Контроль и оценивание достижений учащихся
статья
Контроль и оценивание достижений учащихся – это обычная процедура для современной системы преподавания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrol_i_otsenivanie_dostizheniy_uchashchihsya.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Контроль и оценивание достижений учащихся – это обычная процедура для современной системы преподавания. Чаще всего используются традиционные формы и методы: контрольные и самостоятельные работы, диктанты, тесты, экзамены, но успеваемость обучающихся может заметно повыситься, если применять разные способы контроля в преподавании, осуществлять обратную связь и оценивать работу и участие. Большую роль в процессе формирования самовоспитания школьников занимает метод проектов.
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося, развитие творческих способностей, а также является формой оценки в процессе непрерывного образования, дает возможность раннего формирования значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет сочетать все виды работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Оценка проектной работы – непростое дело. Ведь иностранный язык - это только составная часть всего проекта. Считаю, что неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Отметку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации.
Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить сам процесс. Это связано с тем, что оценка за проект ставится на основании презентации его продукта. Чтобы она получилась максимально объективной и всеобъемлющей, участникам необходимо внимательно отнестись к составлению, а преподавателям – к последующему анализу плана проекта . Грамотно составленный план раскрывает весь ход работы над проектом после того, как он уже завершен.
Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Проектная деятельность дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить свою точку зрения, выразить себя.
Работая по методу проектов, можно убедиться, насколько меняется роль учителя. Это роль независимого консультанта. Необходимо в атмосфере делового сотрудничества подвести ученика к умению пользоваться информацией, работать с ней, отбирать нужные сведения. Самостоятельной работе учеников предшествует кропотливая и трудоемкая работа учителя.
Кардинально меняется и роль учеников: они выступают активными участниками процесса обучения. Никто не утверждает, что проектная деятельность поможет решению всех проблем в изучении иностранного языка. Но это весьма эффективное средство от однообразия и скуки. Оно способствует развитию учащихся и расширению языковых знаний. Проект – это также реальная возможность использовать знания, полученные на других предметах средствами иностранного языка. Неизбежны и языковые ошибки: ведь часть дополнительной информации ученики находят в русских источниках. Поэтому повторение и обобщение необходимого грамматического материала должно предшествовать разработке проектов, а сами проекты целесообразнее разрабатывать на заключительном этапе работы над темой, когда уже созданы условия для свободной импровизации в работе с языковым и речевым материалом.
Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, рекламы, электронной презентации, реферата, телепередачи, карты, книжки-малышки, сборника кроссвордов, учебного пособия. А может быть групповой, например, концерт для родителей, деловая игра, спектакль, диалоги различных персонажей, праздник для учащихся младших классов.
Главное для учителя – доброжелательное отношение к труду своих учеников, ведь это очень важное условие дальнейшей творческой работы, средств воспитания уверенности в себе.
По окончании презентации ученики стараются задавать вопросы на английском языке докладчику, анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения, оценивают проект. Таким образом, у учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Даже неудачно выполненный проект имеет большое воспитательное значение. Осознание ошибок в работе создает мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность добывать новые знания. Очень важно, что дети видят положительный опыт процесса презентации.
Творческие проекты охватывают каждого ученика. Дети могут попробовать себя в новом жанре, убедиться в своих силах и почувствовать естественную среду для использования английского языка. Детям нравится коллективная форма работы, т.к. в группе каждый может найти применение индивидуальным способностям, потребностям, интересам и талантам: каждый в проекте находит дело по душе и по силам. Кроме того, в группе есть сильные ученики, которые могут оказать помощь менее подготовленным детям.
Работа над проектом является преимущественно командной работой: учащиеся получают возможность больше общаться, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение других.
В своей педагогической деятельности проекты ввожу сразу со второго класса.
Сначала они могут быть рассчитаны на один урок или его часть, например «Colour», «My pet». Или долговременные проекты такие, как создание книжки- малышки по теме «The ABC» или книжки-раскладушки по теме «My friend». Можно даже сделать свой собственный журнал мод, используя «Craftwork sheets» (УМК «Английский в фокусе», по которому я работаю, это позволяет творчески изобразить за несколько минут).
Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому этапу проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников.
№ п\п | Критерии оценки 2-3 класс | Баллы |
1. | Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):
|
|
2. | Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):
|
|
3. | Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):
|
|
| Итого: 12-14 баллов – “5” Итоговая отметка: |
|
В 3 классе проекты усложняются по форме и по содержанию, они продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы. Темы проектов в 3 классе: «Меню», «Открытка ко дню рождения», «Письмо». Например, проект “День рождения” начинается составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления.
Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме “День рождения” выступает
урок-праздник. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: « Еда»,« Времена года», « Почта», « Магазины и покупки», «Урок здоровья», «Праздники», «Распорядок дня».
В 4 классе оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и PowerPoint). Ребята активно используют знания, полученные на уроках информатики, печатают текст, используя разные шрифты, размеры, цвет, выделяют заголовок, вставляют картинку или фото, составляют таблицы, простейшие презентации.
В 4 классе дети работают над проектами «Погода в разных странах», «Сказка», «Рассказ о каникулах в волшебной стране», « Мой дом»,
« Моя комната», «Пикник с друзьями», « Одежда в разное время года» и другими в этом роде.
При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.
Критерии оценки мультимедийных проектов
№ п\п | Критерии оценки | Баллы |
1. | Критерии оценки презентации (5 баллов):
|
|
2. | Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):
|
|
3. | Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):
|
|
| Итого: 13-15 баллов – “5” 10-12 баллов – “4” 7-9 баллов – “3” Итоговая отметка: |
|
На среднем и старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проекта. С учётом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты: «Добро пожаловать в наш город!», «Школа будущего», «Здоровый образ жизни», «Моя любимая классная комната», «Дом моей мечты», «Мое родословное дерево», «Прошлое и настоящее Англии», «Лондон», «Молодежные группы», «Мировые катастрофы», «Наши путешествия», «Сделай выбор!»
Например, в 5 классе после прохождения темы «Merry Christmas» ,учащиеся принимали активное участие в празднование Рождества. До начала праздника ими были изготовлены поздравительные открытки для родных и близких им людей, разные рождественские украшения: ангелочки, колокольчики, звездочки, поделки: Санта Клаус, композиции со свечами, рождественские веночки, носочки, нарисовали камин. Так же подготовлены электронные презентации: «Деды Морозы разных стран», «Традиции празднования Рождества в Англии». Кроме этого, на протяжении нескольких уроков были изучены рождественские песни « O Christmas Tree», «We wish you a Merry Christmas», «Silent Night». На празднике учащиеся получили полное представление о праздновании Рождества в Великобритании, окунувшись в поток чередующихся событий. Они исполнили ролевую инсценировку на английском языке «Christmas Eve», водили хороводы, пели песни. Оценивание проекта проходило вместе с учащимися: участники проекта высказывались о том, что им удалось, с какими трудностями им пришлось столкнуться. Во время праздника могут быть в речи учащихся беглые ошибки, однако они не должны стать основным критерием в оценивании проекта. Оценивается творчество, навыки исследования, умение выразить себя.
Также в средних и старших классах очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои друзья », «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как игровые - ролевые: это инсценировка песен, для тех обучающихся, которые умеют играть на музыкальных инструментах. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности ребенка: принимая на себя различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности.
Ролево–игровые проекты представлены в виде инсценированных действий, театральных постановок. Ролевая игра создает все необходимые условия для овладения языком и духовного становления личности. Ш. А. Амонашвили писал в своей книге «Как живете дети?» о своем опыте раннего включения театра в школьную жизнь и о том, как духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес. Игра раскрепощает ребенка, делает его более активным, приручает ребенка к коллективной работе в группе, пробуждает его любознательность, стимулирует его фантазию, развивает память, внимание, эрудицию. На этом этапе можно выявить у детей способность в усвоении иностранного языка. Основные критерии оценивания инсценировки: правильное произношение слов, подбор костюмов, аккуратные декорации.
При реализации метода проектов у обучающихся улучшаются навыки устной речи (монологической и диалогической), а также учащиеся продолжают развивать все аспекты иноязычной коммуникативной компетенции.
Важнейшими факторами, которые способствуют формированию внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении, являются:
– связь идеи проекта с реальной жизнью;
– наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников
Проект – это одна из наиболее удачных форм контроля, вызывающая у учащихся большой интерес и здоровый азарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.
В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...
Языковой портфель как средство обучения и инструмент оценивания достижений учащихся по иностранному языку
Языковой портфель – это пакет документов, позволяющий учащемуся самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранным языком....
Системы контроля и оценивания знаний учащихся
Материалы работы творческой группы по проблемам оценивания знаний....
Рейтинговая система оценивания достижений учащихся
Материалы выступления на семинаре (теоретические основы рейтинговой технологии с примерами рейтинговых шкал и таблиц) ...
Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.
Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...
Контроль и оценивание достижений обучающихся при работе над проектом на уроках английского языка
Контроль и оценивание достижений учащихся – это обычная процедура для современной системы преподавания. Чаще всего используются традиционные формы и методы: контрольные и самостоятельные р...
Система контроля и оценивания достижений обучающихся
В примерной основной образовательной программе (дополнение к ФГОС) предложена система оценки результатов. Её главное достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и в...