Технология проблемного обучения
статья на тему

Основные цели:

  • Самостоятельное приобретение новых ЗУН в нестандартных ситуациях.
  • Развитие познавательных и творческих способностей.
  • Развитие исследовательской активности.
  • Развитие навыков работы с дополнительной литературой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie.docx14.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемного обучения

  1. Различие проблемного и традиционного обучения

Проблемное и традиционное обучение различаются по цели и принципам организации педагогического процесса.

Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей

Цель традиционного типа обучения – усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знанием основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков.

  1. Принципы организации педагогического процесса

В основе организации учителем традиционного типа обучения имеет принцип передачи учащимся готовых выводов науки. В основе организации цели процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике.

  1. Деятельность учителя и обучающихся

Проблемное преподавание – деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложение учебного материала с его объяснением и управление деятельностью обучающихся, направленных на усвоение новых знаний как традиционным путем, так и путем самостоятельной постановки учебных проблем и их решение.

Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность обучающихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством   выдвижения предложений, гипотез,  и их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения

  1. Проблемная ситуация

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

  1. Методические приемы создания проблемных ситуация

-Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

-Сталкивает противоречия практической деятельности.

-Излагает различные точки зрения на один тот же вопрос.

-Предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций(например юриста, финансиста, педагога).

-Ставит проблемные задачи (например ,с недостаточными и избыточными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения и др.)

  1. Алгоритм решения проблемной ситуации
  1. Постановка учебной проблемы.
  2. Поиск решения (решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и ее проверки).
  3. Выражение решения (применение знаний для решения конкретной задачи и выражение «новых знаний»)
  4. Творчество применения «открытых знаний»

  1. Вывод.

Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не теряется перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью, всегда способной к поиску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Реализация в практической деятельности деятельностно – ориентированной технологии (технология проблемного обучения, элементов информационной технологии)

Реалии времени диктуют изменения в процессе обучения. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это воспитание и развитие личности. Основным средством решения которых продолжает ост...

Технология проблемного обучения и методика создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии.

Теория и понятие проблемного обучения, подробное описание методов и приёмов создания проблемных ситуаций на уроках физики и географии....

Исследовательская работа на тему: «Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения»

Цель моей работы показать, как можно построить процесс обучения на основе использования инновационных технологий: технологии проблемного обучения и технологии развития критического мышления.Сегодня по...

Педагогический опыт:"Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления"

Построение процесса обучения на основе инновационных технологий: технология проблемного обучения, критического мышления....

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...