Выступление на педагогическом совете №5 от 16.11.2015 «Организация работы с одарёнными детьми. Проблемы, перспективы»
учебно-методический материал

Беляева Нина Васильевна

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете №5 от 16.11.2015

«Организация работы с одарёнными детьми. Проблемы, перспективы»

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. Педагогический словарь дает такое толкование термина одаренность: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи  состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований – сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России так же одаренные взрослые – педагоги.

Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одарённых детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

В настоящее время в научном мире прослеживается два основных направления при рассмотрении понятия «одарённость»:

- перемещение центра тяжести от понимания одарённости как однофактного явления к раскрытию структуры одарённости;

- переход от ограничения одарённости в интеллектуальной области к другим видам одарённости: творческой, лидерской, художественной и др.

Это связано с тем, что в условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.

Работа с одарёнными детьми, их поиск, выявление и развитие являются одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. Необходим как можно более ранний отбор, стимулирование, развитие одарённых детей.

Процесс выявления одарённости можно разделить на три этапа:

- I этап (анамнестический) - на первой ступени, где при выявлении одарённости детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

- II этап (диагностический) – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка способностей и творческих возможностей ребёнка.

- III – этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка. И приходится он на старшую школу.

Как видим, на всех ступенях образования ключевой фигурой при организации работы с одарёнными детьми является учитель. Но всегда ли сам учитель готов к этой работе? Готовность учителя работать с одарённым ребёнком является одной из проблем при организации работы с одарёнными детьми.

Предлагаю поработать в группах и ответить на вопросы небольшого опроса «Работа с одарёнными детьми».

Педагог – одно из главных лиц в школе, от кого зависит выявление и развитие детской одаренности. Встреча с явно одарёнными детьми является для педагога экзаменом в профессиональном и личностном плане. Данное обстоятельство является одной из проблем при организации работы с одарёнными детьми. Какими же качествами должен обладать педагог, работающий с одарёнными детьми?

Например, в ходе анкетирования педагогов по теме «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» было выявлено три группы педагогов:

- педагоги, имеющие большую склонность к работе с одаренными детьми. У них есть для этого большой потенциал. Они способны стимулировать творческую активность, подержать различные виды творческой деятельности обучающихся;

- педагоги, у которых есть склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе;

- педагоги, у которых склонностей к работе с одаренными детьми маловато, в большей мере они сами не проявляете особого рвения. 

Результаты диагностики позволяют определить содержание методической работы, найти оптимальные пути решения выявленных затруднений, выбрать конкретные способы закрепления позитивного опыта учителей.

Также важными для педагога при организации работы с одарёнными детьми являются

Каковы же перспективы организации работы с одарёнными детьми?

Совершенствование и развитие образовательного пространства школы, предусмотренное новыми образовательными стандартами, ведет к появлению системных новообразований в работе с одаренными школьниками. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными школьниками. Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а так же построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Все это создает условия для работы по развитию одаренности.

По новым стандартам, каждое общеобразовательное учреждение разрабатывает Основную образовательную программу основного общего образования, содержащую обязательную часть, которая составляет 70% программы, и часть, формируемую участниками образовательного процесса – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования. В рамках этих 30% предусматриваются учебные курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся и внеурочная деятельность, которые направлены на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся. Занятия по свободному выбору – групповые занятия в большей степени, чем работа в классе, позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни. 
Применительно к обучению интеллектуально одаренных обучающихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных обучающихся. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Необходимо, чтобы учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, был научным, имел междисциплинарный контекст, практическую направленность, расширенный объем, соответствовал разнообразию интересов обучающихся.

Для выявления и развития одаренных детей очень важны предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, различные конкурсы и викторины, проекты по различной тематике, ролевые игры. Эти методы и формы дают возможность одарённым обучающимся выбрать подходящие виды творческой деятельности.

Отдельным направлением в работе с интеллектуально одаренными детьми является Всероссийская олимпиада школьников. Первые два этапа Всероссийской олимпиады (школьный и муниципальный) всегда являются самыми массовыми, нельзя умалять их значения как способа становления у подростков интереса к науке, способа самореализации, утверждения, получения общественной оценки. Эти этапы в наибольшей степени стимулируют включение обучающихся в олимпиадное движение.

Федеральные государственные образовательные стандарты не расходятся с принципами в работе с одаренными школьниками.

Они расширяют возможности использования основных подходов к разработке содержания учебных программ для обучения одаренных школьников. К основным подходам относятся:

1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности одаренных детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Позитивным примером такого обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.

2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.

3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Обогащенная программа обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации. Такое обучение может осуществляться в рамках инновационных образовательных технологий, а также через погружение обучающихся в исследовательские проекты, использование специальных тренингов.

4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития обучающихся. Специфика обучения состоит в пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо реализуются в виде специальных внеучебных программ.

Обогащение и проблематизация являются наиболее перспективными подходами, позволяющими максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.

Вовремя выявить способного и одарённого ребёнка, научить его самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить – задача творчески работающего учителя.

В концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов сказано, что «Миссия государства в сфере поиска и поддержки одаренных детей и молодежи состоит в том, чтобы создать эффективную систему образования, обеспечив условия для обучения, воспитания, развития способностей всех детей и молодежи, их дальнейшей самореализации независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи».

Всё, что делается, задумывается и реализовывается с единственной целью – помочь одаренному ребенку найти свое место в изменяющемся мире и стать творческой личностью. Для этого необходимо объединить усилия всех заинтересованных сторон. . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете Тема: «Индивидуальные занятия на уроках физкультуры. Занятия с ослабленными детьми»

Основным организационно-педагогическим принципом осуществления физического воспитания учащихся общеобразовательных школ является дифференцированное применение средств физической культуры в занятиях со...

Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы

МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.Известно, что по уровню  успешност...

Педагогический проект: "Организация работы с одарёнными детьми на уроках математики"

При традиционном обучении нет возможности адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, и одаренный ребенок оказывается вне поля зрения. И постепенно любознательность, познават...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...

Работа с одарёнными детьми: проблемы, перспективы (Школа олимпиадного резерва)

В презентации рассматривается понятие "Одарённые дети", представлены задачи школы по работе с одарёнными детьми, тематические планирования по русскому языку и литературе, позволяющие организ...