Мастер-класс: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».
материал по литературе на тему
Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:
1. приём «погружения» в текст художественного произведения;
2. приём концептуализации на уроках литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_na_uch_goda2013.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на «Учитель года- 2013» в Волгодонском районе Ростовской области .
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашего мастер-класса: « Приём концептуализации и приём погружения в текст художественного произведения на уроках литературы».
Слово - великое дело.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что Слово – это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова .Н.Гумилёв.
- Уважаемые коллеги, как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
- Ответ группы: О роли слова в жизни общества.
- Верно. Чтобы понять глубинное значение понятия «слово», мы используем два методических приёма:
1. приём «погружения» в текст художественного произведения;
2. приём концептуализации на уроках литературы.
- Итак, начнём с приёма «погружения» в текст . Для работы разобьёмся на группы. У вас на партах текст великого баснописца Древней Греции Эзопа с мудрой басней о роли языка в жизни человека. Задача : внимательно прочесть текст, ответить на вопросы: ( звучит текст в записи, музыка Др.Греции) Слайд: портрет Эзопа.
1 группа. Почему Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка нет ничего на свете?
Ответы: без языка нельзя работать согласованно, совместно с другими, невозможно созидание, общение, движение жизни к прогрессу.
2 группа: Почему Эзоп в другом случае утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете?
Ответы: язык может сделать людей врагами, привести к войне, к уничтожению жизни на земле. Язык может обманывать, хитрить, предавать, оскорблять, приносить горе.
Как понять это противоречие? От кого зависит, чем является язык: самым лучшим или самым худшим на свете?
Ответы групп: Человек выбирает сам , для чего ему будет служить язык : для созидания, творчества, сотрудничества , добра или зла и разрушения.
Итак, уважаемые коллеги, при помощи приёма погружения в текст, мы, проанализировав полученную информацию, пришли к выводу, что
«Слова ,столь невинные и беспомощные в словаре, становятся мощным орудием добра и зла в руках человека, который умеет их сочетать» (Натаниел Готорн)
Слово, обыкновенное человеческое слово, исходящее из уст,- это своего рода «лакмусовая бумажка», по которой определяются кАк здоровье, так и нравственные недуги личности, её болезни.
Слайд. Портрет Д.С.Лихачёва и его определение «концепт».
Видный учёный-лингвист, Д.С.Лихачёв, придавал огромное значение слову в тексте художественной литературы и в сознании народа. Так появился термин «концепт». «Концепт, — пояснял ученый, — не непосредственно возникает из значения слова, а является результатом столкновения словарного значения слова с личным и народным опытом человека».
Размышляя над первой фразой Евангелия от Иоанна «В начале было Слово», Д. С. Лихачев неоднократно подчеркивал, что Слово в русской культуре — нечто большее, чем имя вещей.
Мы только что из басни мудрого Эзопа узнали, какое определение понятию «слова» даёт баснописец. Теперь наша задача усложняется. Мы с вами при помощи концептуального приёма рассмотрим примеры из языка и докажем, что (слайд со словами) « Слово в русской культуре – нечто большее, чем имя вещей».
Итак, уважаемые коллеги, начнём с определения : концепт – это смысловая концентрация слова, его взаимосвязь с другими словами языка. Наша задача : подобрать определения к понятию «слово». Какое может быть слово? Создадим вместе словесную многоуровневую радугу.
Итак, уровень1.Чёрное слово. Как вы охарактеризуете это понятие? У вас на столах есть слова-помощники. Выберете СС с близким лексическим значением. Прикрепите на доску выбранные словосочетания.
Ответы: чёрное слово
- вирус, проникающий в сознание человека через слух;
-речь , загрязнённая руганью;
- уголовный, блатной жаргон;
- слова-паразиты; слова-плевки;
- варваризмы ( неоправданное употребление иностранных слов);
- греховное слово;
- мёртвое слово.
Мы сейчас рассмотрим языковую ситуацию, иллюстрирующую понятие «чёрное слово», описанную Ильфом и Петровым в романе «12 стульев». Действующие лица : автор, Эллочка, Эрнест Павлович Щукин ( муж Эллочки). Музыка 30-ых годов, лучше из фильма.
Слайд из фильма «12 стульев» + лексика Эллочки и перевод.
Инсценировка. Отрывка из романа И.Ильфа и Е.Петрова «12 стульев».
Вывод: подобный лексикон указывает на ограниченность и бездуховность человека. От такой девицы стоит бежать. Прав Л.Н.Толстой: «Нравственность человека видна в его отношении к слову».
Следующий уровень словесной радуги – пустое слово, праздное слово. Как вы понимаете это словосочетание? У вас на столах есть слова-помощники. Выберете СС с близким лексическим значением. Прикрепите на доску выбранные вами СС.
Ответы:
- слово, лишенное смысла;
- слово лукавое;
-слово, произнесённое просто так;
- слово, из-за которого вспыхивают ссоры.
Инсценировка. « Петух и ячменное зерно». Слайд. Крылов-баснописец. Иллюстрация к басне.
Следующий уровень : тёплое слово.
Звучит колыбельная. «Спи, моя радость, усни. В доме погасли огни».
Как вы понимаете это словосочетание?
Слайд. Мать склоняется к ребёнку, няня Пушкина- Арина Родионовна.
Прикрепите на доску выбранные вами СС.
Ответы: - слово-утешение,
- ласковое слово;
- доброе слово;
- нежное слово;
- материнское слово.
Слайд с цитатами.
Цитаты: « Доброе слово лучше богатства» Публий Сир.
« Слово ласковое – мастер дивных дел». В.В.Маяковский.
«Нежными словами и добротой можно на волоске вести слона». Саади.
Следующий уровень: золотое слово. Вспомните устойчивые СС ( фразеологические обороты), в которых прилагательное «золотой» является ключевым словом.
Ответы: золотое сердце, золотые руки.
Итак, золотое слово – это компетентное слово. Золотым словом обладают профессионалы, мастера.
Какие определения вам приходят на ум, когда вы слышите словосочетание «золотое слово» ? Не забывайте, у вас на столах есть слова-помощники. Прикрепите на доску выбранные вами СС.
Ответы:
- профессиональное слово;
- научное слово;
- компетентное слово;
- правдивое слово; слово фактов.
Слайд. Цитата учёного-лингвиста. Его портрет.
«Одно из самых главных проявлений культуры — язык. Язык не просто средство коммуникации, но прежде всего творец, созидатель. Не только культура, но и весь мир берет свое начало в Слове. …Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир. Д.С.Лихачёв.
Следующий уровень: красное слово или прекрасное слово. Слово, несущее в себе « разумное, доброе, вечное». Как вы понимаете словосочетание «красное слово» ? Не забывайте, у вас на столах есть слова-помощники. Выбранные вами СС прикрепите на доску.
Ответы:
- художественное слово, слово писателя, поэта;
- правдивое слово, чуждое лести, чуждое лжи;
- прекрасное, волшебное, спасающее слово.
Слайд. Портреты Р.Рождественского и Анны Герман.
2 куплета. « Покроется небо пылинками звёзд» ( « Эхо любви»). Слова Роберта Рождественского.
Прекрасное слово – итог творческого осмысления жизни писателя или поэта, это достояние цивилизации.
И последний уровень – святое слово. Звучит церковная музыка.
Как вы понимаете словосочетание «святое слово»? Выбранные вами словосочетания прикрепите на доску.
Ответы:
- молитвенное слово,
- духовное слово;
- добродетельное слово;
- вечное слово.
Слайд. Библия. Молитвенное слово раскрывает крылья, даёт вдохновение, помогает в каждом видеть драгоценные нравственные качества.
Уважаемые коллеги, посмотрите, какая полярность у понятия «слово» как проявления культуры народа: от чёрного слова до святого слова.
Прав Н.В.Гоголь в том, что « В каждом слове бездна пространства, каждое слово необъятно».
Подведём итог. Мы с вами рассмотрели понятие «слово» в различных смысловых уровнях языка, выяснили, какую роль слово играет в жизни общества при помощи двух методических приёмов, используемых на уроках литературы: Слайд с приёмами.
- Приёма «погружения» в художественный текст;
- Концептуального приёма.
Мы с вами добывали необходимую информацию из текста, синтезировали и обобщали её. Использовали методы логического мышления, индукции и дедукции, словесные и наглядны методы. Инсценировали эпизоды. Работали в группах и индивидуально ( эвристическая беседа). Смоделировали слово-образ к понятию «слово».
Спасибо вам за участие!
Рефлексия.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах
Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...
Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.
Сидорова Ольга Юрьевна МОУ СОШ№ 31Повышение мотивации школьников к изучению художественного произведения на уроке литературы.Повышение мотивации школьников к предмету «ли...
Некоторые ресурсы эвристического «погружения» в текст художественного произведения
Литературная информация в силу своей специфики призвана дать пищу разуму, воспламенить чувства – и преобразоваться в восприятие, созвучное авторскому замыслу....
"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации
Формирование коммуникативных УУД является социально значимой составляющей воспитания современного школьника. Коммуникативные УУД обеспечивают соц...
Коммуникативный подход к художественному произведению на уроках литературы
Коммуникативный подход способствует развитию инициативности обучающихся, их способности к творческому поиску...
Методическая разработка на тему: «Работа с текстом художественного произведения на уроках русского языка в 5 классе как один из способов формирования универсальных учебных действий обучающихся»
Данная методическая разработка представляет собой опыт работы на уроках русского языка в 5 классе по формированию познавательной активности обучающихся и умения ставить перед собой учебные цели и зада...
Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....