Организация работы с одаренными детьми, проблемы и перспективы.
статья по биологии на тему

Гусева Лидия Александровна
Выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Гусева Л.А., учитель биологии МСОШ №1.

Организация работы с одаренными детьми, проблемы и перспективы.

Выступление на педагогическом совете 11.01.2013.

В последние годы проблема выявления и развития одаренных детей привлекает к себе все больше внимания. Большой интерес к вопросу детской одаренности, как в научной среде, так и на государственном уровне объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности, с одной стороны, и проблемами социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренных детей, с другой.

Исходя из этого, одной из основных задач образовательного учреждения является развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала; создание для всех обучающихся оптимальных условий в течение учебы раскрыть свои таланты в различных сферах деятельности.

В связи с этим  возникает закономерный вопрос:  что такое  детская одарённость, каких детей можно считать одаренными?  Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.  Многие современные учёные психологи  и педагоги  утверждают, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности.  Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.   Третьи  часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или  потенциально одарённый и характеризуют детскую  одарённость по формуле    мотивация плюс   интеллект  плюс  креативность. Я придерживаюсь последней точки зрения. 

Думаю,  каждый педагог  согласится, что дети целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиняя работу с  детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к предмету.  Этому способствуют:

  1. активные формы и методы в процессе преподавания биологии,
  2. проведение уроков в нетрадиционной форме (особенно интерактивные игры),
  3. организация внеклассных мероприятий,
  4. проектно-исследовательская деятельность,
  5. привлечение детей к участию в конкурсах, выставках.

Моя система работы с одаренными детьми включает работу на уроке и во внеурочное время.  

На уроке стремлюсь применять методы, развивающие  мышление, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. При контроле знаний  использую: 

  1. Индивидуальные задания, повышенной сложности, с применением дополнительного материала, выходящего за рамки школьной программы;
  2. Задания проблемного и творческого характера;
  3. Задания на анализ и синтез и установление причинно-следственных связей, на развитие логического мышления.
  4. Задания на прогнозирование ситуации.

При изучении  нового материала:

  1. Применяю меры поддержания интереса к усвоению темы  и развитию познавательной активности  путем:
  1. стимулирования  выдвижения гипотез, способности находить пути решения проблемных вопросов;
  1. вовлечения  в активные  формы деятельности;
  2. использования  игровых  форм  обучения;
  3. составления  логических таблиц и схем, планов самими учащимися способствующих пониманию излагаемого материала;
  1. Стимулирую  способность дополнять изучаемый материал дополнительными научными данными и примерами
  2. При групповой работе назначаю в качестве консультанта для составления алгоритма и осуществления анализа;
  3. При работе в парах привлекать  для  поддержки  слабоуспевающих учащихся;

При выполнении  самостоятельной работы на уроке задания для одаренных детей предполагают:

  1. Повышенную степень самостоятельности учащихся.
  2. Самостоятельное нахождение рациональных путей решения вопроса.
  3. Формирование системности в знаниях.
  4. Консультирование учащихся.

Внеурочная деятельность работы с одаренными детьми включает:

  1. Подготовку и проведение предметных олимпиад, в том числе дистанционных.
  2. Проведение предметных декад
  3. Организацию выставок, конкурсов
  4. Проектно- исследовательскую деятельность
  5. Проведение внеклассных мероприятий.

Результаты 2012-2013 учебного года:

  1. 23 учащихся 5-11 классов приняли участие в школьной олимпиаде;
  2. 5  - в районной олимпиаде;
  3. В районной олимпиаде 5 призовых мест.
  4. 19 учащихся приняли участие в дистанционной олимпиаде.

Проектная деятельность:

  1. 1 место в заочном областном конкурсе «Юные тимирязевцы»
  2. 1 место в районном конкурсе «Юннат -2013»
  3. 1 место в районной краеведческой конференции.

Перспективы:

  1. Участие в областном конкурсе «Подрост»
  2. Участие в областной олимпиаде по экологии (29-31 января Аканихина Кристина, 9-б класс)
  3. Участие в областной краеведческой конференции (23-25 января Павлова Анастасия, 7-а класс)
  4. Участие в школьном конкурсе проектных и исследовательских работ (январь).
  5. Школьный экологический праздник (апрель)

Трудности:

  1. Подготовка может осуществляться только во внеурочное время, что влечет за собой перегрузки как для учителя, так и для ученика.
  1. Многие одаренные дети участвуют в олимпиадах по нескольким предметам, что приводит к перегрузке детского организма, а так  же трудностям в подготовке.
  2. Совпадение сроков Всероссийской олимпиады школьников и различных дистанционных олимпиад.  Это влечет за собой увеличение нагрузки как на учащихся, так и на учителей.
  3. Участие практически во всех олимпиадах, кроме Всероссийской олимпиады школьников, платное.
  4.  Рейтинг интеллигентности упал в глазах общества и детей, в результате  недостаток мотивации и трудолюбия у многих детей и отказ от участия.

Закончить свое выступление хочу словами  В.А.Сухомлинского: «Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного  внимания. Необходимо холить  и лелеять, ухаживать за ним,  сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

Литература

 1.    Белова Е. “Одаренные дети”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 4. 1991, с. 69–75                                               

2. Бурменская Г.В., Слуцкой В.М. “Одаренные дети”. М., Прогресс, 1991.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1991.\

4. Гильбух Ю.З. Внимание одаренные дети. М., Знание, 1991.

5. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. М.: ВАКО, 2006. с.101.
6. Лейтес Н. “Легко ли быть одаренным?”. Ж. “Семья и школа”. № 6. 1990, с. 34.
7. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., Педагогика, 1971.

8. Мартынов С. “Хочу, чтобы мой ребенок был вундеркиндом”. Ж. “Дошкольное воспитание”. № 8. 1994, с. 77–80.
        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы

МС «Организация работы с одаренными детьми: проблемы, перспективы».В данной работе описывается формы организации работы с учащимися продвинутого уровня развития.Известно, что по уровню  успешност...

Система работы с одаренными детьми: проблемы и перспективы их решения

Цель данной работы – ознакомить с особенностями организации работы с одаренными детьми в ФТЛ в рамках ФГОС....

Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»

Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...

Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.

       Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных  программ, учебного плана и учебных ...

Выступление на педагогическом совете №5 от 16.11.2015 «Организация работы с одарёнными детьми. Проблемы, перспективы»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализов...

Методическая разработка на тему: «Выявления одаренных детей и организация работы с одаренными детьми на уроках физической культуры».

Социально-экономические условия в современном мире вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы для решении новых задач. Вопрос одаренности человека актуален...

«Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы: перспективы и новые возможности»

Организация работы с одаренными детьми с учетом цифровой трансформации школы. Современному обществу нужна личность с неординарным, творческим мышлением, широким кругозором, умеющая ставить и решать не...