ПРОЕКТ Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории
методическая разработка
проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно определять цели деятельности и находить оптимальные средства и методы ее реализации, а так же способствовать повышению мотивации к обучению.
Цель и задачи проекта
Создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:
критически мыслить;
- решать сложные проблемы на основе анализа информации;
взвешивать альтернативные мнения;
уметь выявлять причинно-следственные связи;
уметь делать выводы и сравнения;
общаться с другими людьми;
толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.М. ОДНОБОКОВА ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА»
ПРОЕКТ
Использование информационных технологий при интерактивном обучении
на уроках истории
Из опыта работы
Кузнецовой Натальи Владимировны, учителя истории и обществознания (Выступление на заседании городского методического объединения учителей истории и обществознания
(Дата 02.11.2017 года)
I. Обоснование проекта
Современный этап педагогической практики - это переход от объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств учащихся. На современном этапе обучения у учащихся резко падает интерес к обучению. Боязнь перед не правильным ответом, неуверенность в своих знаниях и способностях, неумение ориентироваться в многообразном потоке информации способствуют снижению уровня мотивации к обучению. Использование информационных технологий при интерактивном обучении позволит учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся, что будет способствовать формированию ситуации успеха каждого ученика, а следовательно и повышению мотивации к обучению.
Важным становятся не только знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала школьника, основанного на продуктивном мышлении. Способность учащихся к интеграции, систематизации имеющихся знаний и умений для решения реальных жизненных задач является одним из критериев достижения высокого уровня саморазвития личности.
Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения истории с качественно новой стороны. Роль компьютера в историческом образовании очень разнообразна:
- помощь учащимся в эффективном усвоении исторической информации и систематизации; - предоставление ученику максимально возможной свободы в определении способов и темпов усвоения программного материала; - содействие составлению объемных и ярких представлений о прошлом. Наряду с интерактивным методом обучения компьютер помогает интенсифицировать процесс обучения, индивидуализировать его, повысить мотивацию к изучению предмета, снять эмоциональную напряженность в процессе работы. Внедрение мультимедийных средств обучения в образовательный процесс поможет решать следующие наиболее сложные задачи образования: - оптимизация отбора и представления изучаемого материала; - внедрение новых концептуально методологических подходов; - расширение возможностей использования наглядностей; - включение познавательных заданий в образовательный процесс.
Использование информационных технологий при интерактивном методе обучения позволит так организовать учебный процесс, что практически все учащиеся окажутся вовлеченными в процесс познания, они получат возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обмена знаниями, идеями. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества.
II. Проблема проекта
«Социальным смыслом образования становится развитие личного потенциала обучаемых, их способности самостоятельно определять цели деятельности и находить методы ее реализации", - отмечает А.Я. Юдовская.
Сегодня мы переживаем глобальный процесс информатизации общества. Компьютерные технологии позволяют внести изменения в инструктивно методическую деятельность, а так же должны оказать влияние на содержательную сторону предмета. В сегодняшней школе чрезвычайно важна информационно коммуникативная компетентность, «компьютерная грамотность» учащихся и учителей, которая подразумевает:
- умение искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе и в Интернет;
- способность конструктировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
- применение полученных навыков информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе, творческом коллективе или самостоятельно.
Таким образом, проблемой проекта является не только изучение факторов, явлений и процессов развития общества, но и способность развивать личностный потенциал учащихся, а также формировать способности самостоятельно определять цели деятельности и находить оптимальные средства и методы ее реализации, а так же способствовать повышению мотивации к обучению.
III. Цель и задачи проекта
Создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Поставленная цель позволяет решить ряд образовательных, развивающих и воспитательных задач:
- критически мыслить;
- решать сложные проблемы на основе анализа информации;
- взвешивать альтернативные мнения;
- уметь выявлять причинно-следственные связи;
- уметь делать выводы и сравнения;
- общаться с другими людьми;
- толерантность.
IV. Гипотеза проекта
Использование информационных технологий при интерактивном обучении на уроках истории позволит интенсифицировать и индивидуализировать процесс обучения, а так же развить коммуникативные умения и навыки, создавая ситуацию успеха.
V. Ожидаемые результаты
- Повышение мотивации к обучению;
- снижение эмоциональной напряженности в процессе обучения;
- повышение эффективности усвоения информации и ее систематизации;
- становление самостоятельной, саморазвивающейся и самореализующейся личности.
VI. Этапы реализации проекта
- Изучение методической литературы и информационных ресурсов;
- поиск и апробация форм и методов, позволяющих осуществлять интерактивное обучение с применение ИКТ;
- проведение мониторинга результативности обучения.
VII. Реализация проекта
Для осуществления поставленных целей и задач организуется индивидуальная, парная и групповая работа над решением проблемных заданий, применяются исследовательские проекты, работа с документами и другими источниками информации, используются творческие задания.
Работа с компьютером при интерактивном обучении вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможность представления учебной информации и ее практической направленности.
Интерактивный метод - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо или кем-либо. Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействия учителя и ученика. Оно позволяет развивать активную жизненную позицию у учащихся, вырабатывать навык коллективной работы, уметь оценивать ситуацию, принимать решение в спорных вопросах и отстаивать его.
Визуализация исторических процессов, представленная на компьютере, помогает учащимся лучше усвоить и запомнить учебный материал. Применение ИКТ в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. Интерактивный метод при этом дает возможность учитывать индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы учащихся.
При использовании новых компьютерных средств обучения учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером, что является неотъемлемым элементом интерактивного обучения. Однако это не означает, что компьютер, берущий на себя часть функций учителя, способен вытеснить педагога из процесса обучения. Наоборот, умелое сотрудничество учителя с компьютером, использование им информационных технологий в качестве инструмента деятельности позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным.
Классификация компьютерных обучающих программ на уроках истории - это эффективное средство обучения и формирования ключевых компетенций обучаемых.
Интерактивное обучение включает в себя несколько циклов:
- переживание участниками конкретного опыта;
- осмысление полученного опыта;
- обобщение (рефлексия);
- применение на практике. Важную роль при интерактивном обучении играют способы взаимодействия: Невербальные
- акустические: интонация, речевые паузы;
- визуальные: выражение лица, позы и движения;
- тактильные: расстояние, прикосновение.
Вербальные
- умение задавать открытые вопросы, ориентированные на высказывание различных точек зрения;
- выбор учителем собственной позиции не как определяющей, а как нейтральной;
- готовность к анализу и самоанализу.
VIII.Механизм реализации проекта
Для достижения поставленной цели, требуется сознательная, целенаправленная деятельность учащегося и учителя (как организатора этой деятельности). Используя методы интерактивного обучения, даю возможность учащимся самостоятельно открыть путь к познанию, при этом учителю необходимо лишь координировать, направлять, организовывать учебный процесс, а рассказывать вместо меня может компьютер. Привычную черную доску заменяет огромный электронный экран. На нем происходит с помощью видео ряда, звука, и текста виртуальное «путешествие по времени и пространству»… Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным. Общение с компьютером имеет то преимущество, что оно интерактивно. Взаимодействие осуществляется по всем каналам восприятия «текст-звук-видео-цвет». Моделирующие программы позволяют мне получить различные результаты, меняя факторы, влияющие на ход событий. Например, с помощью компьютера можно моделировать военные действия, революции, перевороты, самостоятельно выступаю в качестве руководителя или участника событий, принимаю решения на основе сбора и анализа всей имеющейся информации. Опыт работы показал, что после таких уроков у учащихся формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» парадигмы образования к «деятельной».
Для активизации мыслительной деятельности учащихся я стараюсь на уроках поставить перед ними проблемное задание, и при этом использовать не отдельный вопрос, а конкретную ситуацию. Ребята анализируют, обсуждают. Предлагаю сопоставить с собственной позицией, "сталкиваю" между собой различные мнения, и тем самым развиваю дискуссию, стремясь направить ее в нужное русло. Проблемные задания я начинаю вводить с 5-го класса, это помогает сплотить ребят, создать целостную систему обучения. Учащиеся понимают, что они должны быть не просто слушателями, а активными участниками образовательного процесса. Создавая систему проблемных заданий, я иду от простого к сложному, от коллективной работы с классом к групповой, а затем и индивидуальной, которая перерастает в исследовательскую. Так, например, в 5-6 классах одним из методов обучения является проблемное изложение, которое рассчитано на вовлечение учащихся в познавательную деятельность в условиях словесного обучения. Здесь я ставлю проблему, сама показываю пути ее решения, ребята же следят за ходом мысли, размышляют и постепенно включаются в атмосферу научно-доказательного поискового мышления.
Проблемное задание может ставиться не только для ответа на какой-то конкретный проблемный вопрос. В 7-8 классах я создаю ситуацию, решение которой возможно только в конце изучения темы урока. Например, в 7 классе тема урока "Полтавская битва". Проблемное задание: "Когда в 1812 году Наполеон вторгся в Россию, к нему для переговоров о мире был направлен генерал Балашов. С насмешкой великий император спросил у него, не может ли он указать самый подходящий путь на Москву. Балашов как свидетельствует придание, сказал: "Есть много дорог на Москву одна из них лежит через Полтаву". Вопрос: О чем предупреждал Наполеона русский генерал? На этом уроке я использую презентацию с моделированием объектов, что позволяет прямо на экране изобразить ход Полтавской битвы в «движении».
В 10 классе тема обобщающего урока "Петр I: революция или реформа", уже являлась проблемным заданием, а схемы, таблицы, графики, изображения, видео и звук, представленные в презентации, помогли учащимся по настоящему окунуться в эпоху Петра Великого.
На уроке в 11 классе я ставлю как общее проблемное задание ко всей теме, так и задание на определенном этапе урока. Например, на уроке о коллективизации, основным проблемным вопросом послужили слова П.А. Столыпина: "Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых. "С опорой на какие слои деревни проводилась коллективизация? Ответы на следующие задания можно было найти лишь после анализа документа или работы с тестом учебника. Например, "Существовала ли реальная кулатская угроза?", "Почему резервное зерно, которое находилось в закромах государства не пошло на помощь голодающим?", "Почему запад предпочитал молчать о том, что происходило в СССР в 1933 году?". Таким образом, мною на уроке использовано не только проблемное изложение, но и частично-поисковый метод.
Таким образом, используя различные методы проблемного обучения, я стараюсь активизировать мыслительную деятельность учащихся, способствую развитию творческих способностей, а также создаю условия для саморазвития школьников.
Широкие возможности интерактивного обучения и информационных технологий могут быть реализованы в результате групповой работы.
Групповую работу на уроках я начинаю с фронтального опроса, в ходе которого я ставлю проблему и даю задание группам. Фронтальная постановка проблемы последующее расчленение темы, и разделение между группами задач создают в классе новую ситуацию: весь класс узнает о роли каждой группы. В результате, устанавливаются взаимные ожидания, а у групп и отдельных учащихся возникает чувство долга и ответственности перед классом. Затем группы отчитываются перед всем классом о своей работе. Их отчеты для остальных учащихся представляют собой новую информацию. Следовательно, от качества выполнения задания зависит то, на сколько хорошо другие группы и каждый ученик усвоят материал. Во время групповой работы на уроке я выполняю функции консультанта. Попеременное мое включение в деятельность групп позволяет ориентироваться в ходе мыслей каждого ученика и выявлять возникшие затруднения. Конечно, работа каждой группы контролируется и направляется учителем. Групповая работа может быть организована и с опережающим творческим заданием. При формировании таких групп необходимо учитывать уровень подготовленности учащихся.
В 11 классе в ходе изучения темы "Общественное движение в начале 20 века" класс был поделен на группы, которые должны изучить деятельность политических партий, при этом, самостоятельно работая с документами и текстом учебника, они отвечали на поставленные перед ними вопросы. Далее они должны были донести полученную информацию до остальных групп.
В ходе организации такой работы учащиеся без труда самостоятельно распределяют между собой вопросы. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимного обмена информацией складывается коллективный результат, которым в той или иной мере владеют все члены группы и могут выступить с соответствующими сообщениями. В результате данной работы обеспечивается всеми учащимися усвоение программного материала. В условиях групповой работы возникает благоприятный для учения эмоциональный фон: исчезает страх перед учебной неудачей, возрастает уверенность в своих способностях, снижается утомляемость, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, рационально организованная групповая работа не только позволяет решать познавательные задачи, но и способствует становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
Для оптимального усвоения материала, а так же активизации самостоятельной работы я составляю для ребят схемы, таблицы, диаграммы, нередко эту работу выполняют и сами учащиеся, оформляя проекты в форме презентаций, публикаций
Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения и любой организации учебного процесса. Это средство управления учебной деятельности учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки реализовались и функции обучения, необходимо создать определенные условия. Одним из методов контроля и самоконтроля является тестирование. Чаще всего на своих уроках я использую компьютерный контроль знаний, который по сравнению с традиционными методами имеет существенные преимущества: учитывается разная скорость работы учащихся, задания дифференцируются по степени трудности; повышается объективность оценки, ученик видит детальную картину собственных недоработок.
Понятно, что данная форма проверки по истории не может заменить все многообразие приемов и форм контроля знаний учащихся. Тем не менее, тестовые задания позволяют не только провести общий текущий контроль, выявить усвоение важнейших исторических понятий, дат и фактов, но и выполнить обучающие и корректирующие функции, а так же постепенно, последовательно и качественно готовить учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ. Использование тестов привносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает ученику самому оценить свои знания. Тесты я использую для закрепления нового материала, в качестве текущей или итоговой проверки знаний, для самопроверки. Это позволяет мне активизировать и разнообразить занятия, осуществить дифференцированный подход в обучении.
Правила организации интерактивного обучения на уроках.
В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников занятия в процесс обучения.
- Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
- Учащихся в технологии интерактива не должно быть много. В работе не должны принимать участие более 30 человек.
- Класс должен быть подготовлен с таким расчетом, чтобы ученикам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
- Отнестись со вниманием к вопросам процедуры и регламента.
- Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Как проектировать компьютерный урок
Для плана конкретного компьютерного урока необходимо:
- составить временную структуру урока, наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
- из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства, рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными;
- отобранные материалы оценить во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм, учесть интерактивный характер материала; спланировать резерв времени;
- составить временную развертку (поминутный план) урока;
- при недостатке компьютерного иллюстративного либо программного материала провести поиск в библиотеке, Интернет или составить авторскую программу;
- из найденных материалов составить презентационную программу.
При презентации на большом экране можно соединять вместе карты и схемы, диаграммы и фотографии, фильмы и аудиозаписи-все это при необходимости снабдить подписями и комментариями, выделить шрифтом, цветом и светом наиболее важную информацию. А компьютерная «мышь» может использоваться как указка, обращающая внимание учеников на наиболее важные места на экране; планируя достижение определенных целей, предусматривает их поэтапную и результирующую диагностику. Использование компьютера дает возможность усилить и углубить контроль. Для этого применяется игровая программа или разрабатывается авторская, которые также включаются в презентационную программу.
Использование аудиовизуальных средств влияет на оценочно-мотивационную сферу личности. Если они используются очень редко, то каждое их применение превращается в чрезвычайное событие и создает у учащихся повышенное эмоциональное возбуждение. И наоборот, частое их использование приводит к потере у учащихся интереса к ним.
Эффективность применения информационных технологий зависит также от этапа урока. Не следует использовать их более 20 минут: учащиеся устают, перестают понимать, не могут осмыслить новую информацию. Лучше всего использовать ИКТ в начале урока, атак же в интервалах между 15-й и 20-й , 30-й и 35-й минутами, что позволяет поддержать устойчивое внимание практически в течение всего урока. При монотонном использовании одного средства изучения нового материала у учащихся уже к 30-й минуте возникает запредельное торможение, почти полностью исключающее восприятие информации. В то же время правильное чередование средств и методов обучения может это исключить.
Периоды напряженного умственного труда и волевых усилий необходимо чередовать с эмоциональной разрядкой, релаксацией зрительного и слухового восприятия.
Использование информационных технологий при интерактивном обучение позволяет решать одновременно несколько задач. Главное — оно развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Использование интерактива снимает нервную нагрузку школьников, дает возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы темы занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках истории, обществознания и права через использование технологии критического мышления.
Если мы хотим способствовать развитию личности ученика, то мы должны относиться к нему как к личности, уважать его способность мыслить, а мыслить - значит сомневаться. Критичность мышления является од...
Использование мультимедийных и информационных технологий в интерактивном обучении английскому языку в СПО
Выступление на тему:"Использование мультимедийных и информационных технологий в интерактивном обучении английскому языку в СПО"....
МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА ИСТОРИИ
Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние с...
Использование информационных технологий и интерактивных методов для формирования УУД на уроках иностранного языка.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования определяет универсальные учебные действия как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и а...
“Интерактивные технологии кооперативного обучения на уроках истории и обществознания»
Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности. Инфо...
Информационные технологии дистанционного обучения по дисциплине "История"
Ссылка на статью...