"Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях"
статья
Статья раскрывает особенности социального проектирования в школе на примере уроков обществознания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
"Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в общеобразовательных учреждениях"
«Мы должны либо найти путь, либо проложить его»
Ганнибал
Среди огромного множества современных технологий и методик воспитания учащихся на уроках обществознания наиболее привлекательным и продуктивным, на мой субъективный взгляд,является социальное проектирование. Что это за технология и как внедрить её в школу?
Социальное проектирование как мыслительная или конструкторская деятельность, предваряющая социальные изменения, имеет большую историю. Первые попытки анализа организованной, целенаправленной деятельности можно найти в работах философов Древнего Китая и Индии, в трудах Демокрита и Платона, Аристотеля и Лукреция Кара. Много интересных мыслей в контексте проблем проектирования высказали Джордано Бруно, Томас Мор, Томмазо Кампанелла. Идеальные модели будущего разрабатывали А. Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн, великие русские просветители ХVIII века М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев, революционные демократы А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский. Таким образом, многочисленные модели, социальные проекты разрабатываются уже тысячи лет, однако не все они были научными, реальными, обоснованными, осуществимыми.
Научное – теоретическое и технологическое – обоснование, широкое осознанное, повсеместное, последовательное практическое использование проектирования относится к началу ХХ века.
Первоначально термины “проектирование” и “проект” употреблялись в основном в технической области человеческой деятельности. В начале XX века отмечался взрыв проектных разработок, особенно мощный в инженерном деле, развивалось инженерное проектирование; конструирование вещей, машин, коммуникаций велось на основе технологии проектирования.
В 20-е годы работа по проектам применяется в образовательной сфере. Одним из модных веяний в педагогике того времени было использование метода проектов, разработка которого на базе теоретических идей американского философа, педагога и психолога Джона Дьюи принадлежала Уильяму Херду Килпатрику и другим экспериментаторам в сфере образования. Метод проектов широко применялся в те же годы и в советской школе, пока не был осужден в 1931 году за “методическое прожектерство”.
Выдающееся значение имеют социальные проекты А.С. Макаренко по работе с беспризорниками и малолетними преступниками, сегодня изучаемые социальными работниками и социальными педагогами во всем мире.
В Советском Союзе социальное проектирование применялось на макросоциальном уровне. Так первые советские пятилетние планы развития народного хозяйства представляли собой не только крупнейшие экономические, но и социальные проекты, подготовка которых учитывала новейшие идеи советских экономистов и социологов. Однако особенности политического и социально-экономического развития доперестроечной России ограничивали возможности для применения социально-проектировочных идей в социальной сфере и уводили от траекторий социально-проектной деятельности стран с рыночной экономикой.
В 50-е годы проектное мышление начинает утверждаться в менеджменте. В различных странах с рыночной экономикой число проектов и их масштабы быстро растут. В основном это были проекты коммерческие, их оценка строилась на показателях экономии и прибыли (успешными признавались проекты, у которых окончательная стоимость соответствует объему выделенных ассигнований и которые характеризуются значительной экономией и высокими размерами прибыли).
На этом фоне формируется научная и учебная дисциплина “Управление проектами” (Project Management) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий методы, формы, средства и т.д. наиболее эффективного и рационального управления изменениями.
Как показывает многолетний опыт жизни целых стран и континентов, социальное проектирование всегда шло рука об руку с развитием общества, помогая человечеству достигать неведомых доселе результатов своей деятельности .
Сейчас технология социального проектирования активно проникает в образовательные учреждения с новой силой, отвечая требованиям государства и общества к учащимся. Чем же она привлекательна?
Начнём с того, что социальное проектирование – это технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Социальное проектирование подразумевает социально-значимую деятельность, которая обязательно имеет результат, не обязательно материальный. Для подростков, формирующих свою личность это имеет огромную практическую значимость и помогает накоплению собственного, личного опыта.
В ходе использования этой технологии учитель обеспечивает атмосферу взаимодействия учащегося с социумом, таким образом, происходит и их социализация.
В образовательных учреждениях существует несколько основных видов социальных проектов:
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.);
Проекты, включающие совокупность поисковых, творческих по своей сути приемов.
Какова же цель социального проектирования? Их несколько.
Во-первых, это привлечение вниманияучащихся к актуальным социальным проблемам местного сообщества;
Во-вторых- включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.
В- третьих - это социализация обучающихся.
Для достижения этих целей реализуются следующие задачи:
- повышение уровня информированности детей о существующих социальных проблемах общества
-создание инициативной группы учащихся, нацеленных на изменение окружающей их действительности путём социального проектирования
-помощь в организации работы по социальным проектам, координирующая деятельность педагога.
Результатом использования этой технологии в школе являются:
Формирование сильного актива класса, школы.
- Качественное изменение личностных характеристик участника коллектива.
- Положительная динамика изменения общей психологической атмосферы, улучшение взаимоотношений, четкая организация повседневной жизни.
- Происходит смена внутренней позиции учащихся.
- Заметно формирование основных нравственных качеств, в регуляции поведения действуют определенные социальные нормы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Программа разработана и направлена на социально – педагогическую поддержку обучающихся, а также повышения уровня информированности родителей в правовых знаниях и здорового образа ж...
Алгоритм социального проектирования при проведении социальных акций в рамках технологии сетевого взаимодействия
Программа опытно - экспериментальной работы ГБОУ школы № 519 призвана помочь обучающимся адаптироваться к окружающей жизни путем своевременного приобретения необходимых знаний и социального опыта, ста...
"Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении»
Семейное благополучие является одним из главных аспектов психофизического развития ребёнка. Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью,...
Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении
Неблагополучные семьи, основные виды помощи семье и детям...
"Технология социального проектирования как средство гражданско-патриотического воспитания обучающихся"
Выступление на педагогическом совете по вопросам гражданско-патриотического воспитания в школе....