Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних «Я – законопослушный гражданин»
методическая разработка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения подростков – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
Цель программы - организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МБОУ ДО Центр творчества «Мастер». Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи программы:
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_programma_zakon.docx | 31.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено приказ №___ « __ » ________ 2016г. директор ЦТ «Мастер»
__________________В.А. Баженова |
Программа по формированию
законопослушного поведения несовершеннолетних
МБОУ ДО Центр творчества «Мастер»
«Я – законопослушный гражданин»
Составители:
ПДО Котелевец Д.А.
2016 г
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения подростков – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности.
К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Цель программы - организация профилактики безнадзорности и правонарушений в МБОУ ДО Центр творчества «Мастер». Социально-нравственное оздоровление молодежной среды.
Задачи программы:
1.Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
3.Социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4.Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними.
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон);
- Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
Программа по законопослушному поведению базируется на системном подходе для решения проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних всех субъектов образовательного процесса, в основе которой лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания.
В программе изложены организация и содержание работы с родителями Педагогами проводятся практические занятия, тренинги, встречи с врачом местной участковой больницы, тесты, игровые и проблемные ситуации, беседы, диспуты. Обучающиеся учатся относиться к проблеме правонарушения иначе, осознают ее значимость, знакомятся с требованиями закона, предъявляемыми к нарушителям и степенью ответственности.
Содержание программы
Программа предусматривает следующие содержательные линии:
- организация в рамках воспитательно - профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);
- использование педагогами современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;
- организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры;
- создание страницы на сайте организации, выпуск газеты учреждения, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения.
Объекты программы:
- обучающиеся с 1 по 11 класс, воспитанники летнего оздоровительного лагеря;
- семьи детей, посещающих учреждение дополнительного образования;
- педагогический коллектив.
Принципы реализации программы
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:
- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;
- законность;
- гласность;
- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;
- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;
- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.
Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.
- освещение позитивного опыта совместного проживания многонационального населения (истории многонациональных семей), знакомство с культурами народов, консолидация жителей через освещение исторических примеров вклада представителей различных национальностей и вероисповеданий в героическую историю России (СССР), историю конкретного города, поселка;
- освещение успехов и достижений молодых граждан различных национальностей, культур; широкое освещение деятельности учреждений и организаций для молодежи;
- проведение мероприятий по повышению информационной культуры среди молодежи. В число этих мероприятий входит: выпуск газеты учреждения, организация обучающих семинаров;
- организация цикла тематических материалов по информированию населения о безопасном поведении в экстремальных ситуациях, а также материалов, нацеленных на развитие межнациональных отношений;
- размещение информации на сайте организации, направленной на формирование у молодежи чувства патриотизма гражданственности, а также информации этнокультурного характера.
№ | Мероприятия | Исполнитель | Срок |
1. | Проведение выборочного анкетирования среди учащихся с целью выявления уровня правовой компетенции. | Подкидышева Д.А. | Сентябрь 2016 г. |
2. | Беседа «День памяти жертв политических репрессий» с обучающимися 9-11 классов. | Подкидышева Д.А. | 30 октября 2016г. |
3. |
| ПДО Калугина А.О. Подкидышева Д.А. | 4 ноября 2016г. 15 ноября 2016г. 16 ноября 2016г. |
4. | Проведение квеста «День прав человека» с обучающимися 9-11 классов. | Подкидышева Д.А. ПДО | 10 декабря 2016 г. |
5. | Проведение беседы с просмотром видеофильмов по теме «Вредным привычкам – нет! Здоровому образу жизни – да!» | Подкидышева Д.А. | январь 2017г. |
6. | Организация и проведение родительских собраний (бесед) по темам: «Роль родителей в формировании толерантной личности», «Профилактика правонарушений и проявлений экстремистского характера среди несовершеннолетних» | ПДО | Февраль 2017 г. |
7. | Акция по профилактике толерантности и экстремизма «Жить в мире». | Подкидышева Д.А. Калугина А.О. | Март 2017 г. |
8. | Круглый стол с родителями «Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свой поступки в школе, семье общественных местах» | Подкидышева Д.А. Калугина А.О. | Апрель 2017 г. |
9. | Конкурс рисунков на тему: «Толерантность в нашей жизни» | Подкидышева Д.А. | Май 2017г. |
10. | Организация и проведение в оздоровительных лагерях с дневным пребыванием работы по формированию у несовершеннолетних толерантного сознания и поведения и профилактике экстремизма | ПДО | Июнь 2017 г. |
Ожидаемые результаты
- Воспитание законопослушного гражданина, через изучение основных законов государства.
- Использование в воспитательном процессе программы «Я – законопослушный гражданин» должно привести к овладению основными знаниями и понятиями о значение здорового образа жизни, о последствиях приёма наркотиков, алкоголя и никотина, их влиянии на организм, о роли досуга в формировании образа жизни, об основных правилах личной безопасности и сохранения здоровья.
- В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями: применять основные приёмы улучшения и сохранения здоровья, активно и доброжелательно контактировать с людьми, проявлять творческие способности в коллективно-творческих делах.
- Подготовка школьников к самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-политическую ситуацию в селе.
- Стабилизация, снижение темпов роста заболеваемости наркоманией и другими видами зависимости от психотропных веществ.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний | лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет. |
Безнадзорный | несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. |
Беспризорный | безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. |
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении | лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия. |
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации | дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. |
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних | система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. |
Правонарушение | родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. |
Административное правонарушение | противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. |
Экстремизм (от лат. extremus) | приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов[1]. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». |
Профилактика экстремизма | это система определенных мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, когда она еще не осуществляется (не осуществляются пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, не осуществляются публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и т.д.). |
Терроризм | – это крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан. |
Национализм | это форма общественного единства, основанная на идее национального превосходства и национальной исключительности. |
Расизм | это совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих расс и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества. |
Фашизм | это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя. |
Толерантность | означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности (переводится как «терпимость»). |
Добровольчество (волонтерство) | добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи, сознательная деятельность по преобразованию социальной действительности при условии вовлечения граждан в эту деятельность на добровольной основе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди мо...
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ по формированию законопослушного поведения и профилактики саморазрушительного поведения несовершеннолетних ( учащихся 1 - 11 классов)
Данное методическое пособие предполагает использование различных подходов при работе с подростками:1. Информационный подход, который фокусируется на повышении уровн...
Программа по воспитанию правовой культуры, формированию законопослушного поведения, профилактики безнадзорности, правонарушений и употребления психоактивных веществ, дорожно-транспортного травматизма среди несовершеннолетних обучающихся МКОУ «Лапшихинская
Причины возникновения социальных проблем...
Программа по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних
Программа законопослушного поведения несовершеннолетних...
Программа по воспитанию правовой культуры и законопослушного поведения школьников «Гражданин ХХI века» на 2016-2020 гг.
Программа воспитания...
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних носит профилактический, коррекционно-развивающий характер. Предназначена для обеспечения системного, комплексного, скоординированного ...
Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних "Рука в руке"
Профилактика суицидального поведения направлена на социальную и психологическую защиту детей, недопущение суицидальных попыток. Также позволяет улучшить детско-родительские взаимоотношения....