Формирование познавательной активности и развитие творческого мышления с использованием интеграционной технологии
статья

Ульященко Ирина Олеговна

Современному обществу нужен  самостоятельно мыслящий человек, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой и поисковой  на всех этапах учебного процесса. На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания, что отражается на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnoy_aktivnosti.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  познавательной активности и развитие творческого мышления с использованием интеграционной технологии

Страна, в которой учили бы рисовать так,

как учат читать и писать, вскоре превзошла бы

все другие страны по всем наукам,

искусствам и мастерству.
Дени Дидро

             Современному обществу нужен  самостоятельно мыслящий человек, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Поэтому очень важен переход от исполнительной, репродуктивной деятельности учащихся к творческой и поисковой  на всех этапах учебного процесса. На развитие педагогической идеи процесса интеграции существенно влияет прогресс научного познания, что отражается на построении системы учебных предметов и поиске способов обобщения знаний учащихся.

             Образование сейчас в большей степени ориентируется на формирование в человеке целостного мира культуры в его гармонической организации, что связано с развитием ценностного мышления и ответственного сознания личности.

             Уроки изобразительного искусства содержат в себе огромный воспитательный потенциал, который напрямую связан с характером самого предмета. Эстетическое воспитание осуществляется на каждом уроке через деятельные формы обучения. Учитывая интегративный характер дисциплин, можно использовать  как традиционную урочную, так и внеурочную деятельность учеников.

Цели: 

1. Развитие и совершенствование метапредметных компетенций обучающихся посредством интеграции изобразительного искусства, литературы, истории, МХК, музыки и других предметов школьного курса.

 2. Способствовать приобщению обучающихся к духовно-нравственным ценностям русского искусства, сопоставлению их с духовно-нравственными ценностями других народов.

 Задачи:

1. Сформировать «банк» тем уроков изобразительного искусства и других предметов школьной программы, по которым возможна интеграция.

2. Разработать систему интегрированных уроков по изобразительному искусству в 3-6 классах, которые позволят обучающимся наиболее полно реализовать свои творческие возможности.

3. Модифицировать традиционные формы контроля универсальных учебных действий, позволяющие проверить результативность интегрированного обучения.

4. Активно внедрять системно – деятельностный  подход в преподавание изобразительного искусства с целью повышения мотивации активной познавательной и творческой деятельности обучающихся.

Актуальность проблемы

           В настоящее время школа переживает очень сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются учебные планы, новые подходы к отражению содержания учебных дисциплин. Одним словом, происходит переход основной общеобразовательной школы на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Новизна вопроса

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся. Обучающиеся воспринимают различные виды искусства обособленно. Вместе с тем, такие виды искусства, как живопись, музыка и литература, тесно связаны. Интегрированные уроки будут способствовать формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция в обучении и является средой для развития метапредметных компетенций учащихся, предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей.

Интеграционная технология

              Интеграция  есть процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения метапредметных связей на качественно новой ступени обучения.

              Учитывая специфику изобразительного искусства как учебной дисциплины, можно использовать  следующие способы интеграции рационального и эмоционального на уроках:

  • интегрированные уроки;
  • бинарные уроки;
  • привлечение ИКТ;
  • посещение театра;
  • просмотр кинофильмов.

        Выделяют следующие признаки интегрированного урока:

1) специально организованный урок, то есть если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью;

2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для более глубокого проникновения в суть изучаемой темы, повышения интереса учащихся к предметам, целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов, экономии учебного времени

3) широкое использование знаний из разных дисциплин, то есть углублённое осуществление метапредметных связей.

Развиваемые компетенции

             В основу интегрированного урока положены метапредметные связи, в основе которых лежат аспекты: общепедагогический, рассматривающий их как условие и средство комплексного подхода к изучаемому материалу; методический – как условие и средство интенсификации обучения; организационный – основанный на общности форм обучения и характере взаимодействия учителя и обучающихся по выбору оптимальных форм обучения.

             С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.

             Так приоритетные на изобразительного искусства общекультурные и ценностно-смысловые, коммуникативные сочетаются при интеграции предметов и с учебно-познавательными и социально-трудовыми и с компетенцией личностного роста.

             Интегрированные уроки изобразительного искусства предполагают соединение тематики из исторических, литературоведческих наук, искусствознания, философии, лингвистики, что способствует формированию ключевых компетенций.

        Интегрированный урок развивает потенциал обучающихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления и коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, интегрированные уроки способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

         Интеграция направлена на развитие эрудиции ученика и поиск необычного способа решения поставленных проблем, что развивает оригинальность мышления. Интеграция снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

        Эффективность работы по данному направлению подтверждается результатами текущих проверочных работ; результатами диагностик по уровню выявления развития метапредметных компетенций обучающихся, а также увеличением общего числа обучающихся, участников конкурсов и олимпиад различного уровня (среди которых есть призёры и лауреаты).

Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. С целью выявления ресурсов, условий, процессов, обеспечивающих качественное выполнение требований ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы провожу самоанализ своей профессиональной деятельности: объективность оценивания обучающихся, результативность обучения (успеваемость, качество знаний, сформированность УУД), отбор учебного материала, учёт возможностей обучающихся, коррекция процесса учения на каждом уроке, соблюдение требований к современному уроку, формирование благоприятного климата на уроке, сохранение здоровья обучающихся, «поля моей успешности» и «мои проблемные поля», план ликвидации выявленных проблем.

Владею теоретическими и практическими основами методики преподавания в начальных классах. Постоянно занимаюсь самообразованием и повышаю уровень своей профессиональной компетентности. Отслеживаю современные достижения педагогической науки, методики преподавания, изучаю и анализирую публикации в периодических изданиях по содержанию и методике преподавания, применяю их в своей профессиональной деятельности. Владею правовой и организационно -нормативной базой, содержанием методических документов, определяющих, регулирующих и регламентирующих права и деятельность педагогических работников.

В перспективе моей дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, способствующих развитию детского творчества, расширение круга моего участия и обучающихся в различных конкурсах, всячески поддерживать и поощрять самостоятельные творческие задумки и начинания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого мышления младших школьников через проектные технологии с использованием компьютерного инструментария

Использование технологии проектного обучения на занятиях в компьютерном классе при работе в графическом редакторе Paint/...

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся.

Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы производится с целью повышения учебной мотивации и развития творческого мышления учащихся....

Стимулирование мыслительной активности и развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Стимулирование мыслительной активности  и развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ...

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматриваются задания, используемые на уроках технологии,которые направленны на развитие творческого мышления подростков....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии (ДПИ). Тема самообразования: «Развитие творческого мышления подростков на уроках технологии».

В современном обществе концепции развития системы образования связаны с идеей создания условий для раскрытия индивидуальности ученика, развития личности и его самореализации в жизни.Рассматриватся...

«Развитие творческого мышления обучающихся через технологию критического мышления на уроках немецкого языка в условиях внедрения новых образовательных стандартов»

В данной работе представлено обобщение опыта  по использованию технологии критического мышления на уроках немецкого языка....

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках географии с использованием ТРИЗ технологии...