Куклотерапия как частный раздел арт-терапии.
статья
МАЗУНИНА ОКСАНА БОРИСОВНА
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №171» г. Иваново
Куклотерапия как частный раздел арт-терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kukloterapiya.docx | 29.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклотерапия как частный раздел арт-терапии.
Было бы здорово, если бы в каждом городе
был свой «кукольный домик»,
куда смогут приходить дети и взрослые,
вместе создавать кукол, сочинять сказки,
учиться слышать и понимать
друг друга и окружающий мир…
Я считаю, что на сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, усиления внимания государства и общества к такой важной подсистеме, как дошкольное образование.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, и что немало важно выравнивание стартовых возможностей для всех выпускников дошкольных образовательных учреждений.
Нам приходится работать в кризисное время. Но оно рождает в нашей педагогической системе не только ожидание «перемен сверху», но и ощущение необходимости собственных изменений.
Всем известно, что не место красит человека, а человек место, поэтому преобразование внешнее необходимо начинать с преобразования внутреннего.
По моему мнению, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Я понимаю, что инновационное развитие в настоящее время встречает ряд трудностей: сюда можно отнести и увеличение сложности труда, и расширение круга должностных обязанностей, недостаточное ресурсное обеспечение для внедрения инноваций, слабое материальное и моральное стимулирование, для детей – учебная перегрузка.
Но наряду с трудностями выделяются и позитивные факторы.
Для педагога – рост профессионального мастерства, формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность, для детей – повышение качества обученности.
Кукла играет в жизни человека исключительную роль. Наверное, у каждого есть свои воспоминания, связанные с таким интересным и забавным атрибутом, как кукла. Но для всех это своеобразное возвращение в детство, в беззаботное время игрушек и развлечений.
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной… Кукла рождается не сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя…
Куклы с давних времен имеют свое место в жизни русского народа. Изначально куклы использовались как талисманы и обереги. Первые куклы на Руси делали из дерева, соломы, а после - из тряпок. Изготовление тряпичных кукол своими руками для родного человека (мужа, ребенка, сестры, брата, отца и матери) считалось большой защитой от болезней, злых духов. Тряпичную куклу давали путнику, чтобы он прошел свой путь с легкостью и вернулся скорее домой с хорошими вестями.
На Руси тряпичную куклу дарили новорожденному для защиты от нечисти, невесте, покидающей дом матери, от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. А «сугубо детский» кукольный театр, или «театр Петрушки», до начала XX века вообще показывал исключительно спектакли «для взрослых». Так что неудивительно, что серьезные дяди и тети поставили куклу на службу науке психологии, а их клиентурой являются как дети, так и взрослые.
Человека так давно окружают куклы, что, незаметно для себя, он приноровился решать с их помощью самые разнообразные проблемы, в том числе и психологические. Хоть куклы и считаются атрибутом детства, они занимают немалую роль в жизни взрослых.
Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Кукла для человека в детстве не обязательно «дочка» или «сынок», она-партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Возможности куклотерапии позволяют решить важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок-родитель.
Люди издавна верили, что кукла обладает таинственной мистической силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, стал просить кушать и начал выздоравливать.
Куклы могут многое - и учить, и лечить, но только если попадают в добрые руки. Появилось целое самостоятельное направление - куклотерапия.
Куклотерапия - метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукол. Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний, укреплять психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей ситуацией.
Автора термина «куклотерапия» уже не сыскать, но, известно, что сама практика лечения куклами существует довольно давно. Например, невропатолог Малколм Райт из Уэльса ещё в 1926 году использовал кукол и кукольный театр для снятия неврозов у детей, связанных с прививкой. Первые советские кукольники о методе работы с куклой заговорили в 1917
– 1922 гг., когда стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении. В этой работе принимал регулярное участие в конце 20-х гг. Ленинградский «Театр Петрушки» под руководством Евгения Сергеевича Деммени, где с помощью кукольных спектаклей детей лечили от неврозов.
Зачем психотерапевту кукла?
Кукла в руках пациента - ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. Создание куклы целительно, как и любой акт творческого самовыражения. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:
•неврозы;
•повышенная тревожность, страхи;
•низкая самооценка;
•трудности взаимоотношений с окружающими;
•депрессии;
•стрессовые ситуации.
Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для человека, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Она широко используется для разрешения внутри и межперсональных конфликтов, улучшения социальной адаптации, заикания, нарушениями поведения и т.п.
Выделяют следующие функции куклотерапии:
- коммуникативная - формирование эмоционального контакта в коллективе;
- релаксационная - снятие эмоционального перенапряжения;
- воспитательная - психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающая - развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т. д.), моторики;
- обучающая - обогащение информацией об окружающем мире.
В куклотерапии используются такие варианты кукол:
- теневые куклы: (Такие куклы применяются преимущественно для работы над детскими страхами; в коррекции повышенной тревожности. Ребенок может делать со своей «куклой — страхом» все, что захочет, вплоть до полного уничтожения. В этом и состоит коррекционный смысл теневого театра).
- веревочные куклы: (Такие куклы многофункциональны. Они эффективны для решения у детей проблем в общении, повышенной тревожности. Кукла может быть размером в рост ребенка. Таким образом, ребенок имитирует движение куклы вместе с собственными движениями).
- плоскостные куклы: (Такая кукла может иметь сменный набор выражений лица, которые соответствуют различным эмоциональным состояниям. Обычно они используются для работы с детьми, у которых имеются проблемы в общении, поведении, нарушение образа «Я»).
- перчаточные куклы: (Такие куклы применяются в развитии речи детей, встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ему спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, то за ширмой он успокаивается, начинает говорить увереннее – это же не он говорит, а его герой).
- куклы-костюмы: (Работа с куклой – костюмом позволяет развивать в детях социальную уверенность выражать эмоции, чувства и состояния, которые ребенок по каким - то причинам не может или не позволяет себе проявить).
- куклы-марионетки: (работа с куклой – марионеткой позволяет совершенствовать тонкую моторику руки и общую координацию движений, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, которые ребенок по каким – то причинам не может или не позволяет себе проявлять).
Что лечит куклотерапия?
Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, самосознание и самоконтроль. Они способствуют формированию позитивных установок, эмоциональной и моторной адекватности, коммуникативных навыков. Куклы лечат страхи, энурез и заикание, помогают в социальной реабилитации инвалидов, позволяют найти внутренние резервы для борьбы с болезнью. В качестве побочного эффекта куклотерапия помогает справиться с бронхиальной астмой, диатезом и сердечно - сосудистыми заболеваниями. Лечебный сеанс иногда действует странно: многие «заболевают». Заболевают куклами - и даже открывают собственные курсы и кружки, переходят к более сложным техникам (например, фарфору). Арт-терапию подразделяют на экспрессивную (или активную), если пациент творит сам, и импрессивную (пассивную), если пациент «потребляет» искусство.
Что дает куклотерапия?
• это тренинг, раскрепощающий застенчивых и аутичных;
• это лучший способ проиграть и проработать конфликтные ситуации
в семье и не только в ней;
• это формулирование и «отрепетирование» сценариев, образов своего
желаемого будущего;
• это тренинг по умению «держать себя в руках» (навык саморегуляции);
• тренинг по вырабатыванию навыков адекватного выражения собственных чувств.
Куклотерапия помогает воспитывать у детей способность контролировать свои чувства (не в смысле подавлять любые проявления эмоций, а научить не бояться их проявлять, даже негативные чувства и эмоции, без вреда окружающим).
Любимая игрушка "участвует" в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимальной выраженности, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями (плач,смех и т.д.) и снятием нервно -психического напряжения.И не только это...
Куклотерапия - лечит. Лечит она двумя способами. У кого как...
Первый (довольно редкий) механизм исцеления через куклотерапию. Если человек - болен, устал, у него депрессия, что-то накипело на душе, то человек может изготовить куклу, которая будет олицетворять эту его боль. Эта кукла будет «плохой» куклой, и человек постарается уничтожить её после того, как это «что-то» покинет его вместе с последним стежком. Психотерапевты говорят: чтобы в Вашу жизнь пришло что-то новое, старое должно уйти, зажить своей жизнью. Но куда уйдёт старое? Чтобы «отпустить» старое, мы должны дать ему его собственную самостоятельную жизнь в теле куклы.
Второй (более распространённый) механизм исцеления через куклотерапию.
Многие люди испытывают, наоборот, прилив сил и радости, когда заканчивают работать над своей куклой. И они никуда не девают потом эту куклу - кукла становится их талисманом, помощником, кукла-радует.
Поскольку мир ребенка-это мир действия и деятельности, куклотерапия дает возможность войти в этот мир. Если специалист подберет соответствующие игрушки, то он облегчит ребенку выражение чувств. Игрушки и материалы, необходимые для куклотерапии, можно разделить на три группы:
1.Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство, кукольный домик с мебелью могут изображать членов реальной семьи ребенка и таким образом делают возможным непосредственное выражение чувства. Когда дети разыгрывают сценки с человеческими фигурками, можно пронаблюдать отношение между членами семьи: соперничество между братьями и сестрами, забота близких друг о друге. Машины, лодки важны для упрямых, застенчивых, замкнутых детей, так как этими игрушками можно играть, не выражая никаких чувств.
2.Игрушки, помогающие снять агрессию.
В игре дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обозначений. Такие игрушки, как солдатики, ружья, а так же игрушки, изображающие диких животных, могут использоваться для выражения гнева, враждебности.
3.Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.
Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться пожеланию ребенка во что угодно: в поверхность луны, пляж, пирамиды и так далее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой. Поэтому ребенок всегда может быть уверен в успехе. Это особенно полезно для застенчивых или замкнутых детей. Подводя итоги, можно кратко сформулировать, что же дает куклотерапия как метод психологической коррекции?
•С помощью создания кукол можно проявить себя. И, как в зеркале, увидеть себя со стороны.
•С помощью кукол, возможно проигрывать сценарии, которые будут происходить в дальнейшей жизни человека.
•С помощью взаимодействия с куклой можно проявить и пообщаться с той частью своей души, которая сейчас наиболее нуждается в нашем внимании и поддержке.
• С помощью кукол возможно «перепрожить» те моменты жизни, которые были некомфортными или болезненными.
•Кукла может быть оберегом.
•Кукла может быть ресурсной.
•Кукла всегда несет добро и поддержку
Кукла – это образ человека в «миниатюре»,
существующий с первобытных времен,
отсюда становится возможным принять куклу как
носителя архетипа, т. е. нашего бессознательного,
которое структурируетпонимание мира,
себя и других людей.
Л.Войцехович
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Куклотерапия в формировании правильного поведения старших дошкольников с аутизмом
Куклотерапия представляется одной из «работающих» технологий в коррекционно – развивающем обучении детей с аутистическим спектром нарушений. С помощью технологии куклотер...
Арттерапевтические занятия.Куклотерапия.
Василенко С.В.-учитель начальных классов коррекционной школы VIIIвида. Арттерапевтические занятия.Куклотерапия. Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в...
Арттерапевтические занятия.Планирование по куклотерапии.
Арттерапия– это лечебная психотерапевтическая методика, которая используется в специальных коррекционных школах интернатах и считается педагогической инновационной технологией, способствующей ...
Лекционный материал по разделу ПМ02 Сестринский уход в терапии
Теоретический материал раздела ПМ02 Сестринский уход в терапии....
Методические разработки по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии" для специальости 34.02.01. Сестринское дело Тема: Сестринская помощь при сахарном диабете 1 и 2 типа"
Методические разработки для проведения практического занятия...
Презентация по ПМ 02. Участие в лечебнодиагностическом и реабилитационном процессах. МДК 02.01. Раздел 1 "Сестринский уход в терапии".
Презентация, пртменяемая в ходе практического занятия...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационных процессах. МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 1. «Сестринский уход в терапии
Традиционно сложилось, что медицинская сестра первой начинает контактировать с пациентом, получает дополнительную медицинскую информацию и провидит доврачебные экстренные медицинские манипуляции...