Педагогические технологии в моей работе
статья

Ринчинова Мираида Валерьевна

Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:

  • Интерактивные технологии
  • информационно – коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие  технологии;
  • технологию критического мышления;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • коллективный способ обучения;
  • тестовые технологии;
  • исследовательский метод
  • технология проблемно-диалогического  обучения 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_tehnologii_v_moey_rabote.docx47.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Нижне-Иволгинская СОШ

Ринчинова Мираида Валерьевна, учитель биологии и химии

Педагогические технологии в моей работе

 (из опыта работы)

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы как истории планет

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее

Е.Евтушенко

Школа - это островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра так важен, как и мир знаний.  Вызвать интерес, увлечь идеей общего дела, думаю, можно через создание творческой атмосферы на уроке. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого нужно совмещать профессию учителя и волшебника. И в этом смысле мне повезло, я преподаю самые увлекательные, самые познавательные, самые необыкновенные в жизни предметы  - биологию и химию.

Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:

  • Интерактивные технологии
  • информационно – коммуникативные технологии;
  • здоровьесберегающие  технологии;
  • технологию критического мышления;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • коллективный способ обучения;
  • тестовые технологии;
  • исследовательский метод
  • технология проблемно-диалогического  обучения 

Современный уровень развития интерактивных технологий позволяет сделать урок биологии не только более интересным и информационно насыщенным, но и дает педагогу уникальную возможность формировать у школьников универсальные учебные умения и компетенции. В основном на уроках по анатомии и ботанике применяю интерактивные таблицы, задания, схемы и рисунки – упрощенный вариант интерактивных моделей. Интерактивные рисунки бывают нескольких типов:

1.        Интерактивные таблицы позволяет продемонстрировать особенности строения, функций, многообразие групп организмов с пошаговым открытием отдельных страниц.

2.        Интерактивные задания разработаны для закрепления пройденного материала и снабжены автоматической проверкой.

3.        Интерактивные схемы учащихся с учебными материалами позволяет акцентировать внимание школьников на определенном моменте изучаемого материала. Использую в основном при составлении опорных конспектов, при фронтальном опросе и самостоятельной работе по учебному материалу

4.        Интерактивные рисунки

•        с разными режимами работы (демонстрационными и текстовыми) направлены на облегчение понимания и запоминания новых терминов и понятий.

•        с разномасштабными элементами строения позволяют показать детальное строение биологического объекта. Например: на первом экране интерактивного рисунка «Внутреннее строение листа» показаны его основные части: кожица, мякоть и жилка. На втором рисунке изображено более детальное строение мякоти и жилки листа, а на третьем – продемонстрированы строение кожицы и устьиц. Использование нескольких масштабов одного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятие изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей.

•        с возможностью проигрывания анимации позволяет наглядно продемонстрировать не только строение части организма, но и динамические процессы, происходящие в них. Например, сокращение мышц, работы суставов, перенос пыльцы с тычинок на рыльце и др.

Таким образом, образовательные ресурсы, содержащие интерактивные объекты, наиболее привлекательны и перспективны для использования их в учебном процессе.

Я убеждена в том, что в основе любой деятельности лежит познавательный интерес ( технология обучения)– важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и является ценным мотивом учебной деятельности школьника. Активизирую познавательную деятельность ребят на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности,   содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ:

  • Схемы-опоры,
  •  таблицы,
  •  раздаточный материал,
  •  занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

   Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания

Среди форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги. Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и несложная форма подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии. Отличительная особенность презентации - это тезисность для преподавателя и наглядность для учащегося. В презентации могут быть показаны самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д В своей работе я использую различные электронные образовательные ресурсы:

 Использую ЭОР расположенные на сайтах

• Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР

http://www.school.edu.ru;

• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

www.scool-collection.edu.ru

• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

www.fcior.edu.ru

• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

www.window.edu.ru

• Федеральный портал.Российское образование

• http://eor.edu.ru.

позволяет применять на уроках индивидуальное обучение, дифференцировать задания, каждый ребёнок может работать в том ритме, который для него наиболее удобен. Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к самообучению и самовоспитанию. На сегодняшний день, когда даю темы рефератов к зачетам, ребята всегда выполняют и дополняют материал с презентациями своих выступлений, т.е. выделяют самые основные моменты. Например, в 11 классе при изучении тем « Происхождение жизни на Земле», « Жизнь в архейскую, протерозойскую, мезозойскую и.т.д.

В своей работе часто применяю технологию проектной деятельности. Я обратила внимание на то, чему способствует и что развивает проектная деятельность учащихся:

  • Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
  • Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
  • Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
  • Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
  • Стимулирует высокую мотивацию деятельности ученика на протяжении всего времени реализации учебного проекта.

В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть научно-исследовательские,  информационные, поисковые, творческие.

Проект – это «пять П» :Проблема –    Проектирование (планирование)    –    Поиск информации –    Продукт –  Презентация

Я на своих уроках стараюсь использовать проекты различной типологии.  Начиная с 5 класса, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят  по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними  на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам «Животные и растения Бурятии, в Красной книге», « Животный и растительный мир» и т.д. создавали памятки, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях: при пожаре, землетрясении, при отравлениях, повреждениях конечностей.

Из курса биологии хочу привести пример урока-конференции в 6 классе по теме « Значение растений в жизни человека» ,в 7 кл « Путешествие с кишечнополостными» где в основе лежит также проектная деятельность. Но на этих уроках я использовала не индивидуальную, а  групповую форму работы.  Класс делился на несколько групп: врачи, кулинары, садоводы, косметологи, фитодизайнеры., ученые и т.д. Каждая группа должна была выполнить проект об использовании растений в своей области. Например, группа врачей готовила подборку материала в виде брошюры по лекарственным   растениям, указав те заболевания, при которых эти растения используются, приложив рецепты народной медицины, фотографии растений.  Группа фитодизайнеров  готовила проект об использовании растений в эстетических целях, т.е. о декоративных и комнатных растениях. Ребята изготовили свою брошюру о правилах выращивания этих растений, условиях содержания, о грамотном составлении композиций из них, приложили  изображения  рассматриваемых растений. Остальные группы учащихся готовили аналогичные проекты по использованию растений в своей сфере. Конечно, это трудоемкая работа, требующая предварительной подготовки со стороны детей, со стороны учителя, т.к. мне приходилось корректировать текущую работу учеников.  Но в ходе такой творческой работы ребята учатся собирать факты, анализировать, обобщать их, у них развиваются коммуникативные умения, умение работать в группе. Очень интересны для учащихся мини-исследования, проводимые в курсе химии, такие как сравнение свойств различных синтетических моющих средств, свойства белков, обнаружение витаминов в различных пищевых продуктах. По биологии в 8 классе я проводила урок по теме «Витамины», в который включила элементы проектной деятельности. Я разработала небольшую практическую работу  «Определение витамина С в некоторых продуктах». По инструктивным картам учащиеся исследовали на содержание этого витамина  в соке лимона, капустном рассоле, компоте, яблочном соке. Выполнив этот небольшой исследовательский проект, они сделали вывод: витамин С содержится в свежих овощах и фруктах, его нет в тех продуктах, которые прошли термическую обработку. Такая деятельность с интересом воспринимается даже теми учениками,  у которых интерес к   биологии не очень высок. Подобные мини-проекты я даю и в качестве домашних заданий к уроку: например, исследовать свое самочувствие: подсчитать пульс до и после нагрузки, измерить артериальное давление, температуру тела.

Таким образом, в реализации проектной деятельности каждый  учащийся вовлечен в активную познавательную работу. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления ученика, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Чем мне нравятся групповые проекты, так это тем, что в них можно вовлечь учеников с разными учебными возможностями, среди которых есть хорошо подготовленные к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности и не очень готовые к такой работе, которые часто играют роль статистов. Мне, как учителю, важно подготовить каждого ребенка к посильной работе, поэтому приходится постоянно организовывать и направлять деятельность учеников. Я помогаю ребятам подобрать информацию, выбрать форму подачи материала, определить логику его изложения. Во время проведения урока-защиты проектов я сама обычно начинаю и заканчиваю урок, определяю очередность представления презентации, организую обратную связь с другими учащимися, т.е. являюсь координатором учебного процесса. Самостоятельность учащихся проявляется в отборе информации, выборе формы ее изложения (учитель лишь направляет), распределении ролей при подготовке проекта, представлении проекта..

 Эту же технологию использую в  организации исследовательской деятельности на основе краеведческой деятельности: «Добро делаем вместе», «Экологический анализ флоры высших растений Нижне - Иволгинской долины», «Проблемы экологии», « Птицы Иволгинской долины», «Эволюция человека», по теме «Вирусы». Ребята подготовили  интересные проекты « Наш пришкольный участок»,  « Оформление фасада школы», « Девушки, женщины - жемчужины вселенной» и т.д. На современном этапе развития школьного образования необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся – заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости – опираясь  на субъект - субъектную основу взаимодействия, когда ребёнок не объект, которому взрослые (учителя и родители) передают «багаж знаний», а субъект, активно познающий мир и преобразующий его.

Помощь в решении этой проблем может оказать применение в практике работы учителя технологии развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода.

«Критическое мышление»  - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.

«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.

При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р). Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
Есть четкий  технологический  алгоритм  урока.  А    приемы, которые  можно использовать, для того чтобы  реализовать данную  технологию различны.
Технологическая карта урока по технологии  РКМ 

Стадии (фазы)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

I. Вызов

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы

Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её  изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

  •   Интрига
  •   Корзина  идей
  • Рассказ-предположение по ключевым словам.
  • Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы.
  • Верные и неверные утверждения.
  • Перепутанные логические цепочки.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах

II. Осмысление содержания

Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”

Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации

Методы активного чтения: маркировка:

“V” - известная информация

 “-” противоречит моим первоначальным представлениям;

“?” - непонятная информация;

“+” – новая информация

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

III.

Рефлексия

Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания

Учащиеся соотносят: новую информацию  со старой при этом , используют знания, полученные на стадии осмысления

1.Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

 3. Ответы на поставленные вопросы.

  4.Организация круглых столов и дискуссий.

  5.Написание творческих работ.

  6.  Исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах.

Применение информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся, эффективному усвоению учебного материала, развитию творческой активности и самостоятельности, познавательного интереса, формированию целостной системы знаний, помогает увеличивать темп работы на уроках без ущерба для усвоения знаний. Использование ИКТ положительно сказывается как на качестве обучения, так и на организацию учебного процесса.

Особенности деятельности  учащихся – обучение в малых группах сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея – сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный. Здесь хочется отметить, что биология, как учебный предмет, имеет такое разнообразие подходов к природным данным ученика – это и проведение наблюдений, опытов, написание стихов, сказок, рисование плакатов, решение логических задач, и другие. Наш учебный предмет обладает и этим чудесным свойством – не только на уроке, но и дома разнообразить виды деятельности учащихся: дать возможность выбрать то, что хочется, помня, что от природы все дети разные. Задания по выбору укрепят умение и желание самостоятельно выполнять учебные задачи. За годы работы подобран и составлен перечень индивидуальных заданий по выбору для каждого класса и темы уроков. В качестве примера приведу только один из вариантов: тема «Рыбы» - написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка»- написать сказку «Три желания золотой рыбки», при изучении темы « Простейшие»- также написать мини- сочинение «   Жила- была амеба …..». У некоторых учащихся раскрывается такая богатая фантазия!

При оценке качества обучения я использую тестовые технологии: особое внимание уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке собственной работы. Контроль  над  усвоением знаний происходит постоянно. Это и небольшие тестовые задания на 5-6 вопросов, « биологический диктант» и задания «закончи предложение», и упражнения на нахождение умышленных ошибок в тексте и другие. Поскольку содержащиеся в таких заданиях требования минимальны, то контроль становится посилен, опрос занимает немного времени, а эффективность его значительна, так как у детей практически не бывает неудовлетворительной отметки, что способствует повышению их самооценке. Осуществляется учениками и взаимоконтроль, и оценивание деятельности других участников образовательного процесса.  

Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет  сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей.  Исследовательская деятельность основывается на жизненном опыте учащихся, наглядности, ситуации «успеха», её реализация в рамках некоторых разделов может быть осуществлена посредством лабораторных работ. Исследовательский подход способствует лучшему усвоению достаточно сложных экологических понятий, совершенствованию практических умений и навыков. Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные  работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на районном и республиканском уровнях. Неоднократно школьники становились призерами как районных,  республиканских и всероссийских  научно-практических конференций и конкурсов исследовательских работ: «Шаг в будущее», « Земля-наш общий дом», « Серебряная альфа», « Национальное Достояние России»,  и т.д.

Итак, использование педагогических технологий на уроках биологии и химии  способствуют формированию метапредметных универсальных учебных действий: личностные УДД (развитие познавательных интересов, развитие интеллектуальных умений, строить рассуждения, анализировать, сравнивать); регулятивные УДД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат); Познавательные УДД (происходит формирование научного мировоззрения при решении задач во взаимосвязи биологии с другими науками, умение осуществлять сравнение, производить поиск информации, анализировать); коммуникативные УДД (умение аргументировать свою точку зрения, понимать точку зрения другого

Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес у школьников к биологии ,экологии и химии.  Достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания .  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические технологии используемые в работе

В своей педагогической работе я применяю различные образовательные технологии....

Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы

В статье дан анализ современных педагогических  технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...

Педагогические технологии в моей работе

Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом. Важно, чтобы обозначенная проблема действител...

Педагогические технологии в моей работе

Использование современных педагогических технологий...

Методическая статья "Технологии в моей работе"

Методическая статья "Технологии в моей работе" дает описание работы учителя с технологиями...

ИКТ-технологии в моей работе

ИКТ-технологии, которые я активно использую при подготовке к уроку и в качестве дополнительного материаладля учеников и родителей:1) Виртуальная реальность, WEB-камеры2) Сайты для изучения Лексики...

Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»

Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...