Педагогические технологии в воспитательной системе.
статья

В настоящее время воспитатели нашей школы успешно используют педагогические технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и в воспитательной системе школы-интерната.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._tehnologii.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии в воспитательной системе

 обшеобразовательной школы интернатного типа.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то в  и жизни он будет только подражать и копировать.

Л.Н. Толстой

В современных условиях, на инновационно - технологическом этапе формирования системы образования, сформированы новые стратегические цели и обозначены тенденции обновления содержания образования и воспитания. Воспитательная работа должна стать специально организованным процессом формирования и принятии. На основе сотрудничества педагогов, родителей и детей в нашей школе организован демократический уклад жизнедеятельности. Коллектив педагогов продолжает поиск средств и форм педагогической поддержки процесса саморазвития личности, знакомится с  новыми психолого-педагогическими знаниями и путями их использования в практической деятельности, в диагностике воспитательного процесса, в разработке программ воспитания, знакомится с вариативными педагогическими технологиями.

 В основе педагогической технологии лежит идея полной управляемости учебно-воспитательным процессом, его проектирование и возможность анализа путём поэтапного воспроизведения.

      Педагогический процесс на основе педагогических технологий должен гарантировать достижение поставленных целей. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяет педагогу наилучшим образом осуществлять профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение воспитателями продуктивных педагогических идей. Чтобы повысить качество деятельности всех субъектов воспитания, участникам воспитательного процесса нужны глубокие знания о технологиях педагогической и воспитательной работы.

Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно – ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.

В соответствии с нормативно-правовыми документами мы стали использовать современные технологии в воспитательной работе. Перед воспитателем стоит одна из важных задач — создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе, группе с целью спокойного и планомерного общего развития личности каждого школьника. В качестве базовой для реализации воспитательной деятельности мы используем следующую организационную модель, которая исходя из задач, форм и содержания воспитательной деятельности включает следующие компоненты:

  •  воспитательный план образовательного учреждения; 
  •  воспитательные программы преподавателей;
  • дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
  • система воспитательной работы; (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно -полезные практики и т. д.);

Наши воспитатели предусматривают новые этапы в развитии личности школьника и постоянно изменяют содержание и формы работы с детьми. В чем же заключается воспитательная деятельность? Это прежде всего забота о здоровье детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организация свободного времени детей, изучение их индивидуальных особенностей, оказание помощи семье в воспитании ребенка. Что и привело к выводу: основная задача планирования — так организовать жизнь детского коллектива в свободное от уроков время, чтобы учащиеся добровольно, с большим желанием участвовали в разнообразных делах класса, учились быть самостоятельными, умели бы оценивать свои возможности и постоянно стремились к познанию самих себя и применять свои знания в практической деятельности. Опыт показал, что обучение и воспитание-это два взаимосвязанных процесса. Их нельзя разрывать. Процесс воспитания сложнее и труднее, чем обучение, он требует от педагога более тонкого подхода к ребенку. Это процесс постоянного творчества, где педагог должен свои знания и опыт применять к постоянно меняющимся педагогическим ситуациям. Ведь результаты воспитания обнаруживаются со временем, их нельзя заметить сразу. Поэтому труднее определить допущенные просчеты и упущения в воспитании. Для успешного проведения воспитательной работы нужно развивать в себе постоянное стремление самому учиться, расширять и углублять свои знания.

Воспитатель должен уметь следить за развитием своих учеников, их ростом, проникать во внутренний мир ребенка, понимать его мысли и переживания, мотивы поступков, подходить к каждому ребенку с оптимистической перспективой. С этой целью практикуем внедрение современных технологий в воспитательный процесс, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях.

Современные технологии позволяют нам разнообразить формы работы с учащимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с учениками и их родителями. В рамках методической темы работаем над вопросами:

1. Как поддержать интерес обучающихся к классным часам, внеклассным мероприятиям в условиях современной школы?

2. Как повысить мотивацию и вовлечь обучающихся в активную внеурочную деятельность?

3. В какой форме проводить родительские собрания, чтобы родители не потеряли желание посещать школу.

4. Как остаться педагогическим грамотным специалистом, способным научить и воспитать ребёнка, когда современные дети понимают в компьютерных технологиях лучше, чем взрослые? 

В настоящее время воспитатели нашей школы успешно используют следующие технологии, которые согласно ФГОС применяются как в учебной, так и воспитательной работе. Это:

1. Социальное проектирование — технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии — создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою «Я — концепцию» и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

2. Технология сотрудничества — задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Дети учатся работать в команде, оценивая свою работу и успех и работу команды.

3.Личностно-ориентированная технология - такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности.       Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне района, республики, федерации, где дети нашей школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов воспитателями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.

4. Игровые технологии. Игра является важным видом деятельности человека в любом возрасте. Обучение в игре позволяет научить: распознать. сравнивать. характеризовать. раскрывать понятие. обосновывать. применять. Игровые технологии используются при проведении классных часов и при проведении семейных праздников. («Папа, мама, я — (дружная, спортивная, читающая и т.д.) семья». Новогодние представления,   праздники к 23 февраля и  8 Марта, День матери и другие совместно с родителями)

5.Технологии КТД  (коллективные творческие дела). Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.

Постулаты КТД:

  • коллективное творчество;
  • единое дело и добровольное участие в нём;
  • свобода выбора и  форм деятельности;
  • содружество взрослых и детей;
  • развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Технология КТД не новая для наших педагогов. Она активно используется в нашей работе. И сегодня воспитательная работа в школе строится по принципу КТД.

6. Технологии проектного метода. В основе его работы лежит метод проектов. Каждый учащийся школы имеет возможность заниматься исследовательской деятельностью. Ежегодно проходит научная конференция, где ребята представляют результаты своих исследований. Наши учащиеся с исследовательскими работами участвуют и побеждают в муниципальных и республиканских конкурсах.

7.Здоровьесберегающие технологии. Применение такой технологии помогает сохранению и укреплению здоровья школьников (предупреждает переутомления учащихся на уроках, снижает показания заболеваемости, приобщает родителей к работе по укреплению здоровья школьников).

8.  Информационно-коммуникативные технологии.

В современных условиях невозможно представить воспитательный процесс в образовательном учреждении без использования информационно-коммуникационных технологий. Диапазон использования ИКТ технологий очень велик: от тестирования учащихся и учета их личных особенностей до досуговых занятий и игр.

На сегодняшний день существует большое количество воспитательных технологий, как традиционных, так и инновационных. Нельзя сказать, что какая-то из них лучше, а другая хуже или для достижения положительных результатов надо использовать только эту и никакую больше. Выбор той или иной технологии зависит от многих факторов: контингента учащихся, их возраста, уровня подготовленности, темы занятия и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».

Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся"....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НПО И СПО

Кейс-метод представляет собой группу образовательных методов,технологий и приемов обучения,основанных на решении конкретных проблем и задач. Это приемы интерактивного обучения. Подробно описаны методы...

Использование современных педагогических технологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)

Использование современных педагогических техгнологий в воспитательной деятельности (из опыта работы старшей вожатой)...

Включение современных педагогических технологий в воспитательный процесс

Выступление руководителя МО классных руководителей...

Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...

Выступление на педсовете: "Проектная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ОВЗ"

Проектная технология используется как в урочной , так и в воспитательной работе....