Уроки развития речи в 5 классе
методическая разработка (5 класс)
"Письма пишут разные.."
Сочинение по картине Яблонской "Утро"
Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»
Сочинение-описание картины П.П. Кончаловского «Сирень».
Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pisma_pishut_raznye.ppt | 731.5 КБ |
podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine_t.n.yablonskoy_utro.ppt | 941.5 КБ |
sochinenie_letom.doc | 83.5 КБ |
sochinenie_po_kartine_plastova_letom_1420578046_84480.ppt | 1.35 МБ |
podgotovka_k_sochineniyu_po_kartine_f.doc | 39.5 КБ |
dv.ppt | 207.5 КБ |
sochinenie_siren.docx | 19.8 КБ |
sochinenie_siren.ppt | 1.06 МБ |
sochinenie_po_kartine_fevral.podmoskove.doc | 38.5 КБ |
fevral.podmoskove.pptx | 865.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Письма пишут разные: Слёзные, болезные, Иногда прекрасные, Чаще бесполезные. (К.Симонов)
Письмо — 1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. ( Заказное письмо ) 2. Умение писать. ( Учиться чтению и письму. Искусство письма ) 3. Система графических знаков для передачи, запечатления речи. ( Словесно-слоговое письмо, иероглифическое письмо ) 4. Манера художественного изображения. ( Реалистическое письмо. Икона старинного письма ). Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель. Адресант , а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель. Словарь иностранных слов Л.П.Крысина ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ
В них сообщают о каких-то событиях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами. ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПИСЬМА?
Потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Почему возникло письмо?
Средство общения. Источник изучения эпохи, обычаев жизни людей. Средство выражения уважения, любви, внимания. ПИСЬМО - ЭТО
ВИДЫ ПИСЕМ Виды писем личное деловое благодарственное поздравительное
ДЕМЕТРИЙ Фалерский (ок. 360 — ок. 280 до н. э.), древнегреческий афинский государственный деятель и философ. Ученик Теофраста. В 317-307 абсолютный правитель Афин; с 297 при дворе Птолемея I Сотера, один из основателей Александрийской библиотеки и Мусейона. Историческая страничка
21 тип разных писем : дружеское, рекомендательное, порицательное, бранное, утешительное, укоризненное, увещевательное, угрожающее, насмешливое, хвалебное, советоподательное, просительное, вопрошающее, отрицающее, иносказательное, винословное, обвинительное, защитительное, поздравительное, ироническое, благодарственное... Деметрий Фалерский
Каждый, кто пишет письмо, даёт почти что изображение своей души. Письмо пишется и посылается как своего рода подарок. Письмо – это выражение дружбы, сжато говорящее о простом деле простыми словами. («О стиле» Деметрий Фалерский) В мире мудрых мыслей
Во всяком сочинении словесного искусства можно разглядеть характер пишущего. Деметрий Фалерский
В 19 веке на Руси существовали так называемые письмовники. В них были даны образцы писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью. ПИСЬМО'ВНИК, а, м. (истор.). 1. Сборник образцов для составления писем разного содержания. 2. Книга для самообразования по языку и литературе. Письмовник Курганова (популярная книга 18 века). (Толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова) Историческая страничка
"Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной" (1881г.) Типы писем: уведомления, извещения, просьбы, прошения, благодарственные письма, приглашения, извинения, напоминания, увещания, поздравления, рекомендательные письма.
ПРИВЕТСТВИЕ ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОДПИСЬ, ДАТА Структурные особенности письма
1) Название учреждения, наименование должности, инициалы лица, которому адресуется письмо. 2) Содержание просьбы или уведомление. 3) Подпись автора письма. 4) Дата. План, по которому пишутся деловые письма
Сообщает о каких-то событиях, рассказывает о впечатлениях. Содержит запрос или уведомление о чём-либо. Содержание пространно, не ограничивается количеством страниц. Содержание должно быть предельно ясным, однозначным, по возможности лаконичным. Тон письма личный, доверительный. Тон письма деловой. Язык отличается особой выразительностью, образностью. Используются определённые правила речевого этикета, штампы. Личное письмо Деловое письмо
Распространённое обращение в деловом письме УВАЖАЕМЫЙ …! Типичная концовка делового письма С УВАЖЕНИЕМ…! РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА Краткость (...) повелительна, тогда как пространность уместна в мольбах и просьбах. Деметрий Фалерский
Они ускоряют и облегчают составление деловых бумаг. СТАНДАРТНЫЕ ОБОРОТЫ РЕЧИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕЛОВОМ ПИСЬМЕ ПРОШУ СООБЩИТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ТЕМ-ТО… ПРОСИМ ИЗЪЯСНИТЬ СООБЩАЕМ ВАМ О ТОМ, ЧТО... ДОВОДИМ ДО ВАШЕГО СВЕДЕНИЯ, ЧТО… СТАВИМ ВАС В ИЗВЕСТНОСТЬ, ЧТО,,,
Уважаемый Александр Васильевич! Поскольку Ваш сын опять нахватал двоек, а в дневнике у него то «пара», то «кол», он несомненно срежется на экзамене, и я буду вынужден выставить его из школы. С нетерпением жду встречи с вами в моём кабинете завтра после обеда. С уважением директор школы: Иванов А.А. 11 февраля 2015 года.
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле! Почта связывает нашу страну со всем миром. Так давайте же писать друг другу письма! Получив их, адресат улыбнется, а каждая улыбка - это лучик нашего солнца.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Познакомиться с особенностями художественного описания (описа-ния помещения); подготовиться к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».
Повторение Что вы описывали в своих сочине-ниях в 5 классе? Чем различаются научные и худо-жественные описания? Какие из описаний прошлого года вам запомнились? Чем? Можно ли в художественном стиле описать помещение? - Какие художественные описания предметов вам встречались ? В чём их особенности?
Вступительное слово о художнице и её картинах Татьяна Ниловна Яблонская (1917 – 2005) – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусства Украинской ССР, лауреат Государственной премии. Татьяна Ниловна изображала на своих полотнах простых людей, их труд, очень любила писать детей. Татьяна Ниловна Яблонская
Картины у Татьяны Ниловны не похожи одна на другую; бывает, поставишь рядом и удивишься: неужели их писал один худож- ник? Художник-живописец рассказывает о ми- ре, в котором мы живём , красками на холсте. Но художник не только повторяет красками то, что видит. Глядя на картину, мы понима- ем, как относится художник ко всему, о чём рассказывает. Картина открывает нам мысли художника, его чувства.
Тишина. 1975 Картина «Тишина» рассказывает, с чего начинается работа художника. Художник всматривается в раскинувшийся вокруг мир, слушает волнение своего сердца.
Май. 1965 «Прекрасный труд на прекрасной земле», - говорит Т.Н. Яблонская про крестьянскую работу. И люди, которые выполняют эту работу, кажутся ей необыкновенными, прекрасными людьми.
Лето. 1967 Это вообще село, вообще девочки, вообще лето… Это наше общее лето…
Жизнь. 1967 Картина «Жизнь» о том, что старуха долгую жизнь прожила, и прожила не зря, о том, что у внука вся жизнь впереди, нужная людям жизнь. Сошлись то, что было, и то, что впереди, прошлое и будущее.
Юность. 1969 На земле весна. От края до края холста зеленеет молодая трава. Юноша смотрит в маленькое озерко, точно оттуда, из глубины, услы- шит какие-то важные слова.
Картина Т.Н. Яблонской «Утро»
Картина Т.Н. Яблонской «Утро» Картина «Утро» (1954 г.) – это рас- сказ о красоте наших будней. Художни- ца учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружа- ет и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахну- тую дверь и окно и освещают девочку, которая только что встала и делает за- рядку. Мы с удовольствием смотрим на стройную, лёгкую фигурку девочки, за- мечаем простоту и изящество её движе- ний. Всё как будто незатейливо в этой картине. На самом деле всё в ней про- думано и помогает художнице раскрыть свой замысел.
Фрагмент картины Т.Н. Яблонской «Утро»
Фрагмент картины Т.Н. Яблонской «Утро»
Беседа по картине Что изображено на картине? Какое это время года? Как вы это определили? - Что делает девочка? - Как характеризует эта комната её хозяйку? Глядя на эту комнату, полную света и воздуха, мы, зрители, чувствуем, как хоро- ша наша будничная жизнь и проникаемся радостным настроением .
Составление рабочих материалов к описанию картины Просторная солнечная комна-та. Много воздуха и света. Блестящий паркетный пол. Не заставлена мебелью. Обыкно-венный круглый стол. Кувшин. Деревянная кровать. Бело-снежное постельное бельё. Декоративная тарелка, кашпо. Чистота и уют.
Самопроверка упражнения № 176 Э стамп на стене, в к а шпо* цветы р е з е ды, отрывной к а л е н-дарь, льняной скат е ртью, длин-ной б а хр о мой, в глинян о м гр а -фине, пр и крыть с а лфеткой, к а рниз над окном, б а т а рея ц е нтрального отопления, п а р-кетный пол, д е ревянную кр о -вать, вых о д на б а лкон, огр а -дительная р е шётка, пр е крас-ную кв а ртиру, а б а жур под п о -т о лком.
Словарная работа Эстамп. Картина-оттиск, сни-мок с гравюры. Кашпо. Декоративная ваза для цветочного горшка. Резеда. Садовое травянис-тое растение с конусо-образными пахучими цвет-ками (соцветиями).
Возможная схема описания картины Утро. 2.Комната: а)помещение; б)мебель; в)украшения. 3.Девочка. 1.Комната: а)помещение; б)мебель; в)украшения. 2.Девочка. 3.Утро.
Литература М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. 2. Обучение русскому языку в 5 – 6 классах: Метод. указания к учеб. Пособие для учителя / М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Л.А. Тростенцова и др.; Сост. М.Т. Баранов. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1986. 3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987. 4. В.Порудоминский. Солнечная высота: для младшего школьного возраста. – М.: «Малыш», 1987.
Предварительный просмотр:
Тема урока: Сочинение по картине А. А. Пластова «Летом».
Класс: 5
Цели урока: 1) вызвать у учащихся желание обсудить увиденное на картине А. А. Пластова «Летом»;
2) научить учащихся точному, полному описанию изображенного на картине;
3) пополнить словарный запас учащихся по теме «Лето»;
4) закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных;
5) воспитывать любовь к родной природе.
Тип урока. Урок развивающего контроля
Технологии: технология творческого развития ученика, здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения
Планируемые результаты:
Предметные: Умело использовать имена прилагательные в своей речи
УУД:
коммуникативные: управлять поведением партнера (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение убеждать)
регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
познавательные: объяснять природные явления, процессы жизнедеятельности, восприятие сведений об искусстве живописи, выявляемые в ходе создания текста
Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового
Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: работа над созданием текста, написание описания (рассуждения) по алгоритму выполнения задания при консультативной помощи учителя, коллективное проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Добрый день, дорогие ребята. Займите, пожалуйста, свои места.
Я рада вас видеть в этот прекрасный осенний день. Нам предстоит увлекательная и интересная работа. Сегодня у нас урок развития речи.
С музыкой (говорить слова, проходя между партами учеников и дотрагиваясь до них). Выглянуло солнышко, улыбнулось золотыми красками, коснулось лучиками ваших ладоней, дотронулось до каждого пальчика, потерлось о них упругой щечкой. Поцеловало и ... исчезло...
(Дети слушают музыку).
II. Актуализация знаний.
Учитель: Какие картины вы представили, слушая музыку? (Поют птицы, шелест листвы и т.д.) Какое время года напоминает эта музыка?
Скажите, о чем мы будем говорить на уроке? (О лете)
Но не просто о лете, а о картине Аркадия Александровича Пластова “Летом”.
III. Постановка цели.
Посмотрите внимательно на эту картину.
Что привлекает вас в ней? (написана яркими красками, будто вся пронизана спокойствием, дает ощущение теплоты, интересные герои, корзина полная грибов и ягод, солнечная полянка).
Ребята, однажды с этой картиной произошло странное событие, исчезли герои: бабушка и внучка. Нам просто необходимо их вернуть.
Что нужно сделать, чтобы вернуть героев? (Мы должны описать картину)
Но не только описать картину, а постараться составить устное сочинение по этой картине. Это и будет задачей нашего урока.
Сообщение темы и цели урока.
-Начать сегодняшний урок мне хочется строками стихотворения Ф. И Тютчева.
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней - какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником,-
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
-Как вы думаете, какое время года описывает Ф. И. Тютчев?
(Лето).
-А каким чувством проникнуто стихотворение?
(Восторг).
-Поэт восхищается красотой лета. Лето - время года, в которое влюблены все: и поэты, и художники, и музыканты, и простые люди. Картина, к которой мы сегодня обратимся, так и называется «Летом», автор её - Аркадий Александрович Пластов. Откройте тетради, запишите тему урока (слайд №1).
Цель нашего урока – научиться точному, полному описанию изображенного на картине; пополнить словарный запас по теме «Лето»; закрепить правописание падежных окончаний имен прилагательных; воспитывать любовь к родной природе (слайд №2).
IV. Организация подготовки восприятия картины
- Рассказ о художнике А. А. Пластове и его картинах.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, народный художник СССР, лауреат Государственной премии – широко известен как певец русской природы (слайд №3).
Пластов родился в деревне Прислонихе Ульяновской области. Здесь прошло его детство. В раннем детстве Аркадий был сильно впечатлён работой реставраторов, и решил стать живописцем. Отец Аркадия хотел, чтобы сын стал священнослужителем и поэтому отдал его учиться в Симбирское духовное училище. Затем Пластов закончил духовную семинарию. Учился живописи у молодого художника Д.И.Архангельского. Учился в скульптурной мастерской Строгановского училища в Москве. Закончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Стал тем, кем мечтал быть с детства – художником (слайд №4).
В родной Прислонихе Аркадий Александрович проводил большую часть своей жизни. Здесь живут герои его картин (слайд №5). Здесь поля, на которых работали его отец, деды и прадеды, сам художник. Вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни.
Его полотна раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком-тружеником. Художник всегда стремился передать внутренний мир изображаемых людей, их мысли, чувства, переживания. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют практически в каждом его полотне (слайд №5), например, в картинах «Витя-подпасок» (слайд №6), «Первый снег» (слайд №7), «Летом» (слайд №8), «Ужин трактористов» (слайд №9), «На колхозном току» (слайд №10), «Фашист пролетел» (слайд №11) и др.
Картины А. А. Пластова радуют своими звонкими, сочными красками, красотой изображённой в них природы. Художника особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает (слайд №12). В картине «Летом» (1954г.) А. А. Пластов показал богатство и щедрость родной земли.
- Беседа.
-Скажите, ребята, любите ли вы ходить в лес, собирать грибы, ягоды?
(ответы учащихся должны представлять собой связные законченные высказывания).
-А теперь давайте посмотрим, как изобразил лето Аркадий Александрович Пластов на своей картине. Наша с вами задача – описать картину. Вспомним, что такое описание.
(Описание – это изображение какого-либо предмета, явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Описать можно пейзаж, портрет человека, его действия, внешний вид животного, какого-либо предмета. Цель описания - увидеть предмет описания, представить его в своем сознании. Композиция описания: 1. Общее представление о предмете. 2. Отдельные признаки предмета. 3. Авторская оценка, вывод, заключение (слайд №13).
-Что прежде всего привлекло ваше внимание на картине (слайд №14)?
(Яркая, солнечная опушка леса, здесь расположились на отдых девочка и женщина. Рядом стоят корзина и ведро с грибами, глиняный кувшин с ягодами. На голове у девочки красная косынка. Ярко-зелёная трава).
-Вглядитесь внимательнее. Кого изобразил художник? Опишите каждого из героев картины более подробно.
(На картине мы видим женщину и девочку. Наверное, это мать с дочерью, а, может быть, бабушка с внучкой. На женщине синее платье, видно, она очень устала, утомилась от жары и долгой ходьбы по лесу: собирала грибы и ягоды. Она прилегла на густую траву и крепко уснула, прикрыв лицо рукой от солнца).
-На чём акцентирует наше внимание художник в образе женщины?
(На руках).
-Какие они?
(Руки у женщины загорелые, натруженные, сильные, сразу видно, что ей приходится много работать. Художник хотел показать, что эта женщина – великая труженица).
-Опишите девочку. Как она сидит, что делает, как одета?
(Девочка сидит на траве, вытянув босые ноги, неторопливо срывает с ветки спелые сочные ягоды и бросает их в кружку. На ней белое платье и красный платок).
-Что в наряде девочки особенно бросается в глаза? Что можно сказать о лице девочки?
(Ярко-красный платочек сразу выделяет девочку на фоне картины, притягивает наш взгляд, и мы начинаем внимательно вглядываться в её лицо. Её смуглое румяное лицо спокойно. Глаза опущены, тонкие чёрные брови приподняты вверх. Из-под платка выбиваются тёмные длинные волосы, одна прядь спадает на грудь).
-Что вы можете сказать ещё об одном герое картины – о собаке?
(Собака выбрала место рядом с девочкой, она лежит, вытянув вперёд лапы и положив на них морду. Глаза у собаки прикрыты, уши опущены, видимо, она тоже устала бегать по лесу).
-Где расположились грибники? Почему они выбрали это место?
(Грибники расположились на тихой лесной полянке в тени под густыми ветвями берёзок, чтобы укрыться от жары. Полянка очень красивая: среди сочной изумрудной зелени травы пестреют цветы: голубые колокольчики, ромашки с чуть поникшими от зноя лепестками, какие-то жёлтые цветы).
-Как художник показывает, что стоит солнечный и тихий день?
(Ослепительное солнце озаряет поляну и окрашивает её в жёлтоватый цвет. Яркий солнечный свет так и играет на листьях берёз, освещая их. От этого они золотистого цвета, а те, что в тени, - тёмно-зелёного. Цветы, травы, листья на деревьях спокойны, не шелохнутся, потому что в лесу тихо, безветренно).
-Какие цвета использовал художник для изображения летнего солнечного дня? Какие краски преобладают в картине?
(Зелёный, светло-зелёный, белый, жёлтый, светло-коричневый, розовый, красный).
-Цвет в картине имеет большое значение. С помощью цвета художник создаёт образ, передаёт своё отношение, вызывает определённое настроение. В живописи очень важное значение имеет разграничение цветов на теплые и холодные. Жёлтый, розовый, красный, оранжевый цвета художники называют тёплыми. Теплые цвета ассоциируются в нашем сознании с солнечным светом, огнем, теплом, которое они излучают. Они помогают художнику передать радостное и светлое настроение. Синий, тёмно-голубой, фиолетовый – это холодные цвета. Холодные цвета – это цвета снега, льда, воды. Есть цвета, которые могут быть и холодными, и тёплыми. Таким цветом является, например, зелёный. Если холодный цвет смешивать с теплым, то он изменит свой цветовой тон и станет теплее (слайд №15).
-Какое впечатление производит на вас картина А. А. Пластова «Летом» (слайд №14)?
(Хочется долго смотреть на картину, не отрывая глаз. Природа, которая изображена на ней, настолько нам близка и понятна, что создаётся впечатление, будто ты уже видел этот чудесный уголок природы и не раз бывал здесь).
-В картине А. А. Пластова «Летом» преобладают тёплые цвета. Разноцветие природы художник передаёт праздничным сочетанием красок. Он использует контрастные, яркие, насыщенные цвета (красная косынка и белое платье девочки, синяя одежда спящей женщины, жёлтые пятна цветов на ярко-зелёном фоне травы), которые придают картине особое очарование, вызывают чувство радостной приподнятости.
IV. Работа над синонимами, изобразительными средствами.
1. -Составьте по теме картины словосочетания или предложения со словами: зелёный-изумрудный; яркий-ослепительный.
-При описании каких предметов мы используем прилагательные зелёный, яркий, а когда можем воспользоваться словами изумрудный, ослепительный? Составьте с этими словами словосочетания или предложения.
(Наиболее удачные из составленных учащимися словосочетаний и предложений записываются: «солнечные зайчики играют в траве»; «ослепительный луч солнца»; «яркие краски лета», «свежая, яркая, чистая зелень», «сверкают, подобно дорогим изумрудам», «лёгкие листья берёз, словно волна ослепительных брызг»).
-Какие изобразительные средства вы будете использовать при описании куртины?
(Сравнения, эпитеты, олицетворения (слайд №16).
2. Словарная работа (труд. в орф. плане слова):
Тихая солнечная поляна, утомленные сбором ягод и грибов, неторопливо обрывает с веток, спелые ягоды, нежные цветы, просвечивающаяся на солнце листва берез, упругие грибы, притихший лес, богатство природы, радостная гамма красок, контрастные цвета, красная косынка - белое платье, синяя одежда желтые венчики цветов, красота и жизнерадостность.
- Составление плана сочинения (слайд №17).
Вступление.
- Тема и основная мысль картины А. А. Пластова.
II. Основная часть. Описание картины А. А. Пластова «Летом».
- Внешний вид, выражение лиц, позы героев картины.
- Пейзаж.
- Настроение, вызванное картиной.
III. Заключение.
Мастерство художника.
V. Работа над темой и основной мыслью картины.
-Что такое тема и основная мысль картины?
(Тема-это предмет изображения. Основная мысль – это авторский замысел, который художник раскрывает изобразительными средствами, в зависимости от своего личного подхода к теме (слайд №18).
-Из всего услышанного на уроке сделайте вывод, какова тема и основная мысль картины А. А. Пластова «Летом».
(Тема картины - красота летней природы. Основная мысль - желание автора показать богатство и щедрость родной земли (слайд №19).
VI. Устное описание картины (2-3 сильных ученика).
VII. Самостоятельная работа учащихся
Во время самостоятельной работы учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся. Желающие зачитывают фрагменты сочинений вслух. Учитель проводит анализ, отмечая достоинства и недостатки в работах школьников.
VIII.Рефлексия
Задание на дом.
Написать черновой вариант сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) – выдающийся живописец, широко известный в нашей стране и за рубежом как певец русской деревни и русской природы. Пластов родился в деревне Прислониха (Ульяновская область). Здесь прошло его детство, вот почему он так хорошо знает жизнь русской деревни. В его полотнах с большой любовью и мастерством раскрывается красота родной земли, выражено глубокое восхищение человеком-тружеником. Слово о мастере.
«Я люблю эту жизнь. И когда из года в год видишь её….. думаешь, что надо об этом поведать людям… Жизнь наша полна и богата, в ней так много потрясающе интересного, что даже обыкновенные будничные дела наших людей приковывают внимание, потрясают душу. Это надо уметь видеть, замечать».
1937 – «Колхозное стадо» «Колхозный праздник». 1942 – «Немец прилетел». 1945 - «Жатва» «Сенокос». 1946 – «Первый снег». 1948 – «Хлеба». 1951 – «Ужин трактористов». 1952 – «Родник» 1954 – «Летом». «Весна». 1964 – «Солнышко» «Мама».
Любимые герои Аркадия Пластова – деревенские ребятишки – присутствуют почти в каждом его полотне. («Витя-подпасок», «Первый снег» и другие ) . «Ребятишек я люблю, - говорил он. – Как описать их прелесть? В детском лице на открытом воздухе – ясность, свежесть цвета, приближающаяся по красоте к звукам. Писать ребятишек – одно наслаждение». Дети - герои картин Пластова.
«Нет, не пейзаж влечёт меня, Не краски жадный взор подменит. А то, что в этих красках светит: Любовь и радость бытия».
Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней - какою негой веет От каждой ветки и листа! Войдем и сядем над корнями Дерев, поимых родником,- Там, где, обвеянный их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины.. . Ф.И.Тютчев
Тема и идея картины. Лето особенно привлекает художника – это время года, когда вся природа находится в расцвете. В картине «Летом» Пластов показал богатство и щедрость родной земли, отдых простых людей , утомленных сбором грибов и ягод.
Беседа по картине 1. Какой день изображен на картине? -знойный ,летний 2.Кто расположился на лесной поляне? - грибники и их собака 3.Опишите подробно девочку: одежда , поза, что делает, лицо. - в белом платье и ярко-красном платке , - сидит на траве , вытянув босые ноги, - обрывает спелые ягоды и складывает в кружку , - лицо загорелое , на щеках румянец , спокойное . 4.
Беседа по картине 4.Кто изображен рядом с девочкой? - пес , положил голову на лапы и отдыхает. 5..Опишите подробно женщину: поза , одежда , рука. - уставшая женщина прилегла отдохнуть , - синее платье и синяя косынка , -загорелая , сильная, натруженная рука . 5. Опишите предметы , стоящие около грибников.
Беседа по картине 6.Где расположились грибники? Почему выбрали именно это место? - на светлой , просторной, залитой солнцем поляне , - изумрудная трава , полевые цветы , - белоствольные березы , укрывающие от летнего зноя , - темный , густой лес. 7.Какие краски преобладают? - яркие , сочные : изумрудно-зеленый , красный , синий, желтый . 8.Какое настроение они создают? - светлое , радостно приподнятое.
Беседа по картине 9.Какими звуками наполнена картина? - тишина , безветренно , стрекот кузнечиков , жужжание пчел , все нежится в лучах солнца. 10.Понравилась ли вам картина? 11.Какое настроение создает картина? Начните свое рассуждение так: Глядя на картину , ……… (мне хочется , представляю , словно оказываюсь , переношусь, вспоминаю, чувствую…)
План. 1.Слово о художнике. 2.Тема и идея картины. 3.Описание картины: а) кто изображен ; б) девочка; в) женщина; г) предметы; д) поляна; е) краски; ж) звуки. 4.Настроение , созданное картиной.
Пишем сочинение . Заполните пробелы . А.А.Пластов – выдающийся живописец , певец русской деревни и русской природы. В картине «Летом» художник показал богатство и щедрость родной земли , гармоничность отношений человека и природы. На полотне мастер изобразил ………….день . Под березой расположились ………… На переднем плане изображена ……..( одежда).Она………..(ее поза, действия).Лицо у девочки………(цвет лица , выражение).Рядом с хозяйкой лежит……..Он тоже ………На среднем плане – уставшая женщина ………..(одежда).Женщина …………(что делает , поза). Очень ярко нарисована рука женщины:…………..(описание руки). На траве стоит……………( опишите предметы). Грибники расположились на ………….поляне. Трава………(дайте определения).Белоствольные березки………..(их роль).На дальнем плане виднеется………Чтобы передать богатство летней природы, автор использует яркие , насыщенные цвета: ……….(перечислите). В лесу тихо и безветренно .Только слышен……………. Мне ……….(понравилась ли картина).Глядя на картину , ……..
Предварительный просмотр:
Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова
«Опять двойка!»
Цели: 1) раскрыть основную мысль картины;
2) подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;
3) средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать, какие огорчения приносит в свою семью ученик-двоечник.
Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова «За мир!», «Опять двойка».
Запись на доске. Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности. Элементы внешности- лицо, фигура, поза.
Опережающее домашнее задание: придумать рассказ на тему: «История двойки» (отразить в своих рассказах, почему ученик мог получить плохую оценку), подготовить биографию художника, историю создания картины «Опять двойка».
Ход урока.
- Слово учителя о предстоящей работе на уроке, постановка целей урока.
Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Фёдором Павловичем Решетниковым. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что на месте её главного героя может оказаться любой из вас.
- Слово учителя или заранее подготовленного ученика о художнике. (слайд №1)
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в селе Сурско-Литовском Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926г. Решетников приезжает в Москву и поступает сначала на Рабфак искусств, а затем в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок. Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей - всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: «Нарушитель», «За мир», «За уроками», «Опять двойка!» (слайд№2)
4. История создания картины «Опять двойка».
Вадим (слайд№3). Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математике в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвёртого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, окончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе».
5. Проверка домашнего задания. Учащиеся читают свои придуманные истории, выявляются самые оригинальные, нелепые. Оцениваются.
6. Беседа по вопросам. Анализ картины (слайд№4).
? В каком жанре написана эта картина? Картина написана в бытовом жанре.
- Чтение с доски и запись в тетради определения бытового жанра (слайд№5).
? Как художник показал, что главный герой картины - ученик? Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.
? Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10-11 лет).
- Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? Мальчик одет в пальто на вырост с меховым воротником, новые блестящие галоши, школьную форму. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаза на своих родных.
Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины говорит, что это его не первая двойка.
? О чём говорит его «бывалый» портфель? В руках мальчик держит потёртый, рваный портфель. Зимой он служит ему вместо санок, а летом - футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, перевязан длинной бечёвкой. Из портфеля вместо учебников торчат коньки.
? Какова обстановка квартиры, изображённой на картине? Как живут её герои? Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о своих детях, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, старшему сыну купили новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.
? Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? Стиснув до боли руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упрёком смотрит на сына. Сколько проблем у матери да ещё сын её подводит. Вот как он отплатил ей за добро!
? Каково отношение к мальчику младшего братишки? Он катается на велосипеде да посмеивается над двоечником.
? Что выражает взгляд и поза сестры? Как она учится? Она смотрит на своего брата с осуждением, с укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится она на отлично. Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, не потрёпанный, как у мальчика.
? Кто встречает мальчика с радостью? Собака с радостью бросилась к нему, положила лапы ему на грудь. Для неё возвращение хозяина домой - всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака привыкла все вечера бегать со своим другом по улицам.
? Есть ли у мальчика возможность учиться? Условия есть. В комнате мы видим стол, левее - письменный стол с настольной лампой; в другой комнате висит географическая карта. Сестра уйдёт во вторую смену учиться, мама поедет на работу похоже, что она собирается на работу, мальчику никто мешать не будет.
? Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки) (слайд №6). ?Какими художественными средствами автор её выразил? Средствами живописи. Он расположил героев так, что каждый, находясь на своём месте, хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.
? Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины? Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушённые, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а говорит об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т.д.
7. Словарная работа (слайд №7,8,9).
- Записать словосочетания, объяснить орфограммы.
Потёртый портфель, поношенное пальто, длинная бечёвка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, тёмная косыночка, смотрит с укоризной.
- Работа над деформированными предложениями.
Держит, руках, портфель, в, потёртый, мальчик, рваный.
Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с.
Велосипеде, на, смеется, братишка, маленький.
8. Составление плана (слайд №10).
- История создания картины.
- Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
- Осуждающий взгляд матери.
- Взгляд и поза сестры.
- Собака - верный друг мальчика.
- Основная мысль картины.
- Моё отношение к картине.
9. Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.
10.Домашнее задание (слайд №11).
Образец сочинения.
Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением он не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащим мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».
Главный герой картины – мальчик, он изображён на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потёртый, старый портфель. Замок на нём давно сломан, поэтому перевязан был портфель длинной бечёвкой. Он стал таким потрёпанным, потому что мальчик осенью и весной использует его в качестве мяча, а зимой ездит на нём с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.
Мальчик пришёл домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжала до боли руки, сложила их колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, прибирается в квартире, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает её.
Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как сын вновь расстроил её. Сама она очень аккуратная, все её вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на отлично и не может понять, как можно постоянно получать двойки.
Подсмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу ещё не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, сложила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.
Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины – просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ф.П. Решетников 1906-1988
Опять двойка За мир! Нарушитель За уроками
В каком жанре написана картина? Бытовой жанр повествует о повседневной жизни людей, об их труде, быте, семейных отношениях, общественной деятельности.
Какие краски и тона преобладают в картине? Цвета в основном неяркие, приглушенные. Ведь он рассказывает об обычном будничном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто мальчика болотного цвета и т. д.
Записать словосочетаний: Потертый портфель, поношенное пальто, длинная бечевка, детский велосипед, любимая собачка, голубовато-серые стены, простенький коврик, хохолок на макушке, темная косыночка, смотрит с укоризной, сжала до боли руки, подсмеивается младший братишка, просто лентяй.
Правильно составить предложения: 1. Держит, руках, портфель, потертый, в, мальчик, рваный. 2. Него, сестра, осуждением, на, смотрит, с. 3. Лапы, ему, грудь, на, сложила, собака .
План сочинения: 1.История создания картины. 2.Главный герой картины(внешность, поза, портфель). 3.Осуждающий взгляд матери. 4.Взгляд и поза сестры. 5.Собака-верный друг мальчика. 6.Основная мысль сочинения. 7.Мое отношение к картине.
Основная мысль сочинения: Невесело домой приносить двойки.
Домашнее задание: Написать сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка» стр. 272 ; с опорой на план, записанный в тетради, используя в своем сочинении словосочетания и опорные слова.
Предварительный просмотр:
Сочинение-описание картины П.П. Кончаловского «Сирень».
Натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картине П.П. Кончаловского запечатлен однородный букет цветов, что в большей мере способствует развитию наблюдательности, внимания, активизации словарного запаса детей.
Цель урока: 1) подготовить учащихся к описанию картины П.П. Кончаловского «Сирень», научить детей описывать изображенный «поэтический» предмет;
2) закрепить понятие о натюрморте, полученное на уроках изобразительного искусства, ввести это слово в активный словарь школьников.
Оборудование: репродукция натюрморта П.П. Кончаловского «Сирень», репродукция других натюрмортов художника, компьютерная техника: интерактивная доска, компьютер, проектор
Словарно-стилистическая работа.
Накануне сочинения на уроке языка записывали слова и словосочетания на тему «Сирень»: бледно-розовая, темно-красная, белоснежная, лиловая жемчужная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные, пышные (грозди); зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная, нежная, чудесная, прекрасная, очаровательная; наслаждаться, любоваться, восхищаться; натюрморт.
Учитель предлагает детям указать слова с суффиксами -оват-, -оньк-, -еньк-, назвать прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, запах, выражающие оценку.
Так как пятиклассники уже знакомы с тем, что такое натюрморт, выясняется значение этого слова. Предлагается найти в словаре учебника толкование слова « лиловый».
Рассказ о художнике.
Петр Петрович Кончаловский (1876-1956) очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не создал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. Художник писал цветы так, что, кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой естественный аромат. (на интерактивной доске- натюрморты П. П. Кончаловского.) П.П. Кончаловский говорил, что в цветах есть все, что существует в природе, только в более уточненных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться как в какой-нибудь лесной чаще.
Любимые цветы Кончаловского - сирень. Ей он посвятил множество своих полотен, например: «Сирень», «Сирень в корзине» (учитель показывает эти натюрморты еще раз).
Беседа по картине «Сирень»
Учитель задает вопросы классу, демонстрируя картину на интерактивной доске
- Не правда ли, на вас сразу пахнуло весной? («Верно, мы как-то сразу почувствовали дыхание весны»; «Особенно приятно видеть такую чудесную сирень зимой, когда за окном снег; в ласе стало уютнее и теплее»; «Сирень, изображенная на картине, напомнила нам о весне, о теплых солнечных днях, о первых весенних цветах».)
- Рассмотрите картину внимательно, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Сумел ли он показать, что сирень свежая, как будто ее только срезали? («На картине изображена очень свежая сирень. Видно, что ее только что срезали и принесли из сада. Она очень сочная и как будто влажная от утренней росы и дождя».)
- Какого цвета, каких оттенков эта пышная, великолепная сирень? («На картине мы видим сирень разных цветов и оттенков: светло-лиловую, темно-красную, белую, розоватую».)
- Опишите ветки сирени, расположенные в центре букета. («В центре букета высокая ветка темно-красной сирени. Под ней небольшая ветка белой сирени с жемчужным оттенком и ветвь розоватой сирени».)
- Какого цвета сирень в левой части букета? («Темно-красная, розовая с сиреневым оттенком, бледно-розовая с серебристым оттенком».)
- Опишите сирень, которая украшает правую часть букета. («Справа кисти сирени свисают почти до самого стола. Темно-красные грозди перемежаются с бледно-сиреневыми, розоватыми и белыми».)
- Тщательно ли выписывает художник лепестки, листочки, веточки сирени? («Нет».)
- Правильно. Кончаловский стремится передать свое впечатление от букета, поэтому он не выписывает отдельные лепесточки, листья, ветки. Ему важно создать целостный образ. Какие определения уместно использовать, чтобы описать величину цветов сирени? («Тяжелые, крупные, богатые кисти сирени. Они напоминают грозди винограда. Крошечные звездочки-цветы. Их много»)
- Очевидно, такая сирень очень ароматна. Подберите синонимы к прилагательному ароматный. («Душистый, пахучий, благоухающий».)
-Какими прилагательными можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? («Сирень на картине изумительная, чудная, несравненная, восхитительная, чудесная, дивная, бесподобная, великолепная, роскошная, прекрасная, превосходная, замечательная».)
- Все листья сирени одинаково освещены? («Нет. И выглядят они по-разному. Вверху слева листья светло-зеленые с золотистым оттенка, в середине букета внизу - темно-зеленые».)
- Опишите банку, в которой стоит сирень. («Большая стеклянная банка, верхняя часть ее скрыта свисающими гроздьями сирени и листьями».)
- На каком фоне изображена сирень? (« На фоне сада. Сирень стоит на столике у открытого в сад окна. Фон темно-зеленый с серо-коричневым и желтоватым оттенками».)
- Почему художник избрал такой фон? («На этом фоне хорошо выделяются яркие, насыщенные цвета, которыми написана сирень».)
- Почувствовали ли восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовью к ней? («Да, конечно. Хочется долго смотреть на этот великолепный букет сирени и любоваться им».)
Учитель дополняет высказывание учащихся:
- Верно, эта чудесная сирень вызывает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Трудно назвать человека, который не любил бы эти изумительные цветы. Прекрасная душистая сирень воспета многими писателями и поэтами. Вот как вдохновенно описал сирень поэт Всеволод Рождественский.
Учитель читает стихотворение «Сирень»:
Прогремела гроза, прошумела,
Затихая, грохочет вдали.
Золотые лучи, словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли.
Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим
Крыльцом.
Захлестнувшее дремлющий сад!
Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов
Разрослось!
Ветку тронешь – дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь.
В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой
росистой
Торжествующе пахнет сирень.
- Какие прилагательные употребляет поэт для описания сирени? («Грозди у сирени тяжелые, мокрые; ветка росистая; цветы белые, темно-лиловые»; «Сиреневый сад для поэта – это душистое море, осыпающиеся лепестки – лепестковый дождь».)
Учитель делает вывод:
- И поэт, и художник изображают один и тот же предмет – сирень. При этом используют разные художественные средства: поэт – слово, художник – рисунок, краски. Прочитав стихотворение, мы представляем себе тяжелые грозди сирени после грозы, ее благоухание – весь этот сверкающий день. Сирень художника мы видим. Мы понимаем, что такую прекрасную картину не мог написать равнодушный к природе человек. П.П. Кончаловский очень любил родную природу, восхищен ее щедростью и красотой.
В заключении учитель приводит высказывание Кончаловского о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется».
Запись плана описания картины.
- Сирень (ее цвет, грозди, листья).
- Банка.
- Фон натюрморта.
- «В этом букете все живет, цветет и радуется».
Работа над сочинением.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
П.П.Кончаловский – художник, создавший большое количество натюрмортов с изображением цветов.
« Розы,пионы, сирень, маки. Огромное множество полевых цветов – всё это как прекрасный и дивный дар жизни принёс…человеку Кончаловский,» – писал Вс.Иванов. Кончаловский был замечательным садовником, великолепно знал и любил цветы, особенно сирень. Ей посвящено несколько работ. Это «Сирень», «Сирень в корзине», «Сирень в кошёлке на полу».
Сирень в стакане
Натюрморт - Картина с изображением так называемой мёртвой природы (цветов, фруктов, битой дичи и т. п.) в определённом сочетании.
1.Как художник показал, что сирень свежая, только что срезанная? 2.Какого цвета, каких оттенков эта сирень? 3.Бледно – розовая, тёмно – красная, белоснежная, лиловая, фиолетовая, голубоватая, серебристая… Продолжите этот ряд. Вспомните те слова, с помощью которых можно описать грозди сирени, её свежесть, запах. 4.Художнику важно передать своё впечатление от срезанных веток. Как это отражается на манере письма П.П.Кончаловского? Тщательно ли он выписывает лепестки и листочки сирени?
5.Почувствовали ли вы восхищение художника природой? 6.В чём выражается его любовь к ней? 7.Об одной из картин художник сказал: «В этом букете всё живёт, цветёт и радуется.» Как вы думаете, к какому натюрморту относятся эти слова? А может быть, к нескольким? Поясните свою мысль.
Словарная работа. Богатый, обильный, щедрый, бордовый, розовый, фиолетовый, изумрудный, светло – зелёный, светло – фиолетовый.
Материалы к сочинению. Пахнуло весной, богатый букет сирени, благоухает свежестью, удивительным цветочным ароматом, веточки сирени залиты утренним солнцем, изумрудные листочки, оттеняют, каждый лепесточек выделен талантливой рукой художника, восхищение, щедрая, богатая природа, прелесть.
План. 1.О художнике. 2.Первое впечатление от картины. 3.Прекрасный букет сирени. 4.Восхищение художника природой.
Предварительный просмотр:
Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье».
Цели: - подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения по картине;
- пробудить у школьников желание высказать свое отношение к картине, обосновать его, мотивировать.
Ход урока:
1. Рассказ о художнике.
- На сегодняшнем уроке мы познакомимся с замечательным художником ХХ века Григорием Нисским, любившем изображать прекрасные просторы своей Родины по-современному , придавая им особое звучание, движение. Думаю, что его картина «Февраль. Подмосковье» вам понравится и вы сможете не только описать ее, но и поразмышлять о ее содержании и живописных средствах.
Григорий Григорьевич Нисский – один из выдающихся живописцев России, народный художник, лауреат Государственной премии.
В своих полотнах Нисский изображает современную ему действительность. Его живописные полотна полны жизни, движения, даже самый маленький уголок природы, запечатленный на его картине, воспринимается как часть необъятного пространства России, как гимн человеку – созидателю.
2. Беседа по картине.
Что привлекает внимание, когда мы смотрим на картину? | Асфальтированная дорога, по которой мчатся легковые автомобили. Вдоль шоссе тянется линия электропередач. Железнодорожная насыпь справа от дороги. Паровоз, который тащит состав товарных вагонов. |
Как художник показывает, что дорога уходит вдаль? | Сначала шоссейная дорога широкой лентой тянется вдоль железнодорожной насыпи, затем она прорезает лесной массив, становится все уже и уже, едва заметной полосочкой устремляется к горизонту. |
Что видим слева от дороги? | Ели – молодые и старые – около дачи. У старых высоких елей, которые растут около дома, могучие стволы. |
Что изображено на переднем плане картины? | Лыжница в красном костюме, красный флажок на шесте. |
Что изображено на заднем плане? | Мы видим лес, он изображен сплошной стеной. Видно, что это хвойный лес. |
Как художник показывает быстрый темп нашей жизни? | На картине все показано в движении: прямо на нас несется поезд, оставляя позади клубы дыма, а от нас убегает по шоссе легковая машина. |
Какие краски и тона преобладают? | На картине много розового – небо, снег, лес на заднем плане. Но есть и свинцово-серые облака, холодные сиреневые тени, темно-бурые деревья. |
Как вы думаете, что является главным в картине? | Красота родной природы, преобразованная трудом человека, необозримые просторы России и стремительный темп жизни человека. |
Какое настроение создает картина? | Бодрое, жизнерадостное. |
Понравилась ли вам картина? Чем? Докажите свою мысль. | -Художник очень хорошо показал необъятные просторы нашей Родины. -На картине все показано в движении: мчится поезд, катаются лыжники, развевается флажок. Кажется, что мы слышим стук колес и резкий гудок паровоза. -Снег розоватый от лучей заходящего солнца, местами серо-голубой от падающих теней. Чувствуется уже конец зимы. |
3. Словарно-стилистическая работа.
Простор – ширь, даль, приволье, раздолье.
Необъятный – неохватный, необозримый, безбрежный, бескрайний.
4. План «Чем мне нравится картина?»
1. Мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье.»
2. Доказательства:
а) привлекает уходящее вдаль шоссе;
б) поражает мчащийся паровоз;
в) радует красота природы;
г) нравится движение (темп жизни).
5. Написание сочинения.
Примерное сочинение.
Мне нравится картина Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье». Если внимательно посмотреть на картину, то сразу вспоминаешь, что все это видел на самом деле. Вот шоссейная дорога, по ней мчится машина. Дорога прямой лентой уходит вдаль и становится все уже и уже. Вдоль шоссе протянулась линия электропередач.
Справа от дороги высокая железнодорожная насыпь. По ней мчится паровоз.
Слева от шоссе мы видим дом, высокие стройные ели. К домику подъезжает лыжница.
Далеко, на горизонте, плотная стена леса.
Все это мне нравится. Розовое небо и серые облака. Но больше всего мне нравится, что все движется: поезд, автомобиль, облака. Кажется, что мы слышим грохот поезда, резкий гудок паровоза и шум машин.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Георгий Григорьевич Нисский — сын врача, родился в селе Новобелица (ныне Гомельская область, Белоруссия) 8 (21) января 1903. Детство Нисского прошло на маленькой узловой железнодорожной станции в нескольких километрах от Гомеля. В те годы он еще не думал, что станет художником. Но первые опыты юноши в рисовании увидел местный художник В. Зорин и посоветовал продолжать занятия. В Гомеле в первые послереволюционные годы существовала Студия изобразительных искусств имели М. Врубеля, которой руководил А. Быховский. Сюда Нисский стал приходить на занятия после работы, едва отмыв руки от машинного масла и угольной копоти (он работал на железной дороге), ощущая горячее желание перенести на белый лист бумаги или холст только что виденное. Способности юноши были замечены, и в 1921 году он был командирован в Москву на подготовительные курсы при Вхутемасе .
«Зимний пейзаж»
Природа в картинах художника находится в неразрывной связи с жизнью современного человека, даже если не всегда на его полотнах изображен человек. Зато есть такие приметы современности, которые всегда отмечают живое присутствие человека.
«На путях. Утро»
«Над снегами», 1960.
Мы видим в картинах художника пейзажи разных мест нашей огромной страны. Но даже маленький пейзаж воспринимается как часть необъятной Родины. Высокая гражданственность, подлинный патриотизм всегда отличают творчество этого выдающегося мастера.
«Белорусский пейзаж»
Словарно-стилистическая работа. Живопись – вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления реального мира с помощью красок. Пейзаж – картина, изображающая природу. Мазок – прием написания картины масляными красками.
Что привлекает наше внимание, что мы замечаем, когда смотрим на картину Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»? Как художник показывает, что дорога уходит вдаль? Что мы видим слева от дороги? Что еще изображено на переднем плане картины?
Что изображено на заднем плане? Какие тона преобладают на полотне? Как художник показывает быстрый темп нашей жизни? Понравилась ли вам картина? Какое настроение она создает?
Напишите сочинение-описание картины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку развития речи (7 класс). Описание картины С.А. Григорьева "Вратарь"
Презентация для проведения урока развития речи...
Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....
"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...
Календарно-тематическое планирование уроков развития речи 2 класс специальной (коррекционной) школы - интерната 8 вида класс специальной (коррекционной) школы 8 видао
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку....
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Типы речи урок развития речи 5 класс
Урок развития речи 5 класс...