Статья НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
статья
Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nov.formy_otsenki_kach.znaniy_uch-sya.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Измайлова С. И.
НОВЫЕ ФОРМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ
Одним из направлений реализации инициативы «Наша новая школа» является развитие эффективной системы оценки качества образования, т.к. оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения.
В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Существуют разнообразные формы оценки знаний, умений и навыков учащихся, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания.
1.Программированный контроль.
В системе проверки знаний учащихся применяется программированный контроль, который еще называют альтернативным методом или методом выбора. Сущность этого метода состоит в том, что учащемуся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ученика - выбрать правильный ответ. Несколько подобных вопросов и ответов может быть дано в классе одновременно всем учащимся на отдельных листах бумаги или с помощью компьютера, что позволяет в течение нескольких минут проверить их знания. В этом состоит положительная сторона метода программированного контроля.
Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то,
что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения
изучаемого материала. Всей же полноты и объема знаний этот метод выявить не позволяет. Впрочем, свои плюсы и минусы имеет каждый из рассмотренных выше методов проверки и оценки знаний. Контрольные письменные работы полезны тем, что дают возможность проверять и оценивать одновременно знания всех учащихся класса или группы, но они требуют много времени и поэтому не могут проводиться часто.
2. Рейтинговая система оценки качества усвоения учебного материала.
К прогрессивным методам оценки относится рейтинговый метод как способ оценки знаний, умений и навыков. Применение рейтинга является системой организующей учебный процесс и активно влияющей на его эффективность.
Рейтинговая система оценки учитывает всю активную деятельность обучающихся, связанную с приобретением знаний, умений и других показателей, формирующих личностные качества учащихся. Рейтинговая система позволяет преодолеть многие недостатки традиционной четырехбалльной системы и достаточно дифференцировано оценить успехи каждого учащегося.
Обычно под рейтингом понимается «накопленная оценка».
Данная система дает возможность:
- определить уровень подготовки каждого обучающегося на каждом этапе учебного процесса;
- отслеживать объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
- дифференцировать значимости оценок, полученных обучающимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, домашняя, творческая и др. работы);
- повысить объективность оценки знаний.
Рейтинговая система – это не только оценка уровня усвоения знаний, но и метод системного подхода к изучению дисциплины.
3.Тестирование - является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся.
4. «Травинка»
Все предельно просто: за любой вид познавательной активности на уроке ученик получает соответствующую объему и глубине действия купюру (от 1 до 5 баллов.) Заработанная таким образом «зарплата» начинает самостоятельную жизнь. Ученик может обменять её на оценку по сумме баллов, сохранить для накопления, обменять и т.д. Здесь работают законы психологии, часто игнорируемые нами в оценке.
Во - первых, вещественность отметки. О ней можно не просто знать, но видеть, ощущать, предметно действовать.
Во- вторых, «травинка» превратила оценку в поощрение разной ценности, отсюда исчезает боязнь неполного ответа, неправильной мысли, неточного движения.
В- третьих, до минимума сократились обидные казусы незамеченной руки, или неоцененного ответа. В результате возросла активность. Приобрел и учитель: значительно экономится время, когда не надо отвлекаться на журнал; повышается объективность, а, главное, что новая форма, стимулирует и неформальное отношение к критериям оценивания. Можно не стесняться награждать ученика и за знание и за стремление к знанию, и за мысль и за готовность к мысли.
5.«Портфолио» ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио не замещает, а дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических предметных знаний и умений, включая экзамены и т.д. Портфолио же позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. – и является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Учителя нашей школы согласны с трактовкой портфолио как «коллекции работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях». Действительно, важная цель «портфолио» – представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть в динамике «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Организация работы по формированию «портфолио» учащихся занимает важное место в осуществлении предпрофильной подготовки и профильного обучения.
Заключение
Правильная методика проведения контроля побуждает учащихся изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления учебно-познавательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательный целей, обеспечивать необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся
Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...
Зачеты как форма контроля знаний учащихся и методика их проведения
из опыта работы: контроль знаний составляет важную часть учебного процесса , его систематичность и планомерность способствуют повышению качества обучения. Уроки-зачеты можно отнести к одному из перспе...
Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.
Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью....
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....
Новые формы оценки качества образованияв рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Презентация содержит информацию о новых формах оценки качества...
"Общественный зачет как одна из форм оценки качества знаний"
quot;Общественный зачет "- одна из форм коллективной игровой , познавательной деятельности , который предусматривает проведение своебразного отчета учащихся за свои знания перед това...
Статья «Система многокритериальной оценки качества знаний по иностранному языку»
Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся включает комплекс критериев, связанных с процессом и результатом учебного труда школьника и отражает степень освоения им специальных и обще уче...
- Мне нравится (1)