Выявление и развитие способностей учащихся
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности в школе необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся
Интеллектуальный и творческий потенциал подрастающего поколения рассматривается в качестве основного капитала государства. Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности в школе необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь. Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся, т.е. преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, факультативах, школьном научном обществе, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.
Как создать такую среду, в которой бы интеллектуальные возможности ребенка, как семена, упали на благодатную почву и дали мощные ростки? Творческая образовательная среда сформирована там, где присутствует система профессионального роста педагога; там, где большое значение уделяется развитию мотивационной сферы учителя и формированию его положительной Я-концепции; там, где приоритетными методами обучения являются диалогический с позиции системно-деятельностного подхода, проблемный и поисковый и интерактивные формы работы участников образовательного процесса. Такая интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК, через работу на факультативных и элективных занятиях и порождает формирование образовательной мотивационной сферы школьника. Одним словом, творческая образовательная среда представляет собой систему, охватывающую урок, факультатив, электив, внеурочную деятельность, конкурсы, олимпиады, НПК. Только деятельностный подход в обучении и чуткость учителя-профессионала способны взрастить в детях ростки творчества и нестандартного мышления.
Известно, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто проявляет интерес к науке, кто хочет знать больше, кто любопытен и не любит бездействовать. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь с детьми, пытаясь разглядеть в них искорку таланта и раздуть из неё пламя. Детей, наделенных способностями, можно отметить сразу: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Диагностика одаренности по Айзенку, Амтхауэру обычно подтверждает наблюдение. Один из крупнейших математиков СССР А.Н.Колмогоров был убежден, что «сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность не существует, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». Действительно, способности детей начинают проявляться на уроках и занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности.
Таблица «Выявление и развитие способностей обучающихся»
Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности | Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой деятельности |
1. Наблюдение. 2. Диагностика креативности П.Торренса 3. Тестирование «Мне нравится» 4. Урочная деятельность и внеурочная деятельность: - предметные недели; - эвристические и интеллектуальные олимпиады; - викторины с метапредметным содержанием; - решение проблемных ситуаций; - практические работы; - конкурсы творческих работ; - работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, с Интернет-ресурсами; - составление проектов; - проведение самостоятельных исследований - выпуск школьной газеты | 1. Проектно – исследовательская деятельность, проектирование: «обучение через делание»: постановка проблемы, сбор информации, планирование вариантов решения проблемы, выводы, анализ – формирование новых знаний и приобретение нового учебного жизненного опыта; нетрадиционные уроки 2. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по учебным предметам. 3. Смысловое чтение. 4. Работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, Интернет-ресурсами, овладение ИКТ – компетенцией. 5. Подготовка сообщений, рефератов, докладов. 6. Опыт публичных выступлений: выступление на уроке, на научно-практической конференции 7. Конкурсы чтецов, конкурсы буктрейлеров, конкурс «Живая классика», конкурс на лучшего читателя «Лучик»; конкурс сочинений, конкурсы предметной недели, творческие фестивали |
Внеклассная работа ведётся по нескольким направлениям: внеклассные мероприятия по предмету, элективные курсы в рамках предпрофильного обучения, подготовка к олимпиадам, проектная деятельность, участие учащихся в НОУ, участие ребят в творческих конкурсах различных уровней. .
Развитие креативности в детях зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Значит, меняя эти условия, креативность можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, пишут бизнес-план или готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство. В жизни эти качества нужны никак не меньше, чем интеллект, а в условиях быстро меняющейся, полной неожиданностей и экстремальных ситуаций жизни – даже больше. Для развития креативности детей на уроках моих предметов организую творческие мастерские, где за небольшое время группы создают сценарии по придуманной истории и обыгрывают тут же, на уроке; придумывают рассказы по опорным словам, по фотографиям с различными сюжетами. Такая деятельность очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора.
Качество работы по развитию творческих способностей характеризуют результаты участия школьников в олимпиадах, конкурсах
приложение №5
Результаты участия учащихся в мероприятиях
Результаты внеурочной деятельности обучающихся в межаттестационный период
дата | Название | уровень | место | ссылка |
МАОУ «Саянская СОШ» | ||||
Декабрь 2016 | Публикация в сборнике БРИОП «Легенды народов Бурятии». | республиканский | 4 работы | http://briop.ru/images/virtbur/Легенды_народов_PБ стр. 35-38 |
21.12.2016 | «Чудесный клад Бурятии» номинация «Авторское произведение» | районный | 1 | Копия грамоты в наличии |
2017 | «Чудесный клад Бурятии» | республиканский | участие | Копия грамоты в наличии |
2017 | «Живая классика» | районный | 1 | Копия грамоты в наличии |
2018 | «Живая классика» | республиканский | участие | Копия грамоты в наличии |
16.12.2016 | Конкурс сочинений среди учащихся школ и ССУЗов РБ «Этот загадочный Восток». | республиканский | Возрастная категория 14 лет - 1место, 3 место. Возрастная категория 15 лет – 2 место | Копия грамоты в наличии |
4 мая 2017 года | Почетная грамота от газеты «Московский комсомолец» за участие в конкурсе «Письмо фронтовику» (100 лучших работ) | всероссийский | 117 лучших работ, 9-11 классы | |
2017 | Республиканский конкурс «Творчество молодых – во благо Байкала». | республиканский | диплом 2 степени в номинации «Авторское произведение» | Копия грамоты в наличии |
Муниципальный конкурс сочинений «Налоги – это важно» | муниципальный | 1 место | Копия грамоты в наличии | |
17.11.2017 | Олимпиада по русскому языку «Серебряная капель» имени Галсановой З.Б. | районный | 1 место | Копия грамоты в наличии |
2017 | Международный игровой конкурс по литературе «Пегас». Творческий конкурс «Нарисованные слова» | международный | 1, 2 место | Копия грамоты в наличии |
24.11-20.12.2017 | Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по учебному предмету «Литература» | муниципальный | 3 место | Копия грамоты в наличии |
2017 | Всероссийский портал дополнительного образования «Одаренные дети». Творческий конкурс «Диалог Вещей» | всероссийский | 1 место | http://globaltalents.ru/events/all/konkurs-dialog-veshchey/ |
2017 | Всероссийский конкурс сочинений | Региональный | 4-6 классы – 7 место (59 б), 21 место (46 б); 7-9 классы – 22 место (51 б) | |
2018 | Всероссийский литературно-патриотический фестиваль «Русские рифмы» | региональный | 3 место | Копия грамоты в наличии |
2018 | IV Научно-практическая конференция «С рюкзаком по родному краю» | Республиканский | 3 место | Копия грамоты в наличии |
2018-2019 МАОУ Ехэ-Цакирская СОШ | ||||
2018 | «Чудесный клад Бурятии» | районный | 1 место | Копия грамоты в наличии |
2018 | Участие в Республиканском этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» | республиканский | Почетная грамота | Копия грамоты в наличии |
2018 | Районный конкурс сочинений «Дополнительное образование будущего» | районный | 1 место 3 место | Копия грамоты в наличии |
2019 | «Эрудит», «Брейн-ринг» | районный | 2 место | Копия грамоты в наличии |
2018 | «Чудесный клад Бурятии» | республиканский | участие | Копия грамоты в наличии |
2018 | «Давыдовские чтения» | республиканский | участие | Копия грамоты в наличии |
2019 | Отборочный этап Чемпионата России по чтению | районный | участие | Копия грамоты в наличии |
2019 | Районная научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее-2019» | Районный | 1 место | Копия грамоты в наличии |
2019 | Тематический конкурс на право участия в дополнительной общеразвивающей программе «Город приключений «Знание» ФГБОУ ВДЦ «Орленок» | всероссийский | Путевка в ВДЦ «Орленок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты по выявлению и развитию способностей учащихся
Результаты за 2016-2021 уч.г....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Кузьменко Андрея Владимировича, МБОУ «Потанинская СОШ»
Изучение закономерностей формирования и развития личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей ребенка для самореализации в процессе жизнедеятельНа се...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...