Статья "Компетенции системы модульного обучения"
статья

Фимушкина Людмила Владимировна

Модульное обучение, основанное на компетенциях, - это система, в рамках которой осуществляется процесс профессионального образования в странах Европейского Союза. Главное в этой системе - ориентация образовательного процесса не на «прохождение» программы за определенные часы, а результат, выраженный через профессиональные и сквозные компетенции. И поскольку российская система образования также ориентирована на интеграцию в образовательное пространство ЕС, педагогам образовательных учреждений всех типов на первом этапе самым тщательным образом следует разобраться в сущности основных понятий, являющихся ведущими в данной образовательной системе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_1.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

Компетенции системы модульного обучения

Модульное обучение, основанное на компетенциях, - это система, в рамках которой осуществляется процесс профессионального образования в странах Европейского Союза. Главное в этой системе - ориентация образовательного процесса не на «прохождение» программы за определенные часы, а результат, выраженный через профессиональные и сквозные компетенции. И поскольку российская система образования также ориентирована на интеграцию в образовательное пространство ЕС, педагогам образовательных учреждений всех типов на первом этапе самым тщательным образом следует разобраться в сущности основных понятий, являющихся ведущими в данной образовательной системе.

В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях(1).

Рассмотрим основные составляющие понятия компетенции.

Знания, которые  осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.

Умение, которое предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.

Отношение, под которым понимается отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.

Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

Следует обратить особое внимание на необходимость использования термина «компетенция», а не компетентность, поскольку предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях, а не на компетентности работника, понимаемой как адекватное поведение в организации. Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.

Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.

Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.

Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:

  • грамота и счет;
  • использование теоретических знаний в практических целях;
  • умение учиться;
  • умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;
  • умение сотрудничать и работать в команде;
  • умение решать проблемы;
  • ответственность за собственное обучение;
  • коммуникативные умения;
  • ответственность за качество труда и обучения;
  • инициативность, творчество и т.д.

Здесь важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе, но и общеобразовательном.

Обучение, основанное на компетенциях, понимается «обучения на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности»(2)

По оценкам учебных заведений, приступивших к реализации модульных программ, основанных на компетенциях, преимущества данных программ для учебного заведения очевидны. Но как показывает опыт, разработка и реализация компетентностного подхода представляет серьёзные трудности для преподавателей.  

Как было сказано выше, основная идея модульного подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться»

Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.

Принципы методики обучения

  1. Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.
  2. Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
  3. Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.
  4. Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».
  5. Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.
  6. Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.
  7. Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе

Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе. Эффективная организация учебного процесса должна:

  • быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;
  • привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения;
  • иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем;
  • быть основана на активных методах обучения и опыте;
  • учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;
  • использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды;
  • показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания;
  • использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта;
  • обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с преподавателем.

Список использованной литературы.

1.«Разработка модульных программ основанных на компетенциях» методическое пособие. Москва 2005 с.6

2. Глоссарий  ЮНЕСКО, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения

Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...

Пищеварительная система. Технология модульного обучения

Технология индивидуального изучения позволяет учащимся самостоятельно в интересной поисковой форме изучить материал. Учитель на уроке является консультантом. Данную технологию целесообразно применять ...

Инновационные технологии. Система уроков (модульное обучение)

Модульное обучение отличается  четко выстроенной системой преподавания. Мною разработана система уроков, которые помогут учителю освоить новый вид составления плана урока. То, что было трудн...

Проект Модульное обучение в системе образования

Модульное обучение в системе образования...

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....

Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.

Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....

О модульной системе в обучении

Теоретические проблемы значения и важности данной формы обучения с примерам уроков....