Педагогические технологии в моей работе
статья
Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:
- Интерактивные технологии
- информационно – коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию критического мышления;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- коллективный способ обучения;
- тестовые технологии;
- исследовательский метод
- технология проблемно-диалогического обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_tehnologii_v_moey_rabote.docx | 47.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии в моей работе
(из опыта работы)
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее
Е.Евтушенко
Школа - это островок радости, где каждый ребенок уникален и неповторим, где мир добра так важен, как и мир знаний. Вызвать интерес, увлечь идеей общего дела, думаю, можно через создание творческой атмосферы на уроке. Главное для меня, чтобы пробудившийся интерес не угасал, а для этого нужно совмещать профессию учителя и волшебника. И в этом смысле мне повезло, я преподаю самые увлекательные, самые познавательные, самые необыкновенные в жизни предметы - биологию и химию.
Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать монотонности процесса обучения, профессионального общения с учениками, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Успешно применяю в практической профессиональной деятельности следующие технологии:
- Интерактивные технологии
- информационно – коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологию критического мышления;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- коллективный способ обучения;
- тестовые технологии;
- исследовательский метод
- технология проблемно-диалогического обучения
Современный уровень развития интерактивных технологий позволяет сделать урок биологии не только более интересным и информационно насыщенным, но и дает педагогу уникальную возможность формировать у школьников универсальные учебные умения и компетенции. В основном на уроках по анатомии и ботанике применяю интерактивные таблицы, задания, схемы и рисунки – упрощенный вариант интерактивных моделей. Интерактивные рисунки бывают нескольких типов:
1. Интерактивные таблицы позволяет продемонстрировать особенности строения, функций, многообразие групп организмов с пошаговым открытием отдельных страниц.
2. Интерактивные задания разработаны для закрепления пройденного материала и снабжены автоматической проверкой.
3. Интерактивные схемы учащихся с учебными материалами позволяет акцентировать внимание школьников на определенном моменте изучаемого материала. Использую в основном при составлении опорных конспектов, при фронтальном опросе и самостоятельной работе по учебному материалу
4. Интерактивные рисунки
• с разными режимами работы (демонстрационными и текстовыми) направлены на облегчение понимания и запоминания новых терминов и понятий.
• с разномасштабными элементами строения позволяют показать детальное строение биологического объекта. Например: на первом экране интерактивного рисунка «Внутреннее строение листа» показаны его основные части: кожица, мякоть и жилка. На втором рисунке изображено более детальное строение мякоти и жилки листа, а на третьем – продемонстрированы строение кожицы и устьиц. Использование нескольких масштабов одного рисунка позволяет сформировать у школьников целостное восприятие изучаемого объекта, помогает понять соотношение его составных частей.
• с возможностью проигрывания анимации позволяет наглядно продемонстрировать не только строение части организма, но и динамические процессы, происходящие в них. Например, сокращение мышц, работы суставов, перенос пыльцы с тычинок на рыльце и др.
Таким образом, образовательные ресурсы, содержащие интерактивные объекты, наиболее привлекательны и перспективны для использования их в учебном процессе.
Я убеждена в том, что в основе любой деятельности лежит познавательный интерес ( технология обучения)– важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и является ценным мотивом учебной деятельности школьника. Активизирую познавательную деятельность ребят на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ:
- Схемы-опоры,
- таблицы,
- раздаточный материал,
- занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу. В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.
Каждый успех делаю достоянием всего класса. Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания
Среди форм подачи материала учителем на уроке с использованием компьютерных технологий можно выделить следующие: это презентация, электронные учебники, виртуальные практические и лабораторные работы, тесты, тренинги. Я считаю, что презентация с включением дополняющих технологий – самая удобная и несложная форма подачи материала для преподавателя при проведении урока биологии. Отличительная особенность презентации - это тезисность для преподавателя и наглядность для учащегося. В презентации могут быть показаны самые важные моменты темы: эффектные превращения в форме мультипликации, схемы, таблицы, цитаты, графики, портреты ученых т.д В своей работе я использую различные электронные образовательные ресурсы:
⎫ Использую ЭОР расположенные на сайтах
• Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Коллекция ЦОР
http://www.school.edu.ru;
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
• Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
• Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
www.window.edu.ru
• Федеральный портал.Российское образование
• http://eor.edu.ru.
позволяет применять на уроках индивидуальное обучение, дифференцировать задания, каждый ребёнок может работать в том ритме, который для него наиболее удобен. Интерес к чтению дополнительной литературы, посещению библиотек у массового ученика не наблюдается, а отсюда, выполнение домашнего задания оставляет желать лучшего. На уроке с использованием компьютера учащиеся больше стимулируются к усидчивости и вниманию. При работе на компьютере развиваются все виды памяти. Компьютер приучает учащегося к самообучению и самовоспитанию. На сегодняшний день, когда даю темы рефератов к зачетам, ребята всегда выполняют и дополняют материал с презентациями своих выступлений, т.е. выделяют самые основные моменты. Например, в 11 классе при изучении тем « Происхождение жизни на Земле», « Жизнь в архейскую, протерозойскую, мезозойскую и.т.д.
В своей работе часто применяю технологию проектной деятельности. Я обратила внимание на то, чему способствует и что развивает проектная деятельность учащихся:
- Способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам.
- Вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы учащихся.
- Формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач.
- Развивает личностные качества ученика, побуждает находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях.
- Стимулирует высокую мотивацию деятельности ученика на протяжении всего времени реализации учебного проекта.
В своей работе я стараюсь использовать проекты различной типологии. Это могут быть научно-исследовательские, информационные, поисковые, творческие.
Проект – это «пять П» :Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация
Я на своих уроках стараюсь использовать проекты различной типологии. Начиная с 5 класса, я включаю ребят в проектную деятельность. Конечно, в силу возраста, здесь более уместны информационные проекты, когда ученики готовят по определенному плану сообщения, а затем выступают с ними на уроке. Ребята с интересом подбирали материал по темам «Животные и растения Бурятии, в Красной книге», « Животный и растительный мир» и т.д. создавали памятки, как нужно действовать в чрезвычайных ситуациях: при пожаре, землетрясении, при отравлениях, повреждениях конечностей.
Из курса биологии хочу привести пример урока-конференции в 6 классе по теме « Значение растений в жизни человека» ,в 7 кл « Путешествие с кишечнополостными» где в основе лежит также проектная деятельность. Но на этих уроках я использовала не индивидуальную, а групповую форму работы. Класс делился на несколько групп: врачи, кулинары, садоводы, косметологи, фитодизайнеры., ученые и т.д. Каждая группа должна была выполнить проект об использовании растений в своей области. Например, группа врачей готовила подборку материала в виде брошюры по лекарственным растениям, указав те заболевания, при которых эти растения используются, приложив рецепты народной медицины, фотографии растений. Группа фитодизайнеров готовила проект об использовании растений в эстетических целях, т.е. о декоративных и комнатных растениях. Ребята изготовили свою брошюру о правилах выращивания этих растений, условиях содержания, о грамотном составлении композиций из них, приложили изображения рассматриваемых растений. Остальные группы учащихся готовили аналогичные проекты по использованию растений в своей сфере. Конечно, это трудоемкая работа, требующая предварительной подготовки со стороны детей, со стороны учителя, т.к. мне приходилось корректировать текущую работу учеников. Но в ходе такой творческой работы ребята учатся собирать факты, анализировать, обобщать их, у них развиваются коммуникативные умения, умение работать в группе. Очень интересны для учащихся мини-исследования, проводимые в курсе химии, такие как сравнение свойств различных синтетических моющих средств, свойства белков, обнаружение витаминов в различных пищевых продуктах. По биологии в 8 классе я проводила урок по теме «Витамины», в который включила элементы проектной деятельности. Я разработала небольшую практическую работу «Определение витамина С в некоторых продуктах». По инструктивным картам учащиеся исследовали на содержание этого витамина в соке лимона, капустном рассоле, компоте, яблочном соке. Выполнив этот небольшой исследовательский проект, они сделали вывод: витамин С содержится в свежих овощах и фруктах, его нет в тех продуктах, которые прошли термическую обработку. Такая деятельность с интересом воспринимается даже теми учениками, у которых интерес к биологии не очень высок. Подобные мини-проекты я даю и в качестве домашних заданий к уроку: например, исследовать свое самочувствие: подсчитать пульс до и после нагрузки, измерить артериальное давление, температуру тела.
Таким образом, в реализации проектной деятельности каждый учащийся вовлечен в активную познавательную работу. В основе метода проектов лежит развитие критического мышления ученика, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Чем мне нравятся групповые проекты, так это тем, что в них можно вовлечь учеников с разными учебными возможностями, среди которых есть хорошо подготовленные к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности и не очень готовые к такой работе, которые часто играют роль статистов. Мне, как учителю, важно подготовить каждого ребенка к посильной работе, поэтому приходится постоянно организовывать и направлять деятельность учеников. Я помогаю ребятам подобрать информацию, выбрать форму подачи материала, определить логику его изложения. Во время проведения урока-защиты проектов я сама обычно начинаю и заканчиваю урок, определяю очередность представления презентации, организую обратную связь с другими учащимися, т.е. являюсь координатором учебного процесса. Самостоятельность учащихся проявляется в отборе информации, выборе формы ее изложения (учитель лишь направляет), распределении ролей при подготовке проекта, представлении проекта..
Эту же технологию использую в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой деятельности: «Добро делаем вместе», «Экологический анализ флоры высших растений Нижне - Иволгинской долины», «Проблемы экологии», « Птицы Иволгинской долины», «Эволюция человека», по теме «Вирусы». Ребята подготовили интересные проекты « Наш пришкольный участок», « Оформление фасада школы», « Девушки, женщины - жемчужины вселенной» и т.д. На современном этапе развития школьного образования необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся – заинтересовать ученика, зажечь в нём искру любопытства, поддержать огонёк увлечённости – опираясь на субъект - субъектную основу взаимодействия, когда ребёнок не объект, которому взрослые (учителя и родители) передают «багаж знаний», а субъект, активно познающий мир и преобразующий его.
Помощь в решении этой проблем может оказать применение в практике работы учителя технологии развития критического мышления, которая позволяет обеспечить развитие критического мышления учащихся посредством интерактивного включения их в образовательный процесс. Под критическим мышлением понимают проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.
Критическое мышление» - обозначение некоторого педагогического подхода.
«Критическое мышление» - новый взгляд на урок, это технология дает освоение нового способа познания нового.
«Критическое мышление» можно отнести к инновационным технологиям, так как она соответствует основным параметрам инновационного обучения.
При организации урока с применением этой технологии необходимо помнить, что она базируется на модели из трёх стадий: вызов, осмысление, рефлексия («В-О-Р). Базовая модель (вызов-осмысление-рефлексия) задает логику построения занятия, последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов.
Есть четкий технологический алгоритм урока. А приемы, которые можно использовать, для того чтобы реализовать данную технологию различны. Технологическая карта урока по технологии РКМ
Стадии (фазы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приёмы и методы | |
I. Вызов | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы | Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения, задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ |
| |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах | ||||
II. Осмысление содержания | Организация работы с текстом. Сохранение интереса к теме, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому” | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: маркировка: “V” - известная информация “-” противоречит моим первоначальным представлениям; “?” - непонятная информация; “+” – новая информация | |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах. | ||||
III. Рефлексия | Учителю следует вернуть учащихся к первоначальным записям -предположениям внести изменения, дополнения, дать творческие задания | Учащиеся соотносят: новую информацию со старой при этом , используют знания, полученные на стадии осмысления | 1.Заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственной связи между блоками информации. 2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. 3. Ответы на поставленные вопросы. 4.Организация круглых столов и дискуссий. 5.Написание творческих работ. 6. Исследования по отдельным вопросам темы. | |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведётся индивидуально – в парах – в группах. |
Применение информационных технологий способствует повышению мотивации учащихся, эффективному усвоению учебного материала, развитию творческой активности и самостоятельности, познавательного интереса, формированию целостной системы знаний, помогает увеличивать темп работы на уроках без ущерба для усвоения знаний. Использование ИКТ положительно сказывается как на качестве обучения, так и на организацию учебного процесса.
Особенности деятельности учащихся – обучение в малых группах сотрудничества стимулирует учащихся. Но главная идея – сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный. Здесь хочется отметить, что биология, как учебный предмет, имеет такое разнообразие подходов к природным данным ученика – это и проведение наблюдений, опытов, написание стихов, сказок, рисование плакатов, решение логических задач, и другие. Наш учебный предмет обладает и этим чудесным свойством – не только на уроке, но и дома разнообразить виды деятельности учащихся: дать возможность выбрать то, что хочется, помня, что от природы все дети разные. Задания по выбору укрепят умение и желание самостоятельно выполнять учебные задачи. За годы работы подобран и составлен перечень индивидуальных заданий по выбору для каждого класса и темы уроков. В качестве примера приведу только один из вариантов: тема «Рыбы» - написать рассказ «О чем поведала золотая рыбка»- написать сказку «Три желания золотой рыбки», при изучении темы « Простейшие»- также написать мини- сочинение « Жила- была амеба …..». У некоторых учащихся раскрывается такая богатая фантазия!
При оценке качества обучения я использую тестовые технологии: особое внимание уделяется развитию у детей способности к самостоятельной оценке собственной работы. Контроль над усвоением знаний происходит постоянно. Это и небольшие тестовые задания на 5-6 вопросов, « биологический диктант» и задания «закончи предложение», и упражнения на нахождение умышленных ошибок в тексте и другие. Поскольку содержащиеся в таких заданиях требования минимальны, то контроль становится посилен, опрос занимает немного времени, а эффективность его значительна, так как у детей практически не бывает неудовлетворительной отметки, что способствует повышению их самооценке. Осуществляется учениками и взаимоконтроль, и оценивание деятельности других участников образовательного процесса.
Современная концепция модернизации образования определяет переход к организации учебного процесса в рамках развивающего обучения, учитель должен обеспечивать внутреннее принятие учащимися большого объема материала. Исследовательский подход в обучении дает возможность самостоятельного поиска расширения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении его образовательных целей. Исследовательская деятельность основывается на жизненном опыте учащихся, наглядности, ситуации «успеха», её реализация в рамках некоторых разделов может быть осуществлена посредством лабораторных работ. Исследовательский подход способствует лучшему усвоению достаточно сложных экологических понятий, совершенствованию практических умений и навыков. Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на районном и республиканском уровнях. Неоднократно школьники становились призерами как районных, республиканских и всероссийских научно-практических конференций и конкурсов исследовательских работ: «Шаг в будущее», « Земля-наш общий дом», « Серебряная альфа», « Национальное Достояние России», и т.д.
Итак, использование педагогических технологий на уроках биологии и химии способствуют формированию метапредметных универсальных учебных действий: личностные УДД (развитие познавательных интересов, развитие интеллектуальных умений, строить рассуждения, анализировать, сравнивать); регулятивные УДД (умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат); Познавательные УДД (происходит формирование научного мировоззрения при решении задач во взаимосвязи биологии с другими науками, умение осуществлять сравнение, производить поиск информации, анализировать); коммуникативные УДД (умение аргументировать свою точку зрения, понимать точку зрения другого
Все эти образовательные технологии, в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес у школьников к биологии ,экологии и химии. Достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии используемые в работе
В своей педагогической работе я применяю различные образовательные технологии....
Педагогические технологии в моей работе В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание по ФГОС. Статья насы
В статье дан анализ современных педагогических технологий, используемых учителем. Раскрыты проблемы поиска форм работы. Актуальность статьи продиктована необходимостью перехода на преподавание п...
Педагогические технологии в моей работе
Каждый педагог в процессе своей работы сталкивается с различными проблемами, решением которых и занимается впоследствии, если считает себя профессионалом. Важно, чтобы обозначенная проблема действител...
Педагогические технологии в моей работе
Использование современных педагогических технологий...
Методическая статья "Технологии в моей работе"
Методическая статья "Технологии в моей работе" дает описание работы учителя с технологиями...
ИКТ-технологии в моей работе
ИКТ-технологии, которые я активно использую при подготовке к уроку и в качестве дополнительного материаладля учеников и родителей:1) Виртуальная реальность, WEB-камеры2) Сайты для изучения Лексики...
Доклад «Формирование функциональной грамотности через применение разных педагогических технологий и форм работы на уроках технологии»
Предмет “Технология” - особенный. Он формирует у детей широкий кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями, помогает сориентироваться в мире профессий. На уроках техноло...