Проект «ДОСУГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»
учебно-методический материал (5 класс)

Педагогический проект направлен на развитие техносферы учреждения и обновление технологий воспитательной деятельности в ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, а также на обогащение досуговых программ образовательным содержанием по истории и культуре родного края. Продуктом проекта является досуговая программа на основе квест-технологии и с использованием современных технологических устройств. Проект содействует повышению профессиональной компетентности педагогов-организаторов в контексте перехода на Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.

Новация обусловлена интеграцией образовательного процесса и досуговых технологий, направленных на воспитание:

в ходе реализации общеобразовательных общеразвивающих программ, учащиеся осваивают 3D моделирование, а в ходе проектирования досуговой программы используются результаты их практической деятельности.

Интеграция процессов воспитания и обучения достигается посредством координации индивидуальных планов педагогов, а также планов деятельности структурных подразделений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Дворец творчества детей и молодёжи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Проект

«ДОСУГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»

Авторы:

Смирнов Анатолий Владимирович,

Педагог-организатор

ГБУДО Дворца творчества детей и молодёжи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Будакова Ирина Владимировна

Методист

ГБУДО Дворца творчества детей и молодёжи

Санкт-Петербург

2017

Проект

«Досуговые технологии будущего»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

География проекта

Проект реализуется на базе ГБУДО ДТДиМ Колпинского района

Адресат продукта проекта

Учащиеся 11-12 лет образовательных учреждений района

Партнеры-участники проекта

Педагоги и педагоги-организаторы ДТДиМ

Смирнов А.В. – куратор проекта, педагог-организатор

Пономарева И.С. педагог-организатор

Бельская О.Ю. педагог-организатор

Крылов А.С. педагог-организатор

Будакова И.В. методист

Старовская Е.А. методист, заведующий информационно-методическим отделом

Коймова К.Л. педагог дополнительного образования отдела техники

Учащиеся ДТДиМ Колпинского района

Социальные партнёры – музей ОАО «Ижорские заводы»

Cрок и продолжительность проекта

Январь 2017 – ноябрь 2017

Характеристика проекта

- по методу, доминирующему в проекте: творческий, педагогический.

- по количеству участников: коллективный.

- по срокам реализации: среднесрочный.

- по характеру контактов: внутренний (отделы ДТДиМ, воспитанники), внешний (учащиеся ОУ района, социальный партнёр – музей ОАО «Ижорские заводы»)

- по характеру координации: с открытой координацией.

Аннотация проекта

Педагогический проект направлен на развитие техносферы учреждения и обновление технологий воспитательной деятельности в ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, а также на обогащение досуговых программ образовательным содержанием по истории и культуре родного края. Продуктом проекта является досуговая программа на основе квест-технологии и с использованием современных технологических устройств. Проект содействует повышению профессиональной компетентности педагогов-организаторов в контексте перехода на Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования.

Новация обусловлена интеграцией образовательного процесса и досуговых технологий, направленных на воспитание:

в ходе реализации общеобразовательных общеразвивающих программ, учащиеся осваивают 3D моделирование, а в ходе проектирования досуговой программы используются результаты их практической деятельности.

Интеграция процессов воспитания и обучения достигается посредством координации индивидуальных планов педагогов, а также планов деятельности структурных подразделений.

Методологические основы

На форпостах системы образования приоритетным направлением становится деятельностный подход, который ориентирован на субъектные качества обучающегося. Метод проектов – вот наиболее проработанная в настоящее время технология обучения, позволяющая ориентироваться не столько на знания и репродуктивные умения учащихся, а на сам процесс деятельности.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна закончится вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. Полат).

Метод проектов зародился во второй половине XIX века в школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», основоположником которой был американский философ-идеалист Джон Дьюи. Согласно его взглядам, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что даёт практический результат и направленно на благо всего общества.

Условиями успешности обучения является проблематизация учебного материала, активность ребёнка, связь обучения с жизнью ребёнка (игрой, трудом). Одним из путей внедрения идей Дьюи стало обучение по «методу проектов». Дети выполняли «проекты» - конкретные задания, связанные с учебным материалом.

Метод проектов получил распространение по всему миру, в том числе и в России. Небольшая группа педагогов-преподавателей под руководством С.Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода в практику обучения уже с самого начала XX века. Этот метод широко использовался в 20-х годах А.С. Макаренко, однако уже в начале 30-х годов метод проектов был признан неэффективным и практически забыт.

В современной педагогике вопросы применения метода проектов в процессе обучения как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников отражены в трудах М.Ю. Бухаркиной, В.В. Гузеева, Е.С. Полата и других, что было изучено при подготовке проекта.

Возрождение метода проектов начинается в 90-х годах XX века и связано с пересмотром парадигмы образования, переходом к личностно-ориентированной модели образования и системно-деятельностной концепции обучения, что показывает преимущество метода проекта в практико-ориентированном образовательном процессе, каковым и является дополнительное образование. Независимо от того, на какую аудиторию ориентирован проект, деятельность по его воплощению способствует формированию личностных, профессиональных и специальных компетенций как у учащихся, так и у педагогов.

Актуальность проекта

Использование мобильных устройств всё больше и больше входит в нашу повседневную жизнь. Польза и вред «гаджетов» становится предметом обсуждений. Регулярно поднимается проблема информационной безопасности, тесно связанная с использованием мобильных устройств. Поскольку противиться современным технологическим устройствам не имеет смысла, то необходимо использовать их огромный образовательный и воспитательный потенциал. Также владение современными устройствами является частью профессионального стандарта педагога-организатора и связанно с методиками применения технических средств обучения. Мониторинг программ показал, что при наличии материально-технической базы современных технологических средств, используемых не в полной мере, существенно снижается эффективность досуговых программ. Нацеленность проекта на создание педагогического коллектива, проектирующего досуговую программу, отвечающую современным потребностям с эффективными методиками организации привлечения учащихся; использование современного технологического оборудования; обогащение содержания досуговых программ краеведческим компонентом, содействующим гражданско-патриотическому воспитанию, делает проект актуальным.

Цель проекта

Развитие техносферы ДТДиМ в сегменте воспитательной деятельности посредством обогащения досуговых программ современными технологическими средствами и информационно-коммуникативными технологиями для наполнения образовательным контентом.

Задачи

  1. Обогащение практики технологического оснащения досуговых программ современными мультимедийными устройствами.
  2. Обогащение педагогических технологий проведения досуговых программ (квест-технологии).
  3. Обогащение игрового контента образовательным содержанием.
  4. Создание тематической развивающей среды для активного вовлечения учащихся в познавательную и творческую деятельность, направленную на приобщение к изучению истории и культуры родного края.
  5. Совершенствование педагогических компетентностей работников ДТДиМ для выполнения трудовых функций, предусмотренных стандартом по должности «Педагог-организатор».
  6. Обеспечение взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, а также воспитанниками с высокими личностными качествами и техническими способностями (в целях создания игрового технологического реквизита).

Результаты первичной апробации элементов проекта

  1. Успешный опыт использования современных мобильных устройств в досуговой деятельности подтверждается положительными отзывами детей и педагогов при реализации досуговых программ: «Легенды пещеры мастеров», «Школа юного космонавта», «Тайны Петербурга» (представленной на городском конкурсе досуговых программ «Созвездие игры»), где мобильные устройства применялись для игровых заданий.
  2. При реализации длительной досуговой программы «История земли Ижорской» на одном из этапов программы использовались квест технологии. Такая технология оказалась успешна и востребована. Особая роль была уделена образовательному контенту краеведческой направленности, что подтверждает эффективность программы.
  3. В ГБУДО ДТДиМ в отделе техники в объединениях «Графический дизайн на компьютере» и «Технарики» учащиеся осваивают 3D моделирование. В 2015/2016 учебном году был представлен проект «3D-прошлое», где результатом являлся 3D макет одного из старейших зданий города Колпино – здания Заводоуправления. Презентация проекта проходила на базе музея ДТДиМ «Истории земли Ижорской и города Колпино» и вызвала интерес широкой общественности.
  4. На базе ДТДиМ уже не первый год успешно внедряется метод проектов как форма повышения квалификации педагогических кадров. Педагогические проекты содействуют повышению педагогического потенциала, так как позволяют педагогу самостоятельно конструировать педагогическую деятельность для решения поставленных задач.

Ожидаемые результаты проекта

  1. Внедрение новых практик технологического оснащения досуговых программ.
  2. Внедрение в практику работы квест-технологий.
  3. Формирование тематической развивающей среды для активного вовлечения учащихся в познавательную и творческую деятельность.
  4. Совершенствование профессиональных компетентностей педагога-организатора в области привлечения педагогов и учащихся к планированию и разработке содержания мероприятия.
  5. Опыт взаимодействия между участниками образовательного процесса.

Ресурсы необходимые для реализации проекта

Нормативно-правовые

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
  2. Концепция развития дополнительного образования № 1726-р
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года № 996-р
  4. Профессиональный стандарт «Педагога дополнительного образования детей и взрослых» № 613-н
  5. Программа развития ГБУДО ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга на 2016-2020 годы
  6. Рекомендации по развитию техносферы учреждения дополнительного образования детей (для руководителей учреждений и специалистов органов управления образованием)

Организационно-управленческие

  1. Планирование
  • Разработка плана обеспечения проекта ресурсами
  • Обеспечение закупок необходимых ресурсов
  1. Регулирование
  • Регулирование закупок ресурсов необходимых для проекта
  • Регулирование распределения ресурсов по работам проекта
  1. Контроль
  • Оценка обеспечения ресурсами работ проекта
  • Оценка затрат на ресурсы
  • Контроль качества ресурсов
  • Контроль выполнения запланированных показателей по срокам

Риски и методы их преодоления

  1. Риск

Недоступность специализированных программ по технике 3D моделирования; по созданию на планшетах с системой Windows пазлов, головоломок, флеш-игр; по использованию LED телевизора с сенсорной панелью управления в связи с их высокой стоимостью.

Метод преодоления

Использовать в работе аналогичные бесплатные версии программ, работающих в online и offline режимах.

  1. Риск

Дублирование образовательного контента школьной программы по теме «Краеведение».

Метод преодоления

Проведение анкетирования учащихся для выявления наиболее актуальных тем предмета «Краеведения» дополняющих программу общеобразовательного учреждения.

  1. Риск

Насыщенность образовательного контента превращает досуговую программу в подобие урока.

Метод преодоления

Использование при разработке досуговой программы с насыщенным образовательным контентом современных, актуальных педагогических технологи (квест-технологии) и технологического оборудования.

Выводы

На момент окончания 2016/2017 учебного года проект находится в стадии реализации. Хотя проект не завершён можно сделать следующие педагогические выводы:

  1. Осуществляется координирование планирования деятельности педагогов.
  2. Составляется концепция досуговой программы.
  3. Наполняется новационная составляющая досуговой программы (продукта проекта).
  4. Прослеживается готовность к практическому сотрудничеству как со стороны педагогов, так и со стороны обучающихся.

Рекомендуемая литература

  1. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие - Краснодар, 2000.
  2. Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. - М., 2000.
  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
  1. Новиков А.М. Методология образования. Издание второе. - М.: «Эгвес», 2006. - 488 с.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат - М., 2000.
  3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010.
  4. Ступницкая М.А. Творческий потенциал проектной деятельности   школьников. Развитие творческих способностей школьников и формирование различных моделей учета индивидуальных достижений. - М.: Центр "Школьная книга", 2006.
  5. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационных образовательных систем: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГИ, 2008. - 281 с.


СТРУКТУРА ПРОЕКТА

п/п

Этап проекта

Содержание деятельности

Участники, ответственные

Срок исполнения

Предпроектная подготовка

  1. Анкетирование учащихся с целью выявления актуальных и интересных форм и методов досуговой деятельности. (Приложение №1)
  2. Анализ результатов городского согласованного исследования по выявлению степени удовлетворенности родителей и учащихся услугами дополнительного образования 2016 год.
  1. Педагоги отдела воспитательной работы, учащиеся

  1. Педагоги отдела воспитательной работы

Январь 2017 г.

1

Проблема

Одностороннее использование технологического оборудования при недостатке образовательного контента в воспитательной и досуговой деятельности.

Февраль 2017 г.

2

Поиск информации, необходимой для реализации проекта

  1. Программы по 3D моделированию и технология работы с ними.
  2. Программы по созданию на планшете с системой Windows пазлов, головоломок, флеш-игр и технологии работы с ними.
  3. Программы по использованию LED телевизора с сенсорной панелью управления и методы работы с ними.
  4. Способы и методы создания технологичных устройств на солнечных батареях для использования при реализации проекта.
  5. Подбор образовательного контента по теме «Город Колпино: от основания до наших дней».
  • Поиск информации в сети интернет.
  • Поиск информации в печатных источниках.
  • Посещение музея «ОАО «Ижорские заводы»

Педагоги ДТДиМ

Учащиеся ДТДиМ (отдел техники)

Социальные партнёры (музей ОАО «Ижорские заводы»)

Февраль 2017 г.

3

Планирование деятельности по реализации проекта

  1. Обсуждение и разработка сценарного хода досуговой программы «Город Колпино: от основания до наших дней» с учётом использования современных технологических средств.

(Приложение №2)

  1. Проектирование и обсуждение концепции четырёх игровых локаций и включение в них средств информационно-коммуникативных технологий.
  2. Обсуждение и выбор игрового и образовательного контента.

  1. Распределение обязанностей участников проекта.
  1. Смирнов А.В., Пономарева И.С., педагоги отдела воспитательной работы

  1. Все педагоги участники проекта отдела воспитательной работы

  1. Все педагоги участники проекта отдела воспитательной работы
  2. Все педагоги участники проекта отдела воспитательной работы

Март 2017 г.

Апрель 2017 г.

Апрель 2017 г.

Май 2017 г.

4

Практическая деятельность

  1. Создание моделей игровых локаций.
  2. Разработка заданий и игровых ситуаций с включением современных технологических средств.
  3. Подбор материалов для изготовления реквизита.
  4. Изготовление предметного реквизита в технике 3D моделирование.

  1. Монтаж четырёх локаций игрового пространства с использованием современного технологического оборудования и информационных технологий.
  2. Реализация квеста «Город Колпино: от основания до наших дней».

  1. Создание карты рефлексии по итогам посещения квеста.
  1. Смирнов А.В.
  2. Смирнов А.В., Пономарева И.С., Будакова И.В.
  3. Смирнов А.В, Крылов А.С.
  4. Смирнов А.В, Коймова К.Л., воспитанники ДТДиМ отдела техники
  5. Смирнов А.В., Пономарева И.С., Будакова И.В., Крылов А.С., Бельская О.Ю.

  1. Все педагоги участники проекта отдела воспитательной работы.
  2. Будакова И.В.

Май 2017 г.

Июнь – август 2017 г.

Сентябрь 2017 г.

Сентябрь – октябрь 2017 г.

Ноябрь 2017 г.

Ноябрь 2017 г.

Ноябрь 2017 г.

5

Презентация результатов проекта

  1. Презентация на сайте ДТДиМ информации о проведении и итогах мероприятия.
  2. Представление портфолио проекта на выставке методической продукции ДТДиМ.
  1. Смирнов А.В.

  1. Все педагоги участники проекта отдела воспитательной работы

Ноябрь 2017 г.

Март 2018 г.

6

Портфолио проекта

  1. Отчётные и методические материалы по реализации мероприятий проекта
  1. Смирнов А.В., Будакова И.В.

Март 2018 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Досуговый центр "С книгой в будущее"

Проект досугового центра с целью привлечения внимания к книге, к чтению....

Проект "Досуговая гостиная"

Краткая аннотация проекта Наш проект для тех, кому не безразлично, будет ли наше школьное образование и воспитание свои народные корни. Будет ли в школе звучать мелодия русской речи, народной пес...

Индивидуальный проект "3-D технологии - технологии будущего" 9 класс

Разработка "Индивидуальный итоговый проект" в соответствии с ФГОС ООО...

"Моя будущая профессия программист"- проект по технологии

Моя будущая профессия программист- иследовательский проект по техноогии...

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Профориентационный урок «Моя будущая профессия», в рамках проекта «Билет в будущее»

Тематическое направление: трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Тема воспитательного мероприятия: «Моя будущая профессия».Актуальность: Профессиональное самоопределение я...

Реализация школьного проекта регионального подпроекта «Будущий учитель – учитель будущего»

Одной из целей создания педагогической лаборатории является формирование у учащихся представления о педагогической профессии, отношения к учителю как профессионалу, ориентирование учащихся в системе ц...

Проект «ДОСУГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БУДУЩЕГО»

Педагогический проект направлен на развитие техносферы учреждения и обновление технологий воспитательной деятельности в ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга, а также на обогащение досуговых прогр...