«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».
статья (5 класс) по теме
Обобщение опыта работы на ежегодной августовской педагогической конференции по теме "Применение инновационных педагогических технологий в воспитательной деятельности учащихся".
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Инновационные педагогические технологии в воспитательной деятельности классного руководителя».
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Сегодня наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Основой современных образовательных стандартов становиться формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года были разработаны методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя, где были четко определены приоритетные задачи деятельности классного руководителя: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Образовательная инициатива Новой школы больше чем Нац.проект «Образование» делает уклон в сторону воспитания личности.
Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом, и ситуации в коллективе класса.
В своей деятельности я опираюсь на корифеев педагогической мысли, таких как Ильин, Иванов, Сухомлинский, Макаренко, Щуркова, а также использую воспитательные технологии, актуальные на современном этапе, такие как технология информационного взаимодействия, технология построения культурного пространства, технология культурной коммуникации, технология формирования эстетического вкуса и нравственной позиции, технология развития творческих способностей, технология социального проектирования и рефлексивная технология.
Для успешного выполнения своих функций, мне как классному руководителю, необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированной о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Перед тем, как взять классное руководство в 5 классе, я изучила особенности психологического развития детей данного возраста. Начиная с третьей четверти четвертого класса, посещала не только уроки, но и классные часы, родительские собрания. Это помогло мне познакомиться с ученическим и родительским коллективом, почувствовать особенности установившихся взаимоотношений между педагогом и родителями, педагогом и учениками. Перенять позитивный опыт и наметить направления дальнейшей совместной работы.
В конце четвертого класса я провожу семинар на тему «Кумиры нашего ребенка». Его актуальность в том, что в течение нескольких лет непререкаемым авторитетом для большинства учащихся была учительница начальных классов, для других детей идеалом служил один из родителей, реже – старший брат или сестра. Но с уходом из начальной школы это место занимают другие люди. А при несформированных ценностных ориентирах это место может занять очень нежелательный объект. Поэтому родителей необходимо подготовить к пониманию необходимости профилактической работы с детьми в этом направлении.
Образовательное учреждение, было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих не только образовательный процесс, но и творческое развитие личности ребенка через реальное взаимодействие самого ребенка, родителей и социума. Именно в семье ребенка складывается его нравственный облик и характер, его отношение к действительности, усвоение общепринятых норм и культурных ценностей. Понять ребенка можно только познав его семью. Большое значение в этом играют совместные внеклассные мероприятия, круглые столы, ток-шоу, интерактивные портреты семьи, которые ребята составляют совместно с родителями. Проводимые мероприятия позволяют и родителям лучше узнать своих растущих детей. Кроме того, в ходе подобной совместной деятельности воспитывается не только ребенок, но и родители.
Для меня важнейшими позиционными условиями при организации взаимодействия с родителями, являются:
- Подчеркнутое уважительное отношение к родителям учеников, вне зависимости от успехов учащегося и его поведения;
- Бережное прикосновение к личности родителей при обсуждении успехов и поведения ученика, помня всегда о родительской любви к ребенку;
- Открытое для ученика взаимодействие с родителями;
- Только через призму заботы о развитии ребенка выхожу на связь с семьей;
- Оптимистическая направленность взаимодействия, утверждающая веру в силы ребенка и достижения им определенных высот образования и веру в действенную любовь родителей, помогающую детям преодолевать трудности развития.
При изучении особенностей детского коллектива я большое внимание уделяю диагностике, которая направленна на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика. Только понимая природу того или иного личностного проявления, можно правильно реагировать на него.
Наиболее информативными методами диагностики являются:
- беседа;
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование.
Каждое полугодие я совместно со школьным психологом провожу изучение уровня воспитанности учащихся, диагностику интересов, склонностей, запросов учащихся, изучаю динамику их развития.
Все это помогает обнаружить пробелы в воспитании, определить, какая именно нужна помощь родителям в воспитании ребенка, а также составить портрет социально-психологического развития каждого ребенка и класса в целом и в соответствии с этими результатами скорректировать свою работу.
Я также ставлю перед собой цель – формирование оптимальной воспитывающей среды, представляющей собой целостный педагогический процесс: единство и взаимосвязь урочной и внеурочной форм работы. Моя задача – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Для этого я посещаю различные уроки учителей и знакомлю их с особенностями своего класса, а также приглашаю их на свои уроки. При этом должна сохраняться системность и преемственность содержания и форм воспитания учащихся начального, среднего и старшего звена. Также необходимо взаимодействие всех участников воспитательного процесса с определением общих целей педагогов, учащихся и родителей, организация из сотрудничества и сотворчества на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Таким образом, будет сформировано единое воспитательное и развивающее пространство, основанное на принципах педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, включающее в себя: культурное пространство, материально-эстетическую сферу, социально-психологические отношения.
Таким образом, эта среда должна включать в себя три взаимосвязанных блока:
- воспитание в процессе обучения
- воспитание во внеурочной деятельности
- воспитание во взаимодействии с социумом.
Я формирую воспитывающую среду через коллективную творческую деятельность. Стараюсь создать общность класса, через организацию успешной жизнедеятельности учащихся, усиление познавательной деятельности, преобразование интеллектуальной активности в личностную культуру. Организация различных видов деятельности учащихся позволяет мне провести выявление и коррекцию их индивидуальных ценностных ориентиров. Одним из методов коррекции является совместное конструирование перспективного плана развития ученика, определяются сроки, и оговаривается желаемый результат.
Формирование активной жизненной позиции идет через участие моих учеников в детской организации «РОССЬ». В своей работе я стараюсь стимулировать общественную активность своих учеников.
В последнее время акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке яркой индивидуальности, что поможет стать ему самим собой и добиться благодаря этому жизненного успеха. Ребенок, а за тем и подросток должен адаптироваться, а не затеряться в окружающем мире. А для этого необходимо наполнить содержанием жизнь подрастающего поколения, создать условия для становления и проявления индивидуальности ребенка. В ходе поездки, игры, трудовой деятельности ученик должен чувствовать внимание именно к нему, что его признают как личность, что его действия одобрены. А чтобы каждый ученик нашел себе дело по душе и удовлетворил свой интерес, спектр проводимых мной мероприятий велик и разнообразен, чтобы каждый мог попробовать себя в различных направлениях. «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их»,- говорил Сенека-младший. При этом все проводимые мною действия направлены на воспитание человека современного, образованного, нравственного, способного самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и культурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за свои поступки.
Ключевой единицей воспитательного процесса является классный час, который можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. Чаще всего классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую, направляющую.
Я считаю, что в развитии индивидуальности большое значение играет личностно-ориентированный классный час. Главное его предназначение связано с содействием становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей и креативности. Содержание классного часа включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает и большинство учащихся. При этом акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Проводя такой классный час, я забочусь о создании для детей ситуаций выбора и успеха, стараюсь включать игровые моменты. Преобладающими формами общения являются диалоговые и субъект-субъектные.
В этом году были проведены такие классные часы, как «Семь чудес Коломны», «Молодежные субкультуры», «Мои эмоции», «Мое свободное время»,интерактивная экскурсия «Коломенский Арбат», разработанная силами учащихся старших классов. В подготовке материалов были задействованы большинство родителей и учеников, которые совместными усилиями подбирали фотографии, оформляли компьютерные презентации. А после интерактивной экскурсии, большинство моих пятиклассников совершили ее вместе с родителями, при этом сами выступали в роли экскурсоводов. А после знакомства с кружками и секциями, работающими в школе и городе, многие учащиеся решили проблему своего свободного времени.
В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации и активность участия учеников в классном часе.
Еще одним направлением в моей работе является формирование классного коллектива, где комфортно каждому. А это происходит, прежде всего, в деятельности. И чем разнообразнее эта деятельность, чем более значимой для каждого сделает ее педагог, тем эффективнее она будет влиять на процесс коллективообразования. Для этого необходимы дела разного характера (познавательные, трудовые, спортивные, творческие) и разного уровня (классные, школьные, городские), чтобы каждый нашел себе дело по душе и почувствовал себя частицей целого. Через разумное сочетание и чередование таких дел, основанных на взаимопомощи, взаимоуважении и принципах толерантности и происходит формирование коллектива, где комфортно каждому. В своей деятельности я использую методику А.Н.Лутошкина, направленную на выявление отношения школьников к своему классному коллективу и на основании этого выстраиваю систему воспитания. Я работаю над развитием ученического самоуправления, создаю условия для развития лидерских качеств, необходимых для лучшей адаптации учащихся в обществе, их социализации и личностного развития. Объединяя учащихся в дружный и целеустремленный коллектив, я создаю предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
В условиях модернизации современного школьного образования особую значимость приобрел компетентный подход в обучении и воспитании. Классный руководитель сегодня – это педагог-профессионал, деятельность которого является важнейшим звеном в воспитательной системе.
Конечной целью моей работы является максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов, творческих способностей и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования, сохранение здоровья и профилактика вредных привычек и дорожно-транспортного травматизма. «В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить», - говорил Сократ. А также формирование сплоченного коллектива, с необходимым уровнем самостоятельности, устойчивой гражданской позицией, с определенным уровнем воспитанности, а также повышение успеваемости, сохранение контингента учащихся.
Таким образом, воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную деятельность детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-природной, предметно-эстетической среды, непрерывно расширяющие воспитательное пространство. И основная роль в этом принадлежит классному руководителю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
С целью повышения качества воспитательной работы, развития познавательного интереса в систему воспитательной работы я начала вводить информационно-коммуникационные инновационные технологии...
Педагогическое эссе о воспитательной деятельности классного руководителя
Эссе о педагогической деятельности классного руководителя...
Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»
Покинут счестьем будет тот,Кого ребенком плохо воспитали,Побег зеленый выпрямить легко,Сухую ветвь один огонь исправить. СААДИ...
Использование инновационных методов и технологий в воспитательной деятельности классного руководителя КС(К)ОУ РА специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида в начальной школе.
материалы для конференции...
Педагогический совет «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»
Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс, он непосредственный воспитатель и наставник объединяет воспитательные усилия родителей и общества....
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....
Применение инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя
В работе рассматривается актуальность выбора инновационных педагогических технологий в работе классного руководителя, описываются применяемые на практике технологии....