Рекомендации для учителей по обучению слабослышащих детей в условиях инклюзии
консультация
Рекомендации для учителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации по обучению слабослышащих детей в инклюзивном классе | 20.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для учителей по обучению слабослышащих детей в условиях инклюзии
Кохлеарная имплантация обоснованно относится к высокотехнологичной медицинской помощи и финансово поддерживается, и обеспечивается государством на диагностическом, медицинском и техническом этапе, но вместе с тем, не менее важный этап последующей адаптации лиц с кохлеарными имплантами оказывается наиболее уязвимым, так как его финансирование ограничено и недостаточно определены психолого-педагогическое обеспечение, содержание и образовательная среда для названной категории детей.
Остается открытым вопрос: а что делать дальше, когда глухой ребенок стал пользователем кохлеарного импланта, проведено первое подключение и подобраны программы стимуляции звукового процессора, а образовательная среда так и не определена? В Российской Федерации создана сеть учреждений для детей с нарушением слуха. В последние десятилетия стала развиваться тенденция к интеграции, согласно которой дети с глубокой потерей слуха частично или полностью включались в общую социальную среду, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. В педагогической науке были выделены базовые модели интеграции как варианты организации совместного обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися сверстниками (Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко, 1996, 2008; О.С. Орлова, Г.Д. Тарасова, 2005). Практика интегрированного обучения стала закономерным этапом и ведущей тенденцией развития системы специального образования, подтверждаемая положительным опытом.
Глухие дети с КИ представляют собой особую группу лиц с нарушенным слухом, которые после операции и настройки программ звукового процессора приобретают принципиально иные слуховые возможности для дальнейшего слухоречевого и языкового развития. Однако отсутствие необходимых условий по оказанию комплексной индивидуально направленной помощи может привести к неудачной попытке «включения» имплантированного ребенка в среду слышащих сверстников и долговременным негативным последствиям для развития и жизни.
Инклюзия требует от образовательного учреждения преобразований в педагогической практике и образе мышления, создания таких условий воспитания и обучения, при которых ребенок с ОВЗ сможет стать полноценным участником всех мероприятий по соответствующему индивидуальному плану при квалифицированной поддержке специалистами.
При правильных реабилитационных мероприятиях дети и будут инклюзированы в общеобразовательную школу. Но инклюзия предполагает создание гибкой образовательной адаптивной среды, специальных условий в общеобразовательных школах: введение профильных специалистов, уменьшение в классе количества детей.
Вся история сурдопедагогики показывает, что нередки случаи успешного обучения глухих детей вместе со слышащими сверстниками. Поэтому учителям классов, в которых учится глухой ребенок после кохлеарной имплантацией, важно знать как можно больше об особенностях и своеобразии развития и восприятия речи, о том, что такое кохлеарный имплант.
Очень важно педагогу представлять трудности жизни не слышащего человека в звучащем мире, понимать, чем они вызваны, быть в силах помочь их преодолеть и главное хотеть помочь не слышащему ребенку стать полноценным членом детского коллектива.На что нужно обратить внимание в организации обучения слабослышащего ребенка:
- Соберите как можно больше информации о нарушении учащегося и постарайтесь получить чёткое представление о возможностях и ограничениях, связанных с нарушением.
- Заранее расскажите остальным учащимся в классе, с чем им нужно считаться при общении с учащимся с ОВЗ по слуху. Затем учащийся и сам может ответить на вопросы одноклассников.
- Необходимо поставить в известность учащихся школы, родителей о стоимости имплантов (слуховых аппаратов, процессора КИ) у учащегося с нарушенным слухом.
- Ребенок с кохлеарным имплантом должен сидеть за первой партой, таки образом, чтобы стол учителя был справа от него, и желательно спиной к окну. Так ему будет лучше видно и слышно и учителя и детей. Однако лучше обсудить с ним его место. Иногда выбор зависит от того, каким «ухом» ребенок лучше слышит.
- Постоянно помните о том, что слабослышащий учащийся вынужден всегда сильно концентрировать свое внимание. Он не может на некоторое время отвлечься, иначе потеряет нить урока. Это очень утомительно.
- Чтение с губ требует дополнительных усилий, так как слабослышащий учащийся должен не только воспринять учебный материал, но и правильно понять речь как таковую.
- Ребенок с кохлеарным имплантом воспринимает информацию зрительно-визуально. Когда учитель что-то говорит – ребенок должен видеть лицо говорящего. Не поворачивайтесь к ребенку спиной, когда говорите, тем более объясняете новый материал урока.
- Не забывайте, что слабослышащий многое слышит, но необязательно правильно понимает все услышанное.
- Старайтесь не давать слишком долгие устные объяснения, чередуйте их с письменными заданиями.
- Поощряйте вопросы.
- Делая важные сообщения и давая инструкции, смотрите на учащегося и говорите чуть медленнее. Более громкая речь в большинстве случаев не дает эффекта.
- Прежде чем перейти к новой теме, напишите на доске схему.
- Задания и домашнюю работу давайте в начале урока. Как можно больше пишите на доске. В конце урока устные задания затеряются для слабослышащего учащегося среди посторонних шумов: шуршащих тетрадей, двигаемых стульев и собираемых портфелей.
- При возможности заранее раздайте слабослышащим учащимся конспекты по ознакомительным предметам. Если они их перепишут и прочтут, им проще будет воспринимать урок.
- Не просто спрашивайте: «Ты понял?», но и контролируйте, так ли это на самом деле.
- При повторении используйте другие слова. Это увеличит для ребенка с нарушением слуха возможность понимания.
- Следите за тем, чтобы слабослышащий учащийся давал правильный ответ на поставленный вопрос; ответы и сообщения, правильные по сути, но не являющиеся ответами на поставленный вопрос, не должны вас удовлетворять.
- Повторяйте для интегрируемого учащегося вопросы одноклассников. Не просто говорите, что что-то неверно, а объясняйте, почему. По возможности рассказывайте слабослышащему учащемуся о его контрольных работах и вместе с ним исправляйте ошибки.
- Учащийся может рассчитывать на помощь одноклассников, поэтому давайте ему возможность оборачиваться в классе, чтобы видеть говорящего или чтобы обратиться за помощью.
- Сопровождайте некоторые объяснения обычными бытовыми жестами.
- Привлеките внимание слабослышащего учащегося, прежде чем начнете говорить. Иначе он упустит часть сказанного. Договоритесь с ним об определенных сигналах, например, отвечающий поднимает руку; при смене темы вы записываете на доске ключевое слово...
- Уроки в форме дискуссии практически недоступны восприятию слабослышащего учащегося. Разместите участников по кругу и следите за тем, чтобы они не говорили одновременно.
- Если есть возможность выбора кабинета, выберите что-нибудь спокойное, без постороннего внешнего шума.
- Не смейтесь над слабослышащим учащимся, если он отвечает невпопад. Но позже объясните ему комичность ситуации.
- Перед тем как заговорить со слабослышащим, выключите радио, телевизор или магнитофон, поскольку ребенок слышит все звуки сразу, как в микрофоне.
- Никогда не обращайтесь к слабослышащему учащемуся со спины. Он может испугаться, не услышав вашего приближения.
Помощь при восприятии речи.
- Артикулируйте, но не преувеличенно.
- Говорите медленнее, чем обычно, но не слишком медленно, иначе нарушится темп речи, а интонация будет неестественной. Ритм и интонация как раз дают слабослышащим много информации.
- Учитывайте то, что некоторых людей труднее воспринимать визуально, например, говорящих невнятно, людей с усами и бородой и т. п.
- Не говорите с полным ртом.
- Старайтесь подолгу не стоять у окна, так как смотреть против света утомительно.
- Во время объяснения не пишите на доске.
- Старайтесь во время урока меньше ходить по классу.
- Писать и считывать с губ одновременно — невозможно. Следовательно, диктанты и задания под диктовку всегда будут вызывать проблемы. Найдите вместе с ассистентом решение: например, диктуйте слабослышащему учащемуся отдельно, тогда можно повторять каждое слово; сочетайте некоторые краткие слова с определенными жестами (и, в, так как...); на уроках иностранного языка заменяйте диктант переводом и т.п.
Внимание к слуховому аппарату
- Попросите у учащегося или его родителей разъяснений о функциях и правильной настройке слухового аппарата, или речевого процессора от кохлеарного импланта. У маленьких детей проверяйте, включен ли слуховой аппарат и нажата ли правильная кнопка.
- Научитесь менять батарейки.
- Напоминайте ребенку о гигиене и необходимости тщательного ухода за аппаратом.
- Иногда слуховой аппарат может издавать свистящие звуки. Это означает, что затычка плохо вставлена в ухо. Если звуки не прекращаются, значит, ушные затычки не подходят и должны быть заменены. Сообщите об этом родителям.
- Если слуховой аппарат полностью не работает, значит наиболее вероятно: сели батарейки, сломался шнур (проводок), или засорились ушные затычки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение здоровьесберегающих методик при обучении слабослышащих детей
Важной задачей учителя коррекционного образовательного учреждения выступает поиск таких способов организации учебно-воспитательного процесса, которые соответствовали бы возра...
Использование игровой деятельности при обучении слабослышащих детей
Доклад на заданную тему...
Рекомендации для родителей по сенсорному развитию детей в условиях дистанционного обучения
laquo;Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физи...
"Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Методические рекомендации"
В книге описывается тьюторское сопровождение детей с ОВЗ, рассказывается о специальных классах в общеобразовательной школе для них. Рассматриваются условия обучения воспитанников с особенностями разви...
Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии
Как сложно бывает, когда появляется ученик "не такой как все"! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение?...
Инклюзивное образование: обучение слабослышащих детей английскому языку.
В данной статье представлен опыт преподования английского языка у слабослышащих обучающихся....
Обучение одарённых детей в условиях реализации ФГОС (на основе изучения иностранного языка)
laquo;Мы воспитываем не для настоящего, а для будущего. Поэтому в воспитании одаренного ребенка особенно важно пробудить его творческие способности и тем самым заложить краеугольный камень его жизни,...