Педагогические технологии как способы развития и самосовершенствования личности
опыты и эксперименты (5, 6, 7 класс)
Опыт применения педагогических технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии как способы развития и самосовершенствования личности
Вступление. Путь к успеху начинается со школы. Обучение и воспитание направлено на формирование, развитие и самосовершенствование личности.
Самосовершенствование - это творческий процесс, который не знает границ, это сознательная работа по личностному росту и развитию. Процесс самосовершенствования заключается в формировании определенных навыков и свойств личности, которые способствуют субъективной успешности.
Л.С. Выготский, выдающийся советский педагог, говорил: «Организация личности ребенка идет не за счет навязывания нравственных норм и призывов к любознательности, а путем развития его собственной деятельности - самодеятельности и творчества».
Как побудить учащихся к творчеству, самосовершенствованию? На помощь, мне, педагогу, приходят такие технологии, как проектная деятельность, игровые, внеаудиторные.
5, 6 классы - важное звено в процессе формирования личности. Здесь закладывается и развивается система знаний, умений, шкала ценностей личности, которые в будущем приведут к успеху.
Применение проектной и игровой технологий на уроках истории и обществознания в 5, 6 классах, где идет реализация ФГОС, способствует развитию социально значимых характеристик личности: креативности, умению найти выход в нестандартной ситуации, ответственности, умению планировать свою деятельность и достигать поставленных целей, а, значит, успеха.
1. Проектная деятельность. В прошлом учебном году учащиеся 5 «Б» класса (ныне 6 «Б») выполняли социальные проекты по обществознанию. Темы проектов: «Четыре сферы общества», «Философы нашего класса», «Социальные роли» и др.
Проектная деятельность помогает ученику не только изучить теоретические сведения по предмету, но и связать их с практикой, направить на решение проблем в жизненных ситуациях.
Проектная деятельность имеет цель: способствовать формированию функционально грамотной личности, человека, который сможет постоянно учиться и осваивать новые знания всю жизнь.
В ходе выполнения проектной деятельности ученики получают социальный опыт, а именно: учатся ставить цель, распределяют обязанности в мини-группах, проводят опросы, делают выводы, строят взаимоотношения с разными людьми.
Что дает проектная деятельность ученику?
1. Возможность создать ситуацию успеха для каждого, независимо от результатов учебной деятельности.
2. Объединить коллектив класса и наладить дружеские связи внутри него.
3. Развить способности организовывать совместную работу, оформлять результаты проекта и другое.
Чему научились школьники, выполняя проектную деятельность?
В сфере познавательных УУД: добывать и критически оценивать информацию, систематизировать её;
в сфере личностно – оценочных и коммуникативных УУД: определять и объяснять свое отношение к общественным нормам и ценностям, договариваться с людьми, одноклассниками;
в сфере регулятивных УУД: ставить цели, планировать деятельность, решать задачи.
Проектная деятельность продолжается и в 6 кл.
Так, Кирсанов Гриша выполнил проект на тему «Хобби ближайшего социума». Его проект стал основой исследовательской работы, с которой выступал на разных научно – практических конференциях и занял призовые места.
Результаты формирования универсальных учебных действий в ходе выполнения проектов по обществознанию в 5 «Б» кл.
(2013-14 уч.г.)
Уровни овладения УУД | УУД | Отметка | |||||||
Познаватель-ные | Регулятив-ные | Коммуника- тивные | |||||||
Чел | % | Чел | % | Чел | % | В бал-лах | Чел | % | |
Высокий | 3 | 10% | 3 | 10% | 1 | 3% | 5+ | 1 | 3 |
Повышенный | 14 | 47% | 8 | 27% | 14 | 47% | 5 | 15 | 50 |
Базовый | 8 | 27% | 12 | 40% | 8 | 27% | 4 | 9 (всего 25) | 30 (всего 83) |
Пониженный | 1 | 3% | 3 | 10% | 3 | 10% | 3 | 1 | 3 |
Низкий | 2 | 7% | 2 | 7% | 2 | 7% | 2 | 2 | 7 |
Из данных таблицы видно, что с базовым уровнем формирования УУД справились 25 чел. (83%), из них с повышенным уровнем – 15 чел. (50%), а на высоком уровне оказался 1 чел.- это Егор Головлев.
Во время защиты презентаций проектов, учащиеся развивали навыки выступления перед аудиторией, преодолевали чувство страха и приобретали уверенность в себе.
Даже отстающие ученики (Кирсанов Павел, Кочетков Илья, Лапшин Вадим) добились успеха, выступая с защитой плаката, и получили хорошие отметки.
По результатам внешнего мониторинга, проведенного в апреле 2014 г., в 5 «Б» классе 72% учащихся овладели навыками проектной деятельности. Считаю эту цифру результатом успешности.
2. Игровая технология. Другая технология, игровая, также способствует формированию, самосовершенствованию личности и отвечает на вопрос: «Как дать любому ребёнку возможность почувствовать себя в ситуации успеха?».
Платон, древнегреческий философ, обращается к нам, людям XXI века, через века: «Друг мой, питай детей своих науками не насильно, а играючи…».
Другой ученый, Фрёбель, немецкий педагог 18 века, подчеркивал, что «игра есть высшая ступень детского развития, игра- прообраз и копия всей человеческой жизни. Игра порождает радость, свободу, довольство, мир. Источники всего хорошего лежат в игре».
Цель применения игровой технологии: создание условий для оптимального развития творческих способностей учащихся.
Применение этой технологии в 5-6 классах способствует более прочному усвоению учебного материала; расширяет кругозор; развивает у учащихся творческое мышление; помогает воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности. Игра позволяет сбросить напряжение, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.
Данная технология способствует формированию различных видов мотивации к обучению:
1) познавательных: овладение знаниями;
2) социальных: формирование чувства долга, ответственности, понимания социальной значимости учения;
3) мотивы социального сотрудничества: и др.
В 5- ых кл. на уроках истории по темам «Цивилизации Древнего Востока», «Общий взгляд на Древнюю Грецию» проводятся ролевые игры.
В классе выступают две команды, каждая из которых заранее придумывает для себя название, девиз, костюмы, выбирают капитана. Пятиклассники ставят мини – сценки по фрагментам из мифов, разыгрывают пантомимы по сюжетам истории Древнего мира.
В 6 классе на повторительно–обобщающем уроке «Политическая раздробленность на Руси» учащиеся задействованы в театрализованных действиях. Так, Ребята в костюмах, с бородами, с булавами изображают сцену съезда князей в г. Любече на Руси в XI веке.
Применение дидактических игр на уроках истории приводит к развитию воображения, реализуются мыслительные операции, развиваются мнемонические способности; обогащается интеллектуальная и эмоциональная сфера учащихся, развиваются навыки моделирования.
Детям важно утвердиться в коллективе через активные действия, импровизацию.
Во время игры исчезает робость, возникает ощущение – «я тоже могу», в игре происходит внутреннее раскрепощение, что ведет, в итоге, к успеху.
3. Внеаудиторные технологии. Проведение экскурсий, посещение театров и др. для учащихся создают особое образовательное пространство, способствуют совершенствованию нравственных основ личности.
Данные технологии повышают уровень духовной культуры; развивают внутреннюю потребность в постоянном самосовершенствовании; помогают вести работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.
Совместно с классным руководителем 5-го «Б» кл. (ныне 6- го) Н.М. Троц были проведены экскурсии:
1. Экскурсия в г. Казань с целью ознакомления с историей Татарстана, субъекта России (май, 2014 г.).
2. Экскурсия в г. Самару на предприятие «Кока- Кола» (23 сентября 2014 г.).
6 октября 2014 г. группа учащихся 6 «Б» посетила Самарский академический театр оперы и балета, где проходил Губернский фестиваль самодеятельного народного творчества, посвященный 70 – летию Победы в Великой Отечественной войне - «Рожденные в сердце России».
Таким образом, педагогические технологии способствуют развитию и самосовершенствованию личности. Потребность в самосовершенствовании должна стать привычкой. Важно формировать эту привычку с детских лет, вооружая наших школьников необходимыми навыками и умениями, чтобы добиться успеха.
Японский предприниматель, один из самых богатых людей XXвека, выходец из беднейшей семьи, Каноске (Коносукэ) Мацусита, был назван при жизни гением менеджмента.
Он оставил духовное завещание всем, кто хочет добиться успеха: «Не хитри, будь честным; будь хозяином на своем месте; не живи вчерашним днем, постоянно совершенствуй свои познания; относись с уважением к окружающим; с благодарностью относись к тому, что имеешь и получаешь, - мы все берем у общества в долг; не уставай вопрошать: на кого ты работаешь? Ответ только один - на общество».
6.04.15 г. Верещагина Н.И., учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №2 пгт Усть – Кинельский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как способ развития творческого потенциала личности ученика
В статье отображены теоретические аспекты проектной технологии и практическое применение в деятельности учителя иностранного языка (французского)....
Технологический подход в обучении. Анализ обобщенных педагогических технологий, направленных на развитие творческой личности обучающихся
Развитие творческих способностей ребенка было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Активизация творческой познавательной деятельности обучащихся зависит в большой степени о...
Применение педагогических технологий в творческом развитии личности на музыкальных занятиях
Статья в городском методическом журнале "Методическая панорама" №1, 2014 год...
Мастер - класс "Театральные технологии как способ развития творчески одаренной личности".
Занятия в школе, конечно, важны для каждого из нас, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным…...
Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности
В данной статье рассматривается вопрос о том, как развивать у учащегося креативное мышление,предлагается ряд задач, которые можно для этого использовать на уроке математике....
Педагогические технологии как способы развития и самосовершенствования личности
Презентация об опыте применения педагогических технологий на уроках истории, внеурочной деятельности...