« Приём концептуализации в при изучении литературы. Т.Толстая. «С чистого листа»
учебно-методический материал

Хочу рассказать о системе интенсивного изучения литературы с помощью приёма – КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. О концепте много сказано в литературоведческих монографиях М.Бахтина, Ю.Лотмана, но мне ближе определение концепта Д.С.Лихачёва. Предлагаю данный приём  использовать на уроке литературы.  Работа с рассказом Т.Толстой «С чистого листа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon t.tolstaya._s_chistogo_lista.doc22.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatki_dlya_roditeley.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей русского языка и литературы

« Приём концептуализации в

при изучении литературы.

Т.Толстая. «С чистого листа»

- Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю выступление, в котором хочу рассказать о системе интенсивного изучения литературы с помощью приёма – КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ. О концепте много сказано в литературоведческих монографиях М.Бахтина, Ю.Лотмана, но мне ближе определение концепта Д.С.Лихачёва.

- Сегодня мне хотелось бы показать, как данный приём можно использовать на уроке литературы. Вы  сегодня ученики, которые работают с рассказом Т.Толстой «С чистого листа».

- Прилагательное ЧИСТЫЙ. С какими существительными наиболее часто может употребляться данное прилагательное?

(учителя отвечают  из зала)

- У меня в руках чистый лист. Какой ещё он? (ответы из зала: стандартный, белый, легкий, прямоугольный, безупречный, незапятнанный, совершенный)

- А сейчас какой? (сминаю лист – мятый, но в нашем понимании чистый – гладкий, ровный)  (разрываю пополам – порванный, испорченный)

- Показываю другой лист. А этот лист какой? (красный, но он чистый тоже)

- Как это применить на практике. Такой метод можно использовать на уроке литературы, изучая, например, рассказ Татьяны Толстой «С чистого листа».

   Некто Игнатьев каждый день засыпает с одной мыслью – начать жизнь с чистого листа. С первых страниц мы узнаём, что в его жизни всё неблагополучно. Он болен душой. Болен его маленький сын, изнемождена болезнью сына его жена. Игнатьев ходит на какую – то работу, но она ему не нравится. Тоска повсюду ходит за героем, и мучительно где – то болит внутри живое.

   Однажды он признаётся другу: «Всё. Больше не могу. Дошёл до точки».  Он решает изменить всё. В его жизни появляется зыбкая, уклончивая Анастасия. Красным огнём горит ее платье. А во снах она является ему жарким, пылающим цветком.

- Можно ли назвать его отношения с Анастасией чистыми? Тогда появляется другое значение слова ЧИСТЫЙ, отражённое во всех толковых словарях (свободный от скверны, негреховный).

   Герой мучается между двумя женщинами (разорвать пополам лист).

   Именно по просьбе Анастасии Игнатьев сжигает чайного цвета рубашку, ту самую рубашку, которая досталась ему от отца, в которой он забирал сына из роддома.  Это не просто рубашка, это вещь, которая олицетворяет его связь с родом, с семьёй.

-  Ради чего человек может пойти на такое? (золотой, жёлтый лист)

   Как – то случай привёл его к одному человеку. Этот человек сделал операцию по удалению чего – то. Чего Толстая в рассказе не называет. И теперь у этого человека стол, пиджак, редкий коньяк в шкафу, золотое времяхранилище на руке и даже золотые авторучки.  Приняв решение, герой идёт к врачу.

- С каким листом у вас ассоциируется врач?  

   В рассказе Толстой другая ассоциация (чёрный лист). Потому что, когда врач поднимает глаза, Игнатьев с ужасом обнаруживает, что у него нет глаз, вместо них зияла бездна, а на голове у него шапочка в виде зиккурата. Возникает непредвиденная ассоциация: врач Иванов  с бородой – жрец,  а Игнатьев тот, кто добровольно приносит себя в жертву.

  До операции герой мечтал превратиться в бабочку, а было ли чудо. Герой открывает глаза, и мы видим, что он совсем другой.

  Волшебными ножницами я разрежу заколдованное кольцо и выйду за предел. Оковы  падут, сухой бумажный кокон лопнет. И изумленного синего, золотого чистейшего мира легчайшая резная бабочка  вспорхнёт охорашиваясь. 

   Таким Игнатьев был до того, как удалил то, что болит внутри. Таким он стал потом.

 В 7 части рассказа Толстая отказывается от зрительных образов и переходит на звуковые.

    Болезненный росточек, огарочек сын превращается недоноска, которого нужно сдать в интернат. Игнатьев превратился в чудовище.

- Почему? Что так повлияло на его преображение?

И прсутствующие определяют, что же он удалил. Игнатьеву удалили душу.

    Рассказ заканчивается тем, что герой заходит на почту и просит дать ему чистый лист. Чистый лист – это последнее словосочетание рассказа и его название. Значит, первое его словосочетание. Круг замкнулся.  И сверхзадача состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «А можно ли начать жизнь с чистого листа?»

   - В конце урока, на стадии рефлексии, я предлагаю изобразить потрет души. У всех он разный. Кто – то делает веер из бумаги разных цветов, кто разрывает лист пополам, а посредине помещает бабочку, Игнатьева. Ведь Игнатий в переводе «ещё не родившийся».

Ответы присутствующих на вопрос:

- А как вы бы ответили на этот вопрос.  

   Чистым листом мы приходим в этот мир, но жизнь вносит свои коррективы. Люди меняются, текут, как реки. Совершая ошибки, сбиваясь с пути, совершая предательства по отношению к близким, человек изменяет себя, свою душу, что приносит невыносимую боль. Но избавиться от этого нельзя, как нельзя избавиться от прошлого. И только сам человек может всё изменить. Выпрямить плечи, обрести внутреннее единство, и просто жить дальше. В этом проявляется наша сила и наша духовность.

- Чистый лист… На нём можно написать «Я помню чудное мгновенье…»; можно начертить нотный стан, а через какое – то время сыграть с листа «Лунную сонату»; можно вывести теорию относительности или систему химических элементов – и можно состряпать жалобу, гнусную анонимку, от которой вздрогнет и разорвётся хрупкое человеческое сердце.

 Чистый лист… Пока чистый. Но на нём обязательно появятся буквы, ноты, цифры. И главное не в том, что написано, а в том, кто писал и как писал: или человек с открытой душой, или существо, уже успевшее загубить душу.

Заканчиваю сове выступление отрывком из стихотворения:

«Нет, мы не рождаемся с душой:

Жизнью вырабатываем душу.

Этою поправкой небольшой

Вечную иллюзию разрушу,-

Страхом старины и новизны –

Вымыслу о бренности – не верьте:

Смертными на свет мы рождены,

Чтобы зарабатывать бессмертие.»

                            Аделина Адалис



Предварительный просмотр:

Памятки-советы для родителей учащихся

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Не жди, что твой ребёнок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребёнка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребёнке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребёнке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребёнка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё.

8. Ребёнок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нём творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребёнок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребёнка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребёнка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребёнок — это праздник, который пока с тобой. 

 

Я. Корчак. 

Советы родителям.    Что делать, если...

• ребенок левша* 

- «Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга».

- «Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным».

- «Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним».

- «Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны наказывая его».

- «Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство»;

• ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками

Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-3 человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями;

• ребенок плохо выполняет письменные работы

Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк;

• ребенок получил оценку «2», «3»

Не нервничайте сами и не нервируйте ребенка, а попытайтесь вместе (Вы, ребенок, учитель) отыскать объективные причины неудачи. Медлительность, невнимательность, неаккуратность являются частыми причинами первых неудач ребенка;

• ребенок не любит учиться

Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.

• ребенок заболел или пропустил занятия

а) позвоните родителям одноклассников и узнайте максимум информации о ходе учебного процесса (особенно в пропущенные дни);

б) подойдите к учителю после уроков и получите консультацию о том, на что нужно обратить внимание при выполнении домашнего задания в связи с пропуском учебных занятий.

Домашние задания – без проблем!

  •       Успехи в учебе зависят от многих важных моментов жизни ученика: полноценный сон, рациональное здоровое питание, позитивное отношение к окружающим людям, стремление к успеху, наличие жизненно важных целей. 
  •        Помните, что на выполнение домашних заданий не стоит тратить всю жизнь (есть ещё много чего интересного и увлекательного). Возьмите на заметку, что в начальных классах надо укладываться с домашней работой за 1 час.
  •         Каждые 45 минут не помешает отдохнуть: потанцевать, поваляться по полу, поупражняться с гантелями. Любящие родители могут поиграть с ребенком в игру "разожми кулачок", нарисовать в воздухе, следя глазами, (причем и одной и другой рукой) знак бесконечности, а ребенку назовите это "ленивой восьмеркой", а можно и цветы полить, и с собакой поиграть.
  •        Лучшее время для выполнения домашних заданий: с 15.00 до 18.00. Плотно пообедать надо не меньше, чем за час-полтора до этого, но и голодным садиться за уроки не стоит.
  •      С чего же начать? Убрать всё лишнее со стола! Если человек входит в работу легко, но быстро устаёт - начинать лучше с самых трудных заданий, если врабатывание растягивается, долго раскачивается - начинать лучше со средних заданий, потом уже переходить к сложным. А если совсем никак - надо начать с самых
  • простых, чтобы почувствовать успех от быстро и легко выполненного.
  •         Уважаемые родители, дедушки и бабушки! Помните! Домашнее задание задают вашему ребёнку! Помощь необходима только в том случае, если у ребенка есть некоторые сложности в развитии познавательных навыков. В этом случае неплохо ещё и посоветоваться со специалистом, чтобы не навредить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».

Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:1. приём «погружения» в текст художественного произведения;2. приём концептуализации на уроках литературы....

Мастер-класс С чистого листа…

Кластер как активный метод реализации деятельностного подхода в обучении....

Авторская позиция в рассказе Т. Толстой "Чистый лист" и Е. Долгопят "Два сюжета в жанре мелодрамы".

Презентация к элективному курсу "Формирование исследовательской позиции учащихся на материале современной прозы"...

С чистого листа (по рассказу К .Г. Паустовского "Телеграмма"

Цель урока:  развитие коммуникативной, социальной и информационной компетенции.Задачи:Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся;Формировать навыки  анализа рассказ...

С чистого листа (по рассказу К .Г. Паустовского "Телеграмма"

Цель урока:  развитие коммуникативной, социальной и информационной компетенции.Задачи:Создать условия для проявления познавательной активности обучающихся;Формировать навыки  анализа рассказ...