"Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении»
статья на тему

Семейное благополучие является одним из главных аспектов психофизического развития ребёнка. Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. В данной статье рассматриваются особенности алкоголизированных семей и система помощи в рамках ОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семейное благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких–либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие – жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи – можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

Пьянство родителей является одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка. Оно может оказаться роковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о тлетворном влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

Алкоголизированные родители не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у детей. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью.

Можно выделить следующие особенности алкоголизированных семей:

1. Размытость, нечёткость границ.
Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие — ненормальны, теряют твердость психологической почвы под ногами. Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ  личности.

2. Отрицание

Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, поэтому ребенку бывает трудно распознать правду. Взрослые пытаются отрицать негативный характер событий, происходящих в семье, из-за чего ребенок перестает понимать, что на самом деле совершается вокруг него

3. Непостоянство

Поскольку потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, не в полном объеме, и он испытывает дефицит внимания к себе со стороны взрослых, у него появляется закономерное желание, чтобы им занимались. Он пытается привлечь внимание к себе любыми доступными способами, включая девиантные и делинквентные формы поведения.

4. Низкая самооценка

Система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем. Все это произошло потому, что он был недостаточно хорошим, совершил много ошибок. В конце концов, он «заслуживает» все то плохое, что с ним приключается. Так постепенно утрачивается самоуважение, а вина взрослых переносится на себя.

5. Недостаток информации о том, как функционируют здоровые семьи.

Так как же помочь этим детям?

Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина, но и предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
В развитие Конституционного положения право несовершеннолетнего на защиту закрепляется в ст. 56 СК РФ. Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов, статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за защитой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка. При том, что в Семейном кодексе закреплено право ребенка на самостоятельное обращение в суд начиная с 14-летнего возраста, законодательство не предусматривает механизма обращения ребенка в административные и судебные органы.

Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства, защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ.  Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка. Предполагается, что главное внимание уполномоченный сосредоточит на защите интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также тех детей и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации

Одним из немаловажных институтом сопровождения детей из алкоголизированных семей является, конечно же, школа.

Основные задачи, которые решают специалисты комплексной группы на уровне школы, можно сформулировать следующим образом: 

Классный руководитель

Является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками. Делает первичный запрос специалистам и предоставляет первичную информацию о ребенке. Организует и координирует комплексную работу по профилактике и коррекции девиантного поведения учащегося.

Социальный педагог

Изучает жизнедеятельность ребенка вне школы. Организует профилактическую и коррекционную работу в микрорайоне. Поддерживает детей, попавших в экстремальные ситуации. Взаимодействует с центрами психологической поддержки и реабилитации детей и подростков.

Психолог

Изучает личность учащегося и коллектива класса. Анализирует адаптацию ребенка в среде.

Выявляет дезадаптированных учащихся.Изучает взаимоотношения детей с взрослыми и сверстниками. Подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы.Выявляет и развивает интересы, склонности и способности школьников. Осуществляет психологическую поддержку нуждающихся в ней детей.
Школьный врач

Исследует физическое и психическое здоровье учащихся. Организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем.Разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания. Взаимодействует с лечебными учреждениями.

Виды помощи.

Семья алкоголиков (оба родителя)

Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения (для детей-подростков).
  • Оказание психиатрической, наркологической помощи семье или ее отдельным членам.
  • Дополнительные занятия с ребенком по оказанию помощи в учебе.
  • Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования (кружки, секции и т.д.).
  • Консультации врача психиатра, нарколога и т.д.
  • Консультирование ребенка в психолого-медико-педагогической комиссии и определение программ обучения.
  • Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, в вечернюю школу, ПТУ и т.д. (в случае необходимости).
  • Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости).

Полная семья, один из родителей пьет.
Виды помощи семье и детям:

  • Наблюдения и консультации психолога.
  • Беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем.
  • Вовлечение ребенка в систему дополнительного образования.
  • Дополнительная помощь в учебе со стороны учителей.
  • Привлечение здорового члена семьи и ребенка к психологическим занятиям детско-родительской группы.
  • Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
  • Индивидуальная работа социального педагога, психолога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.
  • При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность и т.п.) обследование подростка у детского психиатра.
  • При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения.

. Неполная семья, родитель алкоголик (одинокая мать-алкоголичка или отец).
Виды помощи семье и детям:

  • Беседы классного руководителя, социального педагога, психолога с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.
  • Наблюдения и консультации школьного психолога.
  • Вовлечение социальным педагогом или классным руководителем ребенка в кружки, секции, библиотеку.
  • Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или о лишении родителя-алкоголика родительских прав.
  • Направление ребенка образовательным учреждением на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.
  • При нарушении подростком правил и норм общественной жизни, хулиганстве и правонарушениях возбуждение дела образовательным учреждением о направлении в спецшколу.

Опекунские семьи: престарелые, употребляющие алкоголь; педагогически несостоятельные.
Виды помощи семье и детям:

  • Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом в кружки, секции, студии, клубы.
  • Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов.
  • Индивидуальная работа психолога с ребенком.
  • Помощь учителей ребенку в учебе.
  • Консультация психиатра.
  • Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новым опекунам, в приемную семью, в детский дом, приют и т.д.).
  • Направление образовательным учреждением ребенка на психолого-медико-педагогическую консультацию для определения уровня его развития и программы обучения.
  • Консультация у невропатолога или психиатра

Для того, чтобы наше общество было морально здоровым, мы должны в первую очередь заботится о подрастающем поколении. Вовремя оказанная помощь может предотвратить растущую преступность среди несовершеннолетних.

Список литературы:

  1. Конституция РФ, М.: «Юридическая литература», 1995.
  2. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" 
  3. Федеральный закон РФ от 24.06.1999 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995г. (ред. от 01.05.2017)
  5. Основы социальной работы» / под ред. П.Д. Павленюк – М.: Инфра, 1998г.
  6. Москаленко В.Д. М.: ЦОЦ, 1992. «Программа социальной работы с семьями, больных алкоголизмом»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»

  Программа разработана и направлена на социально – педагогическую поддержку обучающихся, а также повышения уровня информированности родителей в правовых знаниях и здорового образа ж...

Физическая культура и ее роль в решении социальных проблем

Физическая культура - вид культуры общества и человека. Это деятельность и ее результаты по формированию физической готовности к жизни; с одной стороны, специфический процесс, с другой - результат чел...

Инновационные методы и формы взаимодействия семьи и школы в решении социальных проблем ребенка

Сегодня  образованному человеку не достаточно только предметных знаний. Большую и важную роль в развитии личностных способностей играет дополнительное образование. Кадетом быть престижно и о...

Решение социальных проблем учащихся в образовательном учреждении

Неблагополучные семьи, основные виды помощи семье и детям...

"Социальное проектирование, как технология социального воспитания учащихся в образовательных учреждениях"

Статья раскрывает особенности социального проектирования в школе на примере уроков обществознания....

«СОВРЕМЕННЫЙ КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»

Любые меры, принимаемые для повышения защищенности ОУ от техногенных опасностей или террористических актов, одновременно обеспечивают усиление защищенности ОУ от социальных, биологических, природных, ...