Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка

Прилипко Виктория Александровна
Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Применение элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения - это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого - низкий уровень активности учащихся на уроках.

Английский язык в средней школе - серьёзный и сложный предмет. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, уровень гигиенической рациональности урока.

Структура рациональной организации урока английского языка:

  • плотность урока Не менее 60% и не более 75%;
  • число видов учебной деятельности 4-7;
  • средняя продолжительность различных видов учебной деятельности не более 10 минут;
  • частота чередования видов учебной деятельности Смена не позднее, чем через 7-10 минут;
  • число видов преподавания Не менее 3;
  • наличие эмоциональных разрядок (число) 2-3.

Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

Во избежание усталости учащихся, смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках проектной работы снижает нагрузку учащихся по домашней работе; разноуровневые задания способствуют повышению здоровья учащихся.

Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок, позволяет избежать монотонности на уроке.

Чтобы избежать перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объем всех видов тестов, а контрольные работы проводить строго по календарно – тематическому планированию.

На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку. Примером может служить использование на уроках “jazz chants”, которые с удовольствием под ритмичную музыку исполняют все учащиеся, придумывая затем собственные рифмовки по аналогии. Этот вид работы может выполняться как сидя, так и стоя, с отбиванием ритма. Моментом релаксации можно также считать песни на английском языке.

Для релаксации хорошее действие оказывает использование “warming”. Например, “ The Right Mood”.

This is a way of getting students into the right frame of mind for studying.

Level: Pre-Intermediate and above

Language Aims: To listen to instructions.

Time: 5 minutes

Preparation: You may wish to arrange students in a circle or semicircle to bring a sense of intimacy to the activity.

Procedure:

1. Ask your students to close their eyes, put their thumbs on their ears and a finger on their eyes.

2. Tell them to listen to the sounds of their minds, to run their tongues against their palate and to breathe in and out ten times, but very slowly.

3. Ask them to imagine the color of the sky on a bright spring day, listen to the waves of the sea or the sounds of birds.

4. Now tell them to start opening their eyes very slowly.

You'll notice that they will be much quieter and ready to work, especially if your class is after lunch time.

Рабочая поза должна соответствовать виду учебной деятельности на уроке. Непродолжительные отклонения нужны для отдыха и расслабления. На уроках часто предлагаю учащимся периодически постоять. Смена позы благотворно сказывается на работоспособности.

Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

Наличие эмоциональных разрядок: поговорки, веселые четверостишия, юмористическая или поучительная картинка необходимы для снятия умственного напряжения и утомления.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую следующие элементы здоровьесберегающих технологий. В классе обеспечиваю соответствующий микроклимат (нормальная температура, свежий воздух, рациональное освещение, отсутствие неприятных звуковых раздражителей), отсутствие однообразия и монотонности, частая смена деятельности, методы и приёмы способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения, имеют место оздоровительные моменты (физкультминутки, музыкальные паузы, юмор, похвала), слежу за правильной осанкой, провожу зарядку глаз. Использую методы технологии критического мышления, игровой и проектной технологии для стимулирования мыслительной деятельности учащихся, попадания в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, стимулируют высшую нервную деятельность ребёнка, улучшают психологический климат на уроке, предупреждают неврологические реакции детей. Применяю завуалированный контроль в форме игр (лото, кроссворды, ролевые игры, элементы драматизации).

Щкольный курс английского языка имеет практическую направленность. На уроках английского языка соблюдаются гигиенические требования и учитывается чередование и смена видов деятельности в соответствии с требованиями здоровьесберегающих технологий. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. Я стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. И в этом мне помогают зарядки-релаксации.

Цель релаксации - снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного вида движения, ролевые игры, пение, танцы, игры- соревнования, игры с предметами, диалоги с героями сказок, просмотр мультфильмов, драматизация небольших сценок.

На начальном этапе я провожу по 2 физкультминутки за урок, сопровождая их песнями, стихами, скороговорками на английском языке, Вслед за учителем или диктором школьники многократно повторяют слова, речевые клише, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.) Вместе с тем ненавязчиво убеждаю детей в том, что надо много работать над фонетикой, лексикой и грамматикой.

I like the sun,

I like the spring,

I like the birds,

That fly and sing.

Очень важным считаю, чтобы у детей не появлялось чувство страха, боязни перед новым предметом. Считаю, что в средних и старших классах аутогенная тренировка обязательна в начале урока или в середине. Потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Центральной задачей АТ является регуляция собственных эмоций. Пример комплексной релаксации. Продолжительность 3-5 минут.

(Quiet music.)

Sit comfortably. Close your eyes.

Breathe in. Breathe out.

Let’s pretend it’s summer. You are lying on a sandy beach. The weather is fine. A light wind is blowing from the sea. The birds are singing. You have no troubles. No serious problems. You are quiet. Your brain relaxes. There is calm in your body. Nothing diverts your attention. You are relaxing.

(Pause)

Your troubles float away. You love your relatives, your friends. They love you too. Learn to appreciate every good thing. The Earth is full of wonders. You can do anything. You are sure of yourself, that you have much energy. You are in good spirits. Open your eyes. How do you feel?

Просмотр мультфильмов на английском языке также стимулирует интерес учащихся к уроку. Настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

На уроке можно проводить упражнение на дыхание - один из серьезных и необходимых моментов урока в младших и средних классах. Если ребенок научен правильно использовать возможности своего дыхания, то в его речи не будет неоправданных провалов, пауз. Например:

  • разного рода вдохи и выдохи;
  • выдох через рот с надуванием щек;
  •  дыхание животом;
  • различная звуковая дыхательная гимнастика (А-А-А, Ту- Ту-Ту и т.д.)

Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно- поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация, развитие зрительно-моторной реакции, в частности, скорости ориентации в пространстве, в том числе реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных). Упражнения занимают не более 3-4 минут урока и проводятся на материале урока.

На уроках в минуты отдыха мы часто поем. Песня хороша на всех уровнях обучения, она является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции ученика. Песня на уроке - хороший вид релаксации, представляет возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные. Певческая деятельность проявляется в аудировании, разучивании, исполнении песни. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песни подбираю такие, чтобы их можно было бы петь хором, легко запомнить мелодию, слова. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв в рутинной учебной деятельности на уроке. Это своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда нужна разгрузка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность. Через песню мы учим лексику, практикуем грамматические структуры, отрабатываем фонетику языка и т.д. Песня активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, развивает музыкальный слух и память, повышает интерес к предмету.

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра. Игра - дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость, удовольствие. Например, игры-пантомимы:

  • При изучении алфавита - изобразить букву головой (причем один изображает, другие отгадывают)
  • Изобразить любимое животное движениями, мимикой, голосом, жестами.
  • Изобразить действия, которые выполняем каждый день и т.д.

Эти игры используются для развития координации частей тела, пространственно-временных ориентировок.

Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Учащимся средних классов нравятся ролевые игры («Больница», «Аптека», «Прием у врача», «На рынке», «Интервью»…). Они забывают о своем психологическом дискомфорте.

Учащимся 10-11-х классов по душе игра-проект, где они пишут проекты, защищают их, учась тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Несколько слов хочется сказать о драматизации как о виде релаксации на уроке английского языка. Считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке. Расширяет кругозор детей.

Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке. Преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...