издательской деятельности;
- быстро освоить новые знания и технологии, повысить профессиональное мастерство;
- сформировать элементы профессиональной компетентности педагогов в области использования современных информационно-коммуникационных технологий;
- мотивировать учителей на развитие творческих способностей обучающихся и проявление инициатив;
- заинтересовать работой над проектом «Издательская деятельность в школе»;
- апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми способностями;
- активизировать мыслительную и творческую деятельности учителей;
- повысить уровень организации и результативности преподавания.
Целевая аудитория мастер класса: учителя образовательных учреждений.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Методы обучения: словесный (устное изложение, беседа); наглядный (сопровождение рассказа презентацией, показ образцов работ печатной продукции и компьютерных моделей); практический (привлечение слушателей к ходу мастер-класса, обмен идеями).
Требования к материальному обеспечению мастер-класса
Оборудование:
- демонстрационный ПК;
- мультимедийный проектор, экран;
Программное обеспечение:
- Microsoft Office PowerPoint,
- Adobe Indesign;
- Adobe PhotoShop;
- Adobe Acrobat;
- мультимедийные презентации.
Ожидаемые результаты:
- обогатить практический опыт проектной деятельности использованием технологий настольно-издательских систем;
- овладеть методикой организации настольно-издательской деятельности в школе;
- активизировать использование информационных технологий в деятельности работников образовательных учреждений;
- уметь мотивировать себя и мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и инициатив;
- включиться в проектную работу на основе ИКТ;
- апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми способностями;
- активизировать мыслительную и творческую деятельности учителей;
- повысить уровень организации и результативности преподавания.
План мастер-класса:
I. Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач).
II. Активизация деятельности.
III. Учебная информация. Основные элементы опыта организации издательской деятельности в школе № 525 Санкт-Петербурга (сопровождение – презентация)
1. Кадры решают все.
2. Роль администрации.
3. Ресурсное обеспечение НИД.
4. Формирование команды.
5. Распределение ролей.
6. Участие в фестивалях, форумах, конкурсах.
7. Сотрудничество с Общероссийской общественной детской организацией «Лига юных журналистов»
8. Работа в мастер-классах.
9. Структура и принцип работы школьной редакции
10. Контент и дизайн школьных изданий.
IV. Практикум «Делаем газету». Привлечение слушателей к ходу мастер-класса. Обмен идеями. Верстка двухполосной газеты о мастер-классе.
V. Рефлексия.
VI. Консультации по работе с Adobe InDesign.
Ход мастер-класса:
Перед началом мероприятия (пока собираются все участники) организуется просмотр выставки печатных работ: школьных газет, журналов, буклетов, брошюр, плакатов, открыток, листовок.
I. Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы
– Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на мастер-классе.
Разрешите представиться: Татьяна Владимировна Сивоволова - учитель информатики школы № 525, координатор Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» в Московском районе Санкт-Петербурга.
В последние годы наблюдается все более возрастающий интерес к детским СМИ на региональном и всероссийском уровнях: проводятся многочисленные конкурсы и фестивали детской и юношеской прессы, организуются профильные смены во Всероссийском Детском Центре «Орленок» и детско-юношеском лагере «Зеркальный». Активизировало свою деятельность Санкт-Петербургское регионального отделение Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов».
Лига организует и проводит для юных журналистов обучающие семинары, мастер-классы, фестивали, форумы школьной прессы, конкурсы издательской деятельности. Начинающие корреспонденты могут получить уникальный опыт работы на пресс-конференциях с известными людьми и профессионалами своего дела, побывать в редакциях городских СМИ и даже пройти в них стажировку. Если вас (ваших учащихся) интересует работа журналиста газеты, радио или телевидения, фотокорреспондента, редактора или верстальщика, то Лига будет вам полезна. Можно обращаться ко мне с вопросами по школьной журналистике по адресу sivtany@mail.ru
Для успешной организации проекта издательской деятельности на основе ИКТ учителю-руководителю необходимо совершенствовать свои профессиональные компетенции, овладеть методикой организации настольно-издательской деятельности в школе.
Поскольку в электронный век издательская деятельность невозможна без компьютерной верстки, которую осуществляют специалисты, используя довольно сложные компьютерные программы, то для успешной реализации проекта издательской деятельности в школе учителю необходимо совершенствовать профессиональную ИКТ-компетентность в области настольно-издательских систем.
Имея многолетний успешный опыт организации и реализации проекта «Издательская деятельность в школе», готова поделиться им с вами, представив свою методику организации издательской деятельности в школе.
II. Активизация деятельности (сопровождение – презентация)
Но вначале давайте обсудим: ЗАЧЕМ НУЖНЫ ШКОЛЬНЫЕ СМИ?
Выслушиваются мнения участников мастер-класса. Подводится итог:
Современный мир сложен, многообразен, динамичен. Получение информации об окружающем мире очень важно в подростковый период для социализации подростков, интегрирования личности в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации подростков. Собственные школьные СМИ, являются не только источником получения необходимых подростку сведений, но и открывают широкие возможности для самоорганизации и самореализации учащихся. Образуется разновозрастной коллектив школьной редакции, работая в котором ребята учатся
- вести диалог;
- искать грамотный выход из сложившихся ситуаций;
- не уходить от проблем, или пытаться решить их силой;
- слушать своих оппонентов и слышать, что они говорят;
- формировать свою точку зрения;
- и учитывая все мнения вырабатывать свою позицию в сложившейся ситуации.
Внедрение издательской деятельности в школы способствует достижению многих целей, которые ставят в своих программах учителя-предметники и заместители директоров ОУ по воспитательной, научной, учебной работе. Например:
- содействует в воспитании информационной культуры школьников;
- повышает интерес к учёбе (литературе, русскому и английскому языкам, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
- развивает интеллект, творческие, коммуникативные способности;
- формирует гуманистическое отношения к окружающему миру, приобщает к общечеловеческим ценностям;
- реализует гражданско-патриотическое воспитание;
- формирует стремления к здоровому образу жизни;
- способствует освоению способов коллективной творческой деятельности, приобретению элементов профессиональной компетентности на основе использования новых информационных технологий;
- имеет большое значение в плане индивидуального обучения, увеличивает долю самостоятельной работы и ориентирует на формирование навыков самообразования;
- дает возможность ученикам и учителям овладеть инновационными технологиями;
- обеспечивает достижение обучающимися уровня допрофессиональной компетентности;
- содействует интеграции разных учебных предметов;
- способствует переходу на личностно-ориентированное обучение в школе.
Именно такое обучение дает возможность отследить личностный рост учителя и ученика: саморазвитие, самодеятельность, особенности мотивационной (и шире – эмоционально-ценностной) сферы личности, адаптивность (уникальность и вписываемость в общество). Школы, внедряющие в образовательный процесс настольно-издательскую деятельность, могут вводить факультативные занятия, играющие большое значение в плане индивидуального обучения, увеличивать долю самостоятельной работы и ориентировать на формирование навыков самообразования.
Организация настольно-издательской деятельности в школах особенно актуальна, так как ученикам старших классов предстоит сделать выбор будущей профессии, и даже если она не станет напрямую связана с издательской деятельностью, полученные знания и навыки будут актуальны при получении дальнейшего образования и профессиональной деятельности.
Однако, пока далеко не все российские школы имеют свои газеты, не говоря уже о многофункциональном школьном пресс-центре. Как организовать в своей школе успешную издательскую деятельность? На этот вопросы я постараюсь ответить на примере организации работы редакции «Высокое напряжение» 525 школы Санкт-Петербурга.
III. Учебная информация. Опыт организации издательской деятельности в школе № 525 Санкт-Петербурга (сопровождение – презентация)
КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ
Издательская деятельность в 525 школе была начата в декабре 2000 года по инициативе учителя информатики Татьяны Владимировны Сивоволовой. Хотелось учить детей основам работы в текстовых и графических редакторах в процессе настоящего большего интересного и общего для всех дела, а не просто выполняя упражнения.
Идея создания школьной газеты может исходить и от самих учащихся. В этом случае им первым делом придется поговорить с педагогами, заинтересовать кого-нибудь из них своим проектом. Уповать только на самоорганизацию школьников не стоит. Необходимо серьезно подготовиться к работе: научиться правильно брать интервью, писать статьи, готовить фотографии и профессионально верстать газету. Без учителя-руководителя проекта, конечно, не обойтись.
Возникает вопрос: «Кто в общеобразовательных учреждениях наиболее успешно и быстро может освоить сам, а затем организовать обучение учащихся настольно-издательской деятельности?» Поскольку в электронный век издательская деятельность невозможна без компьютерной верстки, которую осуществляют специалисты, используя довольно сложные компьютерные программы, то наиболее реально развить профессиональную компетентность в области настольно-издательской деятельности у учителей информатики. Хотя, ее вполне реально развить и у любого другого учителя-предметника, владеющего работой на ПК на уровне пользователя. Главное, чтобы руководитель был человеком творческим, любящим детей, имеющий желание работать в этой сфере, стремящийся постоянно учиться и совершенствоваться, получающий удовольствие от хорошо выполненной работы. Одному учителю-руководителю, конечно, трудно освоить азы многих необходимых для успешной работы редакции профессий (журналиста, дизайнера, фотографа, верстальщика, редактора, сценариста, видеорепортера, звукорежессера, видеомонтажера и пр.). Замечательно, если найдутся в школе коллеги-единомышленники и создадут творческий тандем: гуманитарий, например, учит, как писать журналистский материал, а технарь учит, как это реализовать с помощью компьютерных технологий.
РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ
Важно правильно выстроить отношения редакции с администрацией школы, чтобы не иметь с ее стороны строгой цензуры, губящей любую инициативу.
Кроме того, эффективная реализация проекта издательской деятельности в школе требует дорогостоящего технического оборудования и специального программного обеспечения.
Ресурсное обеспечение НИД: необходимо техническое оборудование: компьютеры типа IBM PC AT Pentium, цветной принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, а также программное обеспечение: операционная система Windows, текстовый процессор Microsoft Word, издательская система Adobe Indesign графический редактор Adobe PhotoShop.
Чем большую результативность работы будет показывать школьная редколлегия, тем скорее администрация убедится в необходимости покупки оборудования. Участвуя и побеждая в конкурсах, тоже можно получить финансирование своего проекта. Например, победив в нац. проекте «Образование» в 2008 году было приобретено для школьной редакции «ВН» цветное МФУ формата А3, что облегчило печать школьных изданий. В настоящее время мы разработали новый инновационный продукт «Школьное информационное агентство», который будет участвовать в конкурсе и, если победит, то 2 млн. статут хорошим подспорьем в развитии нашего школьного пресс-центра.
Первые семь лет издательская деятельность 525 школы была моей дополнительной внеклассной работой, которую меня никто не заставлял делать, но она мне нравилась, и была своеобразным хобби. За это время мне удалось довольно успешно освоить азы многих профессий (от журналиста до редактора и верстальщика), и не менее успешно обучать этим профессиям детей. Многочисленные победы в различных конкурсах тому подтверждение. Чтобы поддержать мой энтузиазм, администрация 525 школы, как только в 2007 году открылось отделение дополнительного образования, предложила мне возглавить направления компьютерной графики и верстки. Вот уже пятый год работаю по соответствующим программам во второй половине дня. Сейчас во многих школах открыты отделения дополнительного образования, в их рамках и можно организовать отделения издательской деятельности.
ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ
Для привлечения детей к работе в школьной газете учитель-руководитель может использовать различные методы. В начале учебного года я, например, с помощью юных журналистов показываю презентацию о работе школьной редколлегии, и ее победах в различных конкурсах, демонстрирую образцы работ. Изданные газеты раздаются по классам, в библиотеку, вывешиваются в самых популярных местах в школе, где их могут прочитать не только учащиеся, но и их родители. Там же вывешиваются отчеты об участии в различных конкурсах, в кабинете информатики есть постоянная выставка наиболее интересных изданий. На школьном сайте http://525school.ru/proekt.php оперативно размещаются электронные версии газет.
Чтобы собрать учащихся из различных классов, работающих в школьной газете, на оперативные «летучки», делаем объявления по школьной радиотрансляции.
Организованная настольно-издательская деятельность создает условия для коллективной сотворческой работы учащихся разных классов. В ходе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии. Школьники получают возможность реализовать свои способности в самых разнообразных видах деятельности: организаторской, редакторской, журналистской, в верстке газеты и т.д.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ
Однако мало заинтересовать учащихся работой в школьной редакции. Руководителю важно выявить наклонности детей, сформировать команду, распределив роли с учетом способностей и желания самих учащихся так, чтобы они были убеждены, что организовались и распределили роли между собой сами. Лидеры набирают себе команды и организуют их деятельность. Ребята, нашедшие себя в журналистике, объединяются в команды под начало лидеров, или самостоятельно совершенствуют свое мастерство в редакции. Но, независимо от выбранного направления деятельности, «старики» школьной редакции проводят мастер-классы для менее опытных товарищей, и, таким образом, подготавливают себе смену.
Работа «не по указке», а по собственному желанию, да еще, если она получается все лучше, и лучше (а это будет именно так, если соответствует наклонностям и способностям ребенка), при демократичном, но твердом руководстве, обязательно принесет высокие результаты.
УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЯХ, ФОРУМАХ, КОНКУСАХ
Если у вас в школе есть газета, то какова ее цель? Если просто отчитаться перед собственной администрацией, что она есть, то можно продолжать «вариться в собственном соку»: напечатали, отчитались, и – ладно. Если цель – сделать ее интересной, чтобы многие захотели ее прочесть, и мечтали бы сами опубликоваться, то обязательно участвуйте в конкурсах, расширяйте круг читателей, обменивайтесь опытом. Участие юных корреспондентов в фестивалях и форумах школьной прессы дает им бесценный опыт работы с настоящими профессиональными журналистами и специалистами, ребята знакомятся с работой других детских редакций, конкурсы стимулируют их совершенствовать свою работу.
«Каждый год конец марта мы ожидаем с особым нетерпением. Еще с осени начинаются разговоры об этом светлом времени года. Думаете, мы ждем весну, каникулы? А вот и нет! Наши журналисты думают совсем не о том. Они мечтают о Форуме школьной прессы. Это мероприятие проходит в МЦИК «Интеллект» в городе Пушкине, и каждый год привлекает к себе все больше и больше школьников из разных уголков нашей необъятной Родины. Ребята съезжаются, чтобы обменяться опытом, завести новые знакомства и доказать, что они лучшие. И это не просто сборище каких-то безумных подростков, а настоящее общество разносторонних и интересных людей.
Мы участвуем в мастер-классах по различным журналистским технологиям, беседуем за круглым столом со специалистами об организации и работе школьных СМИ, общаемся со своими коллегами-журналистами из других школ и городов, берем интервью у профессионалов, пишем статьи, верстаем свою газету, создаем радиорепортажи и видеосюжеты, и просто здорово проводим время в течение трех дней. Мы столько успеваем узнать и сделать за это короткое время! А какой заряд положительных эмоций! Особенно, когда твою работу признают лучшей и награждают, например, путевкой во Всероссийский детский центр «Орленок» или экскурсией на известную телестудию. Весьма интересной и познавательной стала, например, поездка на телестудию «Вести».
Влад ПАЦЕРИН, школьный журнал «Профессия: поэзия и проза», 2009 г.
В 2004 году корреспонденты 525 школы, благодаря победе в международном конкурсе, побывали с недельным учебным визитом в Лондоне, где ознакомились с работой редакции газеты «The Guarduen», посетили крупнейший в Европе печатный центр «The News Paper Education Trust», сами дали интервью на радиостанции «БиБиСи», а в 2007 году побывали с учебным визитом в Финляндии, где изучили работу редакции региональной газеты «Etelä-Suomen Sanomat» и местной типографии. Наших лучших учащихся приглашают петербургские телестудии и редакции газет на стажировку.
СОТРУДНИЧЕСТВО С ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЛЮЖ
В Санкт-Петербурге существует общественная организация, сотрудничество с которой помогает руководителям детских и юношеских СМИ организовать и успешно осуществлять работу школьных редакций.
Санкт-Петербургское региональное отделение ООДО «Лига юных журналистов» в 2011 году активизировало свою работу. Произведена перерегистрация ее членов, переизбраны руководители, разрабатывается новый устав, утвержден план работы на 2012 год. В план входят такие постоянные периодические мероприятия, как обучающие мастер-классы для руководителей и членов школьных редакций, пресс-конференции с интересными людьми, экскурсии в редакции городских СМИ и т.п. Своим членам Лига помогает с аккредитацией на мероприятиях, приглашает публиковаться в городской газете Лиги.
С 14 по 17 ноября 2011 года состоялось интереснейшее мероприятие Санкт-Петербургского регионального отделения Лиги Юных Журналистов – открытый петербургский фестиваль школьных СМИ «Мастерская юнкоров». Он прошел в Ленинградской области в посёлке Стеклянный Всеволожского района. В фестивале смогли принять участие примерно сорок школьных редакций. Ребят разделили на четыре отряда: пресса, телевидение, радио и информационное агентство. В течение трёх дней юные журналисты освещали в своих СМИ все самые интересные мероприятия Фестиваля. Каждый день на фестивале разрабатывались и выпускались газеты, телевизионные репортажи, выходили в прямом эфире радиосюжеты, состоялись мастер-классы и творческие встречи с журналистами петербургских СМИ. Главное, что было интересно и полезно: ведь руководили участниками Фестиваля ведущие специалисты петербургских СМИ, а помогали им студенты Северо-Западного института печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. На все время работы Фестиваля его участники обеспечивались питанием и местом в гостинице. Подробности о Фестивале и работы юных журналистов вы можете посмотреть на сайтах http://www.schoolizdat.ru и http://vkontakte.ru/forumpress .
СПРАВКА:
Общероссийская общественная детская организация «Лига юных журналистов» является добровольным общественным объединением, созданным гражданами Российской Федерации для осуществления деятельности по защите интересов юных корреспондентов России.
Целью Лиги является содействие созданию условий для самовыражения детей и подростков, защиты их прав и законных интересов через средства массовой коммуникации.
Для достижения цели Лига решает следующие задачи:
- содействует предоставлению возможности детям и подросткам, а также любым детским объединениям по интересам заявлять о своих правах, проблемах, о своем отношении к происходящему в обществе и в семье в средствах массовой информации;
- укрепляет связи с детскими редакциями средств массовой информации и координирует их деятельность;
- изучает и распространяет опыт работы детских редакций средств массовой информации;
- оказывает им организационно-методическую помощь;
- собирает и анализирует информацию по проблемам детской журналистики;
- содействует созданию самостоятельных изданий, выпускаемых с участием детей и подростков.
Все подробности о том, как стать членом Лиги юных журналистов, что это даст вам сейчас и в перспективе, подать заявление о вступлении в Лигу или высказать пожелание об участии в конкретных мероприятиях Лиги (даже если вы еще не вошли в ее состав), можно у координатора Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» в Московском районе Санкт-Петербурга — Татьяны Владимировны Сивоволовой по адресу: sivtany@mail.ru.
РАБОТА В МАСТЕР-КЛАССАХ
В отдельных редакциях школьников обучают азам профессии, проводя мастер-классы со специалистами, ведущими журналистами города. Нашей редакции удается пообщаться с «великими» благодаря успешному участию в конкурсах от городского до международного уровня. Так, например, 19 марта 2011 года мы посетили мастер-классы доцента кафедры Технологии полиграфического производства СЗИП СПГУТД Н. Е. Макаровой «Основы верстки и дизайна изданий»; члена Международной федерации журналистов и Санкт-Петербургского Союза журналистов, действительного члена Всемирного клуба петербуржцев, ведущего фотографа журналов «Top Manager» и «Business Women» А. С. Захарова «Основы фоторепортажа»; преподавателя каф. журналистики СЗИП СПГУТД, члена Санкт-Петербургского Союза журналистов Е. А. Федотовой «Жанры журналистики»; ведущего информационной программы телеканала «100ТВ» А. В. Сигаева «Драматургия видеорепортажа». 13 марта 2011 года наши юные журналисты участвовали в пресс-конференции с Э. Запашным, которая проходила в стенах факультета журналистики СПбГУ, а также с удовольствием прослушали мастер-класс директора петербургского филиала НТВ Петра Годлевского. 28 марта 2011 года на Царскосельском Форуме школьной прессы корреспонденты «ВН» участвовали в творческой встрече с шеф-редактором «НТВ-Петербург», собственным корреспондентом телекомпании НТВ в Северо-Западном регионе Николаем Булкиным; поработали в мастер-классах режиссера специальных проектов телеканала «100-ТВ» Виктории Тимофеевой «Многофункциональная профессия – режиссер»; редактора радио «Россия», ведущего радиопрограмм Яна Моравицкого «Когда тебя только слышно…»; специального корреспондента программы «Вести – Санкт-Петербург» телеканала «Россия», обладательницы престижной премии «Золотое перо» Зинаиды Курбатовой «Журналист в кадре… Зачем?» 15 декабря 2011 года и 26 января 2012 приняли участие в мастер-классе редактора радио «Балтика» Артема Филатова.
Для всех учащихся нашей школы, интересующихся журналистикой, редакция «ВН» организует свои мастер-классы, в которых уже приобретшие опыт практической работы юные журналисты делятся своими знаниями с начинающими. Один из таких мастер-классов в декабре помогали проводить участники I Фестиваля «Мастерская юнкоров» Санкт-Петербургского регионального отделения «Лиги юных журналистов» Вероника Ефременко и Злата Завьялова (8 кл.). Небольшую часть своего выступления, они вам сейчас продемонстрируют, рассказав о структуре и принципах работы школьной редакции.
Структура и принцип работы школьной редакции
(фрагмент выступления учащихся)
КОНТЕНТ И ДИЗАЙН ШКОЛЬНЫХ ИЗДАНИЙ
Интересное содержание и оригинальный дизайн – важные составляющие любого журнала или газеты. По одёжке встречают, а по содержанию делают окончательный вывод о качестве издания. Конечно, в первую очередь важно содержание газеты (журнала). Неинтересный материал никто не будет читать, но если внешний вид издания непривлекателен, то мало кто начнет с ним знакомиться, и, соответственно, даже интересный материал останется без внимания читателей.
Дизайн
Одно из важных условий популярности школьной газеты – качество ее оформления. От того, насколько привлекателен, ярок, выразителен, оригинален внешний вид газеты, зависит и отношение читателей к ней.
Оформление газеты – искусство. Удачный внешний вид газеты или журнала, гармония частей полосы, красоты шрифта, линеек, декоративных элементов доставляют читателям эстетическое удовольствие. Однако эстетика, изящество газетных страниц нужны нам не сами по себе, а для того, чтобы помочь читателю разобраться в содержании газеты (журнала), выделить главное, с легкостью найти необходимый материал.
Начинали издательскую деятельность в 525 школе с помощью текстового процессора Microsoft Word, который хорошо знаком всем учащимся. Затем стали работать в профессиональных программах верстки. Сначала освоили Adobe Page Maker, затем InDesign. Первые работы были простые: листовки, отчеты, объявления, бюллетени, инструкции; затем более сложные: школьные газеты и журналы. Периодические газеты «School times» (2000-2002), «МИГ» (2004), «Высокое напряжение» (2005-2012), экологические школьные газеты: «Эко-эра», «В ритме эко», «Кислород», а затем и школьные журналы.
У каждой газеты был разработан свой оригинальный дизайн. Первый опыт по созданию логотипа и макета газеты в программах фирмы Adobe талантливого художника Саши Пушкарева в 2003 году оказался очень удачным. Оформленная им школьная экологическая газета стала победителем международного конкурса. Саша, закончив учебу в школе и успешно осваивая специальность компьютерной графики в институте, продолжал помогать своими идеями и советами новому школьному дизайнеру Михаилу Анисимову. Восьмиклассник Михаил, воспользовавшись идеей Саши, в 2005 году разработал удачный дизайн новой школьной газеты «Высокое напряжение». Логотип «ВН» стал визитной карточкой редакции 525-ой школы. М. Анисимов, имея удивительное художественное чутье и бездну идей, успел разработать до своего выпуска из школы в 2008 году оригинальные дизайны нескольких экологических газет и тематических журналов. Все школьные издания, которые он оформлял, стали победителями городских и международных конкурсов.
Контент
Но даже самый оригинальный и безупречно выполненный дизайн не скроет отсутствие смысла. Смысл нужен — а иначе выйдет не газета, а сборник рисунков с комментариями.
Контент большинства школьных газет традиционен: школьные новости, стихи и проза школьников, конкурсы, объявления, фотоотчеты. Содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле.
Первым редактором «ВН» Анной Волчковой были предложены газетные рубрики «Записки прокурора» (для критических заметок учеников и учителей) и «Вопрос – ответ». Так газета пытается поддерживать связь учеников с учителями.
В нашей школьной газете «ВН», помимо традиционных школьных тем, стараемся писать о том, что волнует не только самих школьников и их родителей, но и всех жителей микрорайона. Например, освещаем проблему уплотнительных застроек, которая очень актуальна для Санкт-Петербурга. Понимая всю ответственность печатного слова, изучаем проблему, о которой пишем досконально. Проводим настоящие журналистские расследования, в ходе которых беседуем со специалистами, представителями местной власти, депутатами, жителями, адвокатами, и даже ходим на открытые слушания в суд. Результат: из трех предполагаемых пятен застройки вокруг школы удалось отстоять один сквер.
Темы нашей газеты многообразны и не ограничиваются только вопросами школьной жизни. Освещая культурную жизнь города, школьные корреспонденты подружились с артистами театрального товарищества «Комик-трест» и его режиссером Вадимом Фиссоном, разработали совместный проект «Альтернативный центр современного искусства в Петербурге» (2002-2003). Изучая проблемы местной окружающей среды, посетили мусороперерабатывающий завод и взяли интервью у генерального директора опытного завода МПБО, председателя Общероссийской партии Зеленых Юрия Михайловича Лихачева, познакомились с общественной организацией «Друзья гатчинского парка», и, поработав вместе по очистке парка, написали об этом репортаж. Вопросам экологической безопасности редакция уделяет большое внимание. Были изданы даже специальные экологические газеты «Эко-эра», «В ритме эко» и «Кислород», каждая со своим дизайном.
Являясь членами Лиги Юных Журналистов, мы в своей газете освещаем работу этой общественной организации и тех мероприятий, которые организует ЛЮЖ. Например, ноябрьский номер «ВН» (который вы получили при регистрации) был посвящен в основном I открытому петербургскому фестивалю молодёжных СМИ «Мастерская юнкоров». Такие мероприятия дают нам, школьным журналистам, … (очень многое… от себя, что именно). Своими публикациями мы пытаемся заинтересовать журналистикой школьников, расширить круг не только наших читателей, но и корреспондентов, распространить полученный опыт в другие школы. Все наши издания вы можете увидеть и прочесть на школьном сайте 525school.ru.
Чтобы лучше представить все многообразие тем, освещаемых в школьной газете, посмотрите примеры рубрик «ВН» (слайд)
Примеры рубрик нашей газеты:
КОЛОНКА РЕДАКТОРА. Традиционная рубрика, задающая тон всему номеру газеты.
ШКОЛЬНЫЕ НОВОСТИ. Название рубрики говорит само за себя.
НАШИ ПРОЕКТЫ. О школьных проектах, например, об устройстве пришкольной территории или столовой.
ЕСТЬ МНЕНИЕ. Интервью с учащимися, учителями, беседы со специалистами, жителями микрорайона.
ЛЮДИ ГОВОРЯТ. Блиц-опрос.
СМОТРИМ, ЧИТАЕМ, СЛУШАЕМ. Рецензии на фильмы, спектакли, концерты, книги.
НАШИ ИНИЦИАТИВЫ. О школьном самоуправление, работе ученического совета.
УЧИТЕЛЯ ОБ УЧЕНИКАХ. Статьи учителей о талантливых детях нашей школы.
ЗАПИСКИ ПРОКУРОРА. Заметки учащихся о негативных, на их взгляд, явлениях школьной жизни.
ВОПРОС – ОТВЕТ. Эта рубрика помогает наладить взаимопонимания между учениками и учителями. Учащиеся задают интересующие их вопросы, а школьные корреспонденты ищут и публикуют на них ответы.
РАССЛЕДОВАНИЕ ВЕДУТ... Журналистские расследования. Почему не принимаются меры по исправлению ошибок? Что скрывают от нас?..
И ОДИН В ПОЛЕ ВОИН. Некоторые из нас все-таки активно действуют на благо школы, района, города – о них речь в этой рубрике.
А У НАС ВО ДВОРЕ... Об опыте жителей нашего микрорайона неравнодушных к окружающей среде, улучшающих придомовые территории.
КТО ОСТАНОВИТ ЧУДОВИШЕ? Об уплотнительной застройке в Санкт-Петербурге.
ЭКОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ. Статьи, способствующие формированию экологического мышления наших учащихся и жителей микрорайона, неравнодушие к судьбе окружающей нас среды, утверждению активной жизненной позиции каждого из нас
ВЫ В КУРСЕ? О важных школьных, районных, городских событиях и мероприятиях.
ФОТОФАКТ. Слова – это, конечно, хорошо, но где же факты? Хочется увидеть все своими глазами – пожалуйста, фотографии уже готовы!
ФОТОКОНКУРС. Конкурс авторских фотографий на заданную тему.
ДЕЛАЙ С НАМИ, ДЕЛАЙ КАК МЫ, ДЕЛАЙ ЛУЧШЕ НАС! О наших юных спортсменах, подающих большие надежды.
ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ. Забавные высказывания учащихся и учителей на уроках или смешные цитаты из сочинений.
Кроме школьной газеты раз в год мы издаем тематические школьные журналы. Издано четыре: «Лица Петербурга», «Формула чтения», «Профессия: поэзия и проза», «Наша почта». Сейчас, являясь главным редактором, я готовлю к публикации пятый журнал «По стопам Колумба». Тема журнала соответствует теме ежегодного всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе» (организованный Северо-западным институтом печати), в котором 525 школа участвует с 2001 года. Всю информацию об этом конкурсе, а также работы участников можно увидеть на сайте schoolizdat.ru. Там же рекомендуем просмотреть и архивы работ прошлых лет, которые показывают весь спектр лучших школьных изданий. Это поможет школьным редакциям создать свой журнал или газету с привлекательным дизайном и интересным содержанием.
Желаем и вам творческих успехов в создании своих СМИ.
Прежде чем мы приступим к практической части нашего мастер-класса, если есть вопросы, с удовольствием отвечу на них.
IV. Практикум «Делаем газету»
- анкетирование,
- обмен идеями,
- резюме,
- верстка газеты о мастер-классе (демонстрации работы в программе Adobe Indesign по верстке двухполосной газеты с рубрикой «ЕСТЬ МНЕНИЕ», в которой публикуются высказывания участников мастер-класса, остальная информации о мастер-классе для верстки подготавливается заранее);
- издание экспресс-выпуска о мастер-классе,
- вручение экземпляра каждому участнику.
V. Рефлексия.
VI. Консультации по работе с Adobe InDesign.
Список используемой литературы
- Даринская Л. А.Технологии педагогического мастерства. Учебно-методическое пособие. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2009. – 116 с.
- Пивчук Е. А. Надпредметное обучение в условиях современной школы. Учебно-методическое пособие для учителей./ Под ред. А. В. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 165 с.
- Самолетов С. А. Школьная газета. Учебник для учителей. − Санкт-Петербург, 2013.
Интернет-ресурсы:
- Портал всероссийского конкурса «Издательская деятельность в школе». Режим доступа: http://schoolizdat.ru
- Портал ГБОУ школы № 525 Санкт-Петербурга. Режим доступа: http://525school.ru/
- Презентация Самолетова С. А. «Дизайн современой газеты». Режим доступа: https://cloud.mail.ru/public/aa505b99b835/%D0%9E%D0%A1%D0%9D%D0%9E%D0%92%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%97%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%90%D0%A6%D0%98%D0%AF.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе" для участия в конкурсе ПНПО - 2016
В аннотации представлено краткое описание методической разработки мастер-класса для педагогов "Организация проектно-исследовательской деятельности в школе". Это направление в настоящее время является ...
Методическая разработка мастер-класса «Организация дифференцированного подхода в содержании работы объединения "Бумажная пластика"»
Мастер-класс предназначен для специалистов в области дополнительного образования (педагоги, методисты, руководители ОДОД). Цель -- демонстрация приёмов работы с учащимися разного уровня подготовки....
Методическая разработка мастер-класса «Создание видеорепортажей как новая форма проектной деятельности»
Мастер-класс «Создание видеорепортажей как новая форма проектной деятельности» – третий мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная деятельность с использованием И...
Методическая разработка мастер-класса «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся»
Мастер-класс «Издательская деятельность в школе как средство формирования надпредметных компетенций учащихся» – очередной мастер-класс в цикле мастерских «Проектная деятел...
Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г
. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....
Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)
Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...
Методическая разработка: Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе» 15.12.2022 г.
Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность в школе», организация и методическая поддержка....