Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»
методическая разработка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

          Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения подростков – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

          Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.

 

Цель программы - организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МБОУ ДО Центр творчества «Мастер». Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

 

Задачи программы:

1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

 

4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_programma_zakon.docx31.53 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено 

приказ №___ « __ » ________ 2016г.

директор ЦТ «Мастер»        

   

__________________В.А. Баженова

        

Программа по формированию

законопослушного поведения несовершеннолетних

МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»

«Я – законопослушный гражданин»

        

Составители:

ПДО Котелевец Д.А.

2016 г

Пояснительная записка

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

              Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения подростков – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

             Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.

К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

   Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Цель программы - организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МБОУ ДО Центр творчества «Мастер». Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.

Задачи программы:

1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.

Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон);
  • Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Программа по законопослушному поведению базируется на системном подходе для решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всех субъектов образовательного процесса, в основе которой лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.

В программе изложены организация и содержание работы с родителями Педагогами проводятся практические занятия, тренинги, встречи с врачом местной участковой больницы, тесты, игровые и проблемные ситуации, беседы, диспуты. Обучающиеся учатся относиться к проблеме правонарушения иначе, осознают ее значимость, знакомятся с требованиями закона, предъявляемыми к нарушителям и степенью ответственности.

Содержание программы

Программа предусматривает следующие содержательные линии:

  • организация в рамках воспитательно - профилактической работы мероприятий по формированию  правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
  • использование педагогами современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
  • организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания  учащихся;
  • использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения,  уровню правовой культуры;
  • создание страницы на сайте организации, выпуск газеты учреждения, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения.

Объекты программы:

  • обучающиеся с 1 по 11 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;
  • семьи детей, посещающих учреждение дополнительного образования;
  • педагогический коллектив.

Принципы реализации программы

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

  1. признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
  2. законность;
  3. гласность;
  4. приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
  5. приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
  6. сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
  7. неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма. 

  • освещение позитивного опыта совместного проживания многонационального населения (истории многонациональных семей), знакомство с культурами народов, консолидация жителей через освещение исторических примеров вклада представителей различных национальностей и вероисповеданий в героическую историю России (СССР), историю конкретного города, поселка; 
  • освещение успехов и достижений молодых граждан различных национальностей, культур; широкое освещение деятельности учреждений и организаций для молодежи;
  • проведение мероприятий по повышению информационной культуры среди молодежи. В число этих мероприятий входит: выпуск газеты учреждения, организация обучающих семинаров;
  • организация цикла тематических материалов по информированию населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, а также материалов, нацеленных на развитие межнациональных отношений;
  • размещение информации на сайте организации, направленной на формирование у молодежи чувства патриотизма гражданственности, а также информации этнокультурного характера. 

Мероприятия

Исполнитель

Срок

1.

Проведение выборочного анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня правовой компетенции.

Подкидышева Д.А.

Сентябрь 2016 г.

2.

Беседа  «День памяти жертв политических репрессий» с обучающимися 9-11 классов.

Подкидышева Д.А.

30 октября 2016г.

3.

  • Выставка творческих работ ко Дню народного единства.
  • День призывника. Организация встречи с ветеранами боевых действий.
  • Неделя национальной игры, приуроченная Дню толерантности «Мы разные, но вместе нам интересно» для учащихся 1 – 4 классов.

ПДО

Калугина А.О.

Подкидышева Д.А.

4 ноября 2016г.

15 ноября 2016г.

16 ноября 2016г.

4.

Проведение квеста «День прав человека» с обучающимися 9-11 классов.

Подкидышева Д.А.

ПДО

10 декабря 2016 г.

5.

Проведение беседы с просмотром видеофильмов по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да!»

Подкидышева Д.А.

январь 2017г.

6.

Организация и проведение родительских собраний (бесед) по темам: «Роль родителей в формировании толерантной личности», «Профилактика правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних»

ПДО

Февраль 2017 г.

7.

Акция по профилактике толерантности и экстремизма «Жить в мире».

Подкидышева Д.А.

Калугина А.О.

Март 2017 г.

8.

Круглый стол с родителями «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свой поступки в школе, семье общественных местах»

Подкидышева Д.А.

Калугина А.О.

Апрель 2017 г.

9.

Конкурс рисунков на тему: «Толерантность в нашей жизни»

Подкидышева Д.А.

Май 2017г.

10.

Организация и проведение в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием работы по формированию у несовершеннолетних толерантного сознания и поведения и профилактике экстремизма

ПДО

Июнь 2017 г.

Ожидаемые результаты

  • Воспитание законопослушного гражданина, через изучение основных законов государства.
  • Использование в воспитательном процессе программы «Я – законопослушный гражданин» должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизнио последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
  • В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
  • Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в селе.
  • Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний

лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный

несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный

безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении

лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации

дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение

родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение

противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Экстремизм (от лат. extremus)

приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов[1]. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Профилактика экстремизма 

это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.).

Терроризм

– это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан.

Национализм

это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности.

Расизм

это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.

Фашизм

это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.

Толерантность

означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»).

Добровольчество (волонтерство)

добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

             По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)

Данное методическое пособие  предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1.      Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...

Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних

Программа законопослушного поведения несовершеннолетних...

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних носит профилактический, коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обеспечения системного, комплексного, скоординированного ...

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних "Рука в руке"

Профилактика суицидального поведения направлена на  социальную и психологическую защиту детей, недопущение суицидальных попыток. Также позволяет улучшить детско-родительские взаимоотношения....