Урок-исследование.
учебно-методический материал
Материал для выступления на школьном семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст выступления | 19.95 КБ |
Презентация к выступлению | 988.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-исследование
2 сл. В образовательном процессе последних лет постоянно говорится о том, что распространенные в массовой школе объяснительно-репродуктивные технологии не в состоянии обеспечить развитие и саморазвитие учащихся. Они могут дать приращение знаний, умений и навыков, но не приращение развития. А исследовательский путь познания естественен, соответствует природе человеческого мышления.
Понятие «исследовательская деятельность учащихся» гораздо шире, чем «урок-исследование», оно почти не ограничено временными рамками. Это исследование с заранее неизвестным результатом.
Урок-исследование ограничен временными рамками – 45 мин. Перед учащимися ставится исследовательская задача, решение которой в подавляющем большинстве случаев, известно (но не учащимся). Итог урока – новые знания.
3 сл. Перед вами два урока на одну тему. Какой из них является уроком-исследованием? Отличие в основной части урока
4 сл. Структура урока.
5 сл. Главное отличие: Выдвижение гипотезы –исследование-проверка гипотезы, выводы. Как по вашему, какое слово здесь ключевое?. ГИПОТЕЗА. Гипотеза – это?
6 сл. Какие вопросы возникаю по поводу гипотезы исследования? Она может быть любой? Т. Е соответствовать определенным требованиям, а что еще вызывает затруднение, когда нам нужно обозначить гипотезу нашего исследования? Как ее сформулировать
7 сл. Т.е. основные вопросы: требования и формулировка. Тут нам нужны эксперты, они будут фиксировать гипотезы… Предлагайте свои гипотезы. (это уже вопросы урока, тему «Учимся выдвигать гипотезы» Прежде чем продолжить кусочек урока….
8 сл. Вот некоторые приемы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся.Будем использовать выделенные приемы.
9 сл. Выдвигаем гипотезы по поводы ситуации, эксперты их фиксируют точно…. Теперь давайте оценим их на предмет пригодности.(вероятные, проверяемые, предположение, не утверждение, логичные) Выбираем самые удачные, а почему мы решили, что они удачные? Потому что соответствуют требованиям…
10 сл. Требования… (для детей проще) Теперь попросим экспертов, сказать нам, что общего в формулировке гипотез? Начинаются со слов….
11 сл.Теперь давайте сравним наши выводы с нашими предположениями. Конечно, это часть урока, дальше применяем полученные знания, выдвигаем гипотезы по предложенным темам исследований.
Исходя из того, что мы уже узнали, можете вы сказать, каковы цели у-и?
12 сл. Цели урока-исследования.
На уроке ставятся две цели: обучение предмету, обучение исследовательской деятельности (приобретение учащимися исследовательских знаний и умений:
- умений выделять проблемы,
- формулировать гипотезы,
- планировать эксперимент в соответствии с гипотезой,
- осуществлять исследование,
- делать выводы)
Выделяют и разновидности У-И
13 с. Понятно, что отличаются от обычного урока и позиции учителя и ученика
14 с. Т.о. урок –исследование обладает несомненными преимуществами….
15с. Сквозные УУД, так как они начинают формироваться в начальной школе, продолжают развиваться в средних классах и совершенствуются в старших классах.
16 с. Почему же уроки-исследования не особо приживаются. Тут все довольно просто… Нет необходимости… А вот когда материала мало, приходится придумывать Привести свой пример таблицу 6 кл.
17 с., 18 сл. Предлагается следующий алгоритм конструирования У-И.
19 с. Думаю логично будет, подвести итоги составлением коллективного синквейна по поводу У-И.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность темы ФГОС . Содержательный раздел ООП ООО. Программа развития универсальных учебных действий должна быть направлена на: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
Тема «Порядок слов в английском предложении». На уроке учитель ставит цель научить детей определять порядок слов в английском предложении. Проблемная ситуация, выход на тему и цель урока, план деятельности. Уч-ся в течение урока под руководством учителя последовательно выполняют действия: Разбирают порядок слов в русском предложении. Делают выводы. Разбирают несколько английских предложений, сравнивают их структуру с русскими предложениями, делают выводы о порядке слов в английском предложении. Составляют схему порядка слов в английском предложении. В конце делают вывод, что в английском предложении прямой порядок слов. Затем оценочная деятельность, рефлексия, домашнее задание. Тема «Порядок слов в английском предложении». На уроке учитель ставит цель научить детей самостоятельно определить порядок слов в английском предложении. Создание проблемной ситуации, осознание проблемы, выход на тему и цель урока. Высказывания учащимися гипотез (предположений ): - порядок слов в английском предложении такой же как в русском языке, - порядок слов в английском языке имеет свою структуру. Гипотезы фиксируются на доске. Уч-ся делятся на группы и начинают выполнять действия в соответствии с карточкой – инструкцией в группах: Разбирают несколько русских предложений, делают выводы о порядке слов; Разбирают несколько английских предложений, сравнивают их структуру, анализируют полученную информацию, делают выводы. Создают схему английского предложения. Готовят презентацию результатов мини-исследования темы. На этапе межгруппового общения спикер каждой группы сообщает результат работы. Результаты работы групп сравниваются, соотносятся с гипотезами и делается вывод – обобщение по теме исследовательской работы. Далее оценочная деятельность, рефлексия и дом. задание.
СТРУКТУРА УРОКА - ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Актуализация знаний; 2. М отивационный этап : проблемная ситуация, постановка проблемы исследования; 3. Определение темы исследования; 4. Формулирование цели исследования; 5. Выдвижение гипотезы; 6. Проверка гипотезы, т.е. сам процесс исследования: проведение эксперимента, лабораторной работы , чтение литературы , размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. 7. Интерпретация полученных данных; 8. Вывод по результатам исследовательской работы, соотнесение с гипотезой (гипотезами); 9. Применение новых знаний в учебной деятельности; 10. Итоги урока; 11. Домашнее задание.
Отличительная особенность урока-исследования: формулирование гипотезы → проверка гипотезы → соотнесение гипотезы и полученного вывода.
Гипотеза – это предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
Каким требованиям должна отвечать гипотеза исследования? Как ее сформулировать?
НЕКОТОРЫЕ УЧЕБНЫЕ ПРИЕМЫ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ - ИССЛЕДОВАНИЯХ . - Выделение основной проблемы в предложенной ситуации. - Определение темы и цели исследования. - Формулирование и отбор полезных гипотез. - Определение пригодности выбранной для проверки гипотезы. - Проведение эксперимента. - Составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования. - Конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта. - Графическое изображение законов, правил. - Изготовление моделей по собственному замыслу. - Написание творческого сочинения, реферата.
Найдите возможную причину события: Пожарный вертолет весь день кружил над лесом .
Требования к гипотезе научного исследования Логическая простота и непротиворечивость; Вероятность (основное предположение должно иметь высокую степень возможности реализации); Широта применения (вытекают другие явления); Научная новизна (связь предшествующих знаний с новыми); Проверяемость (может быть проверена).
При составлении гипотезы используются следующие слова: может быть; предположим; допустим; возможно; что, если...
Урок-исследование Разновидности: - урок с элементами исследования, - урок –исследование. Цели: о бучение предмету обучение исследовательской деятельности СОТ
Позиция учителя: Организатор Фасилитатор (помощник, создающий условия) Позиция ученика: Субъект собственной учебной деятельности: Самостоятельность, Активность. Позиции учителя и ученика на У-И
В чём преимущество методики проблемного исследования? д еятельностный тип обучения , творческий процесс самостоятельной мыследеятельности , интерактивность (взаимодействие), диалог , развитие метапредметных умений, воспитание и развитие качеств личности.
Чему учатся дети в ходе осуществления исследований? Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Выделять существенную информацию из разных источников, анализировать её. Организовывать (систематизировать) информацию. Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения и т.д. Становление личностных характеристик уч-ся, прописанные в стандарте второго поколения: - любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; - владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; - готовый самостоятельно действовать; - умеющий слушать и слышать собеседника, сотрудничать, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Сквозные УУД
Почему, несмотря на очевидную значимость, в педагогической практике урок-исследование так мало распространён? Живучесть стереотипов (шаблонная структура урока при постоянно одном и том же наборе структурных частей ) Учитель невольно стремится к такому способу преподавания, который удобен ему. Чем этот способ удобен учителю, тем он не интересен ученикам. Л.Н. Толстой С ложность конструирования У-И. Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин
Алгоритм конструирования У-И. Выделить из Стандарта единицу содержания образования, которая будет изучаться на уроке (Что?). Подобрать из УМК содержание учебного материала (На каком уч. материале?). Сформулировать обобщение урока (содержательно-смысловой стержень урока ), т.е. тот вывод, к которому ученики должны прийти в конце исследовательской работы. Например : на вопрос «Куда текут реки и почему ?» - обобщение урока «Реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня рек».
Алгоритм конструирования У-И (продолжение) Определить тип учебного исследования, который более целесообразен на данном уроке (индукция – от частного к общему, дедукция – от общего к частному). Сконструировать проблемную ситуацию ( спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение) . Продумать формы организации самостоятельной исследовательской деятельности школьников и СОТ . Продумать состав учебных групп ; Распределить материал для изучения по группам; Определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего исследования
Синквейн - Что изучали?- Ключевое слово – урок-исследование - - Опишите: какой он? Два прилагательных - - Какую функцию он выполняет? Три глагола - - Что формирует у школьников? Составьте фразу из четырёх слов. - - Замените "урок-исследование" синонимом из одного слова. -
Ресурсы: Как организовать и провести урок-исследование. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:// him.1september.ru/article.php?ID=200901205 , свободный. - Загл . с экрана . Калашникова, Н.Г., Шелковникова , Л.Ф. Уроки системно- деятельностного типа: учебно-методическое пособие. –Барнаул: АКИПКРО, 2014. – 56 с. Урок-исследование как форма обучения. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2012/09/07/urok-issledovanie-kak-forma-obucheniya , свободный. — Загл . с экрана . Урок-исследование. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/biologiya/fgossi/urok-issledovanie.html , свободный. - Загл . с экрана .
Успехов Вам, коллеги, в освоении технологии проведения урока-исследования!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода. Урок исследования (урок творчества)».
«Организация урока в рамках системно-деятельностного подхода.Урок исследования (урок творчества)»....
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».
Цели урока:Образовательные:повторить и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила. Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...
Урок - исследование Экспериментальные методы исследования частиц. 9 кл.
Урок "Экспериментальные методы исследования частиц" в 9 классе проводится в форме - деловая игра, что повышаеи мотивацию учащихся к изучению предмета. Ученики работают в группах,...
Тип урока: урок-исследование (урок творчества). презентация
Я, … Гульвира Владимировна, … учитель русского языка и литературы … МБОУ Чербинской СОШ … села Черби, пришла в ваш … класс, чтобы провести … урок литер...
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда"
Стендовый урок по физике. Урок-исследование по теме "Исследование силы Архимеда".Цель:Экспериментально исследовать зависимость выталкивающей силы от других физических величинЗадачи урока:1.Н...