Статья "Компетенции системы модульного обучения"
статья
Модульное обучение, основанное на компетенциях, - это система, в рамках которой осуществляется процесс профессионального образования в странах Европейского Союза. Главное в этой системе - ориентация образовательного процесса не на «прохождение» программы за определенные часы, а результат, выраженный через профессиональные и сквозные компетенции. И поскольку российская система образования также ориентирована на интеграцию в образовательное пространство ЕС, педагогам образовательных учреждений всех типов на первом этапе самым тщательным образом следует разобраться в сущности основных понятий, являющихся ведущими в данной образовательной системе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции системы модульного обучения
Модульное обучение, основанное на компетенциях, - это система, в рамках которой осуществляется процесс профессионального образования в странах Европейского Союза. Главное в этой системе - ориентация образовательного процесса не на «прохождение» программы за определенные часы, а результат, выраженный через профессиональные и сквозные компетенции. И поскольку российская система образования также ориентирована на интеграцию в образовательное пространство ЕС, педагогам образовательных учреждений всех типов на первом этапе самым тщательным образом следует разобраться в сущности основных понятий, являющихся ведущими в данной образовательной системе.
В методической литературе, как российской, так и зарубежной, существует множество определений понятия «компетенция», но остановимся на одном из них. Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях(1).
Рассмотрим основные составляющие понятия компетенции.
Знания, которые осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить.
Умение, которое предполагает целенаправленное выполнение действия, задания.
Отношение, под которым понимается отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере.
Опытом становится то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным и управленческим опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.
Следует обратить особое внимание на необходимость использования термина «компетенция», а не компетентность, поскольку предлагаемый подход основывается именно на компетенциях, понимаемых как совокупность знаний, умений, отношений и опыта, которые эффективно используются как в знакомых, так и новых трудовых ситуациях, а не на компетентности работника, понимаемой как адекватное поведение в организации. Различают три основных типа компетенций: 1.Профессиональные 2. Мобильные 3. Ключевые.
Так как рассматривается компетентностный подход в аспекте общеобразовательных дисциплин, более подробно рассматриваются мобильные и ключевые компетенции.
Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий.
Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся:
- грамота и счет;
- использование теоретических знаний в практических целях;
- умение учиться;
- умение осуществлять поиск и интерпретацию информации;
- умение сотрудничать и работать в команде;
- умение решать проблемы;
- ответственность за собственное обучение;
- коммуникативные умения;
- ответственность за качество труда и обучения;
- инициативность, творчество и т.д.
Здесь важно подчеркнуть, что данные компетенции актуально развивать не только в профессиональном курсе, но и общеобразовательном.
Обучение, основанное на компетенциях, понимается «обучения на определении, освоении и демонстрации знаний, умений, типов поведения и отношений, необходимых для конкретной трудовой деятельности»(2)
По оценкам учебных заведений, приступивших к реализации модульных программ, основанных на компетенциях, преимущества данных программ для учебного заведения очевидны. Но как показывает опыт, разработка и реализация компетентностного подхода представляет серьёзные трудности для преподавателей.
Как было сказано выше, основная идея модульного подхода заключается в предоставлении обучающемуся максимально широких возможностей обучаться. Такое обучение позволяет оптимально адаптироваться к реальной действительности во всем ее многообразии и целостности и применять на практике ключевые компетенции в многообразии социальных ситуаций. Реализация компетентностного подхода выдвигает серьёзные требования к методике обучения, которая должна из «обучения делать что-то» трансформироваться в «оказание помощи научиться что-то делать». В основе предполагаемой методики лежит обучение посредством деятельности. По моему мнению, использовать такой подход в преподавании общеобразовательных дисциплин просто необходимо, что бы не было разрыва между теорией и практикой, то есть преподавателям нужно научиться доверять обучающимся и позволять им учиться самим через собственную практику и ошибки. При организации учебного процесса необходимо обеспечивать интеграцию теории и практики. Способность «учиться тому, как учиться»
Означает формирование умений обучаться в рамках многообразных ситуаций и используя различные стили обучения. Другими словами, обучающиеся должны научиться осознавать, как они чему-то научились и как можно интенсифицировать собственное обучение.
Принципы методики обучения
- Весь учебный процесс должен быть ориентирован на достижение задач выраженных в форме компетенций, освоение, которых является результатом обучения.
- Формирование так называемой «области доверия» между обучающими и обучаемым
- Обучающиеся должны сознательно взять на себя ответственность за собственное обучение, что достигается созданием такой среды обучения, которая формирует эту ответственность. Для этого обучающиеся должны иметь возможность активно взаимодействовать.
- Обучающимся должна быть предоставлена возможность учиться поиску, обработке и использованию информации. Необходимо отказаться от практики «трансляции знаний».
- Обучающиеся должны иметь возможность практиковаться в освоенных компетенциях в максимально большом количестве реальных и имитационных контекстов.
- Обучающимся должна быть предоставлена возможность развивать компетенцию, которая получила название «учиться тому, как нужно учиться», то есть нести ответственность за собственное обучение.
- Индивидуализация обучения: предоставление каждому обучающемуся возможность осваивать компетенции в индивидуальном темпе
Всё вышесказанное представляет ту методическую, дидактическую, педагогическую и ценностную базу, на которой строится процесс обучения, основанный на компетентностном подходе. Эффективная организация учебного процесса должна:
- быть основана на потребностях обучающихся и учитывать их уровень;
- привлекать обучающихся к процессу принятия решений на всех уровнях процесса обучения;
- иметь практическую направленность и ориентироваться на решение проблем;
- быть основана на активных методах обучения и опыте;
- учитывать в процессе обучения задачи, которые ставят перед собой обучающиеся;
- использовать обсуждения и групповые формы работы для создания поддерживающей образовательной среды;
- показывать, где могут практически использованы приобретаемые умения и знания;
- использовать логику и последовательность заданий, обеспечивающую закрепление полученного нового опыта;
- обеспечивать возможность для поведения самооценки, использования полученных умений, а также обратную связь с преподавателем.
Список использованной литературы.
1.«Разработка модульных программ основанных на компетенциях» методическое пособие. Москва 2005 с.6
2. Глоссарий ЮНЕСКО, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/14/picture-175422-1358183096.jpg)
Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения
Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/20/picture-26682-1400606248.jpg)
Пищеварительная система. Технология модульного обучения
Технология индивидуального изучения позволяет учащимся самостоятельно в интересной поисковой форме изучить материал. Учитель на уроке является консультантом. Данную технологию целесообразно применять ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/25/picture-411169-1393306868.jpg)
Инновационные технологии. Система уроков (модульное обучение)
Модульное обучение отличается четко выстроенной системой преподавания. Мною разработана система уроков, которые помогут учителю освоить новый вид составления плана урока. То, что было трудн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-537567-1483956273.jpg)
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Строение и функции белков" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учубному материалу изучаемому по учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника "Обшая биология" 10-11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-537567-1483956273.jpg)
Модульное обучение на уроках биологии. Модульный урок "Митоз" 10 класс.
Данный модульный урок разработан к учебнику "Общая биология" 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пассечник....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/28/picture-606431-1430237359.jpg)
О модульной системе в обучении
Теоретические проблемы значения и важности данной формы обучения с примерам уроков....