Отчёт о педагогической деятельности
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Кочнева Надежда Викторовна

Отчёт о педагогической деятельности учителя русского языка и чтения Кочневой Надежды Викторовны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_o_ped_deyatelnosti.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

           

                       ГБОУ «Селенгинская СКОШИ»

Открытый отчёт о педагогической деятельности

учителя русского языка и чтения Кочневой Н.В.

        2019 г.

Открытый отчёт о педагогической деятельности

1. Цель и задачи профессиональной деятельности.

  Моя профессиональная деятельность напрямую согласуется с целями деятельности моего образовательного учреждения.

  Цель   педагогической деятельности - эффективное построение учебного процесса, привлечение детей к исследовательской работе по предметам, к участию в конкурсах и олимпиадах, подготовка к дальнейшему обучению  и поступлению в профессиональные училища. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его возможности в процессе обучения.

  В своей работе  развиваю интерес к русскому языку и чтению. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по развитию речи,  русскому языку, чтению, а с теми, кто проявляет особый, повышенный интерес к предмету, заниматься на более высоком уровне.

Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах  повышения квалификации и в процессе самообразования,  изучая  методическую литературу, опыт работы учителей новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая уроки коллег. Создала в социальной сети работников образования nsportal.ru http://nsportal.ru/user/197289 свой персональный сайт, где публикую учебно-методический материал. Имею свою страницу на  бесплатном школьном портале Про Школу. ру ; и Педсовет.ru

 Анализ и оценка условий профессиональной деятельности.      

    Для осуществления образовательного процесса в классе создана материально-техническая база. В кабинете имеется учебная мебель: парты с учетом физических параметров детей, книжные шкафы, где хранятся учебные стандарты, рабочие программы,  инструкции по технике безопасности, методическая литература, разработки классных часов и мероприятий; художественные книги, справочники, тесты,  информационно-справочная литература, дидактический материал, портфолио и паспорта здоровья учащихся. Кабинет оснащен  новой доской, цветочными кашпо, учебными стендами, компьютером, мультимедийным оборудованием.    Учебный класс постоянно пополняется наглядными пособиями, обучающими презентациями по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. Пополняю кабинет методической литературой. К каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала.

Концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.  

Выбор образовательных программ.

 Образовательный процесс моей работы строится в соответствии с   программами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, допущенными Министерством образования Российской Федерации. Эти программы определяют содержание обучения, воспитания и развития учащихся и предоставляют определѐнную свободу и творческий подход в планировании работы. Следует отметить, что учитываются  познавательные возможности учащихся при выборе учебного материала.  

          Специфика данного образовательного процесса обусловлена тем, что учебные программы содержат материалы, которые помогают  учащимся  достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которые необходимы им для социальной адаптации.

         Содержание  имеет практическую направленность. Программы готовят воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства.  

В программах принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Конкретизированы пути и средства исправления недостатков общего, речевого развития.

Особый акцент в программах сделан на использование наглядно-практического и дидактического материала, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида по развитию речи и русскому языку предполагает возможность реализации принципа вариативности при выборе учебного материала, не предусмотренного обязательным минимумом, но изучение которого целесообразно, исходя из возрастных особенностей класса, уровня его подготовленности,  интересов и задач воспитания.

Рабочая программа представлена на сайте.

Организация педагогического процесса, личностно значимого для каждого ученика, остаѐтся одной из самых острых и актуальных  проблем образования. В зависимости от подходов для реализации мною поставленных целей обучения, я выбираю такие технологии

: 1. Традиционные технологии  обучения (основным методом является применение традиционных технологий обучения, основанных  на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя  и  учащихся).  

 2.   Здоровьесберегающие технологии (Данные технологии очень актуальны, тем более при обучении и воспитании детей с ОВЗ: это и различные физминутки, и релаксационные паузы, гимнастики, постоянное чередование видов деятельности. Наглядно представлены в плане конспекте урока русского языка в 8-м классе  «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке) от 20 января 2015г. Приложение 5  

 3.     Информационные технологии (Использование компьютерных программных средств  при изучении общеобразовательных предметов, например,  презентация к уроку чтения в 8 классе по теме «И.А. Крылов .Басня «Волк на псарне» (Приложение 3)

 4.       Технология уровневой дифференциации (создание условий обучения для детей с разным уровнем интеллектуального развития, с целью учета особенностей обучаемых). Каждый класс условно поделѐн на 3 подгруппы: 1-я подгруппа: (могут работать самостоятельно, под контролем учителя) 2-я подгруппа:   (Выполняют работу с помощью учителя) 3-я подгруппа: (Работают по индивидуальной программе)

Как учитель коррекционной школы имею дело с определенной категорией аномальных детей, с учениками, которые по особенностям психической деятельности существенно отличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Знание этих особенностей необходимо для эффективной работы, для понимания причин, обусловливающих успехи в неудачи обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия, т. е. для того, чтобы в наибольшей мере помочь ученикам, продвинуть их в плане общего развития.      Педагогические приемы коррекционной работы отличаются тем, что они стимулируют компенсаторные процессы развития детей с ОВЗ и позволяют формировать у них новые положительные качества. Результатом учебно-воспитательной работы является овладение учащимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у учащихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий. Результаты учебно-воспитательной и коррекционной работы отличаются также темпом их достижения: обучение учащихся конкретным Умениям, знаниям и навыкам происходит гораздо быстрее, чем исправление недостатков их развития.       Под влиянием обучения и воспитания дети развиваются, приобретают определенные знания и умения, однако продвижение их неравномерно. Это вызвано неоднородностью состава учащихся, которая определяется разными потенциальными возможностями школьников и имеющимися у них нарушениями.

Характеристика учащихся по возможностям обучения. По возможностям обучения учащиеся с ОВЗ в соответствии с указанными выше параметрами делятся на три группы. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.  Так, на уроках русского языка ученики, включенные в 1 группу, достаточно легко овладевают звуко - буквенным анализом, первоначальными навыками письма и чтения, усваивают несложные правила правописания. Они хорошо понимают содержание прочитанных текстов, отвечают на вопросы по содержанию, могут соотнести свои ответы с определенным местом текста, озаглавить части текста, составить простейший план, и пересказать текст по плану. Все задания, как легкие, так и трудные, выполняются ими безошибочно или с единичными ошибками, которые они сами

могут найти и исправить. На доступном их развитию уровне эти школьники овладевают устной и письменной речью.

Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности.На уроках русского языка они допускают больше ошибок в чтении и письме, самостоятельно найти их и исправить затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике. Прочитанное понимают, но при пересказе могут допустить пропуски смысловых звеньев. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности..

К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.

Трудности обучения русскому языку у детей этой группы проявляются, прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Ученики медленно овладевают звуко-буквенным анализом, навыками грамотного письма. Они могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов на уроках чтения. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно. При изложении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдает полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно-следственные зависимости. Все ученики коррекционной школы, выделенные в три группы, нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение учащихся I и II группы позволяет для решения некоторых задач обучения на разных предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.

Мне, как учителю, важно знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью я использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у школьников с ОВЗ специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения. При использовании технологии уровневой дифференциации повышается уровень мотивации учения; каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный yспex.В поисках путей более эффективного использования рабочего времени, особую значимость приобретают формы организации учебной деятельности учащихся на уроке. Например: Коллективно-групповые занятия, экскурсии, игры.

За 19 -и летний период моей работы в данной школе, учащиеся показали следующие результаты: активно участвуют в методических неделях по предметам и занимают призовые места в школьных

и республиканских олимпиадах, постоянно повышается уровень обученности и качество знаний по русскому языку и чтению. (Приложение 5. Кобылкина Анастасия, моя выпускница, учащаяся 9 класса, в 2014г заняла III место на Республиканской олимпиаде по русскому языку среди коррекционных школ), Трофимюк Светлана, учащаяся 7 класс в 2014г заняла II место на Республиканской олимпиаде по русскому языку среди коррекционных школ .

Я продолжаю разрабатывать свою тему самообразования «Развитие речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью»

  На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющейся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы.

Наличие теоретической базы опыта: Решение проблемы развития связной речи у детей с нарушениями умственного развития находит свое отражение в трудах исследователей по коррекционной педагогике (Василевская В.Я., Бойнов Д.И., Алексина Л.И., Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г.) Вопросами развития речи занимались известные педагоги и психологи: Г.М. Дульнев,  М.Ф. Гнездинская, В.Г. Петрова, З.Н. Смирнова, В.А. Лапшин, С.Н. Комская, Е.А. Гордиенко, Н.В. Тарасенко  и другие.

Они рассматривают речь как сложный и длительный процесс, основы которого закладываются еще в дошкольном возрасте, и особое место в этом процессе занимает усвоение речи детьми. Речь одна из линий развития ребенка через устную монологическую речь. Речь – чудесный дар от природы - не дается от рождения, а приобретается в процессе творческого труда. Формирует взгляды и убеждения и оказывает огромную услугу в познании мира. Дети овладевают правильным и чистым произношением и работают над словом и переходят к расширению запаса слов.

Актуальность и перспективность: Проблема развития связной речи актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по развитию связной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учеников специальной (коррекционной) школы.

Развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью – одна из серьезнейших и всегда актуальных задач в специальной коррекционной школе VIII вида. Здесь обучаются дети с нарушением интеллектуальной деятельности, часто осложненной  недоразвитием слухового и речедвигательного анализаторов. Речь учащихся  коррекционных школ шаблонна, недостаточно точна. Особенно беден и ограничен их словарь. Речи наших  учащихся не свойственны слова различных грамматических категорий, обозначающих абстрактные понятия. Очень редко они употребляют наречия, глаголы с приставками, союзы, имена прилагательные, но зато часто  можно услышать слова он, она, тут, там, вот, ну, как его там, ага и другие.

Бедный запас слов, неправильное понимание и неточное употребление слов детьми с интеллектуальной недостаточностью препятствует и изучению ими орфографии, так как обучать   орфографии невозможно без учета взаимодействия  лексического и грамматического значения.

Развитая речь предполагает владение достаточно большим  запасом слов, умение использовать весь арсенал фонологических, словообразовательных, морфологических и синтаксических средств языка в соответствии с нормами правильной речи, а также умение пользоваться этими средствами в различных ситуациях с учетом задачи точной передачи информации, задачи быть понятым собеседником и задачи воздействия на собеседника

Концептуальность: Одной из задач развития речи учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида является развитие словаря. Важными задачами словарной работы являются обогащение, уточнение и активизация словаря. Основа словарной работы — введение в языковое сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

      Мои наблюдения по  уровню развития словаря и уровню усвоения образных выражений учащимися  показали, что почти у всех детей довольно низкий уровень развития словаря. Часто путают названия предметов, у них плохо сформированы обобщающие понятия. Ученики не могут правильно подобрать синонимы, антонимы, понимают лишь одно-два значения многозначных слов. Выявлено также, что учащиеся с нарушениями интеллекта понимают более простые образные выражения, а более сложные — лишь в контексте рассказа, в прямом значении, или не понимают совсем. Исходя из этого, были поставлены следующие задачи: -    Обогащать, уточнять и активизировать словарь учащихся разными частями речи. -   Учить детей устанавливать связь между предметами и явлениями окружающего мира,  обогащать словарь детей образными выражениями (метафорами, аллегориями, сравнениями). -   Учить детей употреблять синонимы, антонимы, омонимы и образные выражения в связной речи как на уроках русского языка, так и в повседневной жизни.     Для реализации вышеназванных задач использую методы: -  объяснительно-иллюстрированного обучения;

-  личностно - ориентированного обучения;  - коммуникативно-диалоговой деятельности; - развивающего обучения; - учебно-игровой деятельности; - дифференцированного обучения; -  здоровьесберегающие на уровне отдельных элементов и в системе.               В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы: -  Принцип развивающего обучения, доступности и посильности учебного материала.  -  Принцип индивидуализации. Мне, учителю коррекционной школы, понятен тот интерес, та заинтересованность, которые проявляются к проблемам развития  речи  у  школьников. И волнует практическая сторона – как организовать работу по овладению учащимися норм развитой речи, какие виды упражнений  дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы, применяемые в общеобразовательной школе, возможно  использовать в коррекционной; как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи.

В практике  своей работы  на уроках развития речи я использую практически все методы и формы работы, известные педагогике: рассказ, объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод упражнения, практические и самостоятельные работы.

Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы считаю исследовательский метод. Каждый ребенок по природе своей – исследователь. Неутомимая жажда  новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию рассматриваются в методике как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая  активность не чужда и детям  с умственными отклонениями. Именно поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

             Ученик является партнѐром по образовательному процессу, обладающим собственными интересами, учебными возможностями. Я стремлюсь создавать условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию. В системе работы над лексической стороной речи значительное место отвожу работе над синонимами и антонимами (с терминами «синоним» и «антоним» школьники с нарушением интеллекта не знакомятся). Работа над синонимами обогащает словарь ребенка, приучает его наиболее ясно, точно выражать свои мысли, устраняет однообразность речи, делает ее более яркой, выразительной.  Как показывает практика, учащиеся коррекционной школы легче справляются с подбором антонимов, чем синонимов. Это объясняется особенностью мышления детей с интеллектуальными нарушениями, которые в процессе сравнения легче усваивают различие предметов, признаков,

действий, чем их сходство. Правильное употребление синонимов требует довольно тонкой дифференциации понятий, которая у учащихся коррекционной школы VIII вида нарушена. В русском языке есть многозначные слова, смысл которых может быть уяснен только в определенном контексте. Организуя работу с такими словами, учащимся предлагаю упражнения, направленные на выяснение значения слов и сочетаний. При работе над словами, имеющими переносное значение, применяю упражнения на сравнение слов в прямом и переносном значении, на образование сочетаний со словами, имеющими переносный смысл, на составление предложений с этими словосочетаниями.          Для правильного понимания словесного образа использую анализ семантики и эмоциональности сравнения. Анализ словесного образа провожу целенаправленно в одной и той же последовательности, в виде ответов на наводящие вопросы учителя. Цель этих вопросов — помочь школьнику с нарушением интеллекта: -     отыскать готовый оборот в тексте; -    актуализировать знания об объекте сравнения; -    правильно провести соотносительный анализ субъекта и объекта сравнения                         по акцентируемым признакам сходства; -    обнаружить понимание смысловой и эмоциональной цели данного сопоставления.           Прочность и сознательность усвоения образной лексики достигается с помощью методических приемов и разнообразных видов работ с учащимися: -    выписывание отдельных образных слов и оборотов по теме в тетрадь по чтению; использование изученных сравнений в устной речи школьников (ответы на вопросы по тексту, связный пересказ, рассказ по картине и др.); -    включение готовых средств языковой выразительности в новый, доступный пониманию учеников контекст; -    выполнение различных лексико-стилистических упражнений, составленных на основе знакомых художественных текстов и проверяющих понимание изученных образных оборотов; -    восстановление одного из пропущенных компонентов сравнения; произвольный подбор объекта для характеристики того или иного явления, предмета природы; -    выбор одного объекта из двух к заданному субъекту сравнения и т.д. Положительные результаты таких видов работ сказались на расширении интеллектуальных и речевых возможностей детей с нарушением интеллекта.            Ведущая педагогическая идея:    Главная цель моей работы с детьми с отклонениями в интеллектуальном развитии - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека : умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.

Оптимальность и эффективность средств:  Эффективными средствами развития письменной и устной речи на уроке являются: -создание положительных эмоциональных ситуаций; - проблемное обучение; - дифференцированный подход ; - использование ИКТ; - игровая деятельность; Главная цель исследовательского обучения – формирование способности самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. В  В зависимости от того, какие цели я ставлю при работе над словом, словарная работа может быть  разной по своему содержанию:        Она может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем самым на расширение и углубление словаря;        Может преследовать  грамматические цели;        Может проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов. Все указанные направления  словарной работы я объединила в один вид работы с целью более глубокого и детального изучения нового слова, вводимого в активный словарь детей. Этого удалось достигнуть, начав работу над составлением словарной статьи. Что содержит словарная статья? Вопервых, само слово, заглавное значение которого объясняется. Справа от слова дается толкование значений данного слова или объясняется, что это слово обозначает в русском языке. Далее приводятся словосочетания, предложения с данным словом. Возможно наличие и поговорок, отрывков из стихотворений. Обычно в словарной статье рассматриваются все варианты значения слова. Работа со словарной статьей дисциплинирует школьников, приучает к определенной  структуре знакомства с новым словом, позволяет быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка. Методика работы со словарным словом:

1.Прочитай выразительно слово, соблюдая ударения.

 2.Подумай, что обозначает данное слово.  

3.Прочитай определение слова по словарной статье.    - Удалось ли тебе правильно дать определение слову?  

4.Подумай, в каких значениях еще может употребляться данное слово. Приведи примеры словосочетаний; составь предложения, используя данное слово в разных значениях. 5.Прочитай пословицы (или поговорки). Как понимаете значение пословицы? Поговорки? Если знаете, назовите свои пословицы и поговорки.

6.Выпиши в тетрадь слово в контексте (предложение, фразу, четверостишие).

 7.В записанных словах подчеркни непроверяемую гласную или согласную, запомни ее правописание.

 8.Продолжи ряд слов.

Приучая школьников к работе со словарной статьей, я подспудно «заставляю» ученика исследовать слово во всех его значениях, контекстах, тем самым, решая одну из многочисленных проблем по речевому развитию учащихся – использование слова в различных речевых ситуациях. В связи с требованиями Программы выпускник коррекционной школы должен уметь пользоваться словарем, знать правописание словарных слов со 2 по 9 класс. В связи с  этим возникла необходимость самостоятельно создать  словарики словарных слов, изучаемых со 2  класса, и регулярно  на уроках развития речи, русского языка и чтения при изучении определенных тем проводить словарно-орфографическую работу, направленную на закрепление навыков написания словарных слов и недопустимости выхода слова из активного словаря детей.  

Исследовать слова в словарике изученных слов – увлекательное и полезное занятие. Наряду с логическим мышлением и творческим воображением данный вид работы призван совершенствовать устойчивость, наблюдательность, орфографическую зоркость и, несомненно, речь учащихся.

Для совершенствования устной речи учащихся на уроках чтения провожу работу под девизом: «Говори правильно».

 Эта система работы в моей практике сложилась не случайно. Только так, ежедневно повторяя и углубляя знания учащихся, можно достичь положительных результатов.  

            Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета в виде выступлений, докладов, открытых уроков, внеклассных мероприятиях.

Ежегодно проводится «Неделя русского языка», которая включает в себя проведение олимпиад, викторин.

«Развитие навыков чтения у учащихся коррекционной школы VIII вида»  

5 класс. Тема  «Склонение имѐн существительных» «Прекрасен осени убор» Интегрированный урок русский язык, природоведение.

Интегрированное мероприятие «Зимующие птицы Бурятии» для 5 – 9 кл. Природоведение, биология и русский язык.

«Дидактические игры на уроках русского языка»

8 класс «Родная природа в стихотворениях С.Есенина

Классный час « Битва на Курской дуге» для учащихся 5 -9 кл.

Обобщение педагогического опыта «Развитие связной устной речи у учащихся с ОВЗ»

 Классный час «Дети Беслана» для 5 – 9 классов.

«Методика работы со словарной статьѐй с учащимися с ОВЗ»  

Результативность опыта:

 Мой опыт позволяет сделать вывод о том, что реализация принципов речевого развития учащихся с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка даѐт положительные результаты. Овладение речью становится «способом познания действительности». Средний качественный показатель ЗУН учащихся постоянно повышается,

  Анализ и оценка качества образовательного процесса.

 Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Личный опыт, посещение уроков и занятий других педагогов, изучение передового опыта позволяет мне использовать в работе различные технологии обучения.

Таким образом, в своей практике я основываюсь на личностно - ориентированном, индивидуальном, компетентностном подходе. Я считаю, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес.  На своих уроках использую такие способы повышения познавательного интереса, как:

1. Решение заданий  повышенной трудности и нестандартных заданий.

 2. Разнообразие уроков, нешаблонное их построение, включение элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ИКТ, наглядных пособий, разнообразие устных ответов, наличие опытов (на уроках развития речи), творческие задания, дидактические игры и т.д.

 3. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.

4. Использование  различных форм  обратной связи: систематического проведения опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, диктантов по предметам наряду с контрольными работами предусмотренными планом.

 5. Разнообразие домашнего задания.

 6. Установление внутренних и межпредметных и метапредметных  связей, показом и разъяснением применения знаний в жизни. Таким образом, формируя познавательный интерес, обеспечиваю благоприятную атмосферу обучения, движение своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. В процессе уроков внеклассного чтения знакомлю детей с устным народным творчеством: читаем загадки, сказки, скороговорки, пословицы и поговорки, это помогает учить правильной речи, обогащать эмоционально, развивать нравственно и духовно. Стараюсь работать над развитием творческого потенциала у детей. Развиваю такие качества, как активность, любознательность, фантазию, зоркость, оптимизм, быстроту и гибкость мышления.   С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приемов обучения и воспитания. При этом отдаю предпочтение нетрадиционным формам, использованию ИКТ. Широкое использование сюжетных игр, проблемных ситуаций, ИКТ способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.  Получила специальное образование «Олигофренопедагог».  

Анализ и оценка качества образовательных результатов детей. Детям с интеллектуальной недостаточностью учеба дается с большим трудом.  Я организую дополнительные  групповые или индивидуальные занятия, которые проходят во внеурочное время и позволяют уделить как можно больше внимания каждому ученику.  Благодаря, в том числе, и этим занятиям, степень усвоения материала стабильно повышается, что можно проследить по итогам  контрольных письменных работ.  В каждом классе есть группа детей, опережающих своих сверстников по интеллекту и общему развитию. В работе с такими детьми  я использую  групповые и индивидуальные занятия, даю дополнительные задания повышенной трудности, использовала при этом задания олимпиадного уровня, игр-конкурсов.  Для оценки результативности могут служить участие и  достижения  учащихся   в школьных, республиканских и всероссийских мероприятиях.  Список учащихся по уровням мероприятия  с указанием года, предмета, названия мероприятия. Кобылкина Анастаия - Республиканская олимпиада по русскому языку среди учащихся специальных коррекционных школ VIII вида.2014 г. III место. Кобылкина Анастасия -- Республиканская олимпиада по русскому языку среди учащихся специальных коррекционных школ VIII вида.2012 г. Диплом участника. Трофимюк Светлана - Республиканская олимпиада по русскому языку среди учащихся специальных коррекционных школ VIII вида.2014 г. III место. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.  

Такой результат достигается благодаря применению в организации учебной деятельности элементов эффективных современных педагогических технологий, обеспечивающих повышение познавательного интереса обучающихся, развитие их интеллектуальных способностей и хороший уровень усвоения содержания учебного предмета: личностно-ориентированного, разноуровневого и развивающего обучения, технологии проектной деятельности, межпредметной интеграции, информационных и здоровьесберегающих технологий.

Когда я вижу, как развиваются и растут мои ученики, я понимаю, что не зря пришла в свою профессию. Очень важно дать возможность детям поверить в свои силы, получить удовлетворение и радость от своего труда, почувствовать  вкус учѐбы и прелесть победы над собой.Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи.       Особое внимание в воспитательной работе школы и класса  я  уделяю работе с семьей. Родители учеников играют важную роль в общей воспитательной системе. Рассказываю, как правильно разговаривать, строения отношения с детьми, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Большую помощь в знакомстве с индивидуальными особенностями детей оказывает анкетирование родителей. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет. Для каждого родителя ребѐнок – самая большая ценность, поэтому стараюсь давать информацию тактично. Прежде чем высказывать негативную информацию, называю все положительные моменты в работе ученика, затем – результаты мониторинга успеваемости по предметам, и только после этого даю необходимые рекомендации для устранения недостатков. Очень стараюсь поддерживать тесную связь с семьями и искренне радуюсь самым незначительным успехам детей. Родители являются основными социальными заказчиками образовательного процесса. Поэтому образовательный процесс делаю открытым, приглашая не только на праздники, но и на уроки с целью поближе познакомить с работой и проблемами детей. Мною была создана и опробирована

программа по кружковой работе  «Юный корреспондент» (Приложение 7)Стараюсь вместе с учениками участвовать и в поселковых образовательных мероприятиях.(Участие в экологической конференции.)

 Я убеждена, что главное в моей работе - это не только оказание образовательных услуг, но и создание условий для развития и социализации личности ребѐнка.

Информационно-методическая деятельность

Педагог учится всю жизнь – это известная истина. Я – не исключение. Нахожусь в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь стараюсь быть исследователем. Особенно большое влияние на формирование моего профессионализма оказывает научно методическая деятельность. Эта деятельность предполагает:  - Постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых. - Изучение прогрессивного опыта коллег. - Ознакомление с новыми программами и концепциями воспитания и обучения детей, их оценка и др. Вывод:         Анализируя успехи и неудачи своей педагогической деятельности  по педагогическому сопровождению обучения и воспитания средствами инновационной деятельности, пришла к выводу, что положительный результат можно достигнуть только при условии:  

1. Высокой мотивации учащихся,  огромного желания и терпения  родителей, квалифицированном руководстве педагога;

 2. Грамотного использования  диагностического инструментария;

 3. Развития инновационной деятельности в образовательном учреждении;

 4. Системного применения самостоятельных работ на уроках;

 5. Отслеживание и выяснение причин неуспеваемости отдельных учащихся;

6. Мониторинг  качества знаний на всех этапах педагогической деятельности;  Выявлены  проблемы:

1. Важную роль приобретает изучение процесса развития личности каждого ребенка, ведь предметные знания нужны ребенку не сами по себе, а как инструмент его адаптации к окружающему миру.

 2. Проблема несоответствия требований учителя и родителей;

3. Отсутствие  правильной дозированной помощи при работе с литературой (легче показать, чем ждать, когда найдѐт необходимое);

4. Слабая материальная обеспеченность семей;

 5. Недостаточная  заинтересованность  родителей к обучению учащихся.        В своей педагогической деятельности стремлюсь к повышению качества филологического образования, что предполагает и постоянный личностный рост, саморазвитие, способность к постоянному познанию. Для этого использую различные образовательные ресурсы, тем более что многие из них являются сегодня общедоступными. Вместе с учениками развиваю сотрудничество с

коллективами многих социальных учреждений. Укрепляя социальное партнерство, преследую одну цель: формирование ключевых компетенций школьника в социуме, практическое владение средствами человеческого общения. Готовлю проект «Школьная газета». Первый выпуск газеты в рамках проекта был представлен к юбилею школы. Получила образование по специальности «Олигофренопедагог».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности учителя высшей категории

Аналитический отчет о результатах  педагогической деятельности Григорьевой Ольги Васильевны учителя математики муниципального образовательного учреждения Судиславская средняя общеобразо...

Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности

Аналитический отчёт о результатах педагогической деятельности...

Отчёт о самообследовании педагогической деятельности учителя по изобразительной деятельности и МХК МБОУ «Лицей им. Г.Ф.Атякшева» город Югорск Гладышевой Ирины Валериевны

Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький....

Открытый отчёт педагога о педагогической деятельности.

Открытый отчёт педагога о педагогической деятельности....

Результаты педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности

Публичная презентация результатов педагогической деятельности в рамках конкурсного отбора на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности...