Презентация "Развитие информационно-коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы"
презентация к уроку
Презентация о развитии информационно-коммуникативных технологий , применяемых на уроках гуманитарного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikt-kompetentsii_rus_lit_evdokimova.pptx | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их свободно высказать. (Вольтер) … Ребенок имеет право посещать школу и учиться. Ребенок имеет право на равенство. Ребенок имеет право свободно выражать свои мысли. Ребенок имеет право на собственное мнение… (Конвенция о правах ребенка)
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их свободно высказать. (Вольтер) Ученик имеет право на собственное мнение. Моя задача – научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его. Мое педагогическое кредо
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их свободно высказать. (Вольтер) Тема моей работ ы «Развитие информационно- коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы». Тема вовсе не противоречит моему педагогическому кредо, а является одним из путей применения его на практике. Главная цель, которую я ставлю перед собой, заключается в следующем: сформировать у обучающихся умение выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения. Достижение указанной цели осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Чем люди просвещеннее, тем они свободней (Вольтер) Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетенция - Компетенция (от лат. competentia - согласованность частей, соразмерность, сочетание), описывающая качество и эффективные способы общения одного человека с другими людьми. Формирование коммуникативной компетентности учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т.е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя.
Коммуникативная компетенция Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Роль владения своей речью трудно переоценить. Именно поэтому я уделяю этому вопросу особое внимание. Опираясь на свой опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса обучающихся . Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний. Еще одной особенностью становится использование сокращений, принятый в среде подростков при общении в ICQ, ВКонтакте и прочих. Слова «чо» вместо «что», «юзать» вместо «использовать» прочно вошли в повседневную речь детей.
Учет психологических особенностей пятиклассников на уроках русского языка и литературы Например, одним из принципов, применительно к учащимся со слабой нервной системой, которых я придерживаюсь, является: лучше всего не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома; При работе с инертными учениками особое внимание обращаю на следующие момент: нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; инертным необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку; Таким моментов в педагогическом процессе возникает много. Главное – создать «ситуацию успеха» для каждого.
Коммуникативная компетенция есть развивающийся опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого общения. Технологии формирования коммуникативной компетенции Ведущими технологиями в процессе формирования коммуникативной компетенции у учащихся станут коммуникативные технологии Дополнительными (сопутствующими) являются различные технологии проблемного, развивающего обучения, предполагающие большой объем наглядности.
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь. Конфуций (552/551 – 479 гг. до н.э.) Сочетание коммуникативных технологий с элементами других педагогических технологий: Именно эти технологии наиболее сочетаемы друг с другом и с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.
Определение коммуникативной технологии Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, «обучения в сотрудничестве», в парах и группах. Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге. Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Общаясь, люди создают друг друга Д.С. Лихачёв Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Характеристика коммуникативной технологии Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне.
Коммуникативная ситуация
Совместный анализ текстов
Виды уроков на основе коммуникативной технологии: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;
Некоторые формы и приёмы работы на уроках русского языка в 5 классе: многоаспектная работа со словом, предполагающая обращение к различным словарям, видам разбора; анализ и подбор ассоциативных рядов к рассматриваемому слову; создание на его основе изобразительно-выразительных средств; создание контекста для слова и т.д.; инновационные приемы словарной работы: диктанты-кроссворды, диктанты «с иллюстрациями», свободные диктанты, самодиктанты , ЗСП и т.д.; воссоздание культурного фона отдельных слов и выражений; этимологические комментарии, рассказы в форме «этимологических этюдов и историй»; анализ смысловых оттенков значений слова в контексте; сопоставление русских слов со словами и их переводными аналогами в других языках, подбор синонимов, антонимов ; расширенная работа с фразеологией, с пословицами, поговорками, афоризмами; создание контекста для изобразительно-выразительного средства; соединение в одном предложении далёких по смыслу слов; создание предложений по заданному началу, концу и т.д.; распространение предложений за счёт введения различных второстепенных членов, изобразительно-выразительных средств, обращений, вводных слов и т.д.; Понравилось учащимся и упражнение на одном из уроков: Известно, что цвета автомобиля обычно называют весьма изобретательно. Детям по палитре дополнительных цветов предлагалось придумать название тому или иному оттенку.
Некоторые формы и приёмы работы на уроках литературы в 5 классе: многоаспектная работа с текстом, анализ художественной формы произведений; речевой портрет героя; пересказ (аналитический, сжатый, комментированный) изменение текста с помощью использования средств выразительности; сравнительный анализ художественных текстов на одну тему; сочинения разных видов и их качественный анализ (сочинения по наблюдениям, по впечатлениям эмоционального характера (по литературному произведению, картине и т.д.), сочинения-стилизации (басня, сказка, фельетон, сочинение собственных рассказов и т.д.); стихосложение; ролевые игры и речевые импровизации (пересказ эпизода произведения от лица героя, устная или письменная презентация книги, отзыв, рецензия, вступительная статья к литературному сборнику, комментарий к различным произведениям искусства, составление вопросов для интервью с художником, писателем, режиссером, актером и т.п.); соучастие в подготовке лекции учителя; создание сценария, инсценирование отрывков литературных произведений и т.д . Создание устных сообщений на разные темы (например, «Как могут обогатить устную речь произведения русских писателей-классиков (новыми словами, образными выражениями, пословицами и т.д.)» Работа с рубриками «Совершенствуем свою речь», «Обогащаем свою речь»; Подготовка бесед с одноклассниками на заданную тему (например, «Пушкин и няня»); Чтение по ролям диалогов (например, диалог Алёши и учителя);
"Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений. Л.Н. Толстой: Сочинения, как никакой другой вид творческой работы, формирует главное: потребность в самовыражении, сопереживании, умении переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над известными фактами и явлениями. Сочинения
Свобода означает ответственность. Вот почему большинство людей боится ее. (Б. Шоу) Аргументация своего мнения Сочинение служит эффективным средством воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Оно дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя. Работа над сочинением выявляет уровень коммуникативной компетентности ученика, которая выражается в умении правильно определить проблему текста, позицию автора, предложить аргументацию собственного мнения по проблеме; ясно, связно, последовательно излагать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка. Работа над сочинением, особенно над аргументацией собственного мнения, также позволяет продемонстрировать уровень общего развития личности, уровень исторических и культуроведческих знании. Проблема — спорное утверждение нравственной направленности, определяющее цель авторского замысла. Весь текст посвящен авторскому исследованию этого вопроса (проблемы). Это находит отражение в выборе материала и выделении автором таких аспектов, которые помогают ему найти ответ на волнующий его вопрос. Чтобы определить содержание проблемы, необходимо понять, о чём автор заставляет нас задуматься. Проблему можно сформулировать разными способами. Удобна форма риторического вопроса и/или словосочетания и использованием слова « проблема.
Элементы сократовского метода на уроках Метод Сократа, сократовский диалог - стиль ведения обсуждения и дискуссии, которые демонстрировал Сократ. Он подводил собеседника к более полному видению предмета обсуждения и выводам, которые изначально были для собеседника не очевидными. Главное достоинство этого метода - ученик приходит к истине сам (хотя и с помощью учителя). Сократовский метод строится с помощью следующего алгоритма: • создание проблемной ситуации; • формулирование проблемного вопроса; • востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью решить проблему; • необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка; • поиск системы доводов, доказательств, опровержений в подтверждение гипотезы или отказа от нее; • выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата). Остается только добавить, что овладение сократикой развивает творчество и самого учителя.
Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться. (М. Ганди) Нет неправильного мнения. В школьных сочинениях отражается внутренний мир детей, иногда даются элементарные оценки жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов, где отражается позиция автора. В своей работе над сочинением учащиеся должны иметь право на исправление. Приступая к работе, пишущий представляет себе в общих чертах, каким будет его сочинение, - в каком порядке будет изложен материал, как будут реализованы тема и идея, как следует начать сочинение и как его окончить, чтобы оно стало замкнутым, цельным. Дети в этом возрасте очень обидчивы, они дорожат мнением сверстников, для них лучше промолчать, чем ошибиться. Одной из своих задач на уроках я считаю - поощрять учеников высказывать свое мнение. При анализе того или иного текста я стараюсь приводить противоположные мнения критиков, чтобы показать, что нет одного абсолютно верного мнения.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в школе. Особенно востребованными в настоящее время в школьной практике являются технологии ИКТ. ИКТ как дополнительная технология при развитии коммуникативной компетентности
В нашей школьной и сельской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты. Спасает возможность поиска необходимого материала в Интернет. Часто приходится распечатывать тексты и давать детям для ознакомления. Использование ИКТ
Мои принципы работы на уроках русского языка и литературы Перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни). При объяснении материала я стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение учащихся. Нет неправильного мнения, есть неаргументированное. Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает. 5. Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность. 6. Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов (Сократовский метод). 7. Кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.
гармоничное развитие всех коммуникативных навыков: разговорной речи, восприятия на слух, чтения, письма, аналитической переработки информации; преодоление страха публичного выступления; свободное ориентирование в реальных жизненных ситуациях общения; расширение словарного запаса; получение и применение новой информации в области коммуникаций. Результаты внедрения коммуникативной технологии Коммуникативная технология активно способствует социализации личности.
Учет возрастных особенностей детей, а также акцентирование своего внимания на мотивации к обучению дает ощутимые положительные результаты. Моя практика показала, что немаловажное значение имеют отношения Учитель-Ученики, установившиеся в классе. Заключение При построении образовательного процесса учитель должен комбинировать различные технологии, приемы, средства, подбирая наиболее рациональные для каждой из тем. Своим энтузиазмом учитель может заразить учеников, превратив урок из скучного монолога в увлекательный процесс обмена мнениями.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....
Статья Обобщение педагогического опыта по теме «Развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций на уроках русского языка и литературы».
В работе освещается вопрос развития коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе. Раскрыты теоретические аспекты данной темы, представлено к...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
Формирование ключевых компетенций обучающихсяна уроках русского языка и литературы Современный этап развития методики преподавания русского языка и лите...
эффективные технологии и методики формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.
Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определенных педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эфф...
Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка и литературы
В данной работе отражаются современные подходы в образовании, пути формирования языковой, коммуникативной, лингвистической компетенций в преподавании русского языка и литературы, а также указаны основ...
Сообщение на МО учителей русского языка и литературы "Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы"
Работа по развитию речи учащихся....
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....