Формирующее оценивание
учебно-методический материал
Мы не ошибемся, если скажем, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать. Идет процесс внедрения ФГОС, который требует введения новых образовательных стратегий и системы оценивания... Сегодня хотим поговорить о системе оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie_-_otsenivanie_dlya_razvitiya.docx | 27.88 КБ |
formiruyushchee_otseniv_k_seminaru.pptx | 100.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирующее оценивание - оценивание для развития
Мы не ошибемся, если скажем, что наиболее обсуждаемый сегодня в образовательном сообществе вопрос – это качество образования: как его понимать, как улучшать и как оценивать. Идет процесс внедрения ФГОС, который требует введения новых образовательных стратегий и системы оценивания... Сегодня хотим поговорить о системе оценивания.
(1) Цель оценивания:
1) поддерживать развитие учащегося — предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу, направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути;
направлять деятельность учителя в том, что касается поддержки учащегося в процессе учебы и индивидуального развития;
создавать основу для перевода учащегося в следующий класс и для принятия решения об окончании основной школы.
(2) Оценивание — это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи. Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения. При оценивании используются различные методы и средства. Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения.
(4) Учащийся имеет право получать информацию о порядке оценивания и о своих оценках. Учащийся имеет право знать, какие оценки лежат в основе итоговой оценки. Порядок оценивания, а также порядок информирования учащихся и родителей об оценивании и оценках, об оспаривании оценок, определяется в школьной учебной программе.
Проблемы оценочной деятельности:
- Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
- Субъективизм школьной отметки.
- Отсутствие четких критериев в выборе отметки.
- Отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла.
- Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
Поэтому система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с ФГОС нового поколения представляет собой сочетание разных видов оценивания, методов и форм проверки уровня достижений.
Требуется создание системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе.
Формирующее оценивание
(1) Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы. Формирующее оценивание сосредотачивается прежде всего на развитии учащегося, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями. При осуществлении обратной связи своевременно и по возможности точно описываются сильные стороны и недостатки учащегося, а также даются предложения по дальнейшей деятельности, поддерживающей его развитие.
(2) Учащийся привлекается к процессу оценивания, чтобы развивать его умение ставить цели и на их основе оценивать свою учебу и поведение, а также повышать интерес к учебе.
(4) В ходе повседневной деятельности коллективом школы предоставляется учащемуся возможность обратной связи с целью способствовать формированию поведения, ценностных установок учащегося. Основная школа реагирует на случаи, которые вступают в противоречие с общепризнанными ценностями и добропорядочностью.
(5) В ходе развивающего собеседования анализируется развитие учащегося и то, как он справляется с учебой, исходя из его индивидуальных особенностей, а также исходя из того, что считает важным учащийся, родители или школа (например, поведение и эмоциональное состояние, ценностные установки, мотивация, интересы, знания и умения). Развивающее собеседование позволяет осуществлять обратную связь относительно формирования общих компетенций, достижения учебно-воспитательных целей, предусмотренных для школьной ступени, целей сквозных тем, целей и результатов обучения по предметам и предметным циклам. В ходе собеседования ставятся новые цели обучения. Важной составной частью собеседования является самооценка учащегося.
Что дает учителю формирующее оценивание?
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Формирующее оценивание – имеет место в тех случаях, когда учащиеся анализируют свой процесс обучения в ходе работы над учебным материалом.
Перед началом работы
Чтобы выявить потребности учащихся
Оценить владение учащимися учебным материалом
Выявить интересы каждого учащегося
Наметить цели
В процессе работы
Поощрить самостоятельность и взаимодействие.
Осуществлять мониторинг прогресса
Проверить понимание
Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях, максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания, формирование оценочной самостоятельности учащихся, формирование адекватной самооценки.
Субъекты оценивания.
Учащийся: личные достижения, прогресс приращение знаний, умений и навыков проблемы, которые нужно решать.
Педагог: личные достижения задачи, которые были решены задачи, которые не были решены
Принципы грамотно организованного формирующего оценивания
- Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся.
- Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Способы введения системы
формирующего оценивания учебной деятельности ученика
на уроке
1) Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости.
2) Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
3) Разработать систему ученического портфолио, где собираются лучшие работы ученика.
4)Провести мини-обзор в конце урока, курса, темы
5)Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий
6) Заполнение листа индивидуальных достижений
7)Заполнение диагностических карт
8) Заполнение оценочных листов
9)Составление недельных отчётов:
1.Чему я научился за эту неделю?
2.Какие вопросы остались для меня неясными?
3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
В качестве одного из средств формирующего оценивания можно использовать учебное портфолио. Учебное портфолио в качестве дневника включает в себя как учебные работы, так и их анализ и обратную связь. Учебное портфолио можно составлять на базе учебных предметов и предметных циклов, сквозных тем или общих компетенций. Учебное портфолио можно использовать в качестве основы для развивающего собеседования.
Мини-обзор (проводится в конце урока)
1.Что изучали? Назовите тему урока.
2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника?
3. Определите наиболее важное в этом уроке.
4.Что вызвало трудности, осталось неясным?
5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно?
6.Что у меня получилось лучше всего?
7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы)
да нет
1.Регулярно выполнял (а) домашние задания
2.По необходимости консультировался (ась) с учителем
3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки
4.Регулярно вел (а)записи в тетради
5.Знаю, как работать со справочной литературой
6.Умею конспектировать тему
7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме
8.Делал (а) устное сообщение
9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу
10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово.
11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
Таким образом, ответом на вопрос - зачем мы оцениваем - будет звучать так: чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели.
Формализация учебных целей – это первый шаг. После этого предстоит измерить, в какой степени они достигнуты. И надо выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценочные техники с поставленными учебными целями.
Поскольку, как уже говорилось, наиболее распространенные техники тестирования оценивают знание фактов и способность решать задачи алгоритмичным путём, в случае, когда установленные нами цели являются иными - например, предполагают понимание процессов и законов, долговременный интерес к предмету, способность критически
анализировать информацию, представленную масс-медиа, - традиционные тесты не обеспечат нас адекватными данными. Неправильно выбранные техники оценивания дадут ученикам неправильный посыл относительно того, чего мы от них хотим и что они должны взять из изучаемого курса.
Эта «дорожная карта» обеспечивает детальную разработку направления и всех действий, которые нужно совершить согласно указателям по ходу пути. Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом:
- Перевести цели в измеряемые учебные результаты.
- Определить необходимый для них уровень достижений.
- Отобрать и содержание, и техники оценивания.
- Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.
- Оценивание для обучения:
- • Центрировано на ученике
- Это оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и улучшении учения, а не преподавания. Оно даёт учителю и ученику информацию, на основании которой они принимают решения, как улучшать и развивать учение.
- • Направляется учителем
- Это оценивание предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания. При этом учитель не обязан обсуждать результаты оценивания с кем-либо помимо собственного класса.
- • Разносторонне результативно
- Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся. Благодаря соучастию в оценивании ученики глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
- Учителя также работают более концентрированно, ведь они постоянно спрашивают себя: « Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?»; « Как я могу выяснить, научились ли они этому?»; « Как я могу помочь им учиться лучше?». Если учитель, отвечая на эти вопросы, работает в тесном контакте с учениками, он совершенствует свои преподавательские умения и приходит к новому пониманию своей деятельности.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель оценивания : 1) поддерживать развитие учащегося — предоставлять информацию о его развитии, вдохновлять его на целенаправленную учебу, направлять учащегося в процессе формирования самооценки, помогать ему при выборе дальнейшего образовательного пути ;
2 ) Оценивание — это систематический сбор информации о развитии учащегося, анализ этой информации и предоставление обратной связи . Оценивание является основой дальнейшего планирования обучения. При оценивании используются различные методы и средства. Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения
Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения. Субъективизм школьной отметки. Отсутствие четких критериев в выборе отметки. Отсутствие в отметке конструктивной информации о том, что именно является причиной низкого или высокого балла. Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки. Проблемы оценочной деятельности:
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствие с ФГОС нового поколения представляет собой сочетание разных видов оценивания, методов и форм проверки уровня достижений. Требуется создание системы организационно-педагогических условий формирования современной системы оценивания, в которую входит не только оценка ученика учителем, но и самооценка учащегося и взаимооценка учеников в коллективе.
Формирующее оценивание Под формирующим оцениванием понимается осуществляемое в процессе обучения оценивание, в ходе которого анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, обеспечивается обратная связь относительно достижений и недостатков учащегося; учащегося направляют и вдохновляют на дальнейшую учебу, и помимо этого осуществляется планирование целей и путей продолжения учебы.
Формирующее оценивание позволяет учителю: четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу; сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
Перед началом работы Чтобы выявить потребности учащихся Оценить владение учащимися учебным материалом Выявить интересы каждого учащегося Наметить цели В процессе работы Поощрить самостоятельность и взаимодействие. Осуществлять мониторинг прогресса Проверить понимание
1. Формирующее оценивание для обучающихся может помочь учиться на ошибках; может помочь понять, что важно; может помочь понять, что у них получается; может помочь обнаружить, чего они не знают; может помочь обнаружить, что они не умеют делать. 2. Результатами применения формирующего оценивания является: обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях
Принципы грамотно организованного формирующего оценивания - Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя учащимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности. - Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения. - Учитель меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения учащихся. - Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся. - Учитель осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Способы введения системы формирующего оценивания учебной деятельности ученика на уроке 1) Разработать с учениками лист самооценки деятельности на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти, поместить его в конце тетради и заполнять по мере необходимости. 2) Предлагать ученикам в течение урока, после урока, после выполнения какого-нибудь задания оценить себя по предложенным учителем утверждениям (например, «плюсы» на полях в тетради).
3) Разработать систему ученического портфолио 4) Проведение мини-обзоров в конце урока, курса, темы 5 ) Заполнение таблицы показателей правильности выполнения заданий 6) Заполнение листа индивидуальных достижений 7 ) Заполнение диагностических карт 8) Заполнение оценочных листов
9)Составление недельных отчётов: 1.Чему я научился за эту неделю? 2.Какие вопросы остались для меня неясными? 3.Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?
Мини-обзор (проводится в конце урока) 1.Что изучали? Назовите тему урока. 2.С какими заданиями ты справлялся без помощи учителя, одноклассника? 3. Определите наиболее важное в этом уроке. 4.Что вызвало трудности, осталось неясным? 5.Что хотелось бы узнать по теме дополнительно? 6.Что у меня получилось лучше всего? 7.Что мне необходимо усовершенствовать?
Лист самооценки (заполняется в конце курса, четверти, в конце изучения темы) да нет 1.Регулярно выполнял (а) домашние задания 2.По необходимости консультировался (ась) с учителем 3.Улучшал (а) свои знания и исправлял (а) оценки 4.Регулярно вел (а)записи в тетради 5.Знаю, как работать со справочной литературой 6.Умею конспектировать тему 7.Умею самостоятельно находить материал по заданной теме 8.Делал (а) устное сообщение 9.Участвовал (а) в беседах по изучаемому материалу 10.Я задавал вопросы, если мне встречалось непонятное слово. 11.Я могу рассказать о том, что я сегодня узнал на уроке.
Зачем мы оцениваем: чтобы выяснить, достигнуты ли поставленные учебные цели . Формализация учебных целей – это первый шаг. После этого предстоит измерить, в какой степени они достигнуты. И надо выбрать именно такие формы оценивания, которые подходят для конкретных целей, т.е. согласовать оценочные техники с поставленными учебными целями.
Выбрав стартовой точкой оформление целей, дальше надо двигаться следующим образом: Перевести цели в измеряемые учебные результаты. Определить необходимый для них уровень достижений. Отобрать и содержание, и техники оценивания. Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения. Провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие "Формирующее оценивание в программе МУР"
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное р...
Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP
Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...
Учебно-методический материал Использование методики формирующего оценивания на уроках химии
Формирующее оценивание предполагает самооцениваний учащимся своей деятельности в процессе урока и при выполнении домашнего задания по предложенным учителем криитериям. Это позволяет повысить ответстве...
Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы.
Представлены примеры форм для реализации формирующего оценивания...
Формирующее оценивание в условиях введения требованийнового Федерального государственногообразовательного стандарта.
Новые образовательные стандарты задают новые ориентиры в понимании учебных результатов и соответствующих им подходов к оцениванию....
Формирующее оценивание как способ развития компетентности педагога в педагогическом оценивании.
В 2013 году был утвержден профессиональный стандарт педагогической деятельности, который представляет собой систему минимальных требований к знаниям, умениям, способностям и личностным качествам...
Формирующее оценивание: оценивание для обучения
Данная презентация знакомит с теоретической концепцией формирующего оценвания в школе. К презентации дано полное описание....