Портфолио обучающегося начальной, основной и средней школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО
статья
Автор статьи: учитель математики и информатики Доманевский И.С.
Портфолио обучающегося начальной, основной и средней школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной, основной и средней школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 18.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи: учитель математики и информатики Доманевский И.С.
Портфолио обучающегося начальной, основной и средней школы как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной, основной и средней школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
- формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ.
Раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
- Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
- Составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
- Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
- Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга обучающегося начальной и средней школы.
Структура портфолио: в состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно - оздоровительной, трудовой деятельности
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
Примерная структура портфолио
1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
2)РАЗДЕЛ "МОЙ МИР"
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для обучающегося. Возможные заголовки листов:
· "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
· "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
· "Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
· "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
· "Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
· "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
· "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
3)РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА"
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами.
4)РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА"
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
5)РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО"
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела!
6)РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ о путешествиях"
В начальной и средней школе обучающиеся принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
7)РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ"
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
8)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений.
9)РАЗДЕЛ - "СОДЕРЖАНИЕ"
Не увлекайтесь оформлением этого листа, так как его придется обновлять довольно часто.
Предварительные результаты
Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть:
• публичная презентация в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей);
• выставка «портфелей* (по желанию обучающихся).
Критерии оценки портфолио также определяются индивидуально:
• творчество;
• факторы, отражающие развитие ребенка (учебная самостоятельность и активность, умение учиться, самоконтроль и самооценка);
• понимание и полнота отражения учебного материала.
Предварительные результаты
Работа по технологии портфолио позволяет учителю:
• оценить уровень самостоятельности детей;
• выявить проблемы в формировании у них самооценки;
• определить преобладающую мотивацию ребенка;
• оценить уровень владения умениями и навыками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО
Рабочая программа по физической культуре для начальной школы в рамках внедрения ФГОС НОО. Соответствует примерной образовательной программе по физической культуре....
Единое положение орфографического режима по предмету математика в начальной,основной и средней школе
Положение разработано для учителей начального,основного и среднего звена....
«Приемы игровой технологии как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках английского языка в начальной школе в рамках внедрения ФГОС»
Применение игр для развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка оправдано не только тем, что игру можно применять на различных этапах уро...
Статья "Внутренний мониторинг качества образования в рамках внедрения ФГОС" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Система внутреннего мониторинга качества образования в рамках внедрения ФГОС...
Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия, как структурный компонент урока, направлена на достижение различных целей: эмоци...
Рабочие программы и КТП начальной, основной и средней школы
Программы и КТП составлены в соответствии с ФГОС...
Методика обучения биологии в основной и средней школе в рамках ФГОС
Биологические знания – важнейшая составная часть общечеловеческой культуры – без знания биологии невозможно выработать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов ...