Организация работы с одаренными детьми, проблемы и перспективы.
статья по биологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_s_odarennymi_detmi_problemy_i_perspektivy.docx | 23.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Гусева Л.А., учитель биологии МСОШ №1.
Организация работы с одаренными детьми, проблемы и перспективы.
Выступление на педагогическом совете 11.01.2013.
В последние годы проблема выявления и развития одаренных детей привлекает к себе все больше внимания. Большой интерес к вопросу детской одаренности, как в научной среде, так и на государственном уровне объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой.
Исходя из этого, одной из основных задач образовательного учреждения является развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы раскрыть свои таланты в различных сферах деятельности.
В связи с этим возникает закономерный вопрос: что такое детская одарённость, каких детей можно считать одаренными? Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Многие современные учёные психологи и педагоги утверждают, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены. Третьи часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый и характеризуют детскую одарённость по формуле мотивация плюс интеллект плюс креативность. Я придерживаюсь последней точки зрения.
Думаю, каждый педагог согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предмету. Этому способствуют:
- активные формы и методы в процессе преподавания биологии,
- проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно интерактивные игры),
- организация внеклассных мероприятий,
- проектно-исследовательская деятельность,
- привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.
Моя система работы с одаренными детьми включает работу на уроке и во внеурочное время.
На уроке стремлюсь применять методы, развивающие мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. При контроле знаний использую:
- Индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки школьной программы;
- Задания проблемного и творческого характера;
- Задания на анализ и синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления.
- Задания на прогнозирование ситуации.
При изучении нового материала:
- Применяю меры поддержания интереса к усвоению темы и развитию познавательной активности путем:
- стимулирования выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;
- вовлечения в активные формы деятельности;
- использования игровых форм обучения;
- составления логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;
- Стимулирую способность дополнять изучаемый материал дополнительными научными данными и примерами
- При групповой работе назначаю в качестве консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;
- При работе в парах привлекать для поддержки слабоуспевающих учащихся;
При выполнении самостоятельной работы на уроке задания для одаренных детей предполагают:
- Повышенную степень самостоятельности учащихся.
- Самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса.
- Формирование системности в знаниях.
- Консультирование учащихся.
Внеурочная деятельность работы с одаренными детьми включает:
- Подготовку и проведение предметных олимпиад, в том числе дистанционных.
- Проведение предметных декад
- Организацию выставок, конкурсов
- Проектно- исследовательскую деятельность
- Проведение внеклассных мероприятий.
Результаты 2012-2013 учебного года:
- 23 учащихся 5-11 классов приняли участие в школьной олимпиаде;
- 5 - в районной олимпиаде;
- В районной олимпиаде 5 призовых мест.
- 19 учащихся приняли участие в дистанционной олимпиаде.
Проектная деятельность:
- 1 место в заочном областном конкурсе «Юные тимирязевцы»
- 1 место в районном конкурсе «Юннат -2013»
- 1 место в районной краеведческой конференции.
Перспективы:
- Участие в областном конкурсе «Подрост»
- Участие в областной олимпиаде по экологии (29-31 января Аканихина Кристина, 9-б класс)
- Участие в областной краеведческой конференции (23-25 января Павлова Анастасия, 7-а класс)
- Участие в школьном конкурсе проектных и исследовательских работ (январь).
- Школьный экологический праздник (апрель)
Трудности:
- Подготовка может осуществляться только во внеурочное время, что влечет за собой перегрузки как для учителя, так и для ученика.
- Многие одаренные дети участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, что приводит к перегрузке детского организма, а так же трудностям в подготовке.
- Совпадение сроков Всероссийской олимпиады школьников и различных дистанционных олимпиад. Это влечет за собой увеличение нагрузки как на учащихся, так и на учителей.
- Участие практически во всех олимпиадах, кроме Всероссийской олимпиады школьников, платное.
- Рейтинг интеллигентности упал в глазах общества и детей, в результате недостаток мотивации и трудолюбия у многих детей и отказ от участия.
Закончить свое выступление хочу словами В.А.Сухомлинского: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Литература
1. Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75
2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\
4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.
5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.
6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.
8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы
МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.Известно, что по уровню успешност...
Система работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы их решения
Цель данной работы – ознакомить с особенностями организации работы с одаренными детьми в ФТЛ в рамках ФГОС....
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Выступление на педагогическом совете №5 от 16.11.2015 «Организация работы с одарёнными детьми. Проблемы, перспективы»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...
Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».
Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...
«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»
Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...