Статья "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ"
статья

Лобановская  Инна Дмитриевна

Статья об использовании метода проектов на уроках физики и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_19.12.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

 

 «Всякое знание остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самостоятельность: учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению»

Н.А.Умов

Успех человека в современном обществе зависит от умения организовывать свою жизнь: поставить цель в ближайшем будущем и в перспективе, использовать нужные ресурсы, продумать план действий. По статистике многие успешные люди в бизнесе, спорте, политике, искусстве – это те, кто владеют проектным мышлением. На данный момент в школе существуют все возможности, чтобы развивать подобное мышление, используя особый вид деятельности обучающихся – проектную деятельность[1: 45].

Практически каждый учитель уже знает, что просто заучить факты и правила – в прошлом, отдав предпочтение умению применить эти знания на практике, в повседневной жизни. Под проектной деятельностью понимают использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, которые направлены на реальный практический результат, значимый для каждого участника проекта[4: 78].

При работе с проектом можно выделить следующие этапы:

1.Проблема

2.Цель

3.План работы

4. Используемая литература

5.Письменная часть

6.Защита[3: 12].

Возникает  вопрос:  как  вводить  проектную деятельность  на  уроках?  Начать необходимо  с  того,  чтобы  заинтересовать детей! Например, на уроках физики ученики среднего звена  очень активно    объясняют  физические  явления,  которые встречаются в сказках знакомых им   с  раннего  детства.    Большой интерес  у  школьников  вызывает  поиск  пословиц,  загадок,  народных  примет, связанных  с  физикой и историей. Учащиеся с удовольствием составляют   кроссворды, пишут  эссе. Например, на уроке истории в 7 классе при изучении темы «Формирование единых государств в Европе и России»  готовят проект « Этапы закрепощения крестьян в пословицах и поговорках». Ребята  объясняют смысл и значение  поговорок: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» или «Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет». В 8 классе при изучении темы: «Отечественная война 1812 года» ребята готовят проект, используя пословицы: «Отогрелся в Москве, да замерз на Березине», «Сам себя сжег француз, сам и поморозил».

В качестве дополнительного домашнего задания учащимся можно задать написать сочинения по темам: «Для чего мы изучаем физику», «Если бы не было всемирного тяготения», «Физика дома», «Путешествие  атома».

Другая форма работы, которая позволяет осваивать метод проектной деятельности и нравится учащимся – это создание самодельных устройств, подготовка интересных демонстраций, выполнение практических заданий, которые ученики очень любят показывать на уроках. Так,  например, на уроке истории в 6 классе  после  изучения  темы  «В рыцарском замке» ученики могут  найти в интернете готовый чертеж или создать свою собственную  модель замка из подручных материалов. В 7 классе, изучая тему «Атмосферное  давление»  предлагается  изготовить и нарисовать  модель фонтана  из  подручных  материалов, а также  разработать  проект  фонтана,  который может быть построен в собственном дворе или на даче.

Очень сложно учить предмет, если  у ученика нет к нему интереса, мотивации. В истории, как и физике,  важно стремиться понять, что,  как и почему происходит. Ведь  эти школьные дисциплины это не список дат, формул, личностей и событий, которые  нужно вызубрить[2: 23].

В начале изучения большой темы  или раздела можно  предложить учащимся составить буклет по изучаемой личности или событию. Написание текста для брошюры или буклета увлекает ребят. Они продумывают дизайн буклета. Ребята могут попробовать себя в роли редактора, дизайнера, художника.  Учащиеся могут готовиться как в парах, так и индивидуально. При небольшом объеме текста  необходимо  охватить максимум  информации. Учащиеся должны определить   цель, задачу буклета,  озаглавить текст, написать небольшой авторский текст, подобрать иллюстрации, карты. В конце изучения темы каждая группа представляет  свой результат работы. И в конце выступления печатный буклет раздается среди одноклассников.

Данный проект будет по силам учащимся 7-8 классов. Чаще всего такие проекты выполняются во внеурочное время. Значимость такой деятельности в том, что она может  стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся[5: 35].

Использование метода проектов обладает рядом преимуществ:

  • на любом этапе работы над проектом есть возможность использовать системно-деятельностный подход к обучению,  что развивает творческие способности обучающихся;
  • работая над проблемой исследования и решая конкретные задачи, ученики опираются на свои интересы и степень подготовленности, что даёт возможность каждому иметь свою траекторию обучения и саморазвития, позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс;
  • метод проектов способствует успешной социализации школьников благодаря достаточной информационной среде, в которой обучающиеся учатся самостоятельно ориентироваться, а это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.

Литература

1.  Елькин  В.  И. Необычные  учебные материалы по  физике:  Задачи,  тесты, практические  работы,  книжка  для  чтения  м  раздумий/  Сост.  Э.  М. Браверман.— М.: Школа-Пресс—2001.

2.  Ковалева  С.Я.  Об  ученической  исследовательской  и  проектной деятельности  //  Первое  сентября,  2011,  №  4.  URL: http://volsk-sch5.edusite.ru/DswMedia/fiz-2011-04-506.pdf

3.  Примерные  программы  по  учебным  предметам.  Физика.  10-11  клвссы: проект. — 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4.  Савенков  А.И.  Исследовательское  обучение  и  проектирование  в современном  образовании.   Исследователь:  URL:http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html

5.Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"

Презентация  об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....

Исследовательская деятельность в школе

Исследовательская работа в школе предоставляет возможность ученикам попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности, повышает мотивацию изучения предмета, позволяет принимать самостояте...

Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»

Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...

Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» (ПАШ) был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органи...

Культура проектно-исследовательской деятельности в школе. «Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования»

Проектно-исследовательская деятельность - один из аспектов ежедневной деятельности учителя или совместный способ учения,направленный на творческую реализацию ученика и учителя?Цель: ознакомл...

Методическая разработка мастер-класса «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной деятельности на основе ИКТ»

Мастер-класс «Организация издательской деятельности в школе как новая форма проектной дея­тельности на основе ИКТ» – второй мастер-класс в цикле мастер-классов «Проектная д...