Работа с одарёнными детьми: проблемы, перспективы (Школа олимпиадного резерва)
презентация к уроку по литературе (10 класс)

В презентации рассматривается понятие "Одарённые дети", представлены задачи школы по работе с одарёнными детьми, тематические планирования по русскому языку и литературе, позволяющие организовать системную работу по подготовке учащихся к олимпиадам по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odaryonnymi_detmi.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с одарёнными детьми: проблемы, перспективы (ШОР) Гонкова Светлана Николаевна Родкина Фиала Арсеньевна

Слайд 2

Одарённость- это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определённой области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих её в тех же условиях.

Слайд 3

Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности

Слайд 4

Человечество нуждается в чрезвычайно многочисленных гениях и замечательных талантах. Если это так, то откуда они возьмутся ? И Х нужно выискивать, развивать и давать им возможность реализации. В. П.Эфроимсон генетик, эволюционист

Слайд 5

Одарённый ребёнок- это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Слайд 6

Задача школы Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность к различным областям деятельности и показывающих в них высокую результативность

Слайд 7

Процесс выявления условно можно разделить на 3 этапа: 1. Аналитический (начальная школа) Наблюдение. Общение с родителями. Изучение особенностей речи, памяти, логического мышления. 2. Диагностический ( 5-9классы) Индивидуальная оценка способностей ребёнка. 3. Этап формирования, углубления и развития неординарных способностей ребёнка (ст. школа)

Слайд 8

Условия, необходимые для обучения одарённого ребёнка 1.Возможность реализации индивидуальности личности обучающегося 2.Разработка таких учебных программ , которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности формирования школьника.

Слайд 9

Особенности Программ для обучения интеллектуально одаренных детей изучение широких (глобальных) тем и проблем , что позволяет учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему; использование в обучении междисциплинарного подхода на основе интеграции тем и проблем , относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний; изучение проблем “открытого типа ”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения, а также формировать навыки и методы исследовательской работы; 4) в максимальной мере учитывать интересы одаренного ребенка и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком; 5) поддерживать и развивать самостоятельность в учении ;

Слайд 10

6) обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения , вплоть до возможности их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности; 7) предусматривать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети); 8) включать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных комнат с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий, организации полевых исследований , создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.; 9) обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев , формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества;

Слайд 11

Основные подходы в разработке содержания учебных программ для обучения одарённых детей 1. Ускорение . Позволяет учесть возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития (мастер-классы, летние и зимние лагеря, творческие мастерские…). Курсы по дифференцированным программам. 2. Углубление . Позволяет обнаружить интерес детей к конкретной области знания. Предполагается более глубокое изучение тем, областей знания. 3. Обогащение . Ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, дисциплинами. Обеспечивает индивидуализацию обучения. 4. Проблематизация. Специфика состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений , поиске альтернативных интерпретаций .

Слайд 12

Дата ФИО преподавателя № п/п Тема Кол-во часов всего теор. практ. дистанц. 14.12 Гонкова С.Н. Вводное занятие: уточнение списка. Диагностика уч . способностей 90 ми нут 2заня тия Тема № 1. __ Фонетика и орфография_____ (__ 4 часа)_______ 11.01 1.1. Вводное занятие. Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Сильная и слабая позиция Буквы Е,Ё,Ю,Я в фонетической системе языка. Позиционная смена гласных и согласных звуков. Лингвистический эксперимент. 45минут 25 20 11.01 1.2. Понятие орфоэпической нормы. Варианты произносительных норм. Работа по орфоэпии. 45минут 25 20 25.01 1.3. Фонетические процессы, лежащие в основе стихосложения. Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии. 90 минут 45 45 Тема № 2. __Лексика, этимология и фразеология___(__8 часов__)_________ 1.02 2.1. Однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов. Работа по лексике. 45минут 20 25 1.02 2.2. Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления: омоформы , омографы, омофоны. Функционирование этих явлений в речи. 45 минут 25 20 15.02 2.3. Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонимов, использование их в речи. Тест. 45 минут 20 25

Слайд 13

Дата ФИО преподавателя № п / п Тема Кол-во часов всего теор. практ. дистанц. 15.02 2.4. Антонимия и полисемия. Стилистические фигуры, основанные на этих явлениях: антитеза, оксюморон. Проверочная работа. 45 минут 25 20 29.02 2.5 Исторические изменения словарного состава языка. Процессы архаизации и обновления русской лексики. Стилистическое использование устаревших и новых слов. Этимология слова. Проверочная работа. 45 минут 20 25 29.02 2.6 Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи. Тест. 45минут 25 20 7.03 2.7 Порядок лексического и стилистического анализа текста. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов. 90минут 20 70 Тема № 3.____Словообразование (2 часа)________________ 21.03 2.8 Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы. Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнёзда. Словообразовательный анализ слова. Практическая работа. 90 минут Итого: 16 занятий 16 часов

Слайд 14

Дата ФИО преподавателя № п/п Тема Кол-во часов всего теор. практ. дистанц. Родкина Ф.А. Тема № 1. _Сведения по теории и истории литературы_______________ Декабрь 18.12. 1.1. Вводное занятие. Художественная литература как искусство слова. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Литературные роды. Жанры литературы. 2 1 1 18.12. 1.2. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Система образов. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Тема № 2. __Приёмы анализа лирического произведения (аналитическое задание)________________ Январь 15.01. 2.1. Системы стихосложения. Стихотворные размеры. Ритм. Рифма. Строфа. Приёмы анализа лирического произведения 2 1 15.01. 2.2. Анализ лирического произведения 1 29.01 2.3. Приёмы сопоставительного анализа лирического произведения 2 1 29.01. 2.4. Сопоставительный анализ лирического произведения 1 Календарно-тематический план Предметная секция_филология_литература_Параллель_9-11

Слайд 15

Дата ФИО преподавателя № п/п Тема Кол-во часов всего теор. практ. дистанц. Тема № 3.__ Приёмы анализа фрагмента эпического произведения. Приёмы анализа фрагмента драматического произведения _(аналитическое задание)_______________ Февраль 13.02. 3.1. Приёмы анализа фрагмента эпического произведения Анализ фрагмента эпического произведения 2 1 1 13.02. 3.2. Приёмы сопоставительного анализа фрагментов эпических произведений Сопоставительный анализ фрагментов эпических произведений 27.02. 3.3. Приёмы анализа фрагмента драматического произведения 2 1 27.02. 3.4 Анализ драматического произведения 1 Тема № 4__Приёмы работы по созданию разных по жанру и стилю текстов (творческое задание)___________________ Март 11.03. 4.1. Решение нестандартных филологических задач 2 1 11.03. 4.2. Создание историко-культурного комментария к литературному тексту 1 25.03. 4.3. Опыт читательской интерпретации классического произведения 2 1 25.03. 4.4. Опыт читательской интерпретации современного произведения 1 Итого 14

Слайд 16

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ - применение междисциплинарного подхода; - углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; - насыщенность учебного материала заданиями открытого типа; - поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи; - поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы; - установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин; - установка на готовность к риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных ценностей при любых обстоятельствах .

Слайд 17

Методы обучения одарённых детей Ведущими (основными) являются методы творческого характера : проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал.

Слайд 18

Перспективы организации работы с одарёнными детьми Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют развивать одарённость обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания , которые касаются и развития системы работы с одарёнными детьми. Системно-деятельностный подход , лежащий в основе стандартов, призван обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность.

Слайд 19

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одарёнными детьми в сельской школе

Описание работы с одареными детьми....

Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"

Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей  и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы

МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.Известно, что по уровню  успешност...

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Выступление на педагогическом совете №5 от 16.11.2015 «Организация работы с одарёнными детьми. Проблемы, перспективы»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...