Ассоциативный метод обучения на уроках обществознания
статья
Предварительный просмотр:
Неустроева Оксана Ивановна
Учитель истории и обществознания
Амгинский улус, село Сулгаччы, ул. Молодежная 2/1
oks_neustr1@mail.ru
Ассоциативный метод обучения на уроках обществознания
Аннотация: в данной статье рассматривается опыт использования ассоциативного метода в изучении понятий по обществознанию.
Ключевые слова: термин, понятие, терминология, ассоциация, ассоциативный метод обучения.
В современных условиях каждый учитель должен выстраивать свою работу с прицелом на подготовку к ЕГЭ и ОГЭ. Учитывая, что обществознание является самым популярным предметом по выбору, для каждого из нас важно успешно подготовить выпускника к ГИА. Для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию самую важную роль играет знания понятий и терминов, где учащиеся должны раскрывать основные понятия курса, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией.
Терминология – это наука, занимающаяся изучением специальных терминов. В каждой научной дисциплине, в каждом учебном предмете присутствует своя терминология. От усвоения терминов на уроках обществознания зависит качество усвоения знаний учащимися. Для успешной сдачи экзамена, ученик должен владеть 1650 обществоведческими терминами на высоком уровне. Поэтому важно уже со среднего звена с 6 класса успешно выстраивать методику преподавания обществознания с прицелом на работу с новыми понятиями.
На уроках обществознания используются различные методы по формированию понятий и их последующему использованию в познавательной деятельности. Для формирования понятий широко использую ассоциативный метод. А что такое ассоциация? Ассоциация — это взаимосвязь между отдельными определениями, фактами, предметами, явлениями, в результате которой упоминание одного понятия вызывает воспоминание о другом, сочетающимся с ним.
Ассоциативный метод предполагает обучение понятию с представления ученикам различных предметов или явлений, наблюдения над этими предметами или явлениями, выставляя их различные стороны и свойства, структуры, связи, действия. Ученики анализируют выявленные свойства, выделяя из них и систематизируя общие из всех рассмотренных объектов или те, которые отличают объекты одной группы от других объектов. Таким образом, формирование понятия – это результат восхождения от анализа и синтеза свойств разнообразных объектов к выделению и закреплению их общих свойств через обобщение.
Например, на уроке обществознания по теме «Человек в социальном измерении» в 6 классе ученики объясняют, как они понимают, что такое «деятельность». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, например, как человек взаимодействует с окружающей средой, есть ли цель в его действиях. Что является мотивом деятельности людей? В ответах ученики используя примеры из жизни, опираясь на свой социальный опыт, описывают понятие «деятельность», выделяют его различные стороны, проводят сравнение двигательной активности человека и животных. Ученики самостоятельно могут прийти к выводу, что деятельность человека взаимодействует с окружающей средой, удовлетворяет потребности человека. В заключении учитель формирует определение понятия «деятельность».
В 10 классе на уроке по теме «Социальные взаимодействия» целесообразно спросить у обучающихся, какие ассоциации вызывает у них слово «конфликт». Обсуждение с учениками позволит выяснить, как понимают школьники, что такое «конфликт». В ходе беседы задаются вопросы, которые помогут обучающимся провести наблюдения над этим понятием, выделить его различные стороны: каковы причины возникновения конфликтных отношений? В чём «плюсы» и «минусы» конфликта? Какими методами можно разрешить конфликт? Ученики описывают конфликт, используя примеры из жизни: конфликт на производстве; конфликт между отдельными людьми (соседями, учениками, продавцом и покупателем и т.д.); межнациональный конфликт и т.д. Затем учитель переходит к выделению абстрактных признаков изучаемого понятия и формирует определение понятия «социальный конфликт».
Таким образом, ассоциативный метод может применяться на уроке, как на начальном этапе изучения материала, так и в процессе работы для лучшего запоминания понятий. Использоваться он может при изучении любой темы всех предметов программы. Результатами работы данного метода являются:
творческая активность детей; обогащение словарного запаса; развитие логического мышления; улучшение памяти учащихся; усиление мотивации в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение активных методов обучения на уроках обществознания.
В настоящее время массовая педагогическая практика испытывают ряд затруднений: это перезагрузка учащихся и отсутствие желания учиться. Эти проблемы можно разрешить путем создания на уроке активи...
«Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права». Разработка урока- дискуссии.
Тема урока «Правовое государство и гражданское общество» Тема дискуссии «Становление гражданского общества в России» Цель дискуссии:-побуждение учеников к поиску общего р...
Итоговая работа на тему: «Проектирование активных методов обучения на уроках обществознания и права»
Тема игры: «Знатоки права».Традиционная и нетрадиционная методика работы с упором на активные формы обучения: игра по станциям с использованием карточек-заданий.6-7 класс. 6 учащихся по 2 ...
Использование активных методов обучения на уроках обществознания.
В статье представлениы рекомендации по применению разных активных методов обучения, которые позволяют сделать уроки обществознания более интересными и познавательными....
Применение активных методов обучения на уроках обществознания
Использование АМО на уроках обществознания в рамках ФГОС...
методическая разработка "Использование активных методов обучения на уроках обществознания"
В работе даётся анализ методики использования активных методов обучения, . И предлагается разработка урока по теме: "Уголовное право. Смертная казнь"....
"Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся".
Статья на тему "Ассоциативный метод обучения на уроках русского языка и литературы как инновационный способ формирования УУД обучающихся"....