Использование современных педагогических технологий
статья

Тимофеева Наталья Ивановна

Использование современных педагогических технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_pedagogicheskih_tehnologiy.docx45.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование современных педагогических технологий

В основе личностно-ориентированного обучения  лежит дифференцированный подход к каждому ученику, что объясняет наличие разноуровневых заданий. По русскому языку стараюсь давать задания исследовательского характера, которые ориентируют учащихся на практическую самостоятельную деятельность.

По литературе задания должны иметь творческую направленность, чтобы развивать воображение, коммуникативную компетенцию учащихся. Систематическая работа в таком направлении результативна: учащиеся с удовольствием принимают участие в конкурсах сочинений, исследовательских работах, создавая авторские произведения.

Свою задачу словесника вижу не только в том, чтобы сформировать литературоведческие умения, а в том, чтобы сегодня через классическую литературу ввести детей в мир достоверной жизни. Нацеливаю детей на то, чтобы литературу, изучаемую в школе, они рассматривали  как учебник жизни. Поэтому считаю, что задача преподавателя литературы – вызвать у учеников интерес к  участию, сопереживанию, то есть особого рода воображению, позволяющему разделить с героем любое чувство. Читателю предлагается мысленно представить себя в  тех обстоятельствах, в которые поставил писатель героев, начать жить в этих обстоятельствах и смотреть на мир, на поступки и взаимоотношения с людьми с той точки зрения, к которой вынуждает авторская  позиция. Читая отдельные эпизоды книги, выделяю нравственный аспект их рассмотрения, актуальный для читателей в данное время. Например,  при изучении «Капитанской дочки» А.С. Пушкина выделяю такой аспект как милосердие, прощение.  Путем продуманных вопросов вовлекаю учащихся в жизненные ситуации, изображенные в произведениях, опираясь при этом на личностное отношение учеников к проблеме. То есть один из основных методов, используемых мною на уроках литературы, - учебный диалог, который относится к технологиям личностно - ориентированного образования. Учебный диалог обеспечивает субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности, освоение культурных и социально значимых ценностей. Общение организуется как обмен личным опытом учителя и ученика. Уважительно относясь к любому мнению учащихся, стараюсь все же донести до них общепринятые социокультурные образцы. В процессе учебного диалога учащиеся овладевают опытом эмоционально-ценностного отношения к художественному произведению, опытом общения и взаимодействия. Такая обучающая среда является развивающей. Обращаясь к эпиграфу произведения  «Береги честь смолоду», говорим о поведении Петруши Гринева в непростых жизненных ситуациях, когда он должен сделать выбор. Всегда интересуюсь мнением учащихся, как бы они поступили в данной ситуации. Анализируя образ героя в  творчестве того или иного писателя, всегда останавливаю внимание ребят на том, что все персонажи стоят перед необходимостью делать свой жизненный выбор, не случайно они поступают именно так, а не иначе.

Таким образом, читая с детьми  художественную литературу, учу их разбираться в людях, отличать существенное от второстепенного, устанавливать связи между психологией и поведением персонажа. Стараюсь выяснять личное отношение собеседника к той или иной проблеме. Все перечисленное мною можно назвать жизненной моделью чтения, максимально приближенной к потребностям растущего человека, к сегодняшним задачам духовно-нравственного воспитания и отвечающей образной природе искусства слова.

Учитель сегодня не только учит, но и помогает овладеть способами, как ребенку учиться. Это задача технологий личностно-ориентированного образования, где ребенок рассматривается как уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств, открыта для понимания смысла деятельности и восприятия нового опыта, способна осознавать жизненные явления и процессы и ответственно выбирать правильное решение в различных ситуациях. В отличие от простой передачи ученику знаний и социальных норм в традиционных технологиях  в личностно-ориентированных технологиях главное для учителя – осознавать ценность развития ребенка, а для обучаемых – развивать перечисленные качества.

Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление.

К личностно-ориентированным технологиям относится метод проектов, который имеет длительную историю развития в мировой и отечественной педагогике. В России С.Т. Шацкий в 1905 году первым реализовал педагогические идеи, связанные с именами Дж. Дьюи, Килпатрика.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.  

Современный урок должен быть развивающим и воспитывающим, активизирующим мышление учащихся. Основным направлением реализации принципа развивающего обучения считается проблемное обучение, поэтому на уроках с использованием этой технологии для эффективного формирования познавательных мотивов учащихся обязательно ставлю задачи проблемного характера. Для поиска способов решения проблем учащиеся вырабатывают определённый алгоритм, который помогает им успешно решить поставленную задачу. На занятии  деятельность учителя и учащихся прослеживается через такие шаги: определение нового, конструирование проблемной ситуации, планирование действий, планирование решений. Урок начинается с мобилизации учащихся, для этого вместе определяем цели урока. Затем появляются задачи: докажите, придумайте… От учащихся требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы её решения. Они предлагают свои версии, из которых выбираем правильную.  Например, при изучении новой орфограммы на уроках русского языка учащиеся часто решают проблемные задачи, приходя самостоятельно к формулировке орфографического правила.  

Одной из главнейших задач учителя русского языка является формирование у учащихся речевых и правописных умений и навыков.

Орфографические навыки приобретаются годами, из урока в урок, поэтому очень важно, какие используются приемы и методы. Введение таких понятий, как орфограмма, тип, вид орфограммы, условия выбора написания, опознавательные признаки, а также введение письменных (графических) обозначений требуют новых методических поисков и решений.

Работа над орфограммой включает в себя несколько этапов:

  1. Подготовка к изучению правила, т. е. создание такой проблемной  ситуации, которая убедила бы учащегося в необходимости знания правила, показала бы, что оно помогает определить выбор верного написания. (Например, поласкать или полоскать?)
  1. Объяснение орфографического правила: сосредоточение внимания школьников на условиях выбора правильного написания. (Лексическое значение, сильная позиция)
  1. Введение графических обозначений, фиксирующих то, от чего зависит правописание орфограммы. (Корень, ударение, зависимое слово)
  1. Знакомство с опознавательными признаками, сигналами, по которым учащиеся определят орфограмму на слух, найдут ее в письменном тексте. (Поласкать собаку – ласка, полоскать бельё - полощет)
  1. Выполнение упражнений, формирующих орфографические умения.

С введением понятия “орфограмма” внимание учащегося при объяснении нового орфографического правила сосредоточиваются на условиях выбора. Поиск того, от чего зависит выбор, должен стать привычным. Правило обретает вид доказательства, рассуждения.  

Сосредоточить внимание учащегося на условиях выбора помогают графические обозначения, которые иллюстрируют правило.

Затем, особенно на уроках-закреплениях, использую орфографические пятиминутки. Повторение орфограмм можно проводить в виде игр «Путешествие в страну грамотности», «Покорение вершины Орфографии».

Так, из урока в урок, формируется понятие об орфограмме, которое складывается из умений найти орфограммы в тексте и на слух, определить вид орфограммы для конкретной морфемы, правильно решить вопрос о выборе буквы на основе конкретного языкового признака. Каждый учитель знает, как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным. Правда, не всегда это удаётся, потому что  трудно решить те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей.

Особое место в исследованиях по педагогике школы занимает проблема формирования познавательной самостоятельности, которая позволяет избежать стереотипного, линейного мышления, побуждает учащихся к поисковой исследовательской деятельности, вырабатывает стремление к нахождению альтернатив.

Актуальность темы обусловлена возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно - коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным в современном обществе, ребёнку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, разрешая те или иные проблемы.

В словосочетании проблемное обучение: проблемное означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопросы для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Для того чтобы появилась на уроке проблемная ситуация, нужно применить тот или иной методический приём. Например:

Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения

Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос

Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций

Делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

При этом учебные действия учащихся в ходе проблемного обучения будут носить поисковый характер, у школьников начнёт формироваться  нестандартное мышление. Наиболее эффективным способом для усвоения глубоких, прочных знаний выступает сочетание различных видов и форм самостоятельных работ. (Как на этапе усвоения новых знаний, так и на этапе овладения способами деятельности). В ходе их выполнения создаются ситуации, максимально стимулирующие активность и самостоятельность учащихся. При этом деятельность школьников представляет собой процесс самостоятельного «открытия» сущности изучаемых предметов. Важнейшим компонентом в содержании проблемного обучения выступает учебно-проблемная задача. При столкновении с трудностью, с неизвестным ученик осознаёт недостаточность имеющихся у него знаний для разрешения поставленной проблемы. Он испытывает состояние интеллектуального затруднения. У школьников возникает стремление найти неизвестное, что побуждает его к активной, самостоятельной поисковой деятельности.

Следует отметить, что только на базе активного взаимодействия субъекта и объекта познавательного процесса создаётся проблемная ситуация.

Одним из направлений осуществления проблемности в обучении является эксперимент. Его можно использовать как средство организации эвристической деятельности учащихся. При этом ученик становится в позицию исследователя: выдвигает гипотезы, привлекает теоретический материал, составляет план проверки гипотезы, самостоятельно формулирует выводы. Как показывает практика, средством преобразований знаний в убеждения является проблемный вопрос. Он может выступать в качестве самостоятельной формы мысли, в виде отдельного проблемного высказывания, требующего ответа. Таким образом, проблемность в обучении ориентирована на развитие критического мышления, на активизацию мыслительной действительности учащихся, формирование у них нестандартных подходов к решению проблем.

Но умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и для развития нужно подбирать специальные упражнения, начиная с младших классов, где большое внимание уделяется орфографическим навыкам.

При знакомстве с темой «Правописание корней – лаг- и –лож-» в 5 классе дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и два словосочетания на новое правило.  Проверяется написанное. А дальше диалог:

  •  Какое было задание? (вставить пропущенную букву)
  •  Какое правило применяли? (безударная гласная в корне)
  •  Все слова смогли проверить? (нет)
  •  Почему? (правило не подошло)
  •  А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше разбор по составу)
  •  Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях – лаг -, -лож-)
  •  Найдите существенный признак, определяющий условия написания (идут гипотезы детей – согласные Г и Ж; наличие и отсутствие суффикса –а- и др.)
  •  Сделайте вывод - сформулируйте правило.
  •  Сравните свой вывод с тем, что предлагает учебник. А в учебнике правило дает не все признаки.  А где правило звучит более четко: в учебнике или в вашем определении?

Затем идет закрепление материала, обязательно задание под диктовку, чтобы отработать графическое выделение орфограммы.

Применяя технологию проблемного обучения при изучении темы «Имя существительное как часть речи» в шестом классе, даю задание: назвать постоянные и непостоянные признаки имени существительного. Учащиеся, часто не задумываясь, относят род к непостоянным признакам. Говорят: «Существительные изменяются по родам, числам и падежам». Чтобы учащиеся осознали свою ошибку, нужно поставить перед ним исследовательскую задачу: возьмите любое слово, обозначающее предмет, и измените по родам, числам, падежам. Например: парта. Ответ учащихся будет таким: она - парта, он - … ? Детям становится смешно, они понимают допущенную им ошибку, делают для себя маленькое открытие и формулируют правило самостоятельно: имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду. Это их постоянный признак.

Интересны для детей решения   лингвистических  задач, в  которых нужно  объяснить  какую-то проблемную ситуацию. В ходе таких  рассказов, содержащих ответ на проблемный вопрос,  выясняется, что повышается не только уровень орфографической грамотности, но и пополняется лексический запас слов, расширяется  кругозор учащихся.

В результате таких занятий  обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика, развивается  личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам.

Проблемное обучение создает наиболее благоприятные условия  для формирования таких необходимых современному человеку качеств, как  творческая активность, самостоятельность.

Таким образом, я стараюсь строить преподавание на мотивационной основе – при постоянном поиске ответа на вопрос, как вызвать у учеников желание писать и говорить на родном языке, стимулировать интерес к совместной деятельности. Мною ведётся постоянная целенаправленная работа по развитию у учащихся предметных знаний, умений, способов деятельности, повышению мотивации к учёбе. Результатом является позитивная динамика учебных достижений учащихся, выявленная при итоговой аттестации. Очень большую роль в формировании познавательной мотивации играют задания творческого характера, поэтому на уроках русского языка и литературы  применяю технологию составления опорных конспектов.  Работа по опорным конспектам должна проводиться в течение всех занятий изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его.

На определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить устно представленный им материал. Такое построение учебной деятельности способствует тому, что учащийся многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на изучаемую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает логическое мышление.

Объяснение нового материала с помощью опорного конспекта может происходить в несколько этапов:

1 этап - начальный

Введение нового материала.

На доске, кроме содержания опорного конспекта, изображены дополнительные рисунки и схемы, при помощи которых преподаватель иллюстрирует свой рассказ и обязательно поддерживает обратную связь с учащимися, которые получают задание найти ответ на предложенную проблему. Главное в процессе изложения нового материала - добиться, чтобы каждый разобрался в любой части конспекта.

2 этап – основной

По ходу урока учащиеся слушают объяснения преподавателя и параллельно заполняют недостающие фрагменты опорного конспекта. Вместо учителя может объяснять сильный ученик.

3 этап – завершающий

Повторение нового материала уже по заполненному и составленному опорному конспекту.  При этом закрепляются теоретические знания, расширяется и обогащается активный словарь научных терминов.

4 этап – итоговый. Зачёт

Учащимся предлагается ответить на вопросы по всем пройденным темам, используя опорные конспекты.

5 этап – самостоятельная работа в любое время над опорным конспектом.

Вывод: работа по опорным конспектам активно стимулирует учащегося  к образовательной деятельности, обеспечивает ему возможность самообразования, в ходе овладения знаниями. Опорные конспекты служат дидактическим средством осуществления обратной связи при проверке знаний учащихся, упрощают и ускоряют процесс подготовки детей к занятию, учат творчеству.

Например, при изучении главных и второстепенных членов предложения в 5-ом классе  учитель предлагает учащимся новый материал оформить в виде таблицы. Учащиеся ищут ключевые слова к разделам каждой колонки таблицы. Затем по ходу объяснения нового материала заполняют её. Учитель проверяет полученный конспект, затем при тренировочных упражнениях дети пользуются своей таблицей. Для каждого ученика в любое время можно устроить зачёт и проверить, как он освоил темы. В случае затруднения учащийся может обратиться к своей схеме, которая у него всегда под рукой, и он может пользоваться ею в любое время. И такие схемы, таблицы, рисунки можно использовать на любом уроке. Воображение детей богато, и они творчески подходят к такому заданию. Например, на вопрос, что такое обращение, они рисуют лицо человечка, объясняя, что именно к нему мы чаще всего  обращаемся с речью. При изучении беглой гласной в суффиксе –ек букве е дети подрисовывают ножки, которые помогают ей «сбежать» от суффикса. Так, фантазируя и воображая, дети проявляют интерес к изучаемому, значит, есть гарантия, что оно оставит след в душе ребенка.

В старших классах на уроке литературы всегда остаётся проблема накопляемости оценок. Например, при изучении биографии писателя обычно получают оценки 2-3 человека, которые приготовили материал дома. Чтобы остальные учащиеся активно работали на уроке, даю такой опорный конспект: страницу тетради учащийся делит на две половины, где одну заполняет в классе по ходу объяснений выступающего, а вторую половину ученик дополняет дома по учебнику, дописывая те важные этапы биографии, о которых не было сказано в классе. На следующий урок запись можно проверить учителю, а можно спросить устно, акцентируя те моменты, о которых не было сказано в классе. При  подготовке к ЕГЭ пишем сочинение, тоже используя опорные конспекты.

Реализация данных задач и наличие эффективных форм работы приводят к успешности обучения русского языка и литературы.

На уроках обязательно применяю элементы здоровьесберегающей технологии. Это важнейшая составная часть рациональной организации урока, позволяющая повысить умственную работоспособность обучающихся, предупредить преждевременное наступление утомления: провожу физминутки (младшие классы), отслеживаю психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, чередую разные виды деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»

В XXI веке произошла  информатизация общества. Это  затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...

Методология использования современных педагогических технологий. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС

Современный урок как образовательная технология. Алгоритм современных педагогических технологий. Урок как основа реализации стандарта....

Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»

Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи:        - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...

Педагогический проект«Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся».

Разработка модели обучающей среды с применением проектных технологий. Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, ко...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...