Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.
методическая разработка по истории по теме
Данные материалы являются тезисными и находятся в стадии разработки, в ближайшее время работа будет выложена полностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervuhina_natalya_vladimirovna.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первухина Наталья Владимировна
учитель истории и обществознания
Рейтинговая система как оценка качества знаний учащихся по истории и обществознанию в старших классах.
Оценка знаний учащихся – это проблема в современном образовании, о которой говорят уже давно. Но, не смотря на множество предложений, по решению этой проблемы она остается актуальной и сегодня. Современный учитель в условиях развития инновационных технологий все так же вынужден применять пятибалльную систему оценки знаний учащихся.
Из всех систем оценивания знаний учащихся, рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Рейтинг позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, уровень их подготовленности, мотивирует их к обучению.
Рейтинг – показатель популярности какого-либо лица, степень этой популярности. На уроках, при использовании рейтинга, он выражается в числовом показателе, который достигается учащимися в результате работы не на одном уроке, а в целом блоке уроков.
Основная цель и задачи введения рейтинговой системы: повысить ответственность учеников за результаты своего обучения;
развить у учащихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию и саморазвитию;
уменьшить число отстающих учеников;
обеспечить условия, учитывающие индивидуально-личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех учащихся целей обучения.
Для реализации рейтинговой системы в старших классах учитель разрабатывает подробную шкалу оценивания знаний учащихся и перевод ее в пятибалльную систему (Приложение 1).
В начале учебного года по истории и обществознанию учитель предлагает учащимся старших классов методическое пособие по предмету, в котором прописывается тема урока, краткое содержание темы, домашнее задание обязательное для выполнения всеми учащимися и домашнее задание для дополнительного выполнения желающими. Каждый большой блок уроков заканчивается зачетом, вопросы для которого также прописаны в методическом пособии (Приложение 2).
Начиная с первого сентября, учащиеся набирают рейтинг по каждому блоку уроков. В рейтинг учитываются все достижения учащегося, начиная с простого посещения уроков, за каждый посещенный урок учащийся получает 3 балла, эта цифра позволяет контролировать и поведение учащегося на уроке и уменьшать количество баллов за опоздание, нарушение дисциплины и т.д. Устный ответ, подготовка письменных заданий, решение контрольных работ, подготовка сообщений, участие в олимпиадах и конкурсах, или просто дополнения на уроках по предмету учитываются в рейтинге учащегося. Заинтересованные в высоком рейтинге учащиеся могут готовить дополнительные задания к уроку, читать материал вперед, вступать на уроке в дискуссии с учителем и одноклассниками. Все полученные учащимися баллы учитель прописывает в специальном бланке (Приложение 3).
К концу каждого блока уроков учитель суммирует рейтинг каждого учащегося, на уроке-зачете подводит итоги. Учащиеся набравшие низкий рейтинг сдают зачет, то есть из предложенных им вопросов к зачету, они должны ответить на два вопроса, заранее подготовленных учителем в виде билетов. Учащиеся, набравшие высокий рейтинг освобождаются от сдачи зачета и автоматически получают оценки «5». Те учащиеся, которые активно работали на всех занятиях, но в силу каких-то обстоятельств не добрали до высокого рейтинга, получают полуавтомат, то есть должны ответить на один вопрос из билета на выбор.
Использование рейтинговой системы помогает расширить границы школьного балла, повысить его значимость. С помощью рейтинга появляется возможность включить самих учащихся в активный поиск мер по повышению своего среднего балла и своего статуса в классе и школе. Дополнительные баллы активизируют развитие способностей и навыков учащихся, привлекают их к участию в олимпиадах, мероприятиях по предмету, мотивируют учеников к участию в исследованиях, проектной деятельности, игр, тестов и др.
Опрос выпускников школ, продолживших обучение в высших учебных заведениях показал, что использование рейтинговой системы в школе позволило им быстрее адаптироваться к новым условиям обучения, тем более, что большинство ВУЗов уже давно используют рейтинговую систему. Выпускники отмечают, что им легче готовиться к экзаменам и зачетам, чем тем студентам, у которых данная система в школе не использовалась.
Таким образом, рейтинговое оценивание знаний – один из существенных способов влияния на успеваемость учащихся, формирования интереса к процессу обучения и его рейтингу.
Приложение 1.
Показатель | Критерии | Рейтинг (в баллах) | Оценка |
Устный ответ | Ответ полный логически выдержанный, понятен для усвоения учащимися, не требует дополнений. | 7 – 10 | 5 |
Ответ не полный, требует небольших дополнений, учащийся не уверенно отвечает на дополнительные вопросы, но в основном материале разбирается. | 4 – 6 | 4 |
Учащийся отвечает не уверенно, постоянно использует вспомогательные материалы, на дополнительные вопросы не отвечает, материал усвоил плохо. | 1 – 3 | 3 |
Не готов по заданному вопросу. | 0 | 2 |
Эссе (обществознание) | Раскрыт смысл высказывания. Представлена собственная точка зрения (позиция) при раскрытии проблемы). Проблема раскрыта на теоретическом уровне, использованы обществоведческие понятия. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или собственный социальный опыт. | 5 | 5 |
Представлена собственная точка зрения (позиция) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с использованием обществоведческих терминов и понятий. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или собственный социальный опыт. | 3 – 4 | 4 |
Представлена собственная точка зрения (позиция) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или собственный социальный опыт. | 1 - 2 | 3 |
Отсутствие работы. | 0 | 2 |
Эссе (история) | Представлены разнообразные точки зрения на поднятую проблему. Представлена собственная точка зрения на данную проблему. Приведена аргументация соответствующая исторической действительности. Сделан аргументированный вывод. | 5 | 5 |
Представлена собственная точка зрения на данную проблему. Приведена аргументация соответствующая исторической действительности. Сделан аргументированный вывод. | 3 – 4 | 4 |
Представлена собственная точка зрения на данную проблему. Приведена аргументация. Сделан аргументированный вывод. | 1 – 2 | 3 |
Работа отсутствует. | 0 | 2 |
Приложение 2.
Методическое пособие для подготовки к урокам истории для 10-11 классов.
ИСТОРИЯ РОССИИ (вторая половина XIX – XX вв)
Тема 1. Россия во второй половине XIX в. (10 часов)
Урок 1. Отмена крепостного права в России.
- Предпосылки реформы;
- подготовка реформы;
- личное освобождение;
- наделы;
- выкуп;
- значение отмены крепостного права.
Д.З. Прочтение параграфа 31 учебника (с. 375-381). Подготовка развернутого ответа на тему: «Что получили и потеряли крестьяне по реформе об отмене крепостного права?». Устно ответить на вопросы с 1 по 4 в конце параграфа. Написать эссе на тему: «Почему большинство современных историков считают, что реформа об отмене крепостного права носила половинчатый характер?»
***Подготовить доклад по теме: «Император Александр II».
Подготовить сообщение по теме: «Редакционные комиссии по подготовке реформы об отмене крепостного права».
Урок 2. Реформы 1860-х годов.
- Земская реформа;
- городская реформа;
- судебная реформа;
- военная реформа;
- реформа в сфере образования и печати;
- значение реформ.
Д.З. Прочтение параграфа 31 учебника (с. 382-384). Повторение предыдущей темы. Подготовка к историческому диктанту и сочинению.
***Подготовить доклад по теме: «Император Александр III».
Урок 3. Контрреформы Александра III.
- Император Александр III.
- раскрытие понятия «контрреформы»;
- изменения в системе местного управления;
- изменения в области образования и печати;
- изменения в судебной системе;
- решение аграрно-крестьянского вопроса;
- социальная политика Александра III;
- итоги контрреформ Александра III.
Д.З. Прочтение параграфа 33 учебника (с. 405-415). Подготовка развернутого ответа на тему: «В чём суть контрреформ Александра III».
***Подготовка докладов по темам: 1) «Горчаков А.М.». 2) «Скобелев М.Д.»
Подготовка сообщений по темам: 1) «Союз трёх императоров» 2) «Тройственный союз» 3) «Русско-французский союз».
Урок 4-5. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
- основные направления внешней политики;
- борьба России за пересмотр условий Парижского трактата;
- Союз трёх императоров;
- присоединение Средней Азии к России;
- восточный кризис 70-х годов;
- Русско-Турецкая война 1877-1878 гг;
- Сан-Стефанский мирный договор;
- Берлинский конгресс;
- Тройственный союз;
- Русско-Французский союз;
- итоги внешней политики второй половины XIX века.
Д.З. Прочтение параграфов 31;33 учебника (с. 385-389; с.415-418). Подготовка развернутого ответа на тему: «Восточный вопрос во второй половине XIX в.».
Эссе на тему: «Александр III - миротворец».
***Подготовка сообщений по темам: 1) «Развитие транспорта во второй половине XIX в.»; 2) «Финансовая система России во второй половине XIX в.»; 3) «Социальный строй России второй половины XIX в.».
Урок 6. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века.
- Особенности экономики и социальной структуры;
- сельское хозяйство;
- промышленность;
- торговля;
- транспорт;
- финансы;
- социальный строй.
Д.З. Прочтение параграфа 32 учебника (с. 390-397).
Подготовка к семинару по теме: «Общественное движение во второй половине XIX в.»
Вопросы к семинару:
1. Причины подъема общественного движения во второй половине XIX в.
2. Консерваторы.
3. Либералы.
4. Радикалы.
5. «Шестидесятники».
6. «Земля и воля».
7. Революционные народники.
8. «Черный передел» и «Народная воля».
9. Либеральные народники.
10. Группа «Освобождение труда».
11. Организации рабочих. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
***Подготовка докладов по темам: 1) «К.П. Победоносцев»; 2) «К.Д. Кавелин»; 3) «А.И. Герцен»; 4) «Н.Г. Чернышевский»; 5) «С.Г. Нечаев» 6) «М. А. Бакунин»; 7) «П.Л. Лавров»; 8) «П.Н. Ткачев»; 9) «Г.В. Плеханов»; 10) «А.И. Желябов»; 11) «В.И. Ленин»; 12) «Л. Мартов».
Урок 7-8. Семинар по теме: «Общественное движение во второй половине XIX в.»
1. Причины подъема общественного движения во второй половине XIX в.
2. Консерваторы.
3. Либералы.
4. Радикалы.
5. «Шестидесятники».
6. «Земля и воля».
7. Революционные народники.
8. «Черный передел» и «Народная воля».
9. Либеральные народники.
10. Группа «Освобождение труда».
11. Организации рабочих. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
Д.З. Повторение уроков 4-8. Подготовка к проверочному тесту.
***Подготовка сообщений по темам: 1) «Просвещение и образование во второй половине XIX в.»; 2) «Наука во второй половине XIX в.»; 3) «Литература во второй половине XIX в.»; 4) «Живопись и скульптура во второй половине XIX в.”; 5) «Архитектура второй половины XIX в.»; 6) «Театр во второй половине XIX в.»; 7) «Музыка во второй половине XIX в.».
Урок 9. Развитие культуры во второй половине XIX века.
- Особенности развития культуры;
- Просвещение и образование;
- просветительская деятельность;
- наука;
- литература;
- скульптура и живопись;
- архитектура;
- музыка;
- театр.
Д.З. Подготовка к зачету по теме.
Вопросы к зачету.
1. Предпосылки и подготовка реформы об отмене крепостного права.
2. Отмена крепостного права в России.
3. Земская и городская реформы.
4. Судебная реформа.
5. Военная реформа.
6. Итоги и значение реформ второй половины XIX в.
7. Контрреформы Александра III.
8. Западное направление во внешней политике России в 50-х – 60-х гг. XIX в.
9. Присоединение Средней Азии к России.
10. Восточный кризис 70-х гг . XIX в. Русско-Турецкая война 1877-1878 гг.
11. Западное направление во внешней политике России в конце XIX в. (Тройственный союз. Русско-французский союз.)
12. Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.
13. Причины подъема общественного движения во второй половине XIX в.
14. Консерваторы.
15. Либералы.
16. Радикалы.
17. «Шестидесятники».
18. «Земля и воля».
19. Революционные народники.
20. «Черный передел» и «Народная воля».
21. Либеральные народники.
22. Группа «Освобождение труда».
23. Организации рабочих. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»
24. Александр II и Александр III – их роль в истории России.
Урок 10. ЗАЧЕТ.
Приложение 3
Рейтинговая таблица успеваемости по обществознанию 11 «Б» класса.
Число, тема урока Фамилия Имя |
1. Брагина Аня |
2. Горюнов Дима |
3. Жигалова Соня |
4. Зотикова Юля |
5. Иванова Света |
6. Калачян Арсен |
7. Капустина Люба |
8. Ковбасюк Маша |
9. Лаврик Маша |
10. Ломтев Лёша |
11. Лытасова Аня |
12. Макаровский Т. |
13. Макаровская Ю. |
14. Наумов Артем |
15. Нарывкина Надя |
16. Неустроева Люба |
17. Попов Максим |
18. Савинская Настя |
19. Шипулин Сергей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся
Тестовое задание для оценки качества знаний учащихся, 9 класс...
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся
Методические рекомендации по введению рейтинговой системы оценки качества знаний учащихся профильных классов по информатике и ИКТ(10-11 классы)....
ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Необходимо отказаться от поверхностного оценивания школьников в начале каждого урока, в ходе освоения нового материала. Проверочные контрольные срезы знаний учитель проводит по окончанию определенного...
Критерии оценки знаний учащихся по истории и обществознанию
В данном документе представлены критерии оценивания знаний учащихся1. по истории: оценивание устного и письменного ответа, нормы оценки работ с историческим источником, исторической картой2. по общест...
Критерии оценки знаний учащихся по истории и обществознанию
Нормы оценок по истории и обществознанию...
Статья «Система многокритериальной оценки качества знаний по иностранному языку»
Многокритериальная оценка учебной деятельности учащихся включает комплекс критериев, связанных с процессом и результатом учебного труда школьника и отражает степень освоения им специальных и обще уче...
Проект. Модели оценки качества знаний учащихся основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС. 5-7 класс.
Модели оценки качества знаний учащихся составлены в соответствии с проектом концепции оценки качества основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС к результатам образования к критер...