Урок русского языка в 5 классе на тему "Какие знаки есть в русском языке"
план-конспект урока (5 класс)
Предварительный просмотр:
Нестерова Наталья Андреевна
МБОУ Бичурская СОШ №4
Урок в 5 классе
по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова .
Тема: «Какие знаки есть в языке».
Цели: Формирование представления о знаковой системе языка, слове как системе знаков.
План урока:
1. Ситуация успеха (общеклассное обсуждение).
- О чем мы говорили на прошлом уроке?
(Каждое слово – это языковой знак).
-Сколько, например, языковых знаков в скороговорке?
Проворонила ворона вороненка. – Читаем 3 раза.
-Что это такое? (предложение, слова)
- Что такое языковой знак?
2.Ситуация разрыва. («знание» и «незнание»)
Если иметь только словесные знаки, то это правильный ответ.
Постановка учебной задачи:
- Но нет ли в языке еще каких-нибудь других знаков, кроме слов?
- Что мы сегодня должны узнать?
Новая тема (проблемный вопрос):
Какие знаки есть в языке?
Этапы введения материала. | Способ оформления. |
3. Фиксация лексического значения слова избенка. Корень как указатель на общее содержание в лексическом значении родственных слов. - Что такое изба? - Какая она? Большая? Маленькая? - Новая или старая? а) Запишите слово избенка. - А какая она? Какая часть слова указывает на сходство? (корень) б) Запишите слово избушка. -Что общего? Вывод: Корень содержит основное лексическое значение слов. 4.Выявление словообразовательного значения слова избенка. - Чем отличаются слова избушка, избенка? -Одинаково ли называют один и тот же тип жилого строения эти слова? -Какие морфемы помогают увидеть разное лексическое значение слов? (суффикс) -Есть ли словообразовательное значение у слова изба? -Можем ли употреблять это слово для обозначения любой избы? --У любого слова есть словообразовательное значение? Лексическое? Вывод: В суффиксе содержится словообразовательное значение.
5.Выявление грамматических значений слова избенка. -Есть ли еще какие-нибудь особенности называемого слова? -О каком количестве названных предметов сообщается в слове избенка? Об одном или нескольких? -Какая часть слова выражает это значение? (окончание) -Указывает окончание эта часть на какое-нибудь другое грамматическое значение? (действующий предмет, адресат действия, орудие действия) в предложении : От ураганного ветра наша избенка покосилась. (запись на доске и в тетради) Вывод: Окончание содержит грамматическое значение слова. Можете ли вы теперь дать полный ответ на вопрос: каково значение слова избенка? 6.Запись значений слова избенка в виде математического выражения. -Какой схемой или математическим выражением это удобно записать? Вывод о разных типах значения слова и необходимости их изучения. 7.Запишите предложение: Миша подарил братику свои машинки. -Возьмем слово братику. -Сколько значений обнаружили? -Их столько же , сколько в слове избенка? Вывод: Грамматическое значение-грамматика; Словообразовательное значение-словообразование; Лексическое значение-лексика. 8.Вернемся к слову избенка. а)Если у каждой части слова есть значение, можно ли считать его словесным знаком? б)А что же такое слово?(набор знаков) в)Случайный ли это набор? -Поменяйте местами морфемы. Вывод о слове как системе знаков. Слово избенка – случайный набор знаков или система связанных между собой знаков, каждый из которых стоит на своем месте и выполняет определенную работу в слове? Показать это можно с помощью схемы: «Изба» «неважная» «один» Избенка «Действующий предмет» -Может быть каждая часть слова- это тоже система знаков? Делим на мелкие части.(слоги, звуки) -Можем ли считать слог, звук знаком? Вывод: Морфема- наименьший знак.
9.Нахождение других знаков языка, кроме морфем и слов (словосочетаний и предложений). Вернемся к скороговорке. -Сколько языковых знаков в скороговорке? Проворонила ворона вороненка. 10.Вывод о языке как системе знаков. Упражнение №27 Домашнее задание : Упр. № 29 | Изба Избенка «Крестьянский дом» Избушка (работа в парах) (групповая работа) Избенка - «плохонькая» Избушка – «маленькая» (общеклассное выступление) «один» Избенка «действующий предмет» (Групповая работа) Варианты детей + Вариант из учебника. лекс.зн. Слово словооб.зн. граммат.зн. форма морфема знак знач. (общеклассное обсуждение) (общеклассное обсуждение) Морфемы Слова языковые Слово- знаки Сочетания Предложения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.
Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...
Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"
В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....
Разработка урока русского языка 7 класс "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
Урок соответствует требованиям ФГОС основного общего образования....
Таблицы по русскому языку.8 класс.Тема" Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. "
Русский язык.8 класс. Выделительные знаки препинания при вводных словах,вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Таблицы....
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания
Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь други...
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»
Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема « Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением»...